Человек по имени боль
История Иависа содержится всего в двух стихах Писания, 1 Паралипоменон 4:9, 10, которые находятся в середине хронологии. Прерывание? Междометие? Почему? Истина об этих двух стихах заслуживает более пристального внимания.
Повод для торжества отвергнут
Рождение ребенка мужского пола было поводом для праздника. Вместо этого его мать, похоже, сразу же по прибытии в дом внесла в его жизнь негатив. Она назвала его Иавезом, имя, которое означало «боль», своего рода ярлык, данный ему самым важным членом семьи, его матерью. Затем она пытается рационализировать, оправдать этот нелестный ярлык, ссылаясь на свой собственный опыт: «Я родила его в муках» (1 Пар. 4:9)*.
Неужели она не поняла, о чем идет речь? Неужели она не поняла «так говорит Господь»? Бог сказал в Бытие 3:16: «Многие тяготы в беременности твоей уготованы Мною тебе, в муках рожать детей будешь». Почему она решила, что она — исключение, что она каким-то образом будет освобождена от этого?
Обычно, и я это пережила, когда этот прекрасный комочек радости оказывается в наших материнских объятиях, мы испытываем сильнейшее потрясение. Труд, работа, вскоре забываются.
Библия согласна с этим: «Женщина, рождающая ребенка, испытывает боль, потому что пришло ее время; но когда ребенок рождается, она забывает муки от радости, что дитя родилось в мир» (Иоанна 16:21).
К сожалению, в данном случае это не так. Вместо этого, похоже, мать Иависа настолько зациклилась на негативных аспектах процесса родов, что дала своему ребенку имя, которое сохранило негативные воспоминания. Его имя всегда будет «Боль», имя, основанное на ее опыте.
Человек по имени Боль
По правде говоря, имя может быть самым сильным из ярлыков, ограничивающим, влияющим на то, как человек чувствует себя и как его воспринимают другие. Жизнь Иависа могла показаться ему роковым исполнением его имени.
Задумайтесь об этом на минуту. Кто захочет дружить, жениться или вести дела с человеком по имени Боль? Общество ищет лекарства от боли, стремится искоренить ее. Может быть, родители не хотели, чтобы их дети играли с мальчиком по имени Боль? Может быть, его имя повлияло на его самооценку и нарушило его способность строить отношения?
Как бы то ни было, человек по имени Боль взывал к Богу Израиля.
Забудьте о ярлыках и осмельтесь броситься наперекор миру, который говорит, что вы ничего не значите и не добьетесь.
Плач
Его мольба к Богу — это поиск избавления от, казалось бы, неотвратимой судьбы: «Сохрани меня от бед, чтобы я не испытывал боли». Но его мольба — нечто большее, чем простое бегство: «О, если бы Ты благословил меня благословением Своим и расширил мои рубежи! Пусть рука Твоя меня поддерживает и сохраняет меня от всякого зла, чтобы я не знал горя!» (1 Пар. 4:10). «И Бог исполнил просьбу его» (стих 10).
Иавис просил благословения, которое избавило бы его от проклятия. Он молился о расширении территории, потому что чувствовал себя ограниченным в возможностях и росте. Он просил у Господа руки защиты, потому что временами чувствовал себя потерянным и уязвимым. Он просил руки Господа в руководстве, чтобы найти свой путь в жизни. Его молитва была честной, конкретной и обращенной к Богу, знакомому со скорбями, несущему наши печали (см. Ис. 53:4).
И Бог ответил на его молитву.
Обратите внимание на интенсивность мольбы Иависа. Это была не простая молитва. В тексте говорится, что он «возопил».
Мы кричим от боли. Мы кричим, когда испытываем муки. Мы кричим, когда раздавлены, боимся и одиноки, будь то эмоциональная, физическая или жизненная боль.
Израиль, находясь под тиранией фараона, «возопил» к Господу (Исх. 14:10). Ученики Христа «возопили от страха», когда увидели, как им показалось, призрака, приближающегося к ним по воде (Матф. 14:26). Петр вскрикнул, когда подумал, что его вот-вот поглотит разъяренное море (Матф. 14:30). Слепой Вартимей, который много лет просидел в темноте, возопил к Богу о зрении (Мк. 10:46-48). Иона взывал к Господу из чрева огромной рыбы (Иона 2:2-9).
Большинство из нас, если не все, попадали в жизненные бури или застревали в низинах, не видя пути наверх и наружу. А если вы еще не были, то ваш черед, возможно, не за горами. Тем не менее, мы все можем быть уверены, что все меняется, когда мы взываем к Богу.
Иавис и мы, ребрендинг
Когда Бог переписал историю Иависа, его последние дни пошли по путям вдохновения, неизвестным в прежние дни. Он стал человеком «более прославленнее, нежели братья его» (1-я Паралипоменон 4:9). Мать назвала его так за боль и страдания, которые она перенесла, но Бог, Всемогущий, способный пролить свет на тьму, порядок на хаос и наполнить пустоту изобилием, переименовал его в честь, даже не изменив свидетельства о рождении. О, какое благословение! Иавис, который верил верой, и Бог ответил ему, вступил в улучшенный духовный и социальный статус, в лучшую марку, в свежее и фантастическое будущее.
Бог Иависа сделал поразительное заявление о Своем народе. «Потому что Я знаю, Мне одному известен замысел Мой о вас, – говорит Господь. – Благоденствие определил Я для вас, а не беду, чтобы были у вас будущее и надежда» (Иер. 29:11). Божья декларация — это не просто слова. Его слово никогда не возвращается пустым. Оно обязательно исполнит то, о чем Он говорит (Ис. 55:11). С молитвой Иависа и Господом Иависа мы можем с верой ждать, что небеса дадут и нам благословения, процветание и защиту от бед, которые пришли к Иавису в ответ на его просьбы — независимо от того, придут ли такие благословения от Бога в этой жизни или нет, они гарантированы всем верующим в жизни грядущей.
Голоса негатива и изнурительной критики могут иногда звучать под ярлыком «конструктивной критики». Тем не менее, даже когда они исходят из якобы дружественных источников (как в случае с собственной матерью Иависа), они могут поразить свою жертву как колючки, выпущенные из оружия того, чье имя и работа связаны с обвинением Божьих детей (см. Откр. 12:10).
Но, вдохновленные историей Иависа, мы можем радоваться вместе с громким голосом с небес, который восклицает не от отчаянной боли, а от искренней радости: «низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12:10).
Так что забудьте о ярлыках и осмельтесь броситься наперекор миру, который говорит, что вы ничего не добились и не добьетесь. Может быть, они говорят, что вы — больной палец семьи, смутьян общества, отщепенец общества. Но независимо от того, откуда на вас сыплются колкости — извне или просто в вашей голове, — история Иависа предлагает альтернативу вашей истории.
Иавис вышел за пределы болезненного наследия своей матери, неспособной подняться над болью, чтобы достичь слуха Бога, который слушает, слышит и отвечает, потому что Ему не все равно. Слова псалмопевца соответствуют окончательному удовлетворению Иависа: «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое; приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во [все] дни мои» (Пс. 114:1, 2).
Дорогой Бог, Ты нужен всем нам без исключения. Мы действительно нуждаемся в Тебе. Мы нуждаемся в том, чтобы Ты действовал в наших ситуациях и преобразовывал наши жизни. На многих из нас навесили ярлыки. Мы чувствуем себя нелюбимыми и нежеланными. Короче говоря, нас заставили поверить в то, что мы недостаточно хороши. Иногда это чувство неадекватности мешает нам прийти к Тебе и попросить о помощи. Пусть мы поверим, что Ты действительно любишь нас и что мы такие, как Ты говоришь, — сотворённые в страхе и восхищении. Пусть мы примем и поверим в то, что Ты объявил о нашей жизни, и что в конце концов все будет хорошо.
Иавис, два стиха в середине хронологии, но какой урок они преподносят о преобразующей силе Бога, заботящегося о нас.
* Все библейские цитаты взяты из Новой международной версии.
Чармиан Льюис-Ваткинс — дипломированная медсестра, проживающая в Бруклине, Нью-Йорк.
По материалам Adventist Review