Как проявляется вера в Бога?
Я занимался со Стивом, который хотел понять, почему соблюдение им воскресенья не означает, что у него есть начертание зверя уже сейчас, а не тогда, когда начнутся гонения (Откр. 13:15-17; 14:9-11). Кроме того, и это, возможно, даже более важно, не является ли этот вопрос о тех, кто «соблюдает заповеди Божьи и веру Иисуса» (Откр. 14:12), в отличие от тех, кто получает начертание зверя, несколько законническим? Если соблюдение закона, в частности субботы, отделяет верующих от тех, кто «будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его» (стих 10), то не является ли это, по сути, спасением через соблюдение закона, спрашивает Стив? Почему наша эсхатология по отношению к послушанию заповедям не является законничеством?
По той же причине, что и для Седраха, Мисаха и Авденаго в третьей главе книги Даниила. Царь ставит «золотой истукан» (Дан. 3:1), а затем под угрозой сожжения заживо в огненной печи приказывает всем «пасть ниц и поклониться золотому истукану, который поставил царь Навуходоносор» (стих 5). Как мы знаем, Седрах, Мисах и Авденаго заявляют царю, что их Бог может избавить их от пламени. «Если же нет, — продолжают они, — то да будет известно тебе, о царь, что мы не служим богам твоим и не поклонимся золотому истукану, который ты поставил» (стих 18).
Но почему? Пытались ли они спастись, повинуясь закону? Вопреки распространенному мнению, спасение в Ветхом Завете, как и в Новом, происходило только по вере. Эта истина подтверждается, например, Авраамом, который «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6), и этот стих спустя столетия подхватил Павел: «Ибо что говорит Писание? «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3). Почему бы трем евреям просто не поклониться образу, спасти свои жалкие тела от пламени и покончить с этим? (Они всегда могли попросить прощения позже).
Но ведь верность Богу проявляется не так, не правда ли? Их послушание было не большим законничеством, чем послушание «соблюдающих заповеди Его, дабы иметь им право на древо жизни и войти вратами в город» (Откр. 22:14). Когда Библия говорит: «По тому узнаем, что мы любим детей Божиих, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» (1 Иоанна 5:2), учит ли Писание нас спасению по делам или же оно учит нас тому, что наши дела показывают «и ангелам и человекам» (1 Кор. 4:9) спасение, которое мы уже имеем по вере в Иисуса?
В ходе исследования по электронной почте я спросил: «Если бы кто-то приставил пистолет к вашей голове и сказал: „Прокляни Бога, Стив, или я застрелю тебя“, что бы ты сделал? Наверное, не проклял бы Бога, верно? Но почему? Вы законник? Вы пренебрегаете благодатью, отказываясь нарушить одну из Божьих заповедей?»
Я все еще жду его ответа.
Клиффорд Гольдштейн — редактор пособия по изучению Библии для взрослых. Его последняя книга — «Адвентистское путешествие» (An Adventist Journey), опубликованная издательской ассоциацией Интерамериканского дивизиона (IADPA).
По материалам Adventist Review