Как Бог поступает с бунтарями

Уроки Ионы

Спартак — один из самых знаменитых повстанцев в истории, и нетрудно понять, почему. Этот раб, превратившийся в гладиатора, возглавил одно из самых успешных восстаний рабов в истории Рима. Вооруженный кухонной утварью и неистовым стремлением к свободе, он и его товарищи-гладиаторы вырвались из плена, собрали армию и сдерживали римские войска в битве за битвой. Смущенный и отчаянно пытающийся положить конец восстанию, римский сенат назначил Марка Красса, опытного полководца, чтобы подавить восстание.

Спартак храбро сражался, но в конце концов он и его повстанческая армия не смогли противостоять разрушительной военной машине Рима. Как же Рим поступил с оставшимися в живых? Они распяли 6 000 из них на Аппиевом пути, усыпав главную магистраль телами повстанцев как жестокое напоминание о цене неповиновения. Для Рима борьба с мятежниками была проста: уничтожьте их. Уничтожить любого, кто выступает против тебя.

Иногда, я думаю, мы видим Божью справедливость похожим образом. Когда мы грешим или убегаем от Него, мы можем ожидать, что Бог ответит так же, как Рим, — быстрым наказанием, возможно, даже отвержением. Как ни странно, Иона разделял подобное представление о Боге. Он ожидал гнева. Он ожидал суда. И это ошибочное ожидание определило все его поступки.

Ожидание Ионы: правосудие для бунтовщиков

Когда Бог велел Ионе идти в Ниневию, он не просто колебался — он сбежал. Он не хотел участвовать в этой миссии. Иона точно знал, о чем его просит Бог. Предупреждение Ниневии подразумевало приглашение к покаянию. И если ниневитяне покаются, Бог проявит к ним милосердие. Для Ионы это было немыслимо. Ниневия была городом, известным своим насилием и жестокостью, особенно по отношению к Израилю. По его мнению, Ниневию было не спасти. Они не заслуживали милосердия, они заслуживали наказания.

Иона побежал в противоположном направлении. Он был настолько предан своему представлению о справедливости, что предпочел бы бежать, чем играть какую-либо роль в оказании милости своим врагам. Он не хотел иметь ничего общего с Богом, который прощает таких людей, как ниневитяне.

То, что происходит дальше, поражает воображение. Во время плавания Ионы на корабле в Фарсис поднялась сильная буря. В то время как моряки паникуют и молятся своим богам, Иона — пророк, человек Божий — молчит. Тот, кто должен молиться, упорно молчит. Почему? Потому что Иона считает, что бунтари заслуживают наказания, и шторм кажется ему справедливым следствием его греха.

Отчаявшись спастись, моряки бросают жребий, чтобы выяснить, кто виноват в шторме, и жребий падает на Иону. Когда они предстают перед ним, он не просит о пощаде. Вместо этого он говорит им: «Возьмите меня и бросьте в море, и оно успокоится. Я знаю, что это моя вина, что на вас обрушилась эта великая буря» (Иона 1:12). Иона смиряется со своей участью. Он считает, что согрешил против Бога и заслуживает расплаты за это. «Я взбунтовался, — думает он, — а бунтовщики заслуживают наказания». Идти по трапу для него было логично.

Неожиданное сострадание Бога

В тот момент, когда моряки собираются выбросить Иону за борт, они пытаются его спасти. Несмотря на готовность Ионы умереть, моряки гребут изо всех сил, надеясь добраться до берега и сохранить ему жизнь. Но шторм только усиливается. В конце концов, помолившись Богу о прощении, они бросают Иону в море, и тут же воды успокаиваются. Иона начинает тонуть, полностью ожидая, что это конец.

Но Божья реакция не совпадает с ожиданиями Ионы. Вместо того чтобы дать ему утонуть, Бог «назначает» огромную рыбу проглотить Иону. Для Ионы эта рыба может показаться последним ударом — еще одной формой наказания. Однако она оказывается Божьим способом спасти его. Именно то, что, по мнению Ионы, погубит его жизнь, станет его спасением. Эта гигантская рыба, которую можно было бы рассматривать как орудие гнева, на самом деле является орудием благодати.

В чреве рыбы в Ионе что-то меняется. Впервые за всю историю он молится: «Когда жизнь моя угасала, я вспомнил о Господе, и молитва моя пришла к Тебе, в святой храм Твой» (Иона 2:7). Иона осознает, что его жизнь была пощажена — не потому, что он заслужил ее или заработал, а по Божьей милости.

    Божья любовь не проводит границ между теми, кто достоин, и теми, кто не достоин.

Божье сострадание ко всем людям

Наконец, после того как его выплюнула рыба, отмытый кислотой и изможденный, Иона повинуется. Он приносит весть о суде в Ниневию. К изумлению Ионы, народ откликается. Они покаялись, и Бог пощадил город.

Это та часть Божьего характера, которую Иона до сих пор не может принять. Божье сострадание не ограничивается Израилем; оно распространяется даже на врагов Израиля. Иона ожидал, что Бог поступит с Ниневией так же, как Рим поступил с повстанцами Спартака, — с быстрым и заслуженным наказанием. Но желание Бога не в том, чтобы уничтожить, а в том, чтобы искупить. Божья любовь не проводит границ между достойными и недостойными. Его милосердие простирается дальше, чем Иона мог себе представить.

Иона разочаровывается и даже сердится на Бога за то, что Он пощадил Ниневию. «Я знал, что Ты Бог милостивый и сострадательный, медленный на гнев и преисполненный любви, Бог, Который не посылает бедствий» (Иона 4:2). Иона как будто говорит: «Это именно то, чего я боялся». Иона хотел гнева. Он хотел справедливости. Но Бог, верный Своему характеру, выбирает милость.

В этой истории мы видим Бога, чье сердце больше, чем наши узкие представления о справедливости. Божий гнев на грех реален, но он не отменяет Его сострадания к грешнику.

Как Бог поступает с бунтарями

История Ионы заставляет нас переосмыслить, как Бог соотносит справедливость и милосердие. Иона ожидал наказания — для себя и для Ниневии, — но Бог ответил ему милостью. Однако Иона не смог примирить эту милость со своим чувством справедливости, что вызвало у него гнев и горечь.

Сравните это с другим бунтарем: Петром. Отрекшись от Иисуса, Петр ожидал отвержения. Охваченный стыдом, он вернулся к рыбалке, к своей прежней жизни. Но через несколько дней Иисус пригласил его позавтракать на берегу. В отличие от Ионы, Петр выпрыгнул из лодки и упал к ногам Иисуса.

Диссонанс в истории Ионы почти ошеломляющий — его борьба с Божьей благодатью сталкивает нас с суровой истиной: иногда я — бунтарь. И порой трудно понять Божью решимость спасти людей, которых я считаю своими злейшими врагами. Но, возможно, самая удивительная истина заключается в следующем: Божья милость не ограничивается теми, кто, по нашему мнению, ее заслуживает. Она распространяется на бунтарей, беглецов и даже на тех, кого мы считаем врагами. То же самое милосердие, которое спасло Иону и Ниневию, доступно и вам сегодня. Примете ли вы ее?

Родли Ортиз, доктор служения (D. Min.), является ведущим пастором церкви адвентистов седьмого дня «Campion» в Лавленде, штат Колорадо.

Exit mobile version