Памятный текст:
ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
(Матфея 12:8)
Библейские тексты:
Быт.2:1-3; Евр.4:3,4; Втор.5:12-15; Иез.20:12; Мк.2:27,28; 2Пет.3:3-7
Первая мысль, пришедшая по данному уроку — в законе неизменен принцип, а не дословное изложение.
Если в варианте Исхода звучит:
ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. (Исход 20:11)
В варианте Втор.5:
и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний. (Второзаконие 5:15)
По еврейской традиции заповеди из Втор.5 даны в варианте на вторых скрижалей, данных взамен разбитых первых.
Об этом можно дискутировать, т.к.:
И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне.
(Второзаконие 10:4)
Но, все же, есть несколько иных вариантов заповедей, отличающихся от первых, помимо заповеди о субботе это и пятая заповедь:
Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
(Второзаконие 5:16)
Возникает мысль, действительно ли Моисей свободно перефразировал некоторые заповеди, во что верится с трудом, т.к. святы были слова Господа, сказанные Им Самим. Или же действительно, как говорится в иудейской традиции, на вторых скрижалях были даны некоторые дополнения. В любом случае, дополнения интересны и требуют осмысления.
Интересно и то, что Господь дал две скрижали. Ведь мог же написать и на одной и на трех. Веками комментаторы стремились проникнуть и в эту тайну. Наверное, лучший ответ в том, что это еще раз напоминает о том, что скрижали есть символ и условия Завета, который заключается между двумя сторонами и направлены на два направления: на Господа и на ближнего.
Этим наверное и объясняется некоторое дополнение между Исх.20:8-11 и Втор.5:12-15
Так как написанное на скрижалях — условие Завета между двумя сторонами, то и эти условия могут дополняться в зависимости от состояния взаимоотношений между сторонами.
Если в Исх.20:8-11 подчеркнута причина соблюдения субботы, как завершения творения, то, в Втор.5:12-15 подчеркнута суббота, как символ водительства Господа, освобождения из рабства, предоставления возможности народу Израиля служить Господу свободно, без давления Египта.
Думаю, что Моисей особо обратил внимание на этот аспект, напоминая Израилю то, что никаких причин для непослушания нет, они свободны, их никто не может принудить к непослушанию Господу. Проблема в них самих.
Интересна и мысль о том, что две скрижали характеризуют число 2 — число парности, на которой и построен наш мир. Да будут двое одна плоть. Так и скрижали символизируют то, что Господь желает воссоединения со своим народом в Одно. Христос — Бог и Человек в одной Ипостаси.
Все животные имели пары, о чем читаем в Быт. 2 Числа парны: четные и нечетные, день и ночь составляют одни сутки и т.д.
Интересен контекст памятного текста:
если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
(Матфея 12:7,8)
В свете беседы Иисуса с фарисеями, Он обращает внимание на то, что человеческие запреты, налагаемые «поверх» заповеди Господа не направлены на милость, а направлены на ужесточение. Поэтому Христос и пришел показать характер Отца, который был искажен правилами учителей закона, которые превращали Господа в «мелочного», «придирчивого» тирана, который желает одного — порабощения людей своими заповедями.
В этом свете еще ясней видна идея прочтения заповеди о субботе из Втор.5, где говорится об освобождении, а не о порабощении. Часто люди склонны думать о субботе, как о рабстве, определяя, что можно, что нельзя. При этом они забывают думать о Творце субботы, ради чего заповедь и была дана.
И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы.
(Марка 2:27,28)
Суббота благо, а не рабство.
В этом смысле ценно название урока — дар из Едема. Суббота напоминает о рае, времени свободы и радости, времени гармонии между человеком и Творцом, времени, возвращения которого мы ожидаем в будущем.
пастор Сергей Молчанов