Однажды Иисус Христос обратился к фарисеям: «Имея очи, не видите? имея уши, не слышите?» (Мк. 18:8) Так бывает: люди, которые обладают возможностью слышать и воспринимать речь, имеют глухое сердце. В тоже время живут среди нас те, кто лишен физической возможности слышать, однако по Божьей милости им открыт острый духовный слух. Без сомнения, к таким представителям человечества можно отнести и Вячеслава Манякина — пресвитера одной из Криворожских общин (https://logosinfo.org/2013/07/26/na-presviterskoe-sluzhenie-rukopolozhen-gluxonemoj/), администратора сайта для глухих http://deafasd.com. Несмотря на то, что брат Вячеслав не слышит наполняющие наш мир звуки, его сердце, по мнению собратьев, всегда открыто для чужой боли и отзывчиво на каждый Божий призыв. О том, какой же он, Вячеслав Манякин, как живет, что его волнует, а также как служит Господу и людям, наш разговор
— Вячеслав, откуда ты родом?
— Место, где я родился и вырос — поселок совхоза «Иловайский» на Донбассе. (Сегодняшнее название селения — пос. Виноградное, г. Иловайска, Донецкой области. — авт.).
— Если следующий вопрос покажется тебе не корректным, можешь на него не отвечать, и все же, Вячеслав, ты родился глухим или утратил слух в силу каких-то обстоятельств?
— Мама рассказывала, что я потерял слух, когда мне было годика два. Как-то, пытаясь перелезть через перила детской кроватки, я неудачно выпал из нее… Банальный случай с последствиями на всю жизнь…
— Слышащим родителям наверняка непросто было общаться с глухим ребенком, воспитывать его…
— Нужно отдать должное моей маме: она довольно быстро освоила ручную азбуку для глухих, обучила меня и общалась со мной, складывая слова по буквам… Немного позже родители отдали меня в специализированный садик, а затем в школу-интернат для глухих и слабослышащих детей.
— Кем были твои родители? Живы ли они?
— Некоторое время моя мама, Алла Борисовна, трудилась воспитателем в детском саду, позже перешла работать трактористом (у воспитателя была маленькая зарплата), папа — Николай Михайлович, работал комбайнером-механизатором. Когда мне было лет около десяти, папу увезли в больницу с ожогом пищевода. Примерно через год он умер. Мамы не стало 7 лет назад…
— Это они привели тебя к Господу?
— Нет. Мои родители, к сожалению, не были верующими людьми.
— Как ты пришел ко Христу?
— Признаюсь, я рос достаточно хулиганистым мальчишкой: курил, выпивал, «гонял» на мотоциклах с такими же, как и я, друзьями-рокерами (так в 80-х годах прошлого столетия в СССР назывались «байкеры» — авт.). Но Бог, тем не менее, не оставил меня, выхватив из мирского мрака, как головню из огня! Как-то, в 1989 г. один из моих приятелей пригласил меня на проводы своего знакомого Иосифа (тоже, кстати, рокера) в армию. Когда мы зашли в дом, я был сильно удивлен, не увидев на праздничных столах ничего спиртного. Для меня это было необычно и странно, и я поинтересовался у «виновника торжества», почему так? Иосиф тут же познакомил меня с его родной сестрой Милой: она, мол, тебе все подробно объяснит. В тот вечер, беседуя с Милой, я забыл и о веселье, и о друзьях, исчезло мальчишечье озорство. Я просто «забросал» девушку вопросами. Впрочем, сестра Иосифа с удовольствием и терпением отвечала на них, рассказала мне о Боге и о том, что она верит в Него. В конце нашей встречи Мила пригласила меня в церковь, написав на листке бумаги адрес и день богослужения. Помню, поразило меня и то, что этот день оказался субботой…
— И ты пошел?
— Помчался на мотоцикле (улыбается)! Ведь церковь находилась не в поселке, а в Иловайске. Мне хотелось больше узнать о Боге, не терпелось поближе познакомиться с такими необычными и удивительными людьми, как Мила. Я чувствовал, что у этих людей есть нечто такое, чего нет у меня, они знают то, чего не знаю я. Мне хотелось быть таким, как они…
— Сколько же тебе тогда было лет, Вячеслав?
— Восемнадцать.
— В общении с верующими были сложности?
— Вначале, конечно, было непросто. В собрании не было глухих, да и жестовым языком никто из верующих не владел. Проблему разрешил тогдашний молодежный руководитель общины брат Виктор Яровой (сейчас он служит пастором в Беларуси). Он взялся за изучение языка жестов, и вскоре наша коммуникация стала комфортной и насыщенной, а я еще больше узнал о Господе и о Его Церкви.
— Как разворачивались дальнейшие события?
— Уже летом того же года молодежь Иловайской общины пригласила меня на отдых в палаточный лагерь под Бердянском.
— Вот там-то ты, наверное, и заключил Завет с Господом?
— Перед закрытием лагеря пастор поинтересовался, желает ли кто креститься. Но я решил заключить Завет с Господом уже дома, в Иловайске. Помню, мне очень хотелось, чтобы мои близкие и друзья присутствовала при крещении. Знаковое для меня событие состоялось в августе 1990 г.
— Вячеслав, а как ты попал в Кривой Рог?
— Как оказалось, брат Яровой подыскивал мне пару. Однажды он предложил мне поехать вместе с ним в Кривой Рог. «Вижу, Слава, тебе стало скучновато. Поехали со мной в „столицу руды и металла“! — улыбаясь, предложил он. — Познакомишься с тамошней молодежью, себя покажешь». Я не заставил себя долго ждать, и в мае 1991 года мы прибыли в Кривбасс. Я и не подозревал, что Виктор приготовил для меня сюрприз! Помню, только я переступил порог первой криворожской общины, сразу же заметил очень миловидную и скромную русую девочку, которую, как, оказалось, звали Лена. Помню, мое сердце затрепетало, в голове мелькнула мысль — вот она, моя половинка, Господи! Так оно и случилось: немногим позже Елена стала моей помощницей и спутницей жизни — в ноябре 1991 года мы повенчались!
— Такое чувство любовью с первого взгляда можно назвать?
— Можно сказать и так! Тем более, что, как мне показалось, я тоже не был безразличен Елене, ее родителям. К слову, мама Лены в первый же день пригласила меня в гости на обед. «Заговор» брата Виктора и моей будущей тещи пришелся мне по душе.
— На момент вашего знакомства Елена была крещена?
— Несмотря на то, что Лена с детства посещала церковь (ее родители были верующими людьми), она еще не была крещенной. Узнав о том, что я уже настоящий христианин, Лена буквально через несколько суббот тоже заключила Завет с Господом. Наверное, меня ждала (улыбается).
— Вот так история! Приехал, влюбился, очаровал девушку, привел ее ко Христу… и остался в Кривом Роге?!
— Не совсем так. До и даже некоторое время после свадьбы я еще ездил в Кривой Рог только на богослужение и чтобы увидеться со своей любимой — нигде не мог найти себе работу в этом городе! Так и жил «на чемоданах»: ночевал в родительском доме, работал на Харцызском машиностроительном заводе, а в Кривбасс приезжал только на выходные (от Харцызска до Кривого Рога около 450 км — авт.). И так каждую неделю…
Не знаю, сколько времени еще колесил бы… Принять кардинальное решение меня подстегнуло одно обстоятельство. Подразделение машиностроительного завода, где я работал формовщиком, перешло на трехсменный график работы. Из-за этого начались проблемы с подменами. Я обратился к непосредственному начальнику с просьбой о корректировке графика для меня. Начальник наотрез отказался это делать. Недолго думая, я написал заявление и уволился.
— Каким образом ты нашел работу в Кривом Роге?
— Трудоустроиться плотником в ЖЭК мне помогли родители жены.
— А где ты учился этой профессии?
— Я самоучка. Будучи еще дома, на Донбассе, я наблюдал, как мой дедушка по линии отца Михаил работает с деревом, перенимал опыт у него.
— Плотничать начал сразу после переезда?
— Нет, пару месяцев жена и теща практически не выпускали меня из дому, откармливали: я был худющий как щепка (улыбается).
— Где и кем трудишься в настоящее время?
— Я работаю столяром 4-го разряда на ПАО «Криворожский железорудный комбинат».
— Работа нравится?
— Моя работа — это мое хобби!
— Хорошо, вернемся немного назад. Как приняли тебя собратья первой криворожской общины?
— Замечательно, будто мы всю жизнь были знакомы! Поддерживали и словом, и делом; постоянно молились и за меня, и за нашу семью. Чувствовалось огромное внимание к глухим, в том числе и к нашей семье, и со стороны тогдашнего пастора общины Валерия Бегаса (ныне он служит в Подольской конференции). Вспоминаю, Брат Бегас всегда делал акцент на том, что нам, глухим, нужно больше участвовать в служении. Своим ревностным отношением к служению он побудил глухих, в том числе и нас с Леной к пению жестами. Много хороших воспоминаний у меня осталось и об Александре Слюсарском (в те годы он был рядовым членом общины, ныне — секретарь ВДК), который тоже живо интересовался духовной жизнью глухих, всячески помогал нам. Ради этого брат Александр специально освоил премудрости сурдоперевода. Изучив язык жестов, поддерживали нас в общении и сестры во Христе Вера Сизоненко (теперь — Возная) и Ольга Ткаченко.
— Недавно тебя избрали пресвитером девятой криворожской церкви. Что ты можешь рассказать о ней?
— Эта община, по сути, плод евангельской компании «Удивительные факты из затерянных городов древности», проведенной в Кривом Роге в 2009 г. проповедником Александром Антонюком. Благодаря усилиям брата Слюсарского в подготовке компании, и ее организации непосредственно для глухих, а также умению переводчика Оксаны Мишаниной (г. Полтава) лекции понравились всем глухим, посещавшим программу. В подготовке и проведении этого церковного мероприятия активное участие принимали также все глухие и слабослышащие адвентисты Криворожья. Результатом общих усилий стал мощный духовный подъем глухих собратьев: во время компании мы еще сильнее сплотились, сдружились. Господь также приумножил наши ряды: благодаря программе еще пятеро глухих криворожан приняли крещение и стали членами нашей общины. В настоящее время «девятку» посещают около полутора десятка глухих и слабослышащих людей. Двери нашей церкви открыты для всех жаждущих пить из Источника Живой Воды. Частенько к нам на служение заглядывают глухие «Свидетели Иеговы», неверующие пары.
— Чувствуешь ли ты разницу между Манякиным, который был до избрания на данное служение и нынешним? Изменилось ли к тебе отношение твоих собратьев?
— Разница, конечно, есть. До моего рукоположения, когда я чем-то старался помочь собратьям, советовал им, они, кажется, не сильно доверяли мне, будто спрашивая, кто ты такой? Теперь же, когда у меня появились официальные полномочия, мои единоверцы стали больше ко мне прислушиваться и больше доверять моим рекомендациям. В итоге, я стал чувствовать не только огромную ответственность, но и возросшие возможности для служения Господу и людям.
— А какие отношения сложились у тебя со слышащими собратьями общины?
— Меня избрали служителем всей общины, а не только пресвитером глухих и слабослышащих (улыбается). Поэтому я не снимаю с себя ответственности за всю «девятку».
— Вячеслав, ты недавно был делегирован на первый Конгресс пресвитеров ЕАД, проходивший на территории Заокской духовной академии. Каковы твои впечатления?
— Во-первых, нагрузка была колоссальная. В тоже время и польза от Конгресса немалая. На форуме я, например, получил много полезной для себя информации. Узнал о том, как проповедовать, увидел направления развития Церкви. Не побывав на Конгрессе, я многое, возможно, и не понял бы. Кстати, был сильно удивлен тем, как много обязанностей возложено на пресвитеров. До этого я полагал, что у пасторов их значительно больше (улыбается).
— Ты не разочарован таким обстоятельством?
— Нет. Не будет повода расслабляться (улыбается).
— Кстати, что для тебя значит «пресвитер»?
— Это высокодуховный человек, заботящийся и поддерживающий духовный рост тех людей, которых Бог доверил Своей Церкви.
— Вячеслав, судя по всему, человек ты открытый и дружелюбный. Наверняка у тебя есть много друзей и товарищей нехристиан. Интересно, а как они относятся к тебе, твоей семье, твоей вере?
— Знакомых больше у моей жены. Я, к сожалению, сейчас общаюсь не так часто, как хотелось бы: большинство моих приятелей давно обзавелись семьями, теперь у них свои заботы, интересы. Да и свободного времени, откровенно говоря, у меня практически нет. Когда же выпадают встречи, собираясь вместе, мы абсолютно нормально общаемся на разные темы, в том числе и религиозные, обходя острые углы стороной.
— Поговорим о проблемах, которые особенно остро стоят перед верующими глухими…
— Наибольшая из всех существующих, это, пожалуй, проблема коммуникаций. Поскольку глухие люди не имеют полноценной возможности общаться со слышащими, они чувствуют себя ущемленными, ощущают дискомфорт при контактах.
Еще один немаловажный момент — глухим нужно чаще и яснее разъяснять Библейские тексты, поскольку такие люди не всегда понимают значение некоторых слов. При этом необходимо применять особые методы и способы изучение духовного материала. Например, при изучении урока субботней школы глухим необходимо задавать вопросы несколько иначе, чем слышащим собратьям. Зачастую это необходимо делать индивидуально, учитывая психологию каждого присутствующего на уроке глухого.
— К слову, как глухие собратья воспринимают проповеди? В чем сложность усваивания ими этой духовной пищи?
— Многое, конечно, зависит от сурдопереводчика. Касательно самих проповедей, то глухим больше нравятся те, в которых упоминаются наглядные примеры, когда с кафедры звучат реальные жизненные опыты. На «сухую» теорию глухие собратья, как правило, реагируют вяло, поскольку для них не всегда все понятно. Иногда даже просят переводчика — не переводи! Доносящим Весть глухим людям необходимо доходчивее объяснять материал и не сильно затягивать проповеди. Глухие не воспринимают длинные проповеди. Нам также не нравятся «прыгающие» наставления проповедников. Это когда, начиная, например, с одной темы, переключаются на другую. Смысл проповеди теряется, в голове — «каша», очень устают глаза… Кто-то засыпает, кто-то вообще не смотрит на переводчика…
— Мне кажется, эта проблема понятна не только глухим собратьям…
— Вячеслав, а что можешь рассказать о своих домочадцах?
— Я живу в окружении двух прекрасных Елен — жены и взрослой дочери (улыбается). О жене я уже немного рассказал, дочь же Лена учится на экономическом факультете УГИ на заочном отделении, работает в криворожской гимназии № 91 (которую, кстати, недавно окончила) помощником секретаря. Недавно ей исполнилось 20 лет.
— Являешься ли ты для нее духовным наставником?
— Думаю, этот вопрос лучше задать непосредственно дочери (улыбается).
Вячеслав, в заключении нашей беседы, как водится, прошу поделиться с читателями своими планами.
— Я собираюсь всячески поддерживать людей, чтобы они не уходили из церкви. Когда это происходит, я сильно переживаю. Главная же моя цель — привести с Божьей помощью всех глухих нашего города ко Христу.
— Каким образом планируешь это осуществлять?
— Хочу на базе 9-й криворожской общины организовать особые Библейские курсы для не слышащих горожан. Однако для этого необходимы спец. материалы, методические разработки, оборудование (проектор, ноутбук). Для полноценного общения слабослышащих и глухих людей нужна также и отдельная комната. Во-первых, для того, чтобы проводить субботнюю школу для глухих. Ведь из-за неконтролируемого выкрикивания, мы часто мешаем ходу занятий слышащим собратьям. В тоже время, «свое» помещение не помешает нам и в будние дни, когда мы могли бы в спокойной обстановке общаться друг с другом. Такое условие связано с особенностью психологии глухих людей: они, как правило, боятся или стесняются многолюдных мест.
Аркадий Коваль
Автор благодарит сурдопереводчика Ольгу Ткаченко за помощь в ведении и подготовке интервью