«Вождь нашего спасения ведет Свой народ шаг за шагом, очищая его и готовя к переселению в небесные обители. При этом не спасутся те, кто намерен уводить людей из Церкви, кто не желает подчиняться руководству и доволен своей праведностью. „Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?“ (Мф. 6:23). Не может быть большего самообмана у людей, которые в слепой самонадеянности верят, будто они одни правы и у них только свет, в то время как сами они отдаляются от Божьего народа и их мнимый свет на самом деле — тьма» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 333).
До того, как в 1861 году были написаны эти слова, и после этого возникало множество различных движений, приводивших к отделению от Церкви АСД групп людей, которые были не удовлетворены либо доктринами Церкви, либо ее религиозной практикой. Все движения подобного толка были слабыми и в большинстве случаев недолговечными, в то время как позиция церковной организации продолжала крепнуть. Отделившиеся от Церкви трактовали это несоответствие численности и силы как часть Божьего плана. Раскольники верили, что они и есть то «малое стадо», которое войдет в Царство Божье. В 1863 году в своей статье «Случай на Востоке» Е. Уайт дала оценку лжеучению так называемых «реформистских движений»:
«Существуют постоянно возникающие небольшие группы людей, которые считают, что Бог пребывает только среди небольшого, рассеянного народа. Своим влиянием такие люди разрушают и разъединяют то, что созидают служители Божьи. Эти беспокойные умы, желающие все время придумывать что-нибудь новое, постоянно появляются в разных местах и выполняют особую работу для врага, но при этом заявляют, что обладают истиной. Они отделяются от народа, ведомого и благословляемого Богом, от тех, через кого Он делает Свое великое дело. Они постоянно выражают опасения, что Церковь, в которой соблюдают день субботний, становится подобна миру, но среди них не найти и двух человек с одинаковыми взглядами. Они рассеяны, сбиты с толку, но все же обманывают сами себя, уверяя, что Бог только с ними» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 417-418).
В отличие от ложных идей Божий замысел для целеустремленного и единого народа, посредством которого Он планирует завершить Свою работу на земле, представлен следующим образом:
«Бог выводит народ и приготовляет его к единству, объединению, к тому, чтобы говорить одно и то же, исполняя таким образом молитву Христа о Его учениках: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 417).
Руководители некоторых из этих первых движений отделения от Церкви АСД отвергали и осуждали труды Духа пророчества, что было вполне закономерно, так как они не принимали изложенное в них учение.
Однако позднее большинство отделившихся заявило о том, что они принимают «Свидетельства». Ораторы и писатели из их числа стали по своему усмотрению цитировать те отрывки, которые подходили для осуждения бывших собратьев и для поддержания своих, отличных от церковных, позиций.
Брошюра «Громкий клич»
Одно из вышеописанных движений возникло в 1893 году. Среди адвентистов в то время была широко распространена брошюра под названием «Громкий клич», в которой излагалось мнение о таком масштабном отступлении Церкви, которое позволяет называть ее Вавилоном и о том, что всему истинному Божьему народу следует внять призыву выйти из него. Авторы убеждали, что именно те, кто «выйдет из Вавилона», как раз и будут составлять Божью «Церковь остатка». В качестве доказательства предполагаемого разложения Церкви приводились отрывки из «Свидетельств» — самые суровые обличения как церковной организации в целом, так и отдельных личностей. Такие выборочные высказывания, собранные воедино, лишенные контекста и дополненные комментариями, формировали ложное представление о позиции Е. Уайт.
Е. Уайт писала об этом движении 12 июня 1893 года из Вэллингтона, Новая Зеландия:
«Издатели брошюры «Громкий клич» не советовались со мной по этому вопросу. Они часто приводят цитаты из моих произведений, но на основании моих слов они строят свои собственные домыслы. Они утверждают, что получили особую весть от Бога — объявить Церковь АСД Вавилоном, провозгласить ее падение и призвать народ Божий выйти из нее. И они пытаются представить дело так, будто «Свидетельства» поддерживают их теорию…
Как могли они… заявить, что весть «громкого клича» состоит в том, чтобы назвать послушный закону народ Вавилоном? Сатана говорил то же Христу, когда Иисус, великий иерей, стоял перед Ангелом. Сатана говорил о таких великих его грехах, которые позволяют уничтожить его. Слова Христа могут стать ответом и этим братьям, и всем, кто пытается развить подобные рассуждения.
«И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! Не головня ли он, исторгнутая из огня?» (Ревью энд Геральд, 8 ноября 1953 г.(Р 21, 1893)).
В ряде статей под общим названием «Церковь остатка не является Вавилоном», Е. Уайт выступает против подобного использования ее трудов. Эти статьи были опубликованы в августе и сентябре 1893 года в «Ревью энд Геральд», а затем включены в книгу «Свидетельства для служителей» (с. 32-62). В связи с обсуждаемой темой стоит обратить внимание на некоторые из ее высказываний.
Во-первых, Е. Уайт указывает на совершенно разные позиции автора «Свидетельств» и тех, кто придерживался точки зрения, согласно которой Церковь АСД является Вавилоном:
«Провозглашающие Церковь АСД Вавилоном используют „Свидетельства“ в качестве кажущейся поддержки своей позиции. Но почему они не упоминают о том, что годами было основной частью моей вести — о единстве Церкви? Почему они не приводят слова ангела: „Держитесь вместе, держитесь вместе, держитесь вместе“? Почему они не повторяют указание и не утверждают принцип „в единстве — сила, в разделении — слабость“?
Такие вести, рожденные в людских умах, разделяют Церковь и срамят нас перед противниками истины. В них отчетливо проявляется работа великого обманщика, препятствующего Церкви достичь совершенства в единении» (Свидетельства для служителей, с. 56).
Во-вторых, вестница Божья пишет о том, что, с одной стороны, только Церковь АСД возвещает последнюю весть, поскольку именно она представлена в пророчестве. С другой, Е. Уайт выражает удивление тем, что некоторые члены Церкви объединяются с «обвинителем братьев»:
«В мире есть только одна Церковь, которая в настоящее время приняла на себя удар, возводя ограждение и восстанавливая старые пустоши. И если кто-либо привлекает внимание мира и других религиозных организаций к этой Церкви, называя ее Вавилоном, то он действует в согласии с „обвинителем братьев“. Возможно ли, чтобы из нашей среды появился человек, представляющий ошибочное мнение и отстаивающий именно те убеждения, которые по всему миру распространяет сатана в отношении соблюдающих заповеди Божьи и имеющих веру Христову?» (Свидетельства для служителей, с. 50, 51).
Е. Уайт категорически выступала против того, чтобы ее «Свидетельства» использовались в каких-либо попытках идентифицировать Церковь АСД и Вавилон. Она говорила, что только лишь использовав ее произведения в неверном контексте, можно найти возможность для подтверждения подобных домыслов.
Обращение к свету
Да, в трудах Е. Уайт есть и предостережения, и обличения Церкви остатка, и Господь запрещает нам умалять или отвергать их. Но если, исследовав свои сердца, мы видим вокруг себя многих христиан в состоянии духовного сна и нам хочется кричать при виде беззакония внутри Церкви, пусть наша реакция заключается не в осуждении и обвинении, а будет похожа на опыт Божьей вестницы, которая так описывает его:
«Время от времени я получаю ясную картину состояния Церкви Остатка, которое характеризуется ужасающим безразличием к нуждам мира, гибнущего из-за недостатка познания истины для нашего времени. После этого часами, а иногда и днями я испытываю сильные мучения.
Многие, кому были доверены драгоценные истины вести третьего ангела, не понимают, что спасение душ зависит от посвящения и бодрствования Божьей Церкви.
Многие используют полученные благословения для служения самим себе. Как тяжело на сердце от того, что их нехристианское поведение навлекает поношение на Христа! Но когда агония проходит, меня охватывает стремление трудиться еще настойчивее, чем прежде, чтобы побудить этих братьев к бескорыстному труду ради спасения ближних» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 24).
В течение всей своей жизни Е. Уайт заботилась не о «разделении» Церкви, но о ее единстве. Давайте же и мы вместо того, чтобы размышлять об ошибках наших братьев, будем стремиться обрести свет и благословения, веруя, что Бог силен исполнить Свое намерение о верном Ему народе.
«Бог призывает всех членов Церкви заступить на Его служение… Каждый новообращенный должен содействовать осуществлению великого плана искупления. Вся Церковь, действующая как единое целое, пребывающая в совершенном единстве, должна быть живой, деятельной миссионерской организацией, движимой и направляемой Святым Духом» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 47).
Д. Е. Робинсон
Центр исследования трудов Эллен Уайт Евро-Азиатского Дивизиона Церкви Адвентистов Седьмого Дня, 2005 год