Слушая хорошо поющего человека, невольно хочется воскликнуть: «Какой у него красивый голос!».
В чем же секрет такой реакции слушателя? Да и каждый ли человек, имеющий музыкальный слух может петь соло? Или возможно, данному голосу лучшим местом его реализации и служения будет хор?
Как же, исходя из характеристик голоса, восприимчивости к обучению его обладателя, выразительности, личностных данных, можно подобраться к определению пригодности данного голоса к тому или иному виду пения? Иначе говоря, как разграничить понятия: сольный голос, камерный, хоровой (точнее для пения в хоре)? Правда, при этих рассуждениях нужно помнить, что жизнь и характер человека вносят свои коррективы.
Итак, прежде, нежели мы коснемся профессиональных понятий, следует сказать, что музыкант — это прежде всего человек — служитель, который имеет (или должен иметь) высокую духовность, связь с небом. Ему присущи смирение, послушание, такт, вкус, различение музыки духовной и поддельной, и вместе с тем это крепкая духовно личность, верная Богу, хранящая истину, образец для подражания другим, имеет характер Христов. Это эмоционально, нравственно и духовно зрелая личность. Т.е. в выступлении человек не ищет подкрепления своему чувству значимости, ибо знает, что вся ценность его во Христе; он не ищет славы и хвалы себе, а Богу; он знает свои сильные стороны и приносит их как лучшее для Бога.
Обратимся к тексту книги пророка Малахии:
6 Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?»
7 Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» — Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения».
8 И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф.
9 Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф.
(Мал.1:6-9)
Что же в музыке, в пении может быть слепым или хромым? Начнем с голоса, его наличия.
Для сольного пения это сильный или менее сильный голос приятного красивого интересного тембра, широкого диапазона, полетного и выровненного. Это выразительный голос, проникновенный, обладающий нюансировкой. Противоположностью этому может быть голос скрипучий, дребезжащий, визжащий, зажатый, глухой, прямой, резкий, задавленный, не имеющий необходимого диапазона, не интересный и т. д.
При пении под фонограмму нужно четко знать вступление и вовремя начать петь. Дома необходимо много раз отрепетировать и вступление и проигрыш, чтобы потом на служении не извиняться перед собранием и не начинать по нескольку раз.
Слова также нужно знать наизусть или почти наизусть, чтобы не стоять, уткнувшись в листок и жадно смотреть что же дальше петь, а наоборот, слова идут наизусть, а исполнитель передает эмоциональное содержание, духовный смысл, текст наполняет личным отношением и переживанием. Если нет фонограммы на исполняемую песню — найдите того, кто смог бы вам сыграть аккомпанемент. Петь без сопровождения можно только при наличии хорошего яркого выразительного голоса.
«Пение это такое же служение Господу во время религиозных собраний, как и проповедь» (Е. Уайт РМ9:4) — слово в пении должно быть произнесено четко, ясно. Работайте над своей дикцией!
«Любые отклонения в пении могут быть причиной отвлечения от серьезности и святости религиозного служения. Все что связано с проведением религиозного служения должно быть достойно, торжественно и впечатляюще».
(Е. Уайт — Музыка, ее роль, характеристика и влияние, 9:3)
«Все это кривляние и ужимки, все эти вольные телодвижения были столь комичны и неуместны в доме Божьем, что откровенно мешали присутствующим и сбивали их мысли с глубокого и торжественного настроя».
(Е. Уайт — Музыка, ее роль, характеристика и влияние, 9:5)
Передача чувств должна быть естественна и более это задача голоса, жесты могут лишь подчеркнуть, усилить какую-то мысль, чувство. Не нужно делать излишне страдальческих гримас, сводить брови, закрывать глаза и закатывать их «под лоб». Во всем необходима мера и тонкость. Это тоже необходимо отрабатывать дома, лучше перед зеркалом. Полезно посмотреть на себя со стороны.
Вот почему Господь продолжает через Малахию: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне» (Мал.1:10).
Говоря профессиональным языком певцы должны:
- владеть нижнереберно -диафрагматическим дыханием (возможно применение и других типов дыхания) и опорным пением,
- уметь изменять разговорную артикуляцию на певческую,
- разработать резонаторные ощущения,
- понимать работу связок на разных участках диапазона и уметь ее воспроизводить,
- иметь голос со сглаженными регистрами и достаточный диапазон,
- приближаться к пению или петь в высокой певческой позиции,
- владеть техникой прикрытия,
- применять все виды атак и т. д.
Как этого достичь? — невольно напрашивается вопрос. Мы знаем, что есть самоучители игры на разных инструментах, но к сожалению, самоучителя по пению нигде нет. Поэтому в данном вопросе лучше всего обратиться к знающему человеку, профессионалу, который и сможет помочь.
А еще лучше — прислушивайтесь к мнению пастора и к объективной критике ваших слушателей.
Какие же голоса принято называть хоровыми? Как правило, это голоса людей с более бедной тембровой окраской, с большими дефектами голосоведения, не столь технически оснащенные, то есть способные исполнять менее сложные с технической и исполнительской стороны произведения.
Помните, что от развитости голоса и его качеств зависит красота звучания хора.
«Музыка составляет часть богослужения в небесных обителях, и мы должны стараться, чтобы наши хвалебные песнопения по возможности приближались к гармонии небесных хоров. Правильное развитие голоса является важной чертой воспитания, и на это следует обращать серьезное внимание. Пение как часть религиозного служения столь же важно, как и молитва. Поющий должен сердцем чувствовать дух произведения, чтобы придать ему надлежащую выразительность».
(Е. Уайт — Патриархи и Пророки, с. 594)
«Есть что-то особенное в человеческом голосе. Своей гармонией, своим вдохновенным небом пафосом он превосходит любой музыкальный инструмент. Вокальное пение это один из величественных даров Бога людям. Пение в духе и истине является великим дополнением к христианскому служению в доме Божьем».
(Е. Уайт — Музыка, ее роль, характеристика и влияние, 9:10)
«Уделите время для развития голоса, чтобы хвала Богу возносилась в ясных, мягких тонах и никакая грубая, пронзительная мелодия не раздражала слух».
(Е. Уайт — Музыка, ее роль, характеристика и влияние, 3:1)
«В человеческом голосе заложена способность к пафосному и мелодичному воспроизведению звуков если человек приложит необходимые усилия, он сможет обрести искусность в разговоре и пении, которые станут для него дополнительной силой для приведения душ ко Христу.»
Е. Уайт — Рукописи 22, 1886. (Евангелизм, с. 504)
Пусть наше музыкальное служение будет самым лучшим для Бога и слушателей!
Наталья Антонова