28-ая глава евангелия от Матфея представляет собой кульминацию евангельской истории.
В череде быстро меняющихся событий мы видим ангела, откатывающего камень от входа в гробницу, стражников, напуганных увиденным, женщин, которые также пришли со страхом, но которым было приказано сказать ученикам, что Иисус воскрес, Самого Иисуса, встречающего их по дороге, первосвященников, подкупающих солдат, чтобы те распространили ложный слух о пустой гробнице, и явление Иисуса Своим ученикам на горе в Галилее, где Он дает им Великое поручение и заверяет их в Своем постоянном присутствии во все дни, до «скончания века» (Мф. 28:20).
ТОЛКОВАНИЕ ГЛАВЫ
1. СТИХИ 1–10
• Иисус находился в гробнице в течение всех часов субботы. Он воскрес из мертвых в «первый день недели», что буквально на греческом языке можно перевести как «первый день, ведущий к субботе» — намекая на неделю творения (Быт. 1:1–2:3) 1. Таким образом, библейский способ описания недели основан на творении и установлении Богом субботнего покоя в седьмой день.
• События стихов 2–4, по-видимому, произошли до того, как женщины пришли к гробнице2.
• Все четыре Евангелия изображают ангелов у гробницы. Лука и Иоанн упоминают двух ангелов (Лук. 24:4; Ин. 20:12). Матфей фокусируется на ангеле, который отваливает камень от входа, сидит снаружи и говорит с женщинами.
• Обращение к женщинам «Не бойтесь» (Мф. 28:5) стремится успокоить их потрясенные умы. Такие слова произносят Бог (например, Быт. 46:3; И. Нав. 8:1), небесные посланники (Быт. 21:17; 26:24) и Сам Иисус — до (Мф. 14:27; 17:7) и после Своего воскресения (Мф. 28:10).
• Воскресение Иисуса обычно представлено в Новом Завете и как акт воскрешения Отцом Сына (например, Деян. 4:10; 5:30; Рим. 4:24; Гал. 1:1), и как участие в этом Самого Сына (Ин. 10:18) и Св. Духа, возвращающего Иисуса к жизни (1 Петр. 3:18). Другими словами, все три Лица Троицы вовлечены в это знаменательное событие в истории плана спасения.
• Чтобы стать убедительными свидетелями воскресения, женщины приглашены пройти и увидеть пустую гробницу сами. Затем ангел велит им поспешить и рассказать эту новость ученикам, упомянув о встрече в Галилее, которую обещал Иисус (Мф. 26:32). Им остается только действовать по повелению, и они добросовестно начинают делать именно это.
• Очевидно, Иисус не желает, чтобы свидетельство этих женщин о воскресении основывалось только на чем-то, что им сообщили, даже если это было от ангела. Им самим нужно быть очевидцами.
• Две женщины сразу узнают Иисуса и падают Ему в ноги, чтобы поклониться Ему. Как и ангел перед этим, Иисус также просит их напомнить ученикам, что Он встретится с ними в Галилее.
• В течение следующих сорока дней Иисус будет наставлять Своих последователей (Деян. 1:3), Своих «братьев», церковь (Мф. 28:10), чтобы подготовить их к ответственной миссии в мире. Ранее Иисус называл всех, кто исполняет волю Отца, Своими «братьями, и сестрами, и матерями» (Мф. 12:50). Поэтому эта заповедь — «Идите и проповедуйте» — относится не только к одиннадцати; она относится ко всем верующим, которые должны свидетельствовать о воскресении Иисуса и которые будут включены в число получателей Великого поручения делать учеников.
2. СТИХИ 11–15
• Несколько представителей стражи, вероятно, самые старшие из них, сообщают об удивительных событиях первосвященникам, которые поручили им охранять гробницу. Если бы они сообщили эту новость Пилату, их ждало бы суровое наказание или даже смерть за то, что они заснули на посту. Возможно, они надеялись на более милостивое отношение со стороны этих религиозных лидеров.
• К сожалению, лидеры Израиля решили отрицать то, что было явно божественным вмешательством, и создать свою собственную версию событий, чтобы дискредитировать историю воскресения Иисуса. Они подкупили всю римскую стражу, чтобы гарантировать, что состряпанная ими официальная версия событий станет общепринятой. У обеих сторон есть стимул подавить новость о воскресении как необоснованный слух.
• Конечно, официальная версия вызывает недоверие — как солдаты могли узнать, что ученики украли тело Иисуса, если они спали? Тем не менее, официальная версия становится «общеизвестной» версией тех событий.
3. СТИХИ 16–20
• Местоположение горы в Галилее, где Иисус встречает Своих учеников, никогда не уточняется. Интересно, что это первое четкое указание на то, о чем Иисус говорил ранее (Мф. 28:10). Горы в евангелии от Матфея являются местом божественного откровения (Мф. 5:1; 17:1–9), общения (14:23) и действия (15:29–31).
• Хотя изначально поручение дается только ученикам, собравшимся к Иисусу в Галилее, оно безусловно расширено, включая всех, кто принимает повеление Христа готовить учеников «до скончания века» (Мф. 28:20).
• Хотя некоторые, видевшие Иисуса на горе, усомнились, Христос не проявил разочарования, а просто объявил о Своем новом авторитетном статусе. Масштаб «всякой власти» обширен, но еще больше, поскольку географически связан с небом и землей. Эта уверенность является важнейшей предпосылкой для Великого поручения.
• Весьма поучительно сравнить два поручения, которые Иисус дает ученикам, в Евангелии от Матфея. Местом обоих является Галилея, далеко от Иерусалима и храма, вокруг которого сосредоточилась иудейская вера:
• В Великом поручении есть решительность и всеобъемлемость, которых нет в первом поручении. В первом
Матфея 10:6-8 Матфея 28:19
«Ходя же» (греч. poreuomenoi) «Идите» (греч. poreuthentes)
«Проповедуйте» (греч. kēryssete) «Делайте учениками» (греч. mathēteusate)
«Погибшим овцам дома Израилева» «Все народы»
«Исцеление-восстановление» «Крещение-научение»
акцент делается не на движении, а на проповеди, тогда как во втором есть две повелительные формы: «Идите» и «Делайте учеников» 3. Эти две заповеди охватывают как начало, так и кульминацию процесса воспроизведения последователей Иисуса.
• Процесс «делания учеников» далее определяется двумя греческими причастиями настоящего времени — «крестить» и «учить». Их параллельная форма и использование указывают на то, что эти два вида деятельности должны быть непрерывными и что они происходят вместе. Другими словами, нельзя делать учеников и крестить людей, не «научая их соблюдать/исполнять все», что заповедал Иисус4.
• Учение Иисуса обобщено в Евангелии от Матфея как «евангелие царства» (Мф. 4:23; 9:35; 24:14), что включает в себя гораздо больше, чем предполагаемые еврейские мессианские надежды, поскольку оно относится к Царству Небесному (Мф. 3:2; 4:17; 5:3, 10, 19–20; 7:21 и т. д.). Это также указывает на сферу власти Иисуса, охватывающую не только землю, но и небеса.
• Все, что Иисус говорил до этого момента, подготовило Его учеников к выполнению Великого поручения. В Евангелии от Матфея ученики — это те, кто принял призыв Иисуса к покаянию, понял Его учение и повинуется ему, что включает в себя воспитание большего количества учеников.
• Всеобъемлемость Великого поручения также иллюстрируется полным участием Божества — Отца, Сына и Святого Духа — триумвирата небес. Каждое Лицо Троицы играет важную роль в исполнении божественной стратегии спасения.
• Крещение в одно «имя» показывает единство божественного замысла и Божества, обозначая союз верующих с Троицей, Небесным Царством и Церковью (ср. 1 Кор. 12:13). Таким образом, ссылки на крещение «во имя Иисуса» (Деян. 2:38; 8:16; 10:48; 19:5) просто подчеркивают отличительный элемент веры в Иисуса и не предполагают никакого отклонения от повеления Иисуса крестить в Триединое имя Бога.
• Нет никаких оснований сомневаться в подлинности высказывания Иисуса в Мф. 28:19. Все греческие рукописи, включая самые ранние, единодушно соглашаются с тринитарной формулировкой формулы крещения, и нет никаких оснований полагать, что Иисус не мог произнести эти слова.
• Личностная природа Бога далее развивается на протяжении всего Нового Завета (например, 1 Кор. 12:4–6; 2 Кор. 13:14; Еф 4:4–6; 1 Петр. 1:2) 5 . Но именно учение Иисуса в Евангелиях является важнейшей основой и предпосылкой для этого развития, особенно Его само-откровение как Сына и Его учение об Отце в Евангелии от Матфея и Св. Духе в Евангелии от Иоанна.
• Имя Бога имеет большое значение на протяжении всего Писания: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2:32, текст цитируется в Деян. 2:21, Рим. 10:13 и 1 Кор. 1:2); это способ, которым Его народ известен (например, Иер. 14:9; Иак. 2:7).
• Интересно, что ссылки на триединого Бога охватывают начало и конец земного служения Иисуса: в Его крещении участвуют Отец, «возлюбленный Сын» Иисус и Святой Дух (Мф. 3:16–17); теперь Иисус наставляет, чтобы то же самое триединое имя было призвано для крещения всех будущих учеников, которые должны быть подобны своему Учителю (Мф. 10:25) и следовать по Его стопам (1 Петр. 2:21).
• Именно этой универсальной перспективой, охватывающей небо и землю и указывающей на безграничное будущее, завершается проповедь Иисуса о Царстве Небесном, но не без предварительного предоставления уверенности в Его постоянном присутствии с ними (Мф. 28:20).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГЛАВЫ
Вот некоторые уроки, которые мы можем почерпнуть из 28-ой главы евангелия от Матфея:
1. Подобно женщинам, которым ангелы повелели рассказать весть о воскресении Иисуса, и ученикам, которым было дано Великое поручение, нам дана привилегия рассказывать благую весть другим и делать учеников. Но от нас зависит, будем ли мы действовать в соответствии с этой привилегией.
2. В первом веке женщины не считались надежными свидетелями; тем не менее, именно им Иисус и ангел первыми доверили благую весть о воскресении. Неважно, кем мы являемся в глазах других или даже в наших собственных глазах; Иисус может дать нам силу быть эффективными свидетелями для Него, и мы не должны колебаться, делая все возможное для Него и продвижения Его Царства.
3. Так же, как религиозные лидеры, сначала заплатив Иуде, заплатили еще большую сумму солдатам, чтобы сохранить свою власть, так и выбор неправильного пути на первый взгляд кажется легким, но, как правило, требует еще больших проступков и нечестности, чтобы скрыть свои ошибочные решения. Если вы идете не в том направлении, всегда лучше развернуться как можно раньше.
4. Часто человеческие объяснения, созданные для замены библейской версии истории, более легки для веры, чем сверхъестественные рассказы о творении, чудесах и воскресении. Тем не менее, для нас важно делиться вестью и представлять истину, оставляя результаты Богу.
5. Каждый истинный последователь Иисуса также является наставником учеников для Царства Небесного. Он ставит Царство Божье и Его праведность на первое место выше всех земных соображений (Мф. 6:33). Он вкладывают свои таланты в Царство Небесное, а не закапывает их в землю, ожидая большей награды как добрый и верный раб (Мф. 25:14–30).
1 См. Clinton Wahlen, “The Sabbath and the First Day of the Week,” в The Sabbath in the New Testament and in Theology: Implications for Christians in the Twenty-First Century, ed. Ekkehardt Mueller and Eike Mueller (Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 2023), 270–272.
2 Ср. Ellen G. White, The Desire of Ages (Mountain View, CA: Pacific Press, 1898), 781, 788.
3 Греческое причастие poreuthentes часто используется в повелительном наклонении. Идентичная форма используется в повелении царя Ирода «пойти и тщательно разведать о Младенце» (Мф. 2:8) и в нескольких других повелениях, данных Иисусом (Мф. 9:13; 11:4; Лк. 32; 17:14; 22:8), а также в версии Великого поручения Марка (Мк. 16:15).
4 Глагол tēreō (хранить, соблюдать) может также означать «повиноваться» и так переводится здесь ы целом ряде современных переводов Библии (NET, NIV, NRSV). Он регулярно используется, когда идет речь о соблюдении заповедей Божьих (например, Мф. 19:17; Ин. 14:15, 21; 15:10; 1 Ин. 2:3–4; Откр. 12:17).
5 См. Clinton Wahlen and John Peckham, Exploring the Trinity: Questions and Answers, Biblical Research Institute Studies on the Trinity 2 (Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, готовится к изданию).
Клинтон Уолен, заместитель директора Института библейских исследований
По материалам бюллетня Института библейских исследований