Язык любви и справедливости

Как Бог уравновешивает сострадание и праведность

Фридрих II Гогенштауфен (1194-1250 гг. н. э.), бывший император Римско-Германской империи, по преданию, провел ужасный эксперимент из якобы научных соображений. Он хотел узнать, каким был изначальный язык человечества. Он предположил, что иврит был языком Адама и Евы в раю. Так что, вероятно, именно на этом языке говорили бы дети, если бы им позволили расти без какого-либо языкового влияния. А может быть, это будет язык их родителей — латынь, греческий или арабский? Если родители и воспитатели не будут с ними разговаривать, появится их естественный язык. На это и рассчитывал правитель.

Он приказал отобрать у матерей несколько новорожденных младенцев и передать их в руки кормилиц, которым было строго приказано не разговаривать с ними и не ласкать их. Их нужно было только кормить молоком, купать и мыть. Это был весь уход за ними. Вскоре все дети умерли. Никто не выжил, и никто не говорил ни на одном языке. Они не могли выжить без любящей заботы — улыбок, ласки и дружеских слов. Одного удовлетворения их физических потребностей было слишком мало.

Даже если это варварство, которое сейчас называют «запрещенным экспериментом», не выявило никакого первобытного языка, еще более наглядно был доказан другой факт: люди нуждаются в отношениях и привязанности. Нам нужно тепло улыбки, объятий и сострадательного разговора.

Неизменная забота Бога

Наш Небесный Отец, создавший нас такими, не только знает об этом — Он также хочет встретиться с нами именно на этом уровне. Как важно не руководствоваться чувствами, так же важно не упускать из виду наши основные человеческие эмоциональные потребности. Поэтому Он обещает нам близость и заботу, которые намного превосходят заботу родителей: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15).

Это становится особенно ясно из высказываний пророка Осии. Он с нежностью описывает, как Бог берет Свой народ на руки и трогательно заботится о нем: «Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих» (Осия 11:3).

Предположительно, никто никогда не сталкивался с тем, чтобы Бог буквально взял их на руки и понес, как бы приятно это ни было. Бог выражает Свою заботу и другими способами. Она описана в очень практичных пророческих описаниях в очень человеческой и личной манере: «Возведи очи твои и посмотри вокруг, — все они собираются, идут к тебе… Ибо развалины твои и пустыни твои, и разоренная земля твоя будут теперь слишком тесны для жителей… Дети, которые будут у тебя после потери прежних, будут говорить вслух тебе: «тесно для меня место ; уступи мне, чтобы я мог жить»» (Ис. 49:18-20).

Божья близость проявляется прежде всего через людей, которых Он нам дает. Больше всего это относится к нашей семье. Но Он также проявляет Свою любовь и заботу через тех, кого мы встречаем за ее пределами, особенно через общину в Его церкви. Вот почему для Него так важно, чтобы Его люди, в частности, всегда были рядом с другими как канал этой заботы (Матф. 25:40).

Но не только эти люди служат Божьей «рукой», несущей нас. Даже сильные мира сего призваны Богом: «И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими» (Ис. 49:23). Это уникальные моменты, когда даже великие мира сего встают на защиту маленького Божьего ребенка. Часто именно в такие моменты люди осознают сверхъестественное вмешательство Бога (стих 26).

Приняли ли мы Божью любовь и милость к себе и передали ли ее таким же образом другим людям, для которых Бог предоставил нас в качестве опекунов?

Пределы благодати

Осия продолжает, давая нам особое представление об эмоциональном мире Бога и Его внутренней борьбе: «Но могу ли Я расстаться с тобой, Ефрем?! Брошу ль тебя одного, Израиль?! Разве могу Я поступить с тобой, как некогда с Адмою? Или обойтись, как с Цевоимом? Нет, в сердце Моем иное желание, жалости Я преисполнен. Не могу Я неудержимо гневаться, не буду вновь уничтожать Ефрема. Бог Я, не человек, в святости Своей Я среди вас пребываю; и во гневе Я к вам не приду» (Осия 11:8-9).

Теперь это становится еще более личным. Бог не только создал нас с чувствами; Он Сам испытывает очень сильные чувства. То, что Он создал нас по Своему образу и подобию, отражается не только на нашем теле и разуме, но и на наших чувствах. В этом мы тоже похожи на Него, и в этом мы тоже должны подражать Ему и становиться все более и более похожими на Него. Как Он сдерживает Свой (естественно, праведный) гнев и позволяет любви возобладать над собой, так и мы должны выходить победителями из своих внутренних битв и не позволять негативным эмоциям овладевать собой.

Сравнение с падением дочерних городов Содома заставляет задуматься. Разве они не заслуживали того, чтобы быть уничтоженными Богом? Интересно, что ни Содом, ни Гоморра не упоминаются, а только города, тесно связанные с ними. Предположительно, Бог хочет сказать нам, что существует степень греха, когда Он должен вмешаться со всей строгостью, как Он поступил с Содомом и Гоморрой. Однако Он милостив до конца ко всем, кто тесно связан с грехом, но для кого еще есть надежда.

Это также выражено в душераздирающем плаче Иисуса по Иерусалиму: «Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица собирает своих птенцов под крылья свои, но не захотели вы» (Мф. 23:37, ИПБ). Для Иерусалима все еще было время милости, его судьбу еще можно было предотвратить. Божья любовь и милость все еще торжествовали над судом.

Но в какой-то момент все грехи этого мира превышают бесконечное терпение Бога, Который чувствует все страдания на этой планете: «Как „все творение стонет и мучится вместе“ (Рим. 8:22-26), так Сердце любящего Отца болит в сострадании к Своим детям. Наш мир — это огромное карантинное помещение, арена страдания, о чем мы чаще даже и не задумываемся. Если бы мы осознавали это в полной мере, то бремя было бы слишком ужасным. А Бог чувствует все это»[1].

Бог чувствует всю боль в этом мире. Как долго Он будет сдерживать Свой гнев на всю несправедливость и страдания, вызванные грехом? В Иерусалиме и Содоме и Гоморре наступило время, когда Божья сердечная любовь обратилась в гнев и праведный суд. Библейское пророчество показывает нам, что в ближайшем будущем это коснется и всей нашей планеты. Важный вопрос для нас: приняли ли мы Божью любовь и милость к нам — и передали ли ее таким же образом другим людям, которым Бог предоставил нас в качестве сиделок, кормилиц, родителей, братьев и сестер, друзей, соседей и знакомых? Делали ли мы это даже тогда, когда казалось, что они не заслуживают нашего внимания и помощи?

Доктор Рене Геринг, магистр богословия, является президентом семинарии Богенхофен и преподавателем богословия.

[1] Эллен Г. Уайт, Воспитание (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1903), 263-4.

Exit mobile version