Почему адвентисты седьмого дня должны выбирать «исследование, а не обвинения».
Впервые за 19 лет, в 2024 году, Рождество совпало с первым днем Хануки, «Праздника Обновления». Восьмидневный праздник, который отмечал Сам Иисус (см. Иоанна 10:22), посвящен восстановлению богослужений в иудейском храме после осквернения и запрета иудейского культа во II веке до н. э. со стороны империи Селевкидов.
Герои этой истории — Маккавеи, группа еврейских воинов-повстанцев, которые победили захватчиков и восстановили иудейскую религию, успешно уменьшив влияние не только эллинизма, но и тех евреев, которые ассимилировались с эллинистическим мышлением и ценностями.
Внутренние распри?
Сейчас многие упускают из виду, что история Хануки вряд ли так проста, как ее принято рассказывать. По мнению многих современных ученых, восстание Маккавеев было не столько «восстанием против иностранного гнета, сколько гражданской войной между ортодоксальной и реформистской партиями в еврейском лагере».1 Это была внутренняя борьба между теми евреями, которые хотели придерживаться Божьего откровения, открытого в Торе и пророках, и теми евреями, которые хотели пойти на компромисс и приспособиться к современной культуре.
Преобразования, как выяснилось, не были гладкими. По мнению многих историков, Маккавеи боролись с секуляризмом своего времени, заставляя делать обрезание и тираня тех, кто по убеждению или из страха принял греческую культуру. Не удовлетворившись восстановлением того, что они считали истинным поклонением, Маккавеи вознамерились добиться его исполнения любой ценой.
Крайне поляризующий год для адвентистов
2024 год стал крайне поляризующим для адвентистов седьмого дня в Северной Америке и, вероятно, за ее пределами. Тенденции, которые многие заметили впервые по дороге на сессию Генеральной конференции 2015 года в Сан-Антонио и после нее, похоже, усилились, поскольку они часто переходили от разногласий между людьми к критике в Интернете, иногда скрытой в анонимности, которую обеспечивает киберпространство. Пандемия COVID-19, похоже, в геометрической прогрессии умножила и расширила трения, которые уже назревали годами. И если верить приметам, 2025 год обещает быть не намного лучше.
В то же время в последнее время идеологические и доктринальные границы, похоже, стали размываться. Некоторые слои прихожан, которые традиционно поддерживали формальную организацию церкви, теперь открыто выступают за ее разрушение. Перед таким сильным приливом и его непреодолимыми подводными течениями другие, которые в прошлом с трудом принимали руководство организованной церкви, теперь, похоже, сомневаются. И между ними есть много тех, кто озадачен, наблюдая за тем, что проносится перед их глазами, не зная, что делать и куда вписаться в столь широкий спектр зачастую противоречивых моделей.
И тогда приходит Иисус
Многие христианские ученые описывают, как Иисус из Назарета пришел не только в разделенный мир, но и в крайне разделенную еврейскую нацию. В нем также существовали внутренние противоречия, которые назревали более 150 лет, начиная со времен Маккавеев и даже раньше, и вылились в конкурирующие группы фарисеев, саддукеев, зилотов и всех остальных. И среди всего этого был народ, блуждающий «как овцы, не имеющие пастыря» (Марка 6:34, NKJV).
Наверное, не случайно Иисус выбрал Хануку для обсуждения Своей роли Мессии, предлагая лучшую альтернативу взаимному непониманию, раздорам и ненависти между братьями. Потому что в Иисусе истинное поклонение может быть подлинно восстановлено. В Нем каждый — от левых до правых, от пацифистов до воинов, от равнодушных до приверженцев и даже вне избранного народа — может найти Того, в Ком «все держится вместе» (Кол. 1:17, NIV).
Соседи на небесах
Вопреки нашей модели, очернять друг друга по какой бы то ни было причине — это решение, а не неизбежность, и нам лучше сделать выбор в пользу исследования, а не обвинения.2 В контексте народа, который говорит, что готовится к небесному переселению, это становится не предложением, а настоятельной необходимостью.
Однажды вечером, несколько десятилетий назад, мы с друзьями по колледжу безжалостно критиковали одного человека. В списке самых раздражающих людей в округе эта конкретная пожилая женщина, казалось, была во всех графах: любопытная, несносная, ограниченная в своих взглядах, с очень низким социальным и эмоциональным интеллектом. После нескольких минут поочередного указания на все, что не так с этим человеком, мы погрузились в неловкое молчание.
Затем один из моих друзей произнес.
«Знаете, что меня бесит больше всего на свете в отношении этой дамы?» — спросил он нас.
Мы вопросительно посмотрели на него.
«То, что она может оказаться моей соседкой на небесах!» — проворчал он.
Внезапно, когда мы начали рассматривать возможность того, что ее присутствие на небесах действительно возможно, наше желание критиковать растаяло, как снег во время жары.
Как последователи Иисуса, адвентисты седьмого дня, мы обязаны выбрать, как нам противостоять нашим идеологическим разногласиям в 2025 году и в последующие годы. Весть Рождества и Хануки оставляет нам только один выход: пришло время выбрать свет.
1 Джозеф П. Шульц, Иудаизм и языческие веры: Comparative Studies in Religion (Teaneck, N.J.: Fairleigh Dickinson Univ. Press, 1981), p. 155.
2 См. Эбигейл Погребин и Дов Линцер, «В эту Хануку выбирайте свет, а не тепло», Нью-Йорк Таймс, 25 декабря 2024 г.
Маркос Паседжи, Adventist Review
По материалам Adventist World