«Благополучие общества, успех церкви, процветание нации зависят от влияния на личность человека семьи, в которой он был воспитан» Е. Уайт. «Служение исцеления»
В вопросах о сущности и функциональном предназначении семьи существуют различные точки зрения. В светском понимании, семья представляет собой основанную на браке общность людей; члены ее связаны кровными узами (или усыновлением) и ведением общего домашнего хозяйства; они оказывают друг другу взаимную помощь и несут друг перед другом моральную ответственность. Принято также считать, что семейный союз представляет собой структурную единицу каждого общества, ту ячейку, в которой должно происходить появление на свет и воспитание подрастающего поколения.
Христиане-адвентисты в понятие семьи вкладывают более глубокий смысл. Они считают, что семья была учреждена Самим Богом для счастья человека. Семья представляет собой завет между мужчиной и женщиной, которые призваны любить, понимать, помогать и хранить верность друг другу. Одно из важнейших предназначений супружеского союза — рождение и воспитание детей, создание для них такого окружения, в котором восстанавливается образ Божий в человеке. Адвентисты убеждены, что семья является сердцем общества. Благополучие общества и успех Церкви зависят от состояния семьи.
Сегодня семья, как и многие другие социальные институты, переживает кризис. Он обусловлен различными причинами и имеет многообразные проявления: падение традиционных моральных устоев, ставшие негласной нормой внебрачные и добрачные половые связи, рост разводов и гражданских браков (сожительства), все большая легализация нетрадиционных сексуальных ориентации, рост проституции, наркомании, алкоголизма (в том числе подростковых). Оказывая пагубное влияние на семью, данные негативные явления, в свою очередь, сами являются следствием секуляризации современного общества. Суть этого глубинного и сложного процесса выражена лаконичной, но емкой фразой А. Солженицына, раскрывающей причины большинства проблем 20-21 вв: «Люди забыли Бога».
Семья как первичная ячейка общества стала в настоящее время особенно хрупкой и беззащитной. Пропаганда свободных от обязательств интимных отношений, «красивой» любви вне брака и установка на то, что желаемая цель оправдывает любые средства ее достижения, пагубно сказывается на прочности брачного союза и нравственности, прежде всего молодого поколения. В поисках личного счастья человек безответственно экспериментирует, изобретая «суррогаты» традиционных брачных отношений. Это и полигамия, и так называемая «шведская семья», и брак по гомосексуальному признаку, и «гражданский» брак, и попытки создать новую семью каждый раз после неоднократных разводов. Освобождаясь от багажа христианских ценностей в век релятивизма и прагматизма, считая себя свободным от «предрассудков» предыдущих поколений, лучшую часть своей жизни современный человек проводит в погоне за миражом счастья.
Между тем люди не могут подарить друг другу счастье, не будучи готовыми взять на себя ответственность за любимого человека. Так называемая «свободная» любовь порождает доступность физической близости, но совсем не гарантирует близость духовную, без которой счастье не обретается. Союз между супругами всегда будет хрупок и обречен, если он — всего лишь «одна из промежуточных станций» на жизненном пути.
Самое страшное, что расплата за легкомысленное отношение к браку настигает не только взрослых, но и ни в чем не повинных детей, которые крайне нуждаются в том, чтобы родители любили не только их, но и друг друга. Сегодня огромное количество детей — это реальные или «социальные» сироты. Обделенные теплом родного крова, не зная любви, не умея ее отдавать и принимать, многие из них пытаются найти свое счастье в раннем сексуальном опыте, наркотиках, алкогольных напитках, рискованных приключениях. Результаты таких экспериментов — подростковая беременность, всевозможные болезни, разрушенные семьи, никому не нужные и нередко больные дети.
Проблемы современной семьи возникли не только в силу общего отступления от христианских ценностей и падения нравственности. Смена культурно-исторических эпох и экономических формаций, сложные процессы организации жизни современного общества и все та же секуляризация принесли в семью кардинальные перемены, свидетелями которых мы ныне и являемся. Современный стиль жизни, формирующийся в условиях «открытого общества» с его доступностью к разнообразной информации, возможностью реального и виртуального контакта практически с любой точкой земного шара, навязываемой массмедиа рекламой «красивой жизни» звезд порождает в людях завышенные, не обеспеченные личными возможностями ожидания и запросы, в том числе и в сфере семейно-брачных отношений. Сегодня не только чрезвычайно высок процент разводов, но развод стал общепринятым способом разрешения супружеских конфликтов, порождая «безотцовщину» при живых родителях и фиксируя в детских умах образ мужа и отца в качестве «транзитного пассажира».
Смешение ролей из-за того, что мужчина потерял часть обязанностей главы семьи, свойственных патриархальному укладу, а ноша женских обязанностей удвоилась, привнесло в эти отношения напряженность, разочарование, породило тенденцию к лидерству женщин и устранению мужчин от решения семейных задач.
Занятость жен и матерей в профессиональной сфере, с одной стороны, обеспечила им финансовую независимость. Но, с другой, стала причиной «опустевших домов», упадка «домашней экономики», лишения женщины ее роли хранительницы домашнего очага. Это негативно сказалось на рождаемости, а также на роли матерей в воспитании и образовании детей — функции, почти всецело переданной дошкольным и школьным учреждениям, что создало лишь видимость адекватной замены, но не решило проблемы социального сиротства. Многие женщины вынуждены работать, чтобы прокормить своих детей и обеспечить собственную старость. Нерешенные социальные проблемы усугубили разобщенность поколений в современном обществе. Ушли в далекое прошлое совместный труд в семье, время отдыха и общения у домашнего очага.
В последние десятилетия еще больше увеличилась мобильность семьи. Это повлекло за собой потерю родовых корней и разрушение отношений с родственниками, которые на протяжении многих веков играли в семье исключительно важную роль, обеспечивая ее стабильность, оказывая поддержку и помощь в воспитании детей, передавая духовные ценности и необходимый опыт. Престарелые родители не только не в состоянии оказывать моральную (не говоря уже о финансовой) поддержку детям и внукам, но нередко становятся для них бременем, особенно при плохих жилищных условиях и серьезных заболеваниях.
Увеличилась и продолжительность совместной семейной жизни супругов после того, как последний ребенок покинет родительский дом. Если раньше в многодетной семье время от ухода последнего ребенка в самостоятельную жизнь до смерти одного из супругов в среднем составляло менее 10 лет, то в современных семьях, где в лучшем случае 2–3 ребенка, супруги после определения в жизни детей могут прожить вместе еще 25–30 лет. Это оказывается непростым испытанием — кризис середины жизни, как правило, приносит с собой неуверенность, переосмысление былых установок и ценностей, ощущение уходящей жизни и желание наверстать упущенное; синдром «пустого гнезда»; сложившиеся к старости характеры часто не позволяют идти на уступки; невостребованность в общественной жизни и жизни своих близких, старение, болезни, страх надвигающейся смерти и т.д. делают семейный союз еще более уязвимым и хрупким.
В это непростое для семьи время Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня считает своим долгом и призванием помочь обществу вновь возвысить попранные моральные ценности и укрепить авторитет традиционной семьи. Истоки проблемы верующие видят не в перечисленных выше обстоятельствах современной жизни. Эти обстоятельства представляют собой, как было сказано, симптомы и последствия одной общей проблемы человечества — ухода от Бога и Его Слова. Главную причину собственных несчастий мы носим в самих себе. Врожденный эгоизм и греховные наклонности, подобно медленно действующему яду, отравляют нашу собственную жизнь и жизнь наших ближних и являются истинной причиной супружеских конфликтов, измен и разводов.
Церковь АСД не закрывает глаза на то, что человечество существует не в только что сотворенном и совершенном мире, а в иной, измененной грехом реальности. На этой грешной земле не может быть совершенного общества, но большее или меньшее благополучие человека зависит от участия и заботы о его благе со стороны всех людей. Христиане-адвентисты высоко оценивают государственные программы, а также программы и мероприятия всех общественных сил и конфессий, направленные на укрепление семьи и решение проблем в области воспитания подрастающего поколения.
Христиане-адвентисты верят, что возврат к библейским ценностям и принятие Господа Иисуса Христа как своего личного Спасителя наделяют их силой, способной преобразить греховную сущность каждого и сформировать в нем нового человека, который сумеет подарить ближним бескорыстную любовь и прочное семейное счастье. Поэтому христиане в целом и адвентисты в частности верят, что только Сам Господь, сотворивший человека и даровавший ему чудо жизни в брачном союзе, может научить нас, как созидать и хранить его.
Христиане-адвентисты убеждены, что только возврат к библейской модели семьи может вернуть человеку утраченное счастье. Рассматривая тему семьи в Ветхом и Новом Заветах, вникая в левитские законы и Десятисловие, анализируя различные тексты Писания, имеющие отношение к браку, они приходят к пониманию библейского смысла брака: брак — это священное Божье установление, данное человеку в Едеме и утвержденное Христом как заключенный на всю жизнь моногамный союз любви между двумя людьми — мужчиной и женщиной.
Важно помнить, что автором идеи сотворения мужчины и женщины является Сам Господь. Мужчина и женщина вместе образуют новую общность — человечество, причем один пол без другого представляет собой, в библейском понимании, незавершенное единство.
При творении человека Господь намеревался подарить ему радость общения как с Собой, так и с подобным ему существом — Евой, разрешая таким образом проблему одиночества, ибо «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18); подарить ему супружеское счастье с близким человеком противоположного пола: «утешайся женою юности твоей… любовью ее услаждайся постоянно» (Притч. 5:18,19); дать человеку друга на всю жизнь, «помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18), того, кто может трудиться вместе с ним, умножая «доброе вознаграждение в труде их», поддерживать, «если упадет один», защищать, если «станет преодолевать кто-либо одного» (Еккл. 4:9-12); приобщить человека к радости «сотворения» по своему образу и подобию — радости рождения и воспитания тех, кто появится на свет в результате супружеской любви: «жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» (Пс. 127:3) наполнить землю через умножение человеческого рода: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Таким образом, семья — это небесный дар, преподнесенный сотворенному человеку.
В Книге Бытие, сразу же после сотворения Евы, появляется формула брачного союза: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Здесь названы три необходимых условия для брачного союза. Первое — уход из родительского дома, что представляло собой в древние времена официальную церемонию бракосочетания. Второе — эмоциональное «прилепление» к своему супругу. Третье — абсолютное единение супругов, захватывающее все их естество, частью которого также являются и интимные отношения. Невозможно стать одной плотью, прервав семейные отношения на полпути или отказавшись созидать это постоянное единение в социальном, духовном и физическом планах.
В библейском понимании брак — это не отношения всепоглощающей страсти, которой чужды общепринятые условности; это и не деловой контракт между двумя сторонами, не брак по расчету; это и не обоюдное согласие пожить вместе, чтобы проверить свои чувства и отношения. Брак — это особого рода завет между двумя личностями, принадлежащими к разному полу, призванными соединиться физически, эмоционально и духовно, чтобы достичь этой прекрасной цели — стать одной плотью. В Библии супруга нежно называется «подругою», «женою юности» и «женою завета» (см. Мал. 2:14, древнеевр. ориг.). Сравнение брака с заветом подразумевает добровольное, обоюдожелаемое, непрекращающееся в течение всей жизни посвящение супругов друг другу. Все остальные отношения с другими людьми никогда не могут претендовать на ту степень близости, которую обретают люди, заключившие между собой такой завет. Характер отношений между супругами является прообразом завета и отношений между Самим Богом и Его Церковью (см. Ис. 54:5; Иер. 31:31–33), поэтому христианское супружество коренным образом отличается от светского: христианский брак заключается не только перед людьми, но и перед Богом, в результате этого супруги становятся ответственными за свои отношения и перед Ним. Более того, в христианском браке изначально определено присутствие этих трех личностей: Господа, мужа и жены.
Христианский брак зиждется на любви, взаимоуважении, признании достоинства и индивидуальности каждого члена семьи, в нем не должно быть места насилию и унижению: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25); «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:19); «Чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей» (Тит. 2:4). Предназначение мужа быть главой семьи, а жены — матерью и хранительницей домашнего очага (см. Еф. 5:22, 23; 1 Тим. 5:14) ни в коей мере не умаляет достоинства каждого из супругов и не может служить оправданием для дискриминации пола — как в обществе так и в семье (см. 1 Петр. 3:7; Гал. 3:28). Хотя вследствие грехопадения многие семьи носят на себе печать союзов, не справляющихся со своим предназначением, преобразование, возрождение каждого члена семьи и восстановление гармоничных семейных отношений становится возможным силою Святого Духа и сегодня (см. 1 Петр. 3:8–11).
Взаимная любовь супругов находит выражение также и в интимных отношениях (см. 1 Кор. 7:1-5), которые в библейском понимании предназначены только для брачного союза. Интимные отношения — это и символ единения, и средство выражения любви, и продолжения рода, и знак завета, поэтому они допустимы только внутри отношений завета. Вне брака эти отношения в глазах Бога противозаконны, какие бы формы они ни принимали: добрачные или внебрачные связи, проституция, отношения, ориентированные на гомосексуальную ориентацию и т.д. (см. 1 Кор. 6:9). В отличие от перечисленных выше, интимные отношения супругов не являются следствием грехопадения человека, это дар Божий супружеской чете (см. Быт. 1:27,28). В них они могут выразить взаимную любовь и радость, обрести счастье и близость, а также продолжить свой род. Священное Писание говорит о них как о тайне, которая символически отражает тайну единения Христа и Церкви (см. Еф. 5:32).
Учреждая семью, Господь подарил человеку возможность принадлежать тому, с кем можно делить радости и печали, получать ответную заботу, тепло, любовь и поддержку. Именно в таком семейном кругу должна появляться и возрастать новая жизнь. Супружеские отношения должны быть гарантом безопасности для вновь появившейся жизни, поэтому брак должен быть узаконен и официально признан государством и Церковью. Свободные связи и «гражданские» браки (как форма сожительства) не могут защитить социальные права родителей и детей и обеспечить им полноправное существование. Поэтому Церковь призвана воссоздавать в обществе библейский взгляд на супружество, основанный на высоких нравственных нормах.
От родителей ожидается, что они будут играть первичную роль в воспитании своих детей, что они познакомят их с Господом, научив жить в послушании Ему и принципам Закона Божьего. Пример их отношений должен свидетельствовать о любвеобильном, терпеливом, справедливом и милостивом Создателе. Дети — это не собственность родителей, но Божий дар, «наследие от Господа», «награда от Него», к которому они должны относиться с большой любовью и ответственностью. От детей же ожидается уважение к родителям и послушание: «почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12); «будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20).
Родителям также дается в Библии важный совет: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4; см. также Кол. 3:21). Как в Ветхом, так и в Новом Заветах содержатся наказы родителям и руководителям Церкви передать детям Божьи повеления и не препятствовать им приходить к Господу: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Втор. 6:6–7); «Иисус… сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14).Тем не менее Адвентисты Седьмого Дня считают, что вступление в члены Церкви через водное крещение должно совершаться добровольно и осознанно, поэтому детям предоставляется право самим выбрать свой путь в духовной жизни. Приобщение к Церкви и принятие религиозных ценностей родителей должно быть результатом самостоятельного решения повзрослевшего ребенка.
Адвентистская Церковь выступает против разводов и борется за сохранение семьи, следуя принципу: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9; см. также Мф. 19:3-9; 1 Кор. 10). Единственной уважительной причиной развода, в библейском понимании, считается нарушение супружеской верности. Но даже при этом пострадавшая сторона имеет право не только на повторный брак, но и возможность простить и восстановить брачные отношения. В случае если неверующий супруг (неверующая супруга) требует развода, верующая сторона свободна (см. 1 Кор. 7:15).
Если же один из супругов исповедует веру в Господа, а другой, являясь неверующим, желает жить в этом браке, Библия выступает за сохранение семьи. Верующая половина должна оставаться в этом семейном союзе и содействовать спасению членов своей семьи: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:12–16).
Христианский ответ на такое явление, как гомосексуализм, основан на библейских принципах. Рассматривая этот вопрос, нужно проводить четкое различие между гомосексуальной ориентацией и гомосексуальной практикой. Человек может не иметь полного контроля над первой, но что касается второй, его выбор здесь бесспорен. Христиане-адвентисты считают, что личная ответственность не должна быть ограничена только тем поведением, которое является результатом свободного выбора. Мы все рождены «во грехе», но греховность не должна управлять нашей жизнью. Ни один человек, будь то гомосексуалист, клептоман, страдающий алкогольной зависимостью или подверженный какому-либо иному пороку, не должен оставаться «мертвым» в прегрешениях, то есть смирившимся со своим положением. Каждому дарована возможность отдать себя не пороку, а Богу — откликнуться на призыв воскресения со Христом к обновленной жизни (см. Рим 6:1–23). С помощью Божественной благодати полная непорочность возможна. С другой стороны, христиане должны понимать и помнить, что люди с гомосексуальной ориентацией несут тяжелое бремя и нуждаются во время своей борьбы с искушениями в любви и сочувствии Церкви как Тела Христова.
Следует иметь в виду, что гомосексуальность — не сексуальная проблема. Это вопрос полоролевой самоидентификации того, кем личность осознает себя — мужчиной или женщиной. Очевидно, что гомосексуализм не имел места при творении, но появился позднее, после грехопадения. Бог создал мужчину и женщину по Своему образу и подобию, а семью двуполой, и любая попытка выступить против этого является противлением Самому Богу. Писание ясно повелевает: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев. 18:22); «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20:13); «Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1:27); «Зная, что закон положен не для праведников, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, [клеветников, скотоложников] лжецов, клятвопреступников и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено» (1 Тим. 1:9-11). «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:9-11).
Основываясь на искупительной жертве Христа, Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня верит в торжество силы Божией над любым проявлением греха в жизни человека. Тот, Кто отверзал очи слепым, исцелял прокаженных и бесноватых, воскрешал мертвых, и сегодня силен преобразить естество человека и восстановить в нем попранный грехом образ Божий. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные… и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28, 29).
Нравственное здоровье и процветание общества напрямую связано с положением дел в семье, являющейся его самой маленькой, но необыкновенно важной структурной единицей. Сегодня, когда институт семьи переживает кризис, Адвентистская Церковь призывает верующих укреплять свои личные семейные отношения, созидать их на любви, взаимоуважении, ответственности перед Богом, друг другом и обществом, а также нести весть о силе Господа, способной преобразовать семейные союзы и сделать их «частичкой неба на земле».
С этой целью в поместных общинах Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня создан целый ряд отделов: семейный, женский, здоровья, Тавифы, молодежный, детский. Эти отделы проводят различные мероприятия, семинары и курсы, на которых члены Церкви и все желающие учатся тому, как следует укреплять семейные отношения, мирно разрешать возникающие конфликты, распределять домашние обязанности, лучше понимать себя и своего супруга, воспитывать детей, помогать неимущим и нуждающимся, жить по принципам здорового образа жизни, готовить вкусную и здоровую пищу и т.д. Сознавая, что сегодня в обществе находится большое количество матерей-одиночек, а также одиноких женщин, Церковь старается не только оказать им поддержку, но и показать новые возможности реализации их талантов и даров через служение Богу и ближнему, так как в глазах Божьих «нет мужского пода, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Особое место в служении Церкви занимают программы для школьников и молодежи по укреплению здоровья и повышению самооценки, известные под названиями: «Остановись, подумай!» (прежнее название — «Неделя ужасов»), «Дышите свободно», «Поколение NEXT выбирает», помогающие им делать правильный выбор, говоря «нет!» наркотикам, табаку, алкоголю и ранним половым связям.
Важную роль в этой работе играют адвентистские пасторы. Направляя деятельность отделов общин, они помогают руководителям отделов проводить специальные мероприятия: недели семьи; добрачное консультирование для пар, желающих вступить в брак; семейное консультирование супругов; семинары по профилактике насилия в семье; детские и молодежные лагеря; субботние и воскресные библейские школы для детей и молодежи; помощь социально незащищенным группам населения и семьям, живущим за чертой бедности; различные программы — акции милосердия для детей-сирот, «детей улиц», для пострадавших в военных действиях; посещение членов Церкви на дому, оказание им духовной поддержки и помощи в познании Господа Иисуса Христа и в следовании правилам счастливой семейной жизни.
Аксения Васильевна Либеранская — директор Отдела семейного служения Евро-Азиатского Дивизиона Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня
(из доклада на первой международной научно-практической конференции, Москва 2013)