Заявление Комитета Института библейских исследований по этике
С тех пор, как смерть из-за греха вошла в человеческую жизнь, человеку пришлось столкнуться с вопросом о том, как правильно заботиться о мертвых. Хотя из-за культурного и религиозного
разнообразия существуют разные ответы на заботу о мертвых, такие различия во взглядах означают, что мы должны относиться к этому вопросу с благоразумием, проницательностью и уважением. Растущая популярность кремации на христианском Западе часто объясняется тем, что она менее затратна, чем традиционное бальзамирование и захоронение. В статье USA Today сообщается: «Средняя стоимость похорон сегодня составляет около 6500 долларов США, сообщает NBC News, включая стоимость гроба в 2000 долларов США или более. Кремация, напротив, обычно стоит на треть меньше — возможно, на треть дешевле». Далее в статье говорится: «По данным Национальной ассоциации директоров похоронных бюро [США], в 2019 году кремация использовалась в 54 процентах случаев смерти». Они прогнозируют, что к 2040 году этот показатель вырастет примерно до 78 процентов»1. Все это поднимает вопросы о том, содержит ли Библия какие-либо предписания относительно того, как нам следует заботиться об умерших. В этой статье мы попытаемся рассмотреть практику погребения и кремации в свете Писания.
ПОГРЕБЕНИЕ И КРЕМАЦИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
Археологические находки подтверждают ритуалы захоронения и кремации в древности. Например, за исключением египтян, китайцев и евреев, «кремация, по-видимому, была стандартной практикой у древних народов»2. Эти культуры связывали бессмертие души с кремацией. В индуизме, например, верили, что бессмертная душа переживет огонь и полетит
подобно птице в «мир предков или мир богов». Аналогичным образом, древние греки были убеждены, что «огонь отделяет чистую душу от нечистого тела и освобождает ее, чтобы она вознеслась, подобно фениксу, от своего алтаря пламени на небеса»3 .
Что касается еврейской традиции, Нафтали Зильберберг цитирует Мидраш о воскрешении, а затем комментирует: «Само тело, которое умерло, будет воскрешено. Согласно традиции, в верхней части позвоночника есть крошечная кость, называемая костью луз. Именно из этой неразрушимой кости Бог восстановит все тело, когда придет время для Воскрешения мертвых»4 . Таким образом, похоже, что еврейская традиция, по-видимому, ставит Бога в зависимость от какой-то кости или подобных останков, чтобы иметь возможность воскресить первоначальное тело к жизни. Видение Иезекииля о том, как сухие кости оживают, может быть одним из отрывков, стоящих за этой идеей 5.
Напротив, ранние христиане практиковали погребение, а не кремацию из-за своей веры в погребение и воскресение Иисуса. Фактически, вера в воскресение тела сделала кремацию «отвратительной для ранних христиан, чье использование погребения подтверждается свидетельствами катакомб в Риме»6 . Более того, Дэвид Джонс сообщает, что христианство следовало своим иудейским корням, где кремация рассматривалась как «неприемлемая языческая практика». Джонс далее цитирует историков, которые утверждают, что именно достоинство, которое христиане даровали телу умершего, сыграло значимую роль в распространении христианства7. В результате «к концу 4-го века кремация была фактически искоренена на самом христианском Западе» 8. Однако, для верующих в Библию христианская традиция не является автоматически нормативной, поскольку она может противоречить Писанию. Таким образом, остается вопрос, дает ли Писание какие-либо нормативные указания о том, как нам следует обращаться с мертвым телом?
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ В БИБЛИИ
На протяжении всей Библии именно захоронение является преобладающей практикой обращения с мертвыми 9. Это говорит о том, что в те времена захоронение было, по крайней мере, распространенным способом избавления от мертвых. В некоторых случаях библейский текст отмечает, что захоронению предшествовала некая форма умащения благовониями или бальзамирования мертвых тел. Например, Иосиф приказал египетским врачам забальзамировать своего отца Израиля (Быт. 50:2), и позже он сам был забальзамирован (Быт. 50:26). Тело Иисуса было завернуто в «чистую льняную ткань», и женщины использовали «благовония и масти», чтобы подготовить его к погребению (Мф. 27:59; Лук. 23:53; Ин. 19:40). Естественно, возникает вопрос: являются ли такие библейские записи о погребальных практиках предисывающими или их следует понимать только как описательное повествование? Тот факт, что Иоанн описывает погребальные приготовления тела Иисуса как совершаемые в соответствии с тем, как «обыкновенно погребают иудеи» (Ин. 19:40), по-видимому, предполагает, что Иоанн просто сообщает о современных практиках, не предписывая моральную норму для всех мест и времен. Поэтому неудивительно, что некоторые авторы приходят к выводу, что «нет прямого повеления относительно погребения» в Писании10. Таким образом, можно с уверенностью предположить, что, когда Библия описывает погребение мертвых, она описывает существовавшие тогда обычаи, а не дает никаких предписаний или повелений. Это открывает альтернативный вопрос: а именно, описывает ли Библия сжигание тел для целей кремации? В Библии редко упоминается сжигание мертвых тел. Один пример происходит после того, как Саул и его сыновья были убиты в битве. Филистимляне прикрепили их тела к стене Беф-Сана (1 Цар. 31:10). Затем «люди сильные» из Иависа Галаадского сняли тела и «сожгли их». После сожжения тел они взяли «их кости и похоронили под дубом в Иависе, и постились семь дней» (1 Цар. 31:12–13). Возникают два момента. Во-первых, кости не были поглощены огнем, но все равно были похоронены, что отличается от современной кремации. Одной из причин могло быть предотвращение дальнейшего осквернения их тел врагами 11. В качестве альтернативы Рональд Ф. Янгблад предполагает, что жители Иависа могли сжигать трупы, чтобы избежать «риска заражения от быстро разлагающихся тел» 12. Таким образом, в библейском повествовании захоронение мертвых обычно происходило в день смерти (ср. Втор. 21:23) или в течение двадцати четырех часов. Как замечает Х. У. Мар, «проблемы санитарии и страх возможного осквернения через контакт с мертвым телом» (Чис. 9:10–14; 19:11–13) были причинами такой быстроты. Лазарь был похоронен в день своей смерти, поскольку он умер, потому что был «болен» (Ин. 11:1, 17, 39)13. Подобные альтернативные толкования предполагают, что какое бы объяснение случая захоронения Саула и его сыновей мы ни предпочли, ни одно из них не является аналогом современной практики кремации, при которой все тело, включая кости, превращается в пепел. Напротив, современная кремация часто кажется более обоснованной в экономике, чем в вопросах общественного здравоохранения или теологических проблемах. Однако культурные или религиозные традиции, практические вопросы и личные предпочтения также могут быть факторами в таких решениях. Отсутствие аналогии между этим текстом и современной практикой (по крайней мере, на Западе) предполагает, что эта история не дает четкого морального руководства по современным вопросам, касающимся кремации. Большинство других сожжений не были предназначены для избавления от трупов, а скорее включали эксгумацию захороненных костей для их сжигания в актах осквернения. Примерами являются Амос 2:1–3; 3 Цар. 13:2; 4 Цар. 23:16, 20; и 2 Пар. 34:5. Однако в каждом случае эти сжигания не были предназначены для того, чтобы избавиться от мертвого тела, а представляли собой сжигание эксгумированных костей для только что упомянутых символических целей. Таким образом, эти тексты, по-видимому, не предлагают никаких моральных указаний относительно вопроса кремации.
ПОГРЕБЕНИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ ИЗ МОГИЛЫ
При рассмотрении вопроса захоронения и кремации как дополняющих друг друга методов утилизации мертвых, важным моментом для обсуждения является связь между учением о воскресении и практикой погребения. Например, Иисус обещает воскресение тех верных, «которые находятся в могилах» (Ин. 5:28). С другой стороны, Даниил говорит о воскресении тех, кто спит «в прахе земли» (Дан. 12:2). Между тем, Павел в своих отрывках о воскресении в 1 Коринфянам 15 и 1 Фессалоникийцам 4 не пишет о том, где похоронены мертвые. Он говорит только, что «мертвые во Христе» воскреснут, не упоминая гробницы или могилы. Тем не менее, здравый смысл подсказывает, что в фундаментальном смысле эти вариации не противоречат друг другу. Похоже, что авторы сосредоточены скорее на концептуальном, чем на географическом моменте. Это можно наблюдать в том, как Матфей изображает воскресение многих святых из «гробниц» во время землетрясения при смерти Иисуса. Затем Матфей указывает, что эти люди пошли в Иерусалим, чтобы засвидетельствовать воскресение (Мф. 27:51–54).
По словам Эллен Г. Уайт, это множество вознеслось на небеса с Иисусом, который представил их Богу как «сноп потрясения, как тех, кто воскрес с Ним, как представителей того великого множества, которое выйдет из могилы при Его втором пришествии» 14. Поскольку эта группа была представителями всех спасенных (ср. Еф. 4:8; Откр. 4:6), мы могли бы ожидать, что они будут из разных времен и мест, однако все они изображены как воскрешенные к жизни в Иерусалиме. Вряд ли можно предположить, что Бог избрал только тех, кто был похоронен в Иерусалиме, чтобы воскреснуть в этом событии. Таким образом, язык «могил» не предназначен для указания точного места, где каждый был похоронен. Скорее, этот образ служит общим описанием состояния, из которого они были призваны к жизни снова. В отличие от иудейской традиции, как отмечалось ранее, в которой сохранение костей было необходимо для того, чтобы сделать воскрешение возможным, это предполагает, что Бог не зависит от физических останков человека, чтобы воскресить его. То, что Богу не нужно зависеть от сохранившихся останков для воскрешения мертвых, дополнительно подтверждается явлением телесного разложения и распада после смерти. Фактом является то, что элементы безжизненных тел со временем рассеиваются в земле, воздухе и воде, и что они также могут быть включены в новые формы жизни, будь то растения, животные или люди, таким образом теряя свою идентичность как останков умершего человека. Однако мы видим в 1 Коринфянам 15, что в отличие от иудейской традиции, цитируемой ранее, Павел четко различает тело воскрешения — «духовное тело» — от нашего нынешнего «душевного тела». Это различие подкрепляет вывод о том, что Бог не зависит от элементов нашего нынешнего тела, которые разлагаются в окружающей среде, чтобы воскрешать мертвых, поскольку Он создаст совершенно новое «духовное» тело для каждого воскресшего человека. Таким образом, с библейской точки зрения мы понимаем окончательное воскрешение как божественный акт творческой силы, в котором Бог представлен «животворящим мертвых и называющим несуществующее как существующее» (Рим. 4:17). Бог может воссоздать нас из ничего, как Он сделал это в Быт. 1. Поэтому мы можем сделать вывод, что способ утилизации мертвого тела не влияет и не препятствует способности Бога вернуть мертвого человека к жизни.
Таким образом, кажется очевидным, что, когда стоит вопрос о том, как мы решаем судьбу умерших, Библия не дает прямых предписаний. Это предполагает, что в большинстве случаев библейский христианин свободен следовать любому приемлемому для него способом захоронения в контексте своей культуры. Кремация, по-видимому, не исключается как законный вариант для рассмотрения.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЫЕ СООБРАЖЕНИЯ
Хотя Библия не предписывает конкретных погребальных и захоронительных практик, нам необходимо учитывать духовные и теологические последствия местных обычаев. Как уже отмечалось, в западных странах, таких как Европа, а также Соединенные Штаты, рассмотрение кремации как варианта часто обусловлено в первую очередь экономическими соображениями. Это контрастирует с ранними христианами, которые связывали кремацию с язычеством. Таким образом, с западной точки зрения ключевым соображением для вариантов погребения является библейское управление, в котором верующий может учитывать разницу в расходах на способ погребения, стремясь сбалансировать необходимость обращаться с останками умершего с надлежащим достоинством, при этом разумно используя деньги Господа как хороший управляющий. С другой стороны, могут быть культуры, в которых погребальная практика, такая как кремация, несет в себе смысл, который противоречит библейским учениям, особенно о состоянии людей после смерти. Ранее в этой статье кратко упоминались древние культуры, где кремация связана с концепцией бессмертной души, освобождающейся для путешествия в свой вечный дом. В таких случаях эти практики противоречат библейской точке зрения. Кроме того, могут быть другие, малоизвестные примеры местных культурных погребальных практик, которые также противоречат библейским учениям.
Таким образом, кажется, что христианин, следующий учению Библии, должен оценивать культурные практики, особенно те, которые очень знакомы и, таким образом, легко принимаются некритически. Если более пристальное изучение показывает, что некоторые элементы местных практик несут в себе смысл, противоречащий библейским учениям, то верующие, приверженные библейскому авторитету, должны рассмотреть возможность изменения своих методов погребальных процедур, чтобы избежать участия в небиблейской практике. Они должны стремиться минимизировать потенциальные противоречия, уважая культурные практики и личные предпочтения умершего, насколько это морально допустимо. Когда выбираются отклонения от местных практик, верующему может потребоваться дипломатично объяснить, почему были сделаны такие изменения.
Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что верующие должны стремиться быть настолько культурно чувствительными к похоронным практикам, насколько это позволяют библейские учения, стремясь при этом продемонстрировать соответствующее сочувствие и поддержку скорбящим.
1 Erica Lamberg, “The Pros and Cons of Cremation,” USA Today, accessed February 6, 2024, https://www.usatoday.com/story/community-hub/funeral-planning/2020/03/24/cremation-pros-and-cons/5065222002/. Статья не датирована, но содержит ссылку на 2019 год. Поскольку это средние цифры, возможно, в некоторых регионах кремация не будет наиболее экономичным вариантом.
2 Stephen Prothero, Purified by Fire: A History of Cremation in America (Los Angeles: University of Сalifornia Press, 2001), 5.
3 Prothero, Purified by Fire, 6.
4 Rabbi Naftali Silberberg, “The Resurrection Process,” Chabad.org, accessed February 7, 2024, https://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/ 1127503/jewish/ The-Resurrection-Process.htm.
5 Devorah Dimant, “The Valley of Dry Bones and the Resurrection of the Dead,” The Torah, accessed February 7, 2024, https://www.thetorah.com/ article/the-valley-of-dry-bones-and-the-resurrection-of-the-dead. См. также N.T. Wright, The Resurrection of the Son of God, Christian Origins and the Question of God (London: Society for Promoting Christian Knowledge, 2003), 139–194.
6 F. L. Cross and Elizabeth A. Livingstone (orgs.), The Oxford Dictionary of the Christian Church (Oxford: Oxford University Press, 2005), 434.
7 David W. Jones, “To Bury or Burn? Towards an Ethic of Cremation,” Journal of the Evangelical Theological Society 53, no. 2 (June 2010): 335–347.
⁸ Prothero, Purified by Fire, 6.
9 Вот несколько примеров: Авраам купил место захоронения для своей жены Сары и себя (Быт. 23:9, 19; 25:9–10). Это также была гробница для других патриархов (Быт. 35:29; 49:29–31; 50:13). Иосиф приказал своим братьям вынести его кости из Египта, чтобы похоронить в Ханаане (Быт. 50:25; И. Нав. 24:32). Господь похоронил Моисея (Втор. 34:5–6). Давид также был похоронен в гробнице (3 Цар. 2:10; 2 Пар. 25:28). Иоанн Креститель (Марк. 6:29), Стефан (Деян. 8:2), Анания и Сапфира (Деян. 5:6–10) были похоронены, как и Сам Иисус (Мф. 27:57–60).
10 Norman L. Geisler and Douglas E. Potter, “From Ashes to Ashes: Is Burial the Only Christian Option,” Christian Research Institute, April 14, 2009, https://www.equip.org/articles/is-cremation-christian/.
11 Robert Jamieson, A.R. Fausset, and David Brown, Commentary Critical and Explanatory on the Whole Bible (Oak Harbor, WA: Logos Research Systems, 1997), 1:195.
12 Ronald F. Youngblood, 1&2 Samuel, vol. 3 of The Expositor’s Bible Commentary, ed. Frank E. Gaebelein (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1992), 800.
13 H. W. Mare, “Burial,” in The Zondervan Pictorial Encyclopedia of the Bible, ed. Merril C. Tenney (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1976), 1:672.
14 Ellen G. White, The Desire of Ages (Mountain View, CA: Pacific Press, 1898), 834.
По материалам бюллетня Института Библейских исследований