Большинство студентов, применивших этот способ знакомства с Эллен Уайт, свидетельствуют, что он произвел революцию в их восприятии ее как личности, ее служения и ее трудов.
Несколько лет назад я обсуждал с группой студентов тему Божьей любви в трудах Эллен Уайт (1827-1915). Один студент ответил: «Я познакомился с Эллен Уайт в группе, которая была очень ориентирована на закон, и поэтому мне трудно найти там Божью любовь».
По моему опыту, большинство подростков и молодежи пережили непростое знакомство с трудами Эллен Уайт, где она использовалась как арбитр чистой доктрины, судья правильного толкования и образец для разрешения вопросов, связанных с образом жизни. И только когда они сами «попробовали» ее труды, их восприятие улучшилось. В связи с этим возникает вопрос, как мы должны знакомить людей с трудами этой выдающейся исторической личности, которая сыграла важную роль в основании Церкви адвентистов седьмого дня и до сих пор оказывает влияние на жизнь многих людей.
С чего начать?
Кто-то может спросить: «Эллен Уайт так много написала. С чего же мне начать?» Многие из современных ей читателей знали ее лично, встречались с ней или читали ее частые статьи в адвентистских периодических изданиях. Они, как правило, знали основные мотивы и повторяющиеся темы ее бесед и трудов, что позволяло им читать ее книги на фоне этих знаний.
Сегодня никто не может претендовать на то преимущество, что он лично знал, встречался или слышал Эллен Уайт. Не имея такого опыта, мы не в состоянии понять то, что она писала специально для людей с таким опытом. Поэтому ее труды часто неправильно понимают и неправильно используют.
Хотя мы не можем иметь тот опыт общения с Эллен Уайт из первых рук, который был у ее современников, я считаю, что мы можем подойти к ее трудам таким образом, который позволит нам развить подобную перспективу. Этот «метод» основан на том, что некоторые из ее трудов были написаны специально для адвентистской аудитории, в то время как другие труды были написаны для более широкой аудитории, как адвентистской, так и неадвентистской.
Хотя последний набор произведений не требует каких-либо знаний об Эллен Уайт как личности или ее претензии на божественное вдохновение, публикации для адвентистской читательской аудитории могли ожидать хотя бы базового понимания этих моментов. Я предлагаю начать с трудов, которые не требуют каких-либо фоновых знаний об Эллен Уайт.
Письма для широкой аудитории
В этой категории собраны труды на различные темы, такие как спасение, Иисус, космический конфликт, образование и здоровье. Ее центральные идеи становятся особенно заметными по мере продвижения вперед, позволяя нам увидеть, как они пронизывают все ее труды.
Хорошей отправной точкой для знакомства с ее самыми важными идеями является книга «Путь ко Христу», опубликованная в 1892 году евангелическим издательством Fleming H. Revell. Эта небольшая книга, написанная с уэслианско-арминианской точки зрения, представляет собой прекрасное описание Божьего характера и дает практические шаги к тому, как стать и оставаться христианином. Книга объясняет многие ключевые темы и акценты ее служения в целом — любовь, истинность, духовность, посвящение, рост, радость.
Страсть к Иисусу и Писанию определяла ее служение и взаимодействие с другими людьми. В центре ее повествования о космическом конфликте находится Иисус как высшее проявление бескорыстной Божьей любви, ориентированной на других. Книги «Желание веков» (1898), «Нагорная проповедь Христа» (1896) и «Наглядные уроки Христа» (1900) посвящены личности, жизни, учению и смерти Иисуса. Две последние книги, охватывающие Нагорную проповедь и притчи, первоначально должны были стать частью книги «Желание веков», но поскольку эта книга стала слишком большой, они были опубликованы отдельно.
Другие ее книги, посвященные описанию вселенского конфликта — «Патриархи и пророки» (1890), «Пророки и цари» (1917), «Деяния апостолов» (1911) и «Великая борьба» (1888, 1911) — вращаются вокруг характера Божьей любви. Используя слова «Бог есть любовь» в качестве первых слов в книге «Патриархи и пророки» и в качестве последних в «Великой борьбе», она использовала эти слова из 1 Иоанна 4:16 в качестве основы для всего повествования.
В книге «Воспитание» (1903) она подчеркнула, что «Любовь как основа творения и искупления является движущей силой правильного воспитания».1 Бескорыстная любовь к Богу и другим людям лежит в основе бескорыстного служения и всего истинного развития.
Этому лучше всего способствует гармоничное развитие тела, разума и души. Поскольку истинная бескорыстная любовь требует свободы воли, «истинное образование» направлено на воспитание в молодежи «мыслящих людей, а не просто отражателей чужих мыслей»2.
Наконец, те же мотивы вновь появляются в «Служении исцеления» (1905), руководстве по бескорыстному служению тем, кто нуждается в физической, эмоциональной и духовной помощи. Этот вид помощи иллюстрирует любовь Иисуса, становясь «живительной силой», которая «касается исцелением» «каждой жизненно важной части — мозга, сердца, нервов».3 Таким образом, практическая иллюстрация Божьей любви становится важным инструментом в достижении людей в контексте вселенского повествования.
Письма для ограниченной аудитории
То, что она сосредоточилась на Божьей любви, проявленной во Христе, и на том, как это проявляется в нашей личной жизни, подготавливает нас к тому, чтобы обратиться к трудам Эллен Уайт для адвентистской аудитории. Поскольку эти труды часто касались конкретных ситуаций и обстоятельств, полезно знать контекст, в котором они были написаны. В книге «Очерки жизни» (1915) содержится хороший обзор ее жизни, семьи, переживаний, видений, путешествий и многого другого.
В книге «Письма и рукописи Эллен Г. Уайт с аннотациями, том 1, 1845-1859» сделана попытка представить ее личное общение и вдохновенные советы на фоне исторического контекста. Это также может объяснить, почему ее сын У. К. Уайт (1854-1937) выразил необходимость публикации «Свидетельств для Церкви» (1855) с исторической справочной информацией.4
Эллен Уайт опубликовала несколько трудов для определенных групп в церкви, которые, предположительно, были осведомлены об основных направлениях и акцентах ее служения. К этой категории относятся «Южная работа» (1898, 1901), «Работники Евангелия» (1892, 1915) и «Советы родителям, учителям и студентам» (1913). Чтение этих трудов с точки зрения, полученной при чтении ее работ для широкой аудитории, окажется полезным.
Выяснив основные акценты Эллен Уайт, узнав о ней как о личности и поняв общий характер свидетельств, мы будем лучше подготовлены к обращению к посмертным сборникам ее трудов, таким как «Советы по диете и питанию» (1938), «Евангелизм» (1946), «Воздержание» (1949), «Христианский дом» (1952) и многим другим.
Многие высказывания Эллен Уайт, цитируемые в сборниках, изначально были сделаны для решения конкретных обстоятельств. Это всегда следует иметь в виду. Иногда она давала, казалось бы, противоречивые советы разным людям, но, возможно, она применяла различные библейские принципы в зависимости от обстоятельств и ситуации.
Большинство студентов, которые применяли этот способ подхода к Эллен Уайт и ее работам, свидетельствовали, что он изменил их представление о ней как о личности, ее служении и ее трудах. Это не только создает более сбалансированную перспективу, но и позволяет им оценить содержание этих трудов в гармонии с их первоначальным замыслом и целью.
Денис Кайзер
____________________________________________________
1 Эллен Г. Уайт, Воспитание (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1903), с. 16.
2 Там же, с. 17.
3 Эллен Г. Уайт, Служение исцеления (Маунтин-Вью, Калифорния: Pacific Press Pub. Assn., 1905), с. 115.
4 У. К. Уайт — Гаю Дейлу, 28 августа 1929 года.
По материалам Adventist World