Эсхатологическая роль субботы: некоторые размышления

Адвентистская эсхатология отводит заповеди о субботе важную эсхатологическую роль незадолго до возвращения Христа. Этот особый эсхатологический акцент поднимает по крайней мере один важный вопрос: на каких основаниях мы можем приписывать субботе такое эсхатологическое значение? Далее мы обсудим некоторые мысли, которые могут быть полезны для формулирования ответа на наш вопрос и которые предполагают знание повествования о падшем небесном херувиме (Ис. 14:12–14; Иез. 28:12–19). Он подверг сомнению справедливость характера Бога (Быт. 3:4–5; Иов. 1:8–11) и захотел сам стать как Бог, заявляя, что именно он является законным объектом поклонения (Ис. 14:13–14; Мф. 4:8–10)..

СУББОТА И БОЖЬЯ ЛЮБОВЬ

Хотя суббота сформулирована как заповедь, она удивительным образом свидетельствует о действенности вечного Евангелия, призывая и повелевая нам помнить ее. Суббота — единственная заповедь в Декалоге, которая ясно идентифицирует Бога, ссылаясь на два Его самых значительных могущественных дела. Вот первое: «Помни день субботний, чтобы святить его… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил» (Исх. 20:8, 11, курсив добавлен). Суббота свидетельствует о Боге как о Творце.

Вот второе: «Помни, что ты был рабом в земле Египетской, и Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда… потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5:15, курсив добавлен). Суббота свидетельствует о Боге как Искупителе 1.

Что общего у творения и искупления? Общего много, но мы упомянем лишь несколько общих черт. Творение и искупление были результатом работы Сына Божьего (Ин. 1:1–3, 14; Рим. 3:23–24), и, следовательно, требуют христологической интерпретации (ср. Кол. 1:15–20). И то, и другое является исключительной работой Бога через Его Сына, полностью независимой от человеческой деятельности и производительности 2. И то, и другое является фундаментальной характеристикой Евангелия — ни творение, ни искупление не является результатом человеческих дел (Рим. :20). Творение и искупление представляют собой два самых мощных известных нам проявления божественной активности. Необъятность космоса предполагает, что его творение было величественной демонстрацией божественной силы. Личное и прямое участие Бога в деле искупления через Христа, которое делает возможным для каждого человека вернуться к постоянному общению с Богом, действительно является несравненным проявлением силы спасительной благодати Божьей (Рим. 5:20). Возможно, самое важное сходство между творением и искуплением заключается в том, что и то, и другое является проявлением божественной любви. Творение было выражением божественной любви до восстания Люцифера (Быт. 1:31; 1 Ин. 4:8, 16), а искупление является самым славным выражением божественной любви после грехопадения (Ин. 3:16).

Первоначальное творение проявило Божью мудрость и любовь (Пс. 18:2; 8:4–7), а искупительное дело Христа является великолепным откровением божественной самоотверженной любви (Ин. 10:17–18). Бог, который из любви сотворил все, дал субботу, чтобы напомнить нам, что Он любящий Творец. Бог, который из любви и благодати искупил нас, подарил нам субботу, чтобы напомнить нам, что искупление — это дар Его любви и благодати. Суббота — это ослепительное свидетельство любви Бога как Творца и Искупителя.

Таким образом, нас не должно удивлять, что в конце космического конфликта суббота станет объектом нападения злых сил, которые противостоят евангелию спасения через веру во Христа (Откр. 12:4;14:8). Этого они попытаются достичь через начертание зверя (см. таблицу в конце статьи). Действительно, намерение падшего херувима состоит в том, чтобы заставить замолчать свидетельство о субботе для творения как первого акта божественной любви в истории вселенной и евангелия спасения через жертвенную любовь Христа (Откр. 14:13; 13:15). Но свидетельство о субботе не будет заглушено.

СУББОТА И БОЖИЙ ХАРАКТЕР

Падший осеняющий херувим, похоже, возомнил, что изменение заповеди о субботе будет эффективным способом достижения его злых намерений. С самого начала он был в открытом конфликте против воли Божьей (например, Быт. 3), но его вражда против закона Божьего ясно разоблачена в библейской апокалиптической литературе (например, Дан. 7:25; 2 Фес. 2:3–4, 7–8). Его противостояние закону Божьему скрывает прямую и злобную атаку на Самого Бога. Поскольку Декалог является словесным выражением характера Бога, изменение закона на самом деле является атакой на целостность и совершенство характера Бога — что Он не тот, за кого себя выдает, как намекнул змей Еве (Быт. 3:4–5). Если бы потребовалось какое-либо изменение или модификация закона Божьего, это ясно продемонстрировало бы, что закон, и, в частности, Законодатель, несовершенен и нуждается в улучшении. Следовательно, Люцифер, по-видимому, утверждает, что юридически и морально оправдано не подчиняться такому несовершенному законуНаиболее радикальное изменение закона произошло, когда была предпринята попытка заменить седьмой день субботний соблюдением воскресенья. Таким образом, падший херувим надеялся дискредитировать характер Бога и проявить свою собственную власть над законом. Когда люди признают его власть, принимая изменение и подчиняясь измененной «заповеди», они, по сути, отвергают целостность любящего характера Бога. Это объясняет, почему Декалог, как отражение характера Бога, играет такую важную роль в книге Откровения (Откр. 12:17; 14:12)3.

СУББОТА И ПОКЛОНЕНИЕ

Изменение четвертой заповеди — изменение дня покоя и поклонения — привело бы к поклонению ложному богу. Мы всегда должны помнить, что заповедь о субботе не о мирском дне отдыха, а о святом дне. Она свята, потому что Бог присутствует особым образом в этот период двадцати четырех часов. Это время, которое Бог и верующие проводят вместе, и которое освобождает верующих, соблюдающих субботу, от забот о человеческой активности или делах. Мы входим в это священное время, чтобы быть в общении с Творцом и Искупителем; мы  поклоняемся Ему (например, Ис. 66:23). Фактически, святость седьмого дня субботы представляет ее как божественно определенное святое «пространство во времени» для поклонения Богу.

Сегодня воскресенье считается подавляющим большинством христианского мира истинным днем поклонения. Намерение падшего херувима, похоже, было достигнуто: он изменил закон именно там, где пересекаются закон и поклонение. Фактически, они неразделимы, и, следовательно, изменение заповеди о субботе ведет к идолопоклонству. Это мастерски изобретательно и глубоко обманчиво! Изменив четвертую заповедь, падший херувим, похоже, достиг своего первоначального намерения, а именно, дискредитировать характер Бога и стать объектом поклонения. Для него суббота должна уйти! Поэтому необходимо, чтобы человек еще раз услышал Евангелие спасения верой во Христа, которое не противоречит закону Божьему, сохраненному в Декалоге. Неизменность закона должна быть провозглашена не как средство спасения, а как свидетельство спасения через веру во Христа.

СУББОТА КАК ЗНАК ВЕРНОСТИ

Суббота буквально находится в центре Декалога, и ее уникальность и специфичность превращают ее в идеальный знак преданности Богу. На еврейском языке Декалог, записанный в Исходе 20:3–17, состоит из 152 слов. Чтобы найти его центр, мы просто делим 152 на два, и в результате получаем семьдесят шесть слов с одной стороны и семьдесят шесть с другой. Центр Декалога находится в стихе 104 . Семьдесят шестое слово — «седьмой» (hashshbi‘i), а семьдесят шестое слово в другом разделе — «суббота» (shabbat). Следующая фраза находится в центре Декалога: «а день седьмой — суббота Господу» («принадлежащая», или «для» Яхве). На еврейском языке она состоит из четырех слов:

75 «а день» (ивр. weyom)

76 «седьмой» (ивр. hashshebi‘i)

76 «суббота» (ивр. shabbat)

75 «Господу» (ивр. laYahweh)

С лингвистической точки зрения эта конкретная фраза находится в центре Декалога и, исходя из того, что нам известно об истории библейской субботы, это вряд ли случайность. Мы знаем, что эта фраза стала чрезвычайно важной в истории соблюдения субботы. Специфика заповеди, обнаруженная в этой фразе («седьмой день суббота»), встревожила христианский мир до такой степени, что было решено ее исключить, утверждая, что «седьмой день» является обрядовым компонентом в четвертой заповеди, не имеющим никакой ценности для христиан.

Однако именно специфика заповеди — ее седьмость — превращает ее в знак верности Богу среди космического конфликта и подчеркивает для человека привилегию общения с этим святым Богом. Падший херувим хочет исключительной верности ему и выступает против знака верности Богу последнего времени, иронически предлагая вместо этого специфику ложной субботы, первого дня недели5, как знак верности ему — начертание зверя (Откр. 13:16). Но закон Божий совершенен (Пс. 18:8) и неизменен, потому что он является отражением Его характера.

РЕЗЮМЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы предположили, что эсхатологическая роль субботы в последние дни связана с божественным намерением, чтобы она стала свидетелем евангелия спасения через веру во Христа. Это  невыносимо для падшего херувима, который домогается провозглашать свое собственное ложное евангелие. Силы зла выступают против библейской субботы, потому что именно она намерена постоянно напоминать человеку, что творение и искупление являются наиболее мощными проявлениями любящего характера Бога, именно она объединяет определенную заповедь с идентичностью истинного объекта поклонения, и что именно специфика Субботы превращает ее в видимый и действенный знак верности Агнцу в то время, когда силы зла сражаются против Агнца, Его закона и Его характера. В конце космического конфликта послушание Божьего народа заповеди о субботе представляет собой знак, свидетельство миру о том, что Творец и Искупитель является любящим и милостивым Богом, и что мы обрели покой верой во Христа. Эсхатологическое сопротивление этому будет остановлено Агнцем Божиим (Откр. 17:14).

Приведенная ниже таблица перечисляет и противопоставляет некоторые концепции, связанные как с библейской субботой, так и со знаком зверя. Между ними есть сходства и различия, что говорит о том, что имеет место попытка подражать заповеди о субботе, но эта имитация несовершенна. Цель злых сил — обмануть, притворившись тем, кем они не являются.

Параллели и контраст между субботой и знаком зверя подразумевают, что знак зверя — это антисубботний знак заповеди 6, который претендует на то, чтобы занять место заповеди о седьмом дне субботе. История идентифицирует нарушителя — это воскресенье. Неоспоримым историческим фактом является то, что сама христианская церковь претендует на перенос библейской заповеди о покое и поклонении в седьмой день, субботу, на воскресенье, первый день недели. Таким образом, в христианском мире мы имеем дело с поддельной субботой.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА: СУББОТА И НАЧЕРТАНИЕ ЗВЕРЯ

СУББОТА

1. Связана с поклонением «Поклонитесь Сотворившему небо и землю и море и источники вод…» (Откр. 14:7)

2. Связана с именем «… у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14:1, ср. Исх. 20:11).

3. Связана с числом «и почил в день седьмой» (Быт. 2:2).

4. Дана человеку «Суббота для человека» (Марк 2:27).

5. Используется язык купли и продажи «не покупать у других народов товары или зерно в субботу…, если те приедут торговать в субботу» (Неем. 10:31)

6. Идентификационный знак: последователи Агнца «это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр. 14:4 ИПБ, ср. Иез. 20:20).

7. Знак подчинения Богу «доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7:3).

8. Отвержение ведет к идолопоклонству «нарушали субботы Мои; ибо сердце их стремилось к идолам их» (Иез. 20:16).

9. Отвергающие «кто осквернит ее [субботу], тот да будет предан смерти» (Исх. 31:14)

НАЧЕРТАНИЕ ЗВЕРЯ

1. Связано с поклонением «поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14:11)

2. Связано с именем «принимающие начертание имени его» (Откр. 14:11); «принимает начертание на чело свое и на руку свою» (Откр. 14:9)

3. Связано с числом «начертание, или имя зверя, или число имени его… Число его шестьсот шестьдесят шесть» Откр. 13:17-18).

4. Навязана человеку «И он сделает то, что всем… положено будет начертание на правую руку их или на чело их» (Откр. 13:16).

5. Используется язык купли и продажи «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание» (Откр. 13:17).

6. Идентификационный знак: последователи зверя «принимающие начертание имени его» (Откр. 14:11); «И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю» (Откр. 13:3).

7. Знак подчинения зверю «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание» (Откр. 13:17).

8. Знак идолопоклонства (образ) «кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое…» (Откр. 14:9).

9. Отвергающие «чтобы убиваем был всякий…» (Откр. 13:15).

Анхель Мануэль Родигес, директор Института библейских исследований на пенсии

Exit mobile version