Доклад на круглый стол IV Межконфессиональной выставки «С верой, надеждой, любовью в третье тысячелетие» Москва 16 мая 2005 г.
Отношение к семье и браку
Адвентисты Седьмого Дня относятся к браку как установлению Божью, данному наравне с установлением почитания седьмого дня субботы. Суббота и брак явились первыми установлениями Бога в человеческой семье и стали кульминацией сотворения семьи. Они должны были приносить человеку радость покоя и чувство близости Творца, независимо от времени, места и культуры.[1]
Мужчина и женщина были сотворены по образу Божьему. Подобно тому, как Отец, Сын и Дух Святой есть Бог, так мужчина и женщина являются «человеком». И подобно Божеству, они должны быть едины, несмотря на то, что предназначения их различны. Они равны по своему достоинству, хотя не идентичны как личности. (Ин.10:30; 1Кор.11:3) Физические особенности мужчины и женщины дополняют друг друга. Оба пола сотворены совершенно гармоничными в своем различии (Быт.1:31). На этой гармонии строится семья.[2]
Создание семьи рассматривается в Адвентистской Церкви как Божье повеление: «потому человек оставит отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24).
Писание учит, что верующим лучше вступать в брак только с верующими. Настоящее единство возможно только при общей вере. Различия в религиозной жизни приводят к разногласиям, которые создают напряженности и разлады в браке.[3] Поэтому Церковь обязана предупредить вступающих в брак с верующим иного вероисповедания или неверующим о тех последствиях, которые повлечет за собой подобное отступление от учения Священного Писания. Если все же такой брак состоялся, то Церковь не снимает с себя обязанности принимать все возможные усилия, для его сохранения, для создания атмосферы мира и взаимопонимания в подобной семье.
Церковь рассматривает брак как завет верности, который супруги заключают на всю свою жизнь. Церковь выступает против разводов и борется за сохранение семьи, следуя принципу: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10:9). Единственной уважительной причиной развода в библейском понимании, считается нарушение супружеской верности. Но даже при этом пострадавшая сторона имеет право не только на повторный брак, но и на возможность простить и восстановить брачные отношения. В случае если неверующий супруг (неверующая супруга) требуют развода, верующая сторона свободна (1Кор.7:15).
Если же одни из супругов исповедует веру в Господа, а другой, являясь неверующим, желает жить в этом браке, Церковь на основании Библии выступает за сохранение семьи. Верующая половина должна в этом случае оставаться в семейном союзе и содействовать спасению членов своей семьи. (1Кор.7:12-16).[4]
Говоря об отношениях в браке, Церковь учит своих последователей, что христианских брак зиждется на любви, взаимоуважении, признании достоинства и индивидуальности каждого члена семьи. В христианском браке не должно быть места насилию и унижению. (Еф.5:25; Кол.3:19; Тит.2:4; Галл.3:28). Взаимная любовь супругов находит выражение также и в интимных отношениях, которые предназначены только для брачного союза. Интимные отношения служат не только для продолжения рода, но и для выражения взаимной любви и радости, счастья и близости.
Церковь категорически выступает против добрачных интимных отношений, которые разрушают человеческую сущность, наносят личности непоправимый моральный и физический вред.[5]
Супружеские отношения должны быть гарантом безопасности для детей, рождаемых в браке и поэтому он должен быть узаконен и официально признан государством и Церковью. Пастор не имеет права проводить обряд бракосочетания, если до этого супруги не узаконили его через официальные органы регистрации.
Дети, рожденные в браке, рассматриваются как дар от Господа (Пс.126:3), а потому родители несут ответственность за их воспитание, прежде всего перед Богом. Родители должны предпринять все усилия с их стороны, для того, чтобы воспитать детей в духе почитания Господа, наставляя их в вере и благочестии. Тем не менее, Адвентисты Седьмого Дня считают, что вступление в члены Церкви через водное крещение должно совершаться добровольно и осознанно, поэтому детям предоставляется в конечном итоге самим выбрать свой путь в духовной жизни[6]. Насилие в духовной сфере недопустимо как в семье, так и в обществе.
Церковь признает брак лишь между представителями различных полов. Гомосексуальные отношение являются последствиями отступления от Божьей заповеди и ведут к разрушению, как института семьи, так и к подрыву физического и духовного здоровья человека. Церковь понимает, что люди с гомосексуальной ориентацией несут тяжелое бремя и нуждаются во время своей борьбы с искушениями в ее любви и сочувствии.[7]
Служение Церкви по укреплению семейных отношений
С целью создания крепких и здоровых семей, укрепления семейных взаимоотношений на всех четырех уровнях церковной организации: генеральная конференция, унионная организация, конференционная организация, местная община; создан целый ряд церковных отделов: семейный отдел, женский, мужской, Тавифы, здоровья, молодежный, детский. По каждому из этих отделов Церковью разработаны разнообразные программы, методические пособия, учебники и т.д.
Заботу о христианских семьях прежде всего несет каждый пастор Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня. В Церкви существует обязательное пасторское консультирование перед вступлением в брак. Пастор не имеет права совершать обряд бракосочетания без предварительных консультаций по семейным взаимоотношениям с молодой парой. На этих консультация пастор обязан разобрать ряд тем, которые помогут вступающим в брак определиться в своих отношениях до вступления в брак, а также помочь в разрешении сложных проблем после его заключения.
Пасторы местных общин проводят также регулярные консультирования семейных пар по возникающим проблемам, совершают молитвы и оказывают посильную духовную помощь семьям своих прихожан.
Семейный отдел каждой общины и группы верующих Адвентистов Седьмого Дня регулярно проводит обучающие семинары по взаимоотношениям в семье, по взаимопониманию между мужчиной и женщиной, особенности психологии мужчины и женщины в семейных отношениях.
С целью укрепления семейных отношений для супругов, присоединившихся к церкви после заключения брака, а также для христианских семей, испытавших в своей жизни определенные проблемы и трудности в общинах проводится специальное богослужение «обновление супружеского завета». Для проведения этого обряда собираются все семейные пары всех возрастов, после чего пастор произносит молитву об их семейной жизни и дает пасторское наставление.
В местных общинах существует также традиция празднования юбилеев супружеских пар, на которых хорошее наставление получают молодые люди, недавно вступившие в брак или только намеревающиеся сделать это.
Организуется семейное общение на природе, летом походы, зимой прогулки на лыжах и санках, коньках, во время которого происходит общение семейных пар. Подобное общение является прекрасной возможностью для молодых семей получать поддержку и наставление от старших и более опытных семей.
Женский и мужской отделы Церкви в свою очередь готовят специальные программы, которые помогают учесть психологию поведения мужчины и женщины в браке. В этих отделах супруги получают духовную поддержку, необходимые советы, разрешают те вопросы, которые связаны с их полом.
Отдел Тавифы служит для поддержки малоимущих семей, распределяет одежду и питание, оказывает и иную помощь семьям.
Молодежный отдел проводит специальные программы, на которых молодым людям даются советы по созданию семьи. На этих программах с использованием ролевых игр молодежь получает знания, в дальнейшем помогающие избежать многих проблем в семейных отношениях.
Детский отдел осуществляет помощь родителям в христианском воспитании детей. На богослужениях для детей проводятся специальные библейские уроки. Пастор перед проповедью рассказывает детям, пришедшим на богослужение с родителями интересные для них библейские истории. Для этого используются различные наглядные пособия, специальные игры.
Отдел здоровья занимается проповедью здорового образа жизни для членов семьи. Даются консультации по личной гигиене, по интимным отношениям и другим вопросам, связанным с созданием настоящей здоровой семьи.
Кроме этих отделов Церковь во время проведения Евангельских программ и осуществления своей миссионерской деятельности, проводит также и специальные программы по семейным отношениям, здоровому образу жизни в которых пропагандируется позиция Церкви по данному вопросу для широкого круга слушателей.
Церковные издательства выпускают разнообразную литературу для семей разного возраста и для тех, кто желает вступить в брак. Подобная литература предлагается не только членам Церкви, но и широкому кругу читателей, что служит делу созидания здоровых семей .
Семейные традиции в Церкви
Церковь поддерживает целый ряд семейных традиций необходимых для укрепления христианских семейных отношений.
Для Адвентистов принято особое торжественное семейное служение встречи субботнего дня. В пятницу вечером, перед заходом солнца, когда согласно Священному Писанию наступает субботний день, члены семьи собираются вместе проводят торжественные богослужение в своих домах. Во время подобных служений глава семейства читает Священное Писание, затем все члены семьи объединяются в песнопениях прославляющих Бога Творца. Подобным образом происходит служение завершения субботнего дня вечером в субботу после заката солнца.
В субботу семьи посещают богослужения в церкви, а после по обычаю проводят время в общении дома или на природе, приглашая к этому общению другие семьи или холостых членов церкви.
Кроме этого в каждой адвентистской семье существуют свои добрые традиции, такие как совместный отдых на природе, посещение различных достопримечательностей, совместные мероприятия, направленные на сближение ее членов, создание атмосферы любви и взаимопонимания.
В заключении хотелось бы отметить, что в наше непростое время, время, когда многие семьи испытывают глубочайший кризис, Церковь Адвентистов Седьмого Дня призывает вернуться к библейским принципам семейных отношений, которые, как она верит, смогут решить эти проблемы. Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня не ограничивается одними призывами, но активно трудится, создавая и укрепляя здоровье и благополучие семьи. Пусть добрый Господь поможет всем людям доброй воли в этом благом деле.
Заместитель Председателя Западно-Российского Союза Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня по внешним связям Гончаров Олег Юрьевич.
Цитаты:
1. В начале было Слово. Основы вероучения христиан-адвентистов седьмого дня. Заокский: «Источник жизни», 1993 г. стр. 301
2. Там же, стр.302.
3. Там же, стр. 304.
4. Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России. Москва 2003. стр.33
5. Там же, стр.30-31.
6. Там же, стр. 33.
7. Там же. стр. 34.