Молодежи свойственно мечтать о большой и яркой любви, она с нетерпением ожидает наступления этого праздника на своей улице. Любить и быть любимым — важная потребность всякого человека независимо от его социального положения и убеждений. Такими создал нас Бог, и даже грехопадение не уничтожило эту потребность.
К сожалению, настоящая любовь — дефицит в грешном мире. Чем больше о ней пишется и поется, тем меньше ее становится в мире. Современная масс-культура только увеличивает этот дефицит, представляя любовь делом приземленным и обыденным, свободным от таких ценнейших качеств как душевная привязанность, верность, ответственность, самопожертвование. Недаром к человеческим отношениям она применяет формальное выражение «заниматься любовью», словно речь идет о занятии спортом. Вот и справляют плотскую нужду с кем угодно и когда угодно. Эти примитивные установки внедряются в сознание молодежи через фильмы, малопристойные журналы, амурные похождения звезд спорта и экрана. Все это подталкивает людей любить не другого человека, а собственное удовольствие. Такая любовь долго не цветет. Она до первых заморозков.
Знакомая мне парочка счастливо жила в гражданском браке, пока партнерша не заболела серьезно. И тогда праздник кончился, любовь испарилась, и парень выпроводил сожительницу из своей квартиры, чтобы освободить место для другой. Таков итог отношений, основанных на получении удовольствия.
Для христиан настоящая любовь — дело серьезное. Может быть, поэтому в православной церкви брачующимся на головы одевают венцы, как напоминание о призвании к нравственному подвигу? Я хотел бы обсудить ряд причин для восприятия любви, как серьезного дела. Знание их поможет вам приготовить себя к семейной жизни.
1. Любовь — дело серьезное, потому что должна прославлять Бога!
Писание весьма категорично повелевает: «И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол.3:17). Это повеление касается и взаимоотношений любви. Если любовь не прославляет Бога, если она «лекарство» от скуки, если наполнена сексуальной озабоченностью — она греховна! Чтобы любовь прославляла Бога, она должна от Него прийти. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Поэтому ожидайте этот дар не от себя, а от Господа! Молитесь о нем!
В каком случае любовь прославляет Бога? Она прославляет Бога, если уподобляется Его любви — безусловной, жертвенной, верной и святой. Благодаря ей человек становится «не по милу хорош, а по хорошему мил». (Л.Толстой)
Много лет тому назад мне пришлось разговаривать с девушкой, которая собиралась вступить в брак. Она была печальна. «Я уверена, что Бог хочет, чтобы я вышла замуж за этого парня, но у меня нет к нему чувств. Что мне делать?» Я сказал: «Если Бог призывает тебя к браку, то Он и даст тебе любовь. Проси Его об этом!» Мы склонились на колени, и девушка искренне просила Бога о даре любви. Не прошло и много времени, как по их сияющим лицам я понял, что любовь от Бога посетила ее сердце. И по сей день они прославляют Бога своими отношениями.
2. Любовь — дело серьёзное, потому что она посвящена серьезным вещам.
Люди живут в мире вымыслов, когда принимают за любовь восторженные чувства. Понятно, что жить на эмоциональном подъеме интересней, чем при заурядном течении жизни. Но погоня за приятными ощущениями бессмысленна. Жизнь очень сложна, она не столько ласкает нас, сколько бьет. Выдержать ее удары может только настоящая любовь. Апостол Павел описывает ее со стороны повседневных дел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:4-8).
Каждое из этих качеств настоящей любви подтверждает ее призвание — не только давать, но и получать. Не в этом ли секрет ее устойчивости?
Я нередко спрашиваю молодых, пришедших на консультацию: «Зачем вы хотите пожениться?» (Я еще ни разу не слышал, чтобы они признались: «Исполнить заповедь плодитесь и размножайтесь!) Обычно слышу в ответ:
— Мы любим друг друга, как же не пожениться?
— Ну и продолжайте любить друг друга, жениться-то зачем?
— Да-к деток хочется иметь…
— Возьмите детей из детского дома на воспитание и осчастливьте их!
-???
Видя, что молодые растерялись, я поясняю: «У богоугодного брака есть одна важная цель — служение. Если вы хотите вступить в брак, чтобы только получать, вы разочаруетесь. Вступайте в брак, чтобы давать! Библия повелевает: „Любовью служите друг другу!“
Один богобоязненный человек вместе с молодой женой отправился в свадебное путешествие во время которого случилось несчастье: молния попала в жену, и она оказалась навсегда прикованной к постели. Ее нельзя было оставить одну более чем на два часа. Если бы любовь того человека была настроена на обретение благ, она бы рухнула под тяжестью проблем. Какой толк от жены, которая не может приготовить пищу, постирать белье, прибрать в доме, приголубить мужа, подарить детей? Не лучше ли посчитать такой брак досадной ошибкой и его расторгнуть? Однако служитель Божий был настроен любить по-библейски! З8 лет он самоотверженно ухаживал за больной и одновременно преподавал в семинарии. Вы не знаете, через какие трудности поведет вашу любовь Бог, но если она настроена на служение, вы не никогда разочаруетесь!»
3. Любовь — дело серьезное, потому что серьезны последствия ее краха.
Ваш выбор привлечет внимание многих людей и ваших родителей в первую очередь. Библия говорит: «почитай отца и мать и будет тебе благо на земле». В этой ситуации чтить отца и мать — значит посвятить их в ваши намерения, значит просить их молиться о благополучном развитии ваших отношений. Благословение родителей будет очень много значить для вас, ибо они, как никто другой, заинтересованы в вашем благе. Они будут тратиться на подарки, украшать зал для бракосочетания, готовить пир и давать во время свадьбы добрые пожелания. Им не все равно, будете вы счастливы или несчастны, используете ли их помощь на созидание семьи или сведете к нулю их старания. Не разочаровывайте их! Если вы не сохраните свое счастье, они будут об этом сильно переживать.
Также за вашей любовью будут наблюдать множество родственников и друзей. Их будет радовать ваше благо, и печалить ваша беда. Поэтому ради спокойствия ваших отцов и матерей, ваших родственников и друзей не играйте в любовь!
Если ваша любовь окажется тщетной, будет плохо и вам. Вы будете страдать от гнева, горечи, депрессии. Боль отверженности может разрушить вас душевно.
Однажды мне встретился человек, который обращался ко всем встречным с одним и тем же вопросом: «Вы меня полюбите?». Поначалу я отмахнулся от того странного парня, но затем задумался: почему его мучил именно этот вопрос? Скорее всего, пережитое отвержение оставило тяжелый след на его психике и она, не выдержав, надломилась…
Боль отвержения может подтолкнуть к необдуманным решениям. Я знаю случаи, когда в отместку оставившему ее парню девушка соглашалась выйти за первого встречного и этим портила жизнь себе и ему.
Боль отвержения может разрушить человека физически. Когда вышел роман Гете «Страдания молодого Вертера», по Германии прокатилась волна самоубийств, ибо в истории страстной любви Вертера к Лотте молодежь нашла отражение собственных переживаний. И самоубийство главного героя натолкнуло многих на ужасную мысль : когда ты не можешь быть с любимым человеком, ты отверженный, а отверженному лучше не жить.
Если любовь затрагивает столь широкий круг людей, и имеет в случае краха такие тяжелые последствия, можно ли не считать ее серьезным делом!
4. Любовь — дело серьезное, потому что Бог ненавидит ее оставление.
Любовь приводит людей к браку, но никогда не поведет их обратно — к его разрушению. Утрата любви — преступление: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр.2:4). Христос учил: «… не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано» (Матф.19:4-11).
Христос говорит очень прямо и серьезно: развод греховен, ибо полагает начало тяжелейшему греху — прелюбодеянию. Даже учеников изумил такой радикализм Христа, и они решили: лучше не жениться. До этих слов Христа с разводом было проще, после них — стало очень сложно. Христос не собирался беспричинно осложнять нашу жизнь, просто Он возвратил нас к первоначальному идеалу брачных отношений. При всей несхожести привычек и характеров супругов, при всех их проблемах Бог считает их одним, нерасторжимым целым. Разводиться — значит рубить по живому. Разводиться — значит поднять руку на шедевр Божьего творчества. Создатель брака соучаствует в супружеском союзе: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Разлучить супругов может только смерть!
Существует одна неканоническая история. Однажды некая пара пришла к пастору. Муж говорит:
— Мы решили развестись. Вы нас сочетали, вы нас и разведите!
— Хорошо, сказал пастор, вы будете разведены, но только по-библейски!
Он поставил их на колени, взял в руки тяжелую Библию и стал бить ею мужа по голове.
— Вы же меня убьете! — закричал мужчина.
— Написано, только смерть может разлучить вас!
5. Любовь дело серьезное, потому что возлагает серьезную ответственность на людей.
Вступление в брак влечет за собой череду серьезных дел: построение взаимоотношений, рождение и воспитание детей, материальное обеспечение семьи. Бог возлагает на мужчину ответственность главы семьи, который должен с мудростью решать всевозможные проблемы, в избытке преподносимые жизнью. Глава не то же самое, что главарь и семья не то же самое, что банда. Главарь будет наказывать провинившегося, а глава будет его исправлять. Главарь может и убить, глава будет лечить. К сожалению, немало мужчин ведут себя дома как главари. Они не дают себе отчета, что призваны к иному стилю отношений.
Писание призывает мужей к подражанию Христу: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:25-29).
Мужья должны взять пример с Христа в Его последовательности работы над церковью: сначала жертвенная любовь, а потом слово назидания, обличения, утешения. У мужей иная последовательность — сначала слово, а потом, если жена послушна, любовь. Настоящий глава подражает Христу, и не следует мирскому образу жизни.
6. Любовь — дело серьезное, потому что против нее воюет сатана.
Этот злой гений прекрасно знает, что брак строится на любви, и любовь делает брак прообразом отношений между Христом и церковью. Он же ненавидит все, что исходит от Бога и что прославляет Бога, и отчаянно пытается это разрушить. На заре истории человечества он разрушил счастье Адама и Евы и продолжает по сей день на земле свою черную работу. Одним из примеров козней сатаны является подмена любви страстью. Он умеет воспламенять плотские мысли и чувства: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (1Пар.21:1). Ослепленные плотской любовью духовно и психологически несовместимые люди вступают в брак и калечат друг друга.
Один молодой человек однажды с восторгом рассказывал мне:
— Пастор! Я никогда не был так счастлив как теперь! Я полюбил девушку!
— Ваша девушка верующая?
— Нет, но она очень хорошая! Мы понимаем друг друга с полуслова! У нас глубокие чувства друг к другу!
— Слово Божие запрещает браки с неверующими!
— Но она очень хорошая!
— Если вы верующий человек, вы создадите ей множество проблем. Ей захочется в воскресенье в театр, вы же пойдете в церковь — вот вам причина для конфликта. Вы пожелаете воспитывать детей в христианском духе, а ей предпочтительно в мирском — вот вам другая причина для разногласий. Вы будете виновны в ее несчастье.
Опечаленный моим ответом, симпатичный юноша ушел восвояси. Года через два он пришел снова в церковь, чтобы в сокрушении сердца покаяться в своем грехе. Жизнь его сложилась из рук вон плохо. Сатане удалось обмануть его плотской любовью. В этом смысле права русская пословица: «любовь зла, полюбишь и козла».
Другое проявление козней сатаны — внушение людям идеи права на счастье. Человек рассуждает: «Брак должен приносить мне удовольствие, и если он мне его не приносит, я имею право его расторгнуть и поискать новое счастье!». Клайв Льюис писал по этому поводу: «Признавая „право на счастье“ (в этой области), перед которым ничто все обычные нормы поведения, мы думаем не о том, что бывает на самом деле, а о том, что нам мерещится, когда мы влюблены. Беды — вполне реальны, а счастье, ради которого их терпят и творят, снова и снова оказывается призрачным. Все, кроме мистера М. и миссис Н., видят, что через год другой у мистера М. будут те же основания покинуть новую жену. Он снова поймет, что на карту поставлено все. Он снова влюбится, и жалость к себе вытеснит жалость к женщине».
7. Любовь — дело серьезное, потому что ей приходится сносить недостатки ближнего.
В брак вступают два несовершенных человека, два эгоиста, ожидающих один от другого всевозможных благ. К положительным качествам друг друга супруги быстро привыкают, их начинает раздражать недостатки. Несбывшиеся ожидания порождают разочарование, разочарование — гнев, гнев — обиду и мщение. Все эти эмоции подспудно живут в человеке и прорываются наружу в моменты ссор.
Герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» Позднышев в исповеди случайному попутчику выразил общую для многих семей проблему психологической несовместимости. «Говорить не о чем было. Все, что можно было сказать о жизни, ожидавшей нас, устройстве, планах, было сказано, а дальше что?… Вдвоем мы были почти обречены на молчание или на такие разговоры, которые, я уверен, животные могут вести между собой: „Который час? Пора спать. Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши“. Стоило на волосок выступить из этого до невозможного сузившегося кружка разговоров, чтобы вспыхнуло раздражение. Выходили стычки и выражение ненависти за кофе, скатерть, пролетку, за ход в винте, — всё дела, которые ни для того, ни для другого не могли иметь никакой важности. Во мне, по крайней мере, ненависть к ней часто кипела страшная! Я смотрел иногда, как она наливала чай, махала ногой или подносила ложку ко рту, шлюпала, втягивала в себя жидкость, и ненавидел ее именно за это, как за самый дурной поступок… С братом, с приятелями, с отцом, я помню, я ссорился, но никогда между нами не было той особенной, ядовитой злобы, которая была тут».
Переносить материальные лишения гораздо легче, чем супружескую отчужденность. Нам бывает тяжело от собственных недостатков. Но при вступлении в брак они удваиваются. Можно ли перенести их без Божьей любви? На такой серьезный труд способна только серьезная любовь!
8. Любовь — дело серьезное, потому что требует святой жизни
Почти повсеместно в день бракосочетания молодые пары считают своим долгом не обойти стороной церковь. Не то, чтобы они ее полюбили всей душой и разумением, просто им необходимо благословение, чтобы их усилия и затраченные материальные средства не пошли прахом. Когда я смотрю на такие пары, я думаю: «Господи! Как Ты терпишь манипулирование Твоей благодатью? До брака люди и не думают искать Твоей воли и только к моменту свадьбы корыстно вспоминают о Тебе, как о благодетеле!» Но разве Бог даст им Себя использовать? Разве Он не видит этих постыдных мотивов? Библия говорит, что Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев» (Рим.2:6 −8).
Бог дает настоящую любовь тем, кто никогда не пренебрегает Им, кто ищет Его воли и посвящен Его Слову и служению.
9. Любовь — дело серьезное, потому что серьезны условия для вступления в брак.
Меня часто спрашивают: когда можно влюбляться? Я отвечаю: дружить «просто так» нельзя, дружба должна привести к браку. Но для его построения необходимы определенные условия: физическая зрелость, которая складывается к совершеннолетию, духовная зрелость, которая формируется позже, профессия, которая обеспечивала бы финансовое благополучие семьи, а также наличие жилья. Не стоит руководствоваться пословицей «С милым рай в шалаше», в наше время и шалаш негде поставить — земля кому-нибудь да принадлежит. Арендовать квартиру при малом доходе не под силу. Так что возрастная граница вступления в брак — хотим мы этого или нет — отодвигается на более позднее время, чем было раньше. Вот почему время до брака нужно использовать для получения образования, профессии. Не прожигайте его в компьютерных играх или бесполезных тусовках.
И последнее условие начала «дружбы»: знание своего времени. Библия говорит, что всякой вещи время под солнцем. Христос пришел в мир в определенное время, в определенное время Он умер за нечестивых, в определенное время воскрес. Его пример — образец для всех нас. Человек должен знать, что пришло его время от Господа создавать семью. И когда знание имеется, следует молиться, чтобы Бог послал любовь к какой-то девушке. И здесь важно быть внимательным к действиям Бога. Ведь перед тем, как дать Адаму Еву, Бог провел перед ним зверей и ни в ком из них Адам не увидел равного себе помощника. Так и при поиске второй половины могут попасться «звери на двух ногах», и дай вам Бог избежать соблазна с ними подружиться.
Наше церковное устройство помогает вам с выбором спутницы жизни. Девушки посещают церковь, малые группы, участвуют в различных церковных мероприятиях и к ним можно ненавязчиво присмотреться. Если девушка вам понравилась, и она при этом имеет страх Божий, любит Писание, посвящена добрым делам, показывает добрый характер, то после молитв и проведенного «наружного наблюдения» пригласите ее в кафе и предложите ей встречаться и молиться о развитии отношений. Если вы получите от нее согласие, то сходите к ее родителям, попросите благословения на встречи с их дочерью и наблюдайте за динамикой отношений. Если ваша симпатия к ней растет, вам интересно с ней общаться, и вы осознаете, что без нее не проживете, то обратитесь к пастырю церкви для прохождения предбрачного консультирования. Оно может занять до полугода. Если беседы с душепопечителем пройдут благополучно, и любовь от них не уменьшится, то попросите представить вас в церкви как жениха и невесту, и смело готовьтесь к браку.
Что касается вас, дорогие сестры, то мой совет вам будет прост: не пытайтесь обратить на себя внимание братьев всевозможными нарядами и обилием краски на глазах и губах. Помните русскую пословицу, что невесту ищут не в хороводе, а огороде. Трудитесь для Христа, где только возможно, участвуйте во всех христианских общениях, там и укажет Господь вас вашему жениху.
Некоторые проповедники учат, что верующие юноша и девушка не должны до брака встречаться и обсуждать вопросы будущей жизни, им достаточно узнать волю Божию, вступить в брак, а там жизнь всему научит. Я с таким подходом не согласен. Под руководством наставников мы учимся работать на компьютере, учимся управлять машиной, брачные же отношения намного сложнее и так же требуют научения. Ведь в процессе занятий с душепопечителем проговариваются типичные проблемы супружества, и когда они возникнут в семейной жизни, молодые не впадут в отчаянье: «Увы! Мы пропали!». Они вспомнят: «А нам говорили, что с этим обстоятельством мы столкнемся, и предлагали библейский способ его разрешения. С нами все в порядке, мы растем во взаимоотношениях, попробуем поступить по-библейски!».
Попутно замечу: в период ухаживания недопустимы отношения, принадлежащие только браку — объятия и поцелуи. Христиане должны развивать в первую очередь духовные отношения, без которых брак будет пустым и тягостным. Физические последуют им, но в свое время.
10. Любовь — дело серьезное, потому что Бог серьезно воспринимает брачные клятвы.
Некто сказал, что супружеская любовь есть самое мощное доказательство существования Бога. Только Он мог придумать и подарить людям столь приятные отношения. Слепая эволюция, если бы она и была, ни за что бы до этого не додумалась! К сожалению, наше общество все чаще практикует гражданские браки, в которых люди не связывают себя никакими обещаниями. «Давай жить вместе, пока живется, а не получится — расстанемся!» Такие отношения не имеют ничего общего с браком, ибо в них нет посвящения друг другу. Люди сходятся не по любви, а по расчету. Они не верят друг другу и допускают возможность распада их отношений.
Истинная любовь не боится связывать себя обещаниями, но с охотой дает их. Брачным обетам Бог придает огромное значение. Он радуется верности в браке и взыскивает за неверность. Я процитирую современный перевод из книги пророка Малахии:
«Вы спросите: „Почему Господь не принимает наши дары?“ Потому что Господь видел, как ты грешил, и Он — свидетель против тебя. Он видел, как ты обманывал свою жену. Ты женился на этой женщине в годы юности своей. Она была твоей возлюбленной подругой, а потом стала законной женой, и Господь был тому свидетель. Бог хочет, чтобы мужья и жёны стали одним телом и одним духом, и чтобы они могли иметь потомство. Так что защищай этот духовный союз. Не будь вероломным против своей жены, она стала тебе женой, когда ты был ещё молод» (Мал.2:14,15).
Бог взял брак под Свою защиту, и если человек дал обещание верности, он должен его исполнять, как бы это ни было трудно. Библия учит: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5:3,4).
Серьезность любви напрямую связана с серьезностью земной жизни. Мы ходим как по острию лезвия — мир, плоть и дьявол постоянно атакуют нас. Так легко сбиться с курса, принять влюбленность за любовь, страсть за Божье водительство. Чтобы миновать эти опасные скалы, нужно довериться Его путям. Он знает, как и когда послать друга жизни. Только Он может даровать серьезную любовь!
И хочу, но не в силах любить я людей:
Я чужой среди них; сердцу ближе друзей —
Звезды, небо, холодная, синяя даль
И лесов, и пустыни немая печаль…
Не наскучит мне шуму деревьев внимать,
В сумрак ночи могу я смотреть до утра
И о чем-то так сладко, безумно рыдать,
Словно ветер мне брат, и волна мне сестра,
И сырая земля мне родимая мать…
А меж тем не с волной и не с ветром мне жить,
И мне страшно всю жизнь не любить никого.
Неужели навек мое сердце мертво?
Дай мне силы, Господь, моих братьев любить!
Д.С. Мережковский
По материалам из интернета подготовила Людмила Микитюк