По вопросу страхования зданий и имущества существуют одобряющие советы Эллен Уайт. Они основаны на проявлении заботы о сохранности и безопасности имущества. Однако по вопросу страхования жизни позиция Эллен Уайт была другой. В этом вопросе важно заметить, чем обусловлена позиция Эллен Уайт и каким образом развивались тенденции его понимания в Церкви АСД.
Позиция Эллен Уайт изложена в «Свидетельствах для Церкви», т. 1, с. 549–551. В этом отрывке можно обнаружить ряд причин, по которым она не одобряла страхование жизни. Э. Уайт противопоставляет мирской дух простоте христианского служения, говорит о Божественном провидении.
Но здесь следует обратить внимание на ряд обстоятельств, которыми был обусловлен такой взгляд на страхование жизни. Позиция была обусловлена тем, что в ее дни страхование противоречило христианским принципам, как с духовной стороны, так и со стороны управления ресурсами, вверенными нам Господом. Такой взгляд также объясняется условиями, на которых заключались страховые договора в то время. После гражданской войны в США было время индустриальной революции. Монополия на производство и различные деловые отношения осуществлялась без контроля государства, что приводило к обогащению богатых за счет эксплуатации бедных. Страховая индустрия того времени осуществлялась в условиях риска и нестабильности. В то время страховые компании практически не контролировались законами и были средством легкой наживы для их владельцев.
Позже ситуация изменилась. Государство взяло под контроль деятельность страховых фирм. В наши дни деятельность страховых компаний совершенно отличается от того, что происходило в XIX веке.
Рассматривая вопрос о страховании, важно обратить внимание на принцип, который выражает Эллен Уайт, — гарантия обеспеченности во время непредвиденных обстоятельств. Священное Писание призывает нас заботиться об обеспечении необходимыми ресурсами близких нам людей. Это подтверждается рядом текстов, в том числе пятой заповедью (Исх. 20:12; 1 Тим. 5:4, 8; Мф. 15:6).
Эллен Уайт неоднократно предостерегает от беспечности и говорит о важности планировать и обеспечивать необходимым в непредвиденных обстоятельствах в будущем:
«Средства, которые вы зарабатываете, не тратятся разумно и экономно, чтобы оставлять запас на случай, если вы заболеете и ваша семья лишится средств, которые вы приносите, чтобы содержать ее. Ваша семья должна иметь что-то, на что можно было бы положиться в случае, если вы окажетесь в стесненных обстоятельствах» (Христианский дом, с. 395, 396).
«Трудолюбие и бережливость обеспечили бы твоей семье гораздо лучшие условия жизни. Бог хочет, чтобы ты правильно распоряжался своими физическими силами. Он желает, чтобы с их помощью ты вывел свою семью из нужды и зависимости» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 436).
«Если наших работников постигнет болезнь или немощь, их не должен беспокоить мучительный вопрос: „Что станет с моей женой и малышами, теперь когда я не могу больше трудиться и заботиться об их нуждах?“. Было бы справедливо окружить этих тружеников и их семьи заботой» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 290).
Как мы видим, Эллен Уайт настойчиво советует позаботиться о материальном благополучии на случай непредвиденных обстоятельств. Очевидно, что страхование может помочь в решении этого вопроса.
Многие подчеркивают ее высказывания против страхования жизни, не учитывая причин и условий, с которыми была связана такая позиция. При этом зачастую они пренебрегают ее авторитетными высказываниями относительно планирования и заботы о будущем, которые мы привели выше.
В настоящее время нам необходимо ответить на ряд вопросов относительно заботы о будущем. Неужели страхование сегодня не помогает в трудных непредвиденных ситуациях?
Неужели эта помощь может ослабить нашу веру в Божье провидение? Разве помощь страховки не помогает людям выйти из затруднительных ситуаций при смерти близких, несчастных случаях и стихийных бедствиях?
Ввиду условий деятельности церкви в изменившихся обстоятельствах изначальная позиция Э. Уайт осмысливалась церковью. Комитет Генеральной Конференции совместно с Центром духовного наследия Эллен Уайт провели тщательное исследование данного вопроса в 1957 году.
Учитывая временной контекст, исследователи пришли к следующему заключению: «Вестница Божья советует нам заботиться об обеспечении на будущее. В современных условиях разумно обеспечить безопасность церковных средств услугами банков и страховых компаний; целесообразно посредством страхования защитить наше имущество, строения и транспорт от пожаров и несчастных случаев; важно помнить о том, что все, что нам вверил Бог, принадлежит Ему и нам следует бережливо ко всему относиться; церковь и христианские семьи несут ответственность за своих членов, помня о том, что они должны понести „бремя друг друга“ во время нужды.
Советы, данные в 1860-е годы относительно страхования жизни, были даны во время, когда страховые компании не контролировались законом и государством и были средством легкой наживы для их владельцев. Церковь не располагает более поздними высказываниями Э. Уайт, когда положение дел в страховании изменилось, поскольку она не писала по этому поводу после 1909 года. Учитывая стабильность деятельности страховых компаний, действующих по законам государства, в настоящее время страхование является полезным вложением для непредвиденных будущих обстоятельств. В страховании жизни очевидно исполнение принципа откладывания запасов на „день нужды“ и несения „бремени других“; страховые выплаты при несчастных случаях во многом помогают семьям, близким и церкви облегчить бремя затрат и расходов.
Учитывая вышеприведенные доводы, в 1985 году Генеральная Конференция приняла решение поощрять тех, кто несет ответственность за семьи, планируя соответствующим образом обеспечение для непредвиденных обстоятельств; одобрить заключение не противоречащих христианским принципам договоров о страховании жизни; заключение страховых договоров осуществляется по личному выбору и решению».
Необходимо учесть, что вышеизложенная позиция ГК была принята исходя из стабильности экономики и деятельности страховых компаний западных стран в соответствии с государственными законами. В настоящее время церковное страхование на территории Евро-Азиатского дивизиона церкви осуществляется через ГК, обеспечивающую гарантию страховых обязательств. В то же время, учитывая, что в ряде стран страховая индустрия находится на начальных стадиях своего развития, необходимо быть осторожными в выборе страховой компании и заключать договора со страхователями, имеющими хорошую репутацию.
По материалам сайта Духовно-Исторического наследия церкви Адвентистов Седьмого Дня