Центр исследования трудов Е. Уайт получал многочисленные просьбы подготовить материал относительно театральных (драматических) постановок. Советы Е. Уайт относятся к различным ситуациям. В них изложен ряд принципов, которые могут служить руководством в решении этого вопроса.
Обзор этих советов дает основание не осуждать любые театральные постановки. Иными словами, Е. Уайт не осуждает программы лишь только потому, что инсценировка является их частью. Поэтому в адвентистских учреждениях отношение к театральным постановкам должно базироваться не на произвольных «нельзя» или «можно», но на фундаментальных принципах.
Визуальные представления
Известно, что визуальные представления являются эффективным средством передачи информации. Бог часто использовал этот метод, наставляя Своих пророков. Пророк свидетельствовал о том, что было явлено ему в панорамной картине. Находясь в Европе, Елена Уайт столкнулась с некоторыми людьми, фанатично настроенными против любых картин. По их мнению, вторая заповедь запрещала картины и поэтому их следовало уничтожить. По этому вопросу она писала:
«Вторая заповедь запрещает поклонение изображениям, но Бог часто Сам использовал картины и символы, чтобы представить Своим пророкам уроки, которые им следовало передать людям. Таким образом, их было легче понять, чем если бы они были представлены иначе. Бог обращался к разуму человека посредством зрения. Даниилу и Иоанну была представлена история пророчеств в виде символов, и их следовало представить ясно на таблицах, дабы читающий мог уразуметь» (Избранные вести, т. 2, с. 319-320).
Высказывание Е. Уайт хорошо проиллюстрировано опытом пророка Иезекииля, когда сила Божья была представлена ему посредством инсценировок.
«В определенное время пророк Иезекииль в видении был перенесен в центр большой долины. Перед ним разворачивалась мрачная сцена. Вся долина была покрыта костями мертвецов. Был задан вопрос: «Сын человеческий! оживут ли кости сии?». Пророк не имел надежды, что в них может вернуться жизнь. Но когда он смотрел на них, сила Божья начала действовать. Разбросанные кости пришли в движение и стали сближаться, «кость с костью своею», соединяясь сухожилиями. Их покрыла плоть, и Господь вдохнул в образовавшиеся тела жизнь, и «вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Рукопись 85, 1903 г.; Адвентистский Библейский Комментарий, т. 4, с. 1165).
То есть мы можем сделать вывод, что сами по себе визуальные изображения или представления не были запрещены Богом. Более того, Бог использовал эти приемы для того, чтобы лучше донести Свою весть.
Светские постановки
Часто правильное использование чего-либо является благословением, а неправильное использование причиняет вред. Е. Уайт решительно осуждала театральные светские постановки, в которых не было глубокого смысла и которые способствовали самопрославлению человека:
«Многие из современных популярных светских развлечений даже так называемых христиан ведут к тому же концу, что и языческие. Собственно говоря, среди них существует мало таких, которыми не воспользовался сатана для разрушения душ. На протяжении всех веков он возбуждает страсть и прославляет порок с помощью театральных представлений.
Он использует оперу с ее захватывающей музыкой и зачаровывающими декорациями, маскарады, танцы, картежные столы, чтобы сломить нравственные устои и открыть дверь чувственными наслаждениям. Сатана опутывает своими цепями души в каждом увеселительном месте, где только человек может поощрять свою гордыню или потворствовать своему аппетиту, где человек может забыть Бога и интересы вечности» (Патриархи и пророки, с. 459, 460; Христианский дом, стр. 515).
Десятью годами ранее в «Свидетельствах для Церкви» Е. Уайт писала о сенсационных театральных представлениях, что они переполняют разум мужчин и женщин и таким образом препятствуют восприятию истины.
«Мир переполнен выдумками и заблуждениями. Все время появляются какие-то новинки в виде сенсационных драм, поглощающих всеобщее внимание, и умножаются нелепые учения, разрушающие духовно-нравственное основание» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 415).
Третье высказывание Е. Уайт относительно театральных представлений было написано в связи с пагубным влиянием последних на благополучие студентов колледжа в Батл-Крике в первые годы его существования, когда еще не были построены общежития и студенты жили в семьях людей, чьи дома находились вблизи колледжа. Это высказывание также относится к обычному светскому театру. Ясно представлена пагубность «театральных развлечений» и изложен фундаментальный принцип:
«Среди самых опасных развлекательных заведений особое место занимает театр. Он не только не является школой добродетели и хороших нравов, как его часто выставляют, но это самый что ни на есть опасный очаг безнравственности. Подобные развлечения укрепляют греховные наклонности и порочные навыки. Непристойные песни и частушки, грязные жесты, выражения и позы развращают воображение и портят нравы. Каждый молодой человек, любящий посещать театральные представления, теряет нравственные принципы. Ничто другое в нашей стране так сильно не отравляет воображение, не разрушает духовность и не притупляет вкус к незатейливым, мирным радостям и отрезвляющей жизненной реальности, как театральные представления. Любовь к этим зрелищам усиливается после каждого похода в театр подобно тому, как страсть к алкогольным напиткам усиливается по мере их употребления. Единственно безопасный путь — это избегать театров, цирков и всех других сомнительных развлекательных мест» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 652-653).
Безусловно, в вышеприведенных цитатах Е. Уайт осуждает стиль светских театральных представлений, в которых используются недопустимые для христианина приемы, разрушающие нравственность и уводящие души от Бога. То есть, Е. Уайт порицает походы в светские театры.
В санатории
Санаторий с большим количеством гостей не адвентистов столкнулся с необходимостью их развлекать. Не адвентистская лечебница в Дэнсвилле, штат Нью-Йорк, которую возглавлял доктор Джексон, поощряла «постановки», считая их благотворно влияющими на пациентов (см. Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 172). Но Елена Уайт дает серьезный совет относительно того, что развлечениям такого рода не место в санатории в Батл-Крике. Этот совет был опубликован в 1881 году в статье под названием «Позиция и работа санатория»:
«Тем, кто несет ответственность за положение дел в санатории, нужно чрезвычайно внимательно следить, чтобы разрешенные в нем развлечения не снижали высоких нравственных норм христианства и не опускали его до уровня других учреждений подобного рода, а также не ослабляли влияние истинного благочестия на умы его сотрудников. Нет никакой необходимости в светских развлечениях или театральных постановках, ибо они не способствуют процветанию санатория или выздоровлению больных. Чем больше увеселений подобного рода, тем труднее угодить пациентам, потому что они будут постоянно требовать все новых и новых развлекательных программ. Разум пребывает в возбужденном и неспокойном состоянии, он жаждет чего-то необычного и увлекательного, а также того, чему вообще не должно быть места. Если один раз позволить подобные забавы, многие пациенты будут ждать и требовать их повторения, и больные утратят вкус к простому и полезному проведению досуга. Многим больным нужны спокойствие и тишина, а не эмоциональное возбуждение» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 577-578).
Очевидно, что в данном случае Е. Уайт осуждает попытки внедрить в адвентистское общество светские театральные представления.
Литературные общества и лицеи
В 1880-1881 годах была предпринята попытка организовать культурно- просветительскую программу для членов Церкви. Поэтому в Батл-Крике и других городах были созданы «литературные общества». Вскоре частью их программы стали театральные представления. В январе 1881 года в журнале «Ревью энд Геральд» была опубликована статья относительно той проблемы, с которой они столкнулись. Это побудило Е. Уайт написать следующие слова:
«Во всех случаях, когда было организовано литературное общество, его влияние было неблагоприятным для религиозной жизни и приводило к отступничеству. Это было испытано в Батл-Крике и других городах, тем не менее, результат был одинаковым».
Далее она излагает суть проблемы:
«Возможно, что цели создания литературного общества изначально могут быть хорошими, но если мудрость Божья не будет контролировать эти организации, они будут служить ко злу. Для того чтобы сделать встречи интересными и привлекательными для неверующих людей, были предложены многочисленные развлечения, и таким образом программа так называемых литературных обществ очень часто сводилась к безнравственным театральным представлениям, дешевой бессмыслице. Все это потворствовало плотскому разуму, который враждебен по отношению к Богу. Они никак не способствовали развитию интеллекта или укреплению нравственных принципов. Постепенно безбожники исключат элементы духовности, а попытка компромиссного объединения противоположных по своей природе принципов приведет к определенной неудаче. Когда Божий народ добровольно объединяется с неверующими и непосвященными людьми, наделяя их полномочиями для руководства, то они будут уведены от Бога посредством неосвященного влияния тех, кому они себя вверили… Многие литературные общества на самом деле являются начинающими театрами низкого уровня, и они формируют у молодых людей пристрастие к театральным подмосткам» (Ревью энд Геральд, 4 января 1881 г.). Мы видим, что в данном случае христианские литературные общества ставили светские театральные представления для того, чтобы привлечь посетителей. Но Е. Уайт не приветствует такую практику «безнравственных театральных представлений», которые постепенно вытесняют «элементы духовности».
Несколько позже Елена Уайт опять пишет по поводу использования пьес и инсценировок в адвентистских лицеях и литературных обществах. Она повторяет советы, опубликованные в 1881 году в «Ревью энд Геральд» и ранее уже упоминаемые нами, а затем расширяет их содержание. Она сожалеет о том, что часто личности, имеющие незначительный религиозный опыт «являются руководителями таких обществ». Тогда «сатана использует этих людей как своих агентов, чтобы советовать, руководить, рекомендовать различные постановки, включать в них множество развлекательных элементов, которые не укрепляют нравственность, не возвышают разум, но всецело направлены на светское. Вскоре элементы религиозности бывают упразднены, и секулярные принципы занимают ведущее положение» (Рукопись 41, 1900 г.).
Итак, мы видим, что «содержание таких представлений было дешевого, низменного уровня, не созидающее или облагораживающее, а всего лишь развлекающее», то есть светское. Разум был отвлечен от «серьезных размышлений, от Бога, от неба». Она предостерегала: «Члены этих обществ, исповедующие любовь и благоговение перед святыней, в то же время позволяют разуму снизойти до неестественной, нереальной, примитивной и дешевой постановки романа. Они непременно совершают работу дьявола, взирая и становясь частью этих сцен» (Манускрипт 41, 1900 г.). Е. Уайт осуждает не само по себе театральное представление, но светские методы его проведения (нереальная, неестественная постановка, вытесняющая духовные идеалы и потворствующая безнравственности).
Совет относительно Рождественской постановки в 1888 году
Утром в среду 26 декабря Елена Уайт написала следующие слова относительно Рождественской программы в Батл-Крике, подготовленной детьми из Субботней школы, на которой она присутствовала накануне вечером. Это была обычная сценка с маяком и детьми, наряженными в костюмы. В ней звучали монологи, поэмы и песни. Элла М. Уайт, шестилетняя внучка Е. Уайт, одетая в костюм ангела, участвовала в этой программе.
Знаменательно, что совет Е. Уайт, данный организатору программы, не содержит порицания в адрес постановки как таковой, но касается вопроса улучшения ее деталей. Е.Уайт, комментируя увиденное, пишет:
«Мне очень понравился маяк. Та часть постановки, в которой участвовали дети, была прекрасна. Чтение было весьма подходящим» (Письмо 5, 1888 г.).
Но в тоже время она излагает свои замечания: «Пение соответствовало тому стилю, который мы ожидали услышать в театральном представлении. Однако невозможно было понять ни одного слова в пении. Определенно, судно в бушующем море могло бы разбиться о скалы, если бы тогда было столько света от маяка, как во время постановки. Я должна сказать, что мне было больно видеть это. Это противоречило делу преобразования, которое мы старались осуществить в нашей церкви и в наших учреждениях. Наверное, было бы лучше, если бы я не присутствовала на спектакле. Следовало использовать возможность не только наряжать детей из Субботней школы, но и сказать те слова, которые запечатлели бы необходимость искать одобрения Спасителя, Который любит их и отдал Себя за них…
Получили ли души вдохновение и новую силу ревностно следовать за Господом благодаря песнопениям, влияние которых зависело от различной манеры исполнения?» (Письмо 5, 1888 г.).
Далее следует замечание относительно сути постановки: «Позволит ли игра в спектакле достичь его участникам большего духовного созидания? Обострит ли это чувство ответственности перед нашим небесным Отцом, Который послал Своего Сына в этот мир как несоизмеримую жертву ради того, чтобы спасти погибающее человечество? Повлияло ли это на разум, чтобы он осознал величайшую любовь Божью, которой Он возлюбил нас?» (там же).
Если бы любая постановка считалась грехом, то об этом было бы сказано определенно. Е. Уайт не осуждала, но давала советы относительно содержания, манеры исполнения, влияния спектакля и т. д. Это свидетельство косвенно одобряет надлежащее использование театральных постановок ради просвещения людей о любви Божьей и пути спасения, когда в таких постановках участвуют люди, заинтересованные в служении Богу, а не в возвышении себя.
Использование наших дарований в передаче Божественной истины
В 1898 году Е. Уайт направила руководителям церкви рукопись под названием «Каждому человеку его служение«30, где она рассматривала вопрос надлежащего использования дарований, которыми наделил нас Господь. Достаточно детально рассматривался дар общения. Было отмечено, что этот талант может быть использован для служения себе или для служения Христу.
«Если мы считаем данные нам блага нашими и будем использовать их ради наших удовольствий, чтобы сделать что-то показное, сенсационное, то Господь Иисус будет в поношении из-за характера таковых, исповедующих себя Его верными последователями» (Рукопись 42, 1898 г.).
30 Опубликовано в «Дополнении к „Адвентистскому обозрению“ (Ревью энд Геральд)» от 21 июня 1898 г. как материал для прочтения в Церкви. Статьи «Адвентистского Обозрения», т. 3, с. 581-583.
Далее она задает вопрос: «Можете ли вы прославить Бога тем, что вы умеете играть героев в пьесах и развлекать слушателей небылицами? Не наделил ли вас Бог интеллектом, чтобы вы могли использовать его ради прославления Его имени в провозглашении Евангелия Христова. Если вы желаете достичь карьеры в общественной деятельности, для вас существует работа. Помогите тому классу людей, которых вы играете в пьесах. Вернитесь к реальности… Бог явил свидетельства Его любви к этому миру. Не было обмана и игры в том, что Он делал» (там же).
Один существенный момент едва ли приметен в данном высказывании, однако, он достоин того, чтобы на нем заострить внимание: «Те, кто желают стать известными, имеют возможность взять на себя иго Христово» (там же).
Вестница Божья настоятельно советовала, чтобы средства общения были использованы для передачи «знания о Христе», но не для собственного прославления.
С ранних детских лет даже на программах субботней школы может начаться воспитание «гордости и любви к показному, хвастовства», приводящее к самовозвышению и самопрославлению. Е. Уайт предостерегала в 1893 году относительно этой опасности: «Для совершения служения в субботней школе были приняты в качестве служителей и учителей мужчины и женщины, не имеющие серьезных духовных стремлений и не живущие интересами того служения, которое им было доверено. Однако все может нормализоваться благодаря помощи Святого Духа. Многие годы существовало зло, которое сейчас проявляется в нашей Церкви. Формализм, гордость, любовь к показному вытеснили истинное благочестие и смиренное стремление к подобию Христу. Мы сможем увидеть совершенно иную картину дела Божьего, если многие верующие всецело посвятят себя Богу, а свои таланты — работе Субботней школы, — постоянно возрастая в познании, совершенствуя себя, чтобы они могли наставлять других, используя самые лучшие методы в работе. Но работникам не следует искать методы, которыми они могли бы устроить шоу, расходуя время на театральные постановки и музыкальные представления, так как это не приносит никому никакой пользы. Обучение детей торжественным речам по каким-то случаям не служит им во благо. Детей следует приобрести для Христа и вместо того, чтобы тратить время, деньги, силы на организацию шоу, следует приложить усилие для подготовки колосьев к жатве» (Основные принципы христианского воспитания, с. 253). Заметим, что в приведенной выше цитате также говорится не о христианских театральных постановках, а о светских шоу, которые уводят разум человека от реальной жизни и потакают развитию в нем самомнения.
Элементы шоу в проповеди
Е. Уайт также отдельно поднимала вопрос использования светских театральных приемов в проповеди: «Наш успех будет зависеть от продвижения нашей работы в простоте, в которой вел ее Христос, не прибегавший к театральности» (Евангелизм, с. 139).
Следующие высказывания проливают свет на то, что подразумевается под словами «театральное шоу» в евангельской программе:
«Пусть те, кто произносит Слово истины, не позволяют себе эксцентричного поведения или странных выходок, поскольку этим они ослабят впечатление, производимое Словом. Мы должны быть на страже, потому что сатана настроен решительно и постарается испортить духовное служение своим недобрым влиянием. Пусть в нашем служении никогда не будет даже намека на театральность, ибо она никак не укрепляет веру в Слово Божье. Скорее наоборот — она обратит внимание на человека» (Письмо, 352, 1908 г., опубликовано в книге «Избранные вести», т. 2, с. 23-24).
«Служителю Христа нужно быть мужем молитвы и благочестия, жизнерадостным и веселым, но никогда не опускаться до грубых шуток, цинизма, сарказма и легкомыслия. Дух легкомысленности больше к лицу клоунам и актерам, но он может только уронить достоинство человека, избранного стоять между живыми и мертвыми и быть устами Бога» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 320).
Заключение
Анализируя все вышеприведенные цитаты, мы можем сделать следующие выводы:
- Бог не запрещает визуальные представления.
- Е. Уайт порицала светский театр, потому что
— он увлекал разум человека от реальности, от Божьей истины;
— он разрушал нравственность, поощрял развитие в человеке самолюбования и гордости;
- Она порицала театральные представления в светской манере в церковных учреждениях (колледжах, лицеях, литературных обществах, санаториях), потому что светские идеалы постепенно вытесняли духовные, и эти постановки превращались в светские, причем низкого уровня.
- Она не порицала христианские театральные представления, но давала советы о приемах постановки, такие как:
— в центре постановки должен быть Христос;
— стихи и песни необходимо исполнять так, чтобы были понятны все слова;
— нельзя поощрять гордость и самолюбование участников постановки (особенно это касается детей);
— постановкой должен руководить глубоко посвященный человек и т. д.
- Е. Уайт писала об использовании талантов, в том числе таланта общественного выступления, не для прославления себя, а для возвеличивания Бога.
- Е. Уайт не советовала использовать в проповеди за кафедрой элементы шоу, так как это лишь принижало весть и обращало внимание на вестника.
Нам следует помнить о том, что в решении изучаемого нами вопроса следует руководствоваться здравым смыслом, рассматривая обстоятельства каждого отдельного случая на основании вышеприведенных принципов.
«Своим примером и влиянием мы должны быть на стороне реформы. Нам следует избегать всего, что притупляет совесть или способствует искушению. Мы должны охранять каждую дверь, через которую сатана мог бы получить доступ к разуму человека, сотворенного по образу Божьему» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 360).
Центр исследования трудов Эллен Уайт Евро-Азиатского Дивизиона Церкви Адвентистов Седьмого Дня, 2005 год