Современный мир подвержен стремительным переменам. Каждый день мы читаем о новых научных достижениях, медицинских открытиях, знакомимся с альтернативными формами искусства. Эти перемены порой пугают нас, однако, мы являемся частью своей эпохи и не можем жить вне реальности нынешнего времени.
Наша Церковь после многих десятилетий статичного существования в условиях тотального государственного контроля получила, наконец, возможность свободно развиваться и проповедовать библейскую весть. И, как следствие, ее ряды пополнились новыми членами, которые не обременены грузом сложившихся внутри Церкви традиций и в силу этого полны желания по-новому осмыслить не только догматические положения, но и вопросы бытового христианства: почему мы чистим обувь в пятницу, а не в субботу утром перед уходом из дома на богослужение; можно ли кипятить воду в субботу; отношение к христианкам, злоупотребляющим косметикой?
Среди прочих звучит вопрос о том, приемлемо ли для современных христиан носить обручальные кольца? Для разрешения любых сомнений мы как Церковь, основывающаяся на библейском фундаменте и исповедующая веру в Дар Пророчества, обращаемся к Священному Писанию и трудам пророка последнего времени, разъясняющим нам библейские истины.
В Писании, однако, не содержится прямого запрещения носить обручальные кольца, за исключением рекомендации, относящейся вообще к украшениям:
«Итак, желаю… чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1Тим.2:8-10).
Для того чтобы определить позицию Е. Уайт по этому вопросу, необходимо рассмотреть исторический контекст того времени и изучить все ее высказывания по этой проблематике, прозвучавшие в разные периоды ее жизни. Однако следует отметить, что этот вопрос относится к категории тех, о которых Е. Уайт писала чрезвычайно мало, не видя необходимости в том, чтобы уделять ему пристальное внимание.
Церковь адвентистов седьмого дня зародилась в середине XIX столетия в результате религиозного движения, родоначальником которого принято считать Уильяма Миллера.
Основная идея, объединившая сторонников этого движения, заключалась в проповеди скорого Второго пришествия Христа. Ранние адвентисты в большинстве своем были крайне консервативными по своим этическим убеждениям. Многие, в том числе и Е. Уайт, вышли из Методистской церкви, в которой сурово порицались танцы, использование косметики, игра в карты и ношение украшений. Становится понятно, почему основатели и пионеры Церкви АСД, много лет жившие и совершающие служение в Северной Америке, не носили обручальные кольца.
Во второй половине XIX века в Соединенные Штаты Америки волна за волной стали прибывать иммигранты из Европы и других континентов. Эти люди привозили с собой свою культуру и обычаи, включая и ношение обручальных колец. Становясь членами Адвентистской церкви, они в конце концов отказывались от этой традиции ради сохранения внутрицерковного единства. Однако в то же время в ответ на призыв Христа распространять истину по всему миру Церковь стала посылать своих миссионеров сначала в Европу, а затем и в другие страны. На этих новых территориях миссионеры сталкивались с местными национальными традициями, носящими характер социального императива, в том числе и с обязательным ношением обручальных колец супругами. Некоторые из проповедников, следуя миссионерскому опыту апостола Павла (1 Кор. 9:20-23), стали носить обручальные кольца и продолжали эту практику, возвратившись домой, что вызывало растущее неодобрение их собратьев.
Актуальность вопроса ношения обручальных колец в Северной Америке и других странах особенно возросла в последнее десятилетие XIX века. И в 1892 году пророчица Божья, одна из основателей Церкви АСД, Е. Уайт, находящаяся в то время в Австралии, написала письмо, в котором содержались рекомендации по этому вопросу. Впоследствии оно было включено в книгу «Свидетельства для служителей» в раздел под названием «Во всем необходимо практиковать экономность». В этом письме содержались и такие слова:
«Некоторые испытывают озабоченность по поводу ношения обручальных колец, полагая, что жены наших служителей должны следовать этому обычаю. Пусть у них будет золотое кольцо, которое связывает их души со Христом, чистый и святой характер, истинная любовь, кротость и благочестие, которые являются плодами христианского дерева. И тогда они будут оказывать благотворное влияние.
Тот факт, что пренебрежение к традициям вызывает нарекания, не может служить достаточным поводом для следования им. Американцы могут ясно изложить свою позицию, заключающуюся в том, что в нашей стране этот обычай не является обязательным. Нам не нужно носить знак нашей супружеской верности, хотя мы и не нарушаем ее, и в то же время ношение кольца может вовсе и не свидетельствовать о верности брачному обету. Я хорошо понимаю, что происходящий в нашей среде процесс развивается в соответствии с традициями и модой. Ни одно пенни не должно быть потрачено на золотое кольцо как доказательство нашего семейного положения.
В тех странах, где обычай того требует, мы не должны запрещать носить обручальные кольца. Пусть христиане носят их, если их совесть спокойна. Но пусть наши миссионеры не думают, что ношение кольца хоть на йоту увеличит их влияние. Если они христиане, то это должно проявляться в их характере, подобном характеру Христа, в их словах, делах, в их семьях, в общении с другими, в их долготерпении и доброте. Они явят дух Господа, они будут обладать красотой Его характера… Его сочувствующим сердцем» (Свидетельства для служителей, с. 180, 181).
Очевидно, что эти рекомендации давались, во-первых, австралийским членам Церкви АСД, затем миссионерам, приехавшим из Америки, и особенно тем, которые возвращались обратно. В этом высказывании Е. Уайт не одобряет ношение обручальных колец, за исключением тех стран, где это социально необходимо и где христиане могут делать это со спокойной совестью. Однако она не приравнивает этот вопрос по значимости к десяти заповедям, которые не допускают никаких исключений из правил в зависимости от обстоятельств. Это не тот вопрос, на который мы отвечаем «можно-нельзя», хотя он и включает в себя нравственные аспекты.
В этом отрывке Е. Уайт говорит, по крайней мере, о четыре важных моментах:
- Вопрос оказываемого влияния на других. Е. Уайт считала, что американским миссионерам в Австралии в конце XIX столетия не следует носить обручальные кольца по следующим причинам:
а) Если служитель церкви проявляет качества чистого, святого характера, в его жизни это будет очевидным. И поэтому влияние, которое он оказывает на других, будет благотворным независимо от наличия кольца.
б) Тот факт, что несоответствие общепринятым традициям (следует подчеркнуть, что это относится к американцам в Австралии в 1892 году) вызывает общественное нарекание, не является достаточной причиной для того, чтобы этим традициям следовать. Американцы в ответ на упрек в свой адрес могли заявить, что для них (в 1892 году) это не являлось обычаем в их собственной стране.
в) Отсутствие необходимости в соблюдении этой традиции. Ношение кольца не является доказательством супружеской верности, как и его отсутствие не свидетельствует об обратном.
г) Соблюдение этой традиции американцами в 1892 году в Австралии не могло увеличить оказываемое ими влияние. Если ты христианин, то подобие Христу видно в твоем характере. - Вопрос влияния на церковь (в Америке). Ношение обручальных колец (адвентистами в 1892 году в Америке) является примером следования традициям/моде, незаметно проникающим в церковную среду.
- Вопрос распоряжения средствами. Деньги, которые могут быть потрачены на благие цели, не должны использоваться для приобретения ненужных вещей.
- Вопрос совести человека. Мы признаем, что в некоторых странах ношение обручальных колец является обязательным требованием. Следовательно, в таких обстоятельствах нам не следует запрещать их ношение. Этот вопрос остается на совести каждого христианина. Он должен решаться на уровне личных отношений человека с Богом.
Необходимо отметить, что Е. Уайт не приравнивала простое обручальное кольцо к ювелирным украшениям и никогда категорически не запрещала его ношение, хотя сама на протяжении всей своей жизни не носила обручального кольца. В течение двух лет Е. Уайт совершала служение в Европе, где она также сталкивалась с проблемой обручальных колец. В 1885 году в Базеле, Швейцария, проводилась серия встреч, на которых брат А. В., служитель церкви из Европы, проповедовал о необходимой простоте в одежде. Однажды вечером он высказался против ношения украшений, в том числе и обручальных колец. Это произвело замешательство, так как в Европе обручальные кольца не рассматривались как украшения, но скорее как знак супружеской верности. С этим вопросом обратились к Е. Уайт. Ее сын Уильям Уайт, присутствовавший на этом собрании, вспоминает:
«Она [Е. Уайт] сказала, что наши проповедники не должны настаивать на отказе от ношения колец там, где этого требует обычай в качестве знака супружеской верности».
Еще один случай связан с пребыванием Елены Уайт в Австралии. Вместе с ней находился ее сын, который к тому времени уже был вдовцом. Он полюбил Этель Мэй Ласей и решил жениться на ней. Она была англичанкой, рожденной в Индии, но образование получила в Британии и в то время жила в Тасмании. (Во всех этих странах ношение колец не только принималось как должное, но требовалось в качестве знака супружеской верности). Понимая, что по вопросу обручальных колец могут возникнуть разногласия (она знала о позиции Е. Уайт), Мэй обратилась за советом к своей будущей свекрови. Позднее она написала Уильяму:
«Она [Е. Уайт] говорит, что у нее нет возражений против того, чтобы у меня было обручальное кольцо». И во время последующего обряда бракосочетания была совершена церемония обмена кольцами.
Следует сказать, что Е. Уайт в целом не одобряла ношение украшений и всегда рекомендовала христианам практиковать достойную простоту и экономность:
«Неужели у наших сестер не хватает рвения и нравственного мужества, чтобы без всяких отговорок встать на библейский фундамент? Апостол дал самые ясные указания по этому поводу: „Итак, желаю… чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию“ (1Тим.2:8-10). Здесь Господь через Своего апостола ясно высказывается против ношения золота. Пусть те, кто этим увлекается, наблюдают за собой, дабы своим примером не ввести других в заблуждение по данному вопросу. Кольцо, которое вы носите на пальце, может быть очень простым и безыскусным, но ведь оно совершенно бесполезно, и если вы будете продолжать его носить, это может плохо повлиять на окружающих» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 630).
«Самоотречение в вопросах одежды является частью нашего христианского долга. Одеваться просто, отказаться от ювелирных изделий и разного рода украшений это согласуется с нашей верой» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 366).
«Следование моде и ношение кружев, золота и прочих искусственных украшений ради того, чтобы хорошо выглядеть, не делает привлекательной для других людей ни вашу религию, ни истину, которую вы исповедуете» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 376).
Однако все эти цитаты говорят о ношении украшений с целью улучшить впечатление, которое мы производим своим внешним видом, в то время как простые обручальные кольца предназначены для того, чтобы обозначить наше семейное положение. Более того, в некоторых регионах обручальное кольцо является традицией, необходимой частью социальной жизни. Е. Уайт не запрещала ношение обручальных колец, но рекомендовала, где это возможно, отказываться от такой практики. Ее рекомендации основывались на библейском указании украшать себя добрыми делами, а не золотом, то есть придавать себе ценность не тем, что снаружи, а тем, что внутри. Она заботилась о том влиянии, которое оказывало ношение колец на окружающих, о разумной трате столь необходимых для развития церкви и помощи нуждающимся денег. Однако она призывала не оказывать на людей чрезмерного давления, требуя отказаться от практики ношения обручальных колец. Она писала:
«Христос пришел на землю не для того, чтобы заставить людей принять Себя. Только сатана и люди, движимые его духом, стремятся насиловать совесть… Христос всегда являет милосердие, Он всегда стремится победить любовью… желает добровольного служения сердца» (Желание веков, с. 487).
В 1906 году, еще при жизни Е. Уайт, ее сын Уильям получил письмо от одного члена церкви из Мичигана, сомневающегося в том, может ли человек, на пальце которого есть обручальное кольцо, быть служителем. Уильям Уайт ответил ему: «Проповедуя Евангелие, мы всегда должны говорить о принципах простоты в одежде, но нам не следует думать, что церковь должна налагать взыскания на тех, кто носит обручальные кольца… Я встречал очень посвященных и искренних людей, носящих обручальные кольца, позолоченные часы или золотые цепочки, и я не чувствовал необходимости сказать им: «Снимите это!» (письмо У. Уайта М. У. Крозеру от 30 декабря 1906 года).
В 1881 году Е. Уайт писала относительно реформы одежды, и некоторые ее высказывания соотносятся с обсуждаемым нами вопросом:
«Некоторые сестры, принявшие реформу, не довольствовались тем, чтобы своим примером демонстрировать преимущества новой одежды… но пытались установить контроль над совестью других людей. Если они надели одежду, соответствующую реформе, то и другие должны поступать так же. Сестры забыли о том, что никого нельзя насильно заставлять переходить на новое платье.
Мой долг состоял не в том, чтобы навязывать свою волю моим сестрам. Когда я открыла им, что мне было показано, я оставила их наедине с совестью» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 636).
Чрезвычайно важно понимать различие между библейскими доктринами (на основании принятия которых человек становится членом церкви) и учением Церкви, касающимся определенных стандартов, которые она провозглашает, но исполнение которых остается на совести каждого отдельного ее члена. Уильям Брэнсон, будучи с 1950 по 1954 год президентом Генеральной Конференции, обращался по этому поводу к служителям церкви с такими словами:
«Мы должны проповедовать о тех стандартах, которые не являются условием членства в церкви, но нам не следует заставлять людей их выполнять. Мы можем рекомендовать, а далее человек решает этот вопрос в соответствии со своей совестью» (What Are Our Test of Fellowship? The Ministry?, Oct. 1951, pp. 12, 13).
Итак, обсуждая вопрос ношения обручальных колец, мы должны принимать во внимание обстоятельства каждого отдельного случая и его мотивацию. Мы должны, следуя указаниям Писания и рекомендациям Е. Уайт, проповедовать отказ от излишеств, простоту и экономность. Однако каждый человек вправе определять свою жизненную позицию по этим вопросам в соответствии с велением своей совести.
Центр исследования трудов Эллен Уайт Евро-Азиатского Дивизиона Церкви Адвентистов Седьмого Дня, 2005 год