Приведенный ниже «комментарий» не является исчерпывающим, а представляет собой набор идей, которые призваны дополнить материал пособия субботней школы.
- Пророки Аггей и Захария в 520 г. до Р.Х. объединили свои усилия, чтобы способствовать восстановлению храма после вавилонского плена (Ездра 5:1; 6:14). Объединяем ли мы наши усилия вокруг дела Божьего? Какие и с кем?
- Аггей — первый пророк после вавилонского плена. Вспомним, кто был первым пророком, в народе Божьем, после египетского плена, при входе в землю обетованную? — «Втор.18:18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» — это был Иисус Навин. Раз Иисус Навин такой как Моисей, и его миссия — нести пророческую весть народу вернувшегося из Египетского плена, то Аггея и его миссию можно сравнивать с Моисеем и с И. Навиным и их миссией. Короткие, но суровые проповеди Аггея трогали сердца уцелевшего остатка иудеев, и народ охотно откликнулся на призыв пророка достроить храм».
- «Книга Аггея состоит из четырех коротких пророчеств, сделанных в период с августа по декабрь 520 г. до Р.Х. , на второй год правления Дария Гистаспа.
- Каким представлен Бог в книге Аггея? У Аггея Господь — это Господь Саваоф (Яхве воинств, упоминается 12 раз). Почему Бог предстает перед народом именно как Бог воинств? Прежде всего, по тому, что народ только, что из плена. Его позиции в земле иудейской еще не укреплены, народ не многочисленный — поэтому Бог объясняет им, что они под защитой не просто Бога, но Бога воинств. То есть, Бог настроенный воинственно.
Народ должен осознать Его воинственность для того, чтоб он понимал, что за каждым словом пророчеств Аггея стоит Саваоф; и что за каждое слово, сказанное Аггеем, Он готов воевать. Это касается как слов осуждения, так, особенно и слов благословения в отношении Израиля.
Известно, что Бог вчера, сегодня и вовеки Тот же, поэтому Он готов воевать за каждое сказанное, в отношении нас, слово.
- Первая пророческая речь — это диалог Бога со своим народом, и прежде всего с его руководителями. Что говорит народ? «…народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень».
Что отвечает Бог на их реплику? «…а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши».
Что мы говорим о деле Божьем?
За то, что люди с пренебрежением отнеслись к строительству дома Божьего — Бог послал засуху и неурожаи. Неурожаи и засуха — результат несоблюдения завета, которое ведет к подобным бедствиям и к плену (Втор. 28:38-40). Следовательно, отказ от строительства дома Бога равен греху, нарушению завета. Вектор опять взят на пленение («…а вам самим время жить в домах ваших украшенных»). Пренебрегать строительством дома Божьего, во времена Аггея, — грех. Как мы сегодня относимся к строительству дома (дела) Божьего? Каков наш вектор сегодня?
Так же, ржавчина и блеклость хлеба, упомянутые в Аггей 2:17, особо оговорены в качестве проклятий завета во Втор. 28:22.
- Аггей 1:14 — Первая речь Аггея привела народ к послушанию Богу (Аггей 1:14). «Послушание всегда приносит благословение, и готовность людей поставить Бога на первое место в своей жизни принесет им как материальные, так и духовные благословения».
Сколько времени прошло с момента речи пророка до отклика на нее. Речь произнесена в шестом месяце в первый день (Аггей 1:1), реакция — действие народа в двадцать четвертый день шестого месяца. От начала вести до принятия решения действовать прошло двадцать три дня.
У каждого свой период созревания к принятию решения в отношении дела Божьего, но лучше с ним не затягивать. В повседневной жизни, если мы кладем бумагу (письмо, документ, вырезку из газеты) в долгий ящик (в случае с компьютером — офисный документ — в долгую «папку»), то практически нет шансов в том, что мы вновь обратимся к этой бумаге. Если принятие решения откладывать в долгий ящик, то мы его можем никогда не принять. В принятии решения относительно дела Бога лучше не откладывать в «долгий ящик», особенно дело своего спасения.
- Книга пророка Аггея — это книга о Боге, который присутствует со своим народом. «Когда израильтяне откликнулись на призывы Аггея, … Бог пообещал быть с ними (Аггей 1:13). Бог был с Иисусом Навином, когда тот вел народ в обетованную землю (И.Нав.1:1), а теперь другому Иисусу было сказано : „Ободрись … и производите работы, ибо Я с вами“ (Аггей 1:13). Когда на Соломона возложена была тяжкая ответственность строить первый храм, и ему тоже было сказано оставаться твердым и приступать к делу (1Пар. 28:10, 20).
Упоминание Святого Духа и синайского завета в Аггей 2:5 призвано напомнить то, что Святой Дух поддерживал Моисея и семьдесят старейшин, когда они вывели Израиль из Египта и вели его через пустыню (Числа 11:16-17, 25). Восстановить храм будет не легче, но Божья помощь израильтянам обеспечена».
Также Его помощь обеспечена и нам в исполнении Его дела, и прежде всего, в возвещении вести трех ангелов.
- Грядущий Мессия (христология).
Миссианские тексты:
— Аггей 2:7-8 — «7 и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. 8 Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. 9 Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф». — Исполнением данного пророчества является Иисус Христос. Именно Его (воплотившегося Господа) присутствие во втором храме придало ему большей славы чем слава первого храма.
— Аггей 2:23 — «23 В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф».
Слова «раб Мой» — аллюзия (отсылка) на Раба Божьего (Иисуса Христа) из книги пророка Исаии (Ис. 49:3; 50:10; 52:13).
— Печать. Зоровавель — печать Бога. Известно, что печать представляет собой как оттиск, на каком либо материале (воск, глина, бумага и пр.), так и орудие которым этот оттиск наносится (перстень-печатка). (Более подробно о печати см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Удостоверяющая_печать ). Печать как инструмент нанесения оттиска, так и сам оттиск — предмет особой заботы и охраны.
Зоровавель в свое время, как прообраз Христа, а значит и сам Христос в свое время — является печатью в руках Бога. Вопрос, какой печатью является Зоровавель (Христос) — орудием нанесением печати или оттиском печати? Текст однозначного ответа не дает, и позволяет говорить о том, что Мессия — он и оттиск и орудие. Как оттиск Он образ ипостаси Бога. Как перстень-печатка Он тот, Кем будет запечатлен народ Божий (см. От. 13 и 14 главы).
Пастор Вячеслав Козлов
Используемые материалы.
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
- Герберт М. Вольф. Аггей: богословие книги//Евангельский словарь библейского богословия. СПб.: «Библия для всех». 2000 г.
- Ньюстрем Э. Аггей//Библейский словарь.
- Эби. Э. Книга пророка Аггея//Краткое введение в Библию. «Свет на востоке». 1989