Пассивный потребитель или увлеченный исследователь Библии?
Сохраняют ли физические Библии актуальность в цифровую эпоху? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно рассмотреть прогресс технологий и их влияние на общество. В Библии термин «книга» встречается гораздо чаще, чем термин «свиток», однако переход от свитков к книгам произошел только после написания Библии. Переводчики выбрали слово «книга», потому что свитки становились все более чуждыми. С появлением компьютеров книги стали переходить в цифровой формат, когда на компьютере можно было читать целые энциклопедии с компакт-диска. Интернет и постоянно совершенствующиеся смартфоны теперь помещают обширные библиотеки в наши карманы. Благодаря таким достижениям Библия стала доступнее, чем когда-либо. Но читает ли ее больше людей?
В период с 2011 по 2021 год только 50 % взрослых жителей США пользовались Библией, причем самый низкий средний показатель был зафиксирован в 2020 году, как раз когда COVID-19 был наиболее активен. В данном случае под «использованием» понимается чтение, прослушивание или молитва с Библией не менее трех-четырех раз в год. Если считать только тех, кто обращается к Библии еженедельно, то в 2021 году этот показатель снизится до 34 процентов.1 В условиях, когда в новостях постоянно сообщается о количестве погибших, закрытых помещениях, мутациях вирусов и страхе за будущее, можно было бы ожидать, что обращение к Библии возрастет. Но этого не произошло — по крайней мере, в Соединенных Штатах. Почему?
Современный цифровой мир предлагает доступ к гораздо более широкому кругу материалов, чем просто Библия. YouTube, подкасты и другие потоковые сервисы заменили такие традиционные средства массовой информации, как радио и кабельное телевидение. Эти платформы даже позволяют нам потреблять контент со скоростью в два или три раза выше обычной. Для удобства и экономии времени к цифровым книгам часто прилагаются аудиофайлы. Социальные медиа-платформы служат способом общения с другими людьми, где люди выбирают яркие моменты своей жизни, чтобы поделиться ими с друзьями и знакомыми. В университетах Ivy League можно бесплатно изучать целые курсы. Даже личные покупки заменены доставкой на следующий день или предварительным заказом продуктов.
Несмотря на все эти удобства, изучение Библии не растет, а человеческие связи, образование и общая удовлетворенность жизнью часто остаются на прежнем уровне. Хотя технологии делают все более доступным, они также подпитывают потребительство, усложняют нашу жизнь и вносят в нее шум, втискивая все больше дел в одни и те же 24 часа в сутки. Одно исследование показало, что американцы проверяют свои телефоны в среднем 144 раза в день, тратя на это в среднем 4 часа 25 минут.2 Многие из нас считают, что качество нашей жизни улучшилось благодаря технологиям, но мы должны спросить себя: Принесло ли это счастье и мир?
Познание Бога — это не просто потребление и знание фактов; это регулярное общение с Ним и ощущение Его присутствия.
Созидание против потребления
Бытие 1:27, 28 учит нас, что, создавая человечество по Своему образу и подобию, Бог хотел, чтобы люди плодились, наполняли землю и властвовали над ней. Общей чертой этих целей является унаследованное созидание, которое Бог заложил в человечество, и это созидание происходит естественным образом. Когда я был ребенком, я хотел стать изобретателем. Все, что мне было нужно, — это маленький блокнот и карандаш, чтобы начать записывать изобретения моей мечты. Я заполнял страницы такими идеями, как роликовые коньки с ракетным двигателем, летающие автомобили, реактивные ранцы и многое другое. Такие креативные игрушки, как Lego, K-Nex и Mechano, помогали развивать творческие способности в помещении, а также строить крепости и домики на деревьях на открытом воздухе. С появлением персональных компьютеров цифровые исследования и открытия распахнули новый мир возможностей. Однако в нем также присутствовала напряженность. С одной стороны, творчеству способствовало изучение компьютеров, графического дизайна, веб-дизайна, Интернета и кибербезопасности. С другой стороны, игры и развлечения соперничали за время и внимание.
По моему опыту, баланс между творчеством и потребительством существенно влияет на успех и на то, как люди воспринимают жизнь и христианство. В мире социальных сетей, хотя каждый может стать «креативным» и внести свой вклад в потребительскую популярность влогов и роликов, большинство людей проводят непропорционально много времени в качестве потребителей. Только наблюдение и воображение обходятся нам в копеечку, а творческий потенциал снижается. В конце концов, наблюдать за тем, как другие воплощают свои мечты, и жить, как они, в нашем воображении проще, чем активно создавать изменения в собственной жизни. И даже если мы меняемся, потребительский менталитет в первую очередь ориентирован на себя, в то время как Божий замысел о творении в идеале направлен на самоотдачу. Одним из основных последствий жизни, ориентированной на потребителя, является снижение внимания, ограничение мышления наблюдением и ухудшение памяти. Ни от кого нельзя ожидать, что он запомнит сотни коротких роликов и обновлений, просмотренных в быстрой последовательности.
Ориентированный на потребителя подход к жизни оказывает разрушительное воздействие. Большинство медиаформатов привлекают и удерживают наше внимание, меняя кадры и содержание каждые несколько секунд. Как мы можем ожидать, что Библия сможет конкурировать с этим, если она требует длительного сосредоточения и внимания?
Здесь необходимо провести разграничение. К христианству и Библии не следует подходить с воображаемым потребительским менталитетом. Христианство нельзя переживать виртуально. Христианство — это прежде всего отношения, а все отношения требуют творчества и самоотдачи, чтобы процветать. Точно так же изучение Библии, сосредоточенное на поверхностном потреблении контента, будет неполноценным по сравнению с тем, что предлагает мир. Почему? Потому что Библия создана не для того, чтобы просто развлекать нас, а для того, чтобы творчески воздействовать на наши сердца, умы и на то, кем мы являемся, преображая нас изнутри. Это требует активного участия, когда Святой Дух динамично направляет нас, а не просто пассивного чтения. Это предполагает задавание вопросов, чтобы понять первоначальный замысел и смысл, связать всеобъемлющие принципы с нашей сегодняшней реальностью.
Летом я отправился в школьный тур в Турцию, где мы посетили места, где расположены семь церквей Откровения. Наш гид-мусульманин показывал нам различные статуи, языческие храмы и базилики, рассказывая об их истории, пока водил нас от места к месту. Мы узнали много интересных фактов и связей между этими местами и историей. К счастью, он также давал нам свободное время в каждом месте, поэтому мы использовали другой подход. Мы решили изучить христианские детали в более широком контексте каждого города. Внимательно изучая детали этих мест, мы обнаружили церкви и магазины с христианскими символами. Такой более глубокий и целенаправленный подход помог нам лучше понять присутствие христиан и то, как они могли жить в более широком контексте каждого города. Как бы ни был ценен наш гид, рассказывавший нам известные ему факты и детали, он не дал нам навыков самостоятельного исследования и изучения. Вернувшись без гида, мы могли бы почувствовать себя потерянными или перегруженными, полагаясь на детали, которые мы запомнили во время экскурсии. Более глубокое и целенаправленное изучение, которое научило бы нас тому, что нужно искать, наблюдать и анализировать, позволило бы нам самостоятельно оценивать, открывая и получая новые знания.
Многие проповеди, уроки Субботней школы и пособия по изучению Библии построены по обширному тематическому формату. Ораторы и авторы тщательно переплетают многочисленные истории и повествования, основываясь на заранее выбранной теме. В результате большая часть общения включает в себя общие идеи и темы, которые они уже имели в виду с самого начала. Хотя в этом есть свое место, ограничение себя этими инструментами может привести к поверхностному взаимодействию с библейским текстом и ограничить рост понимания, если использовать только их.
Такие подходы редко показывают, как тщательно изучать и понимать отдельный отрывок в его собственном контексте. Когда среднестатистический человек открывает Библию дома, его чувство открытия может больше основываться на поиске уже известных ему убеждений и связей, а не на открытии новых идей и применений в рамках одного отрывка. Понятно, что многие считают такое «изучение» Библии скучным. Это не значит, что не следует устанавливать связи между различными отрывками, поскольку они могут быть чрезвычайно ценными. Однако очень важно понять непосредственный контекст отрывка и его значение, прежде чем связывать его с другими отрывками и их значением.
Приступая к практическим занятиям
Как же нам перейти от пассивного потребления Библии к активному взаимодействию с ней в цифровую эпоху? Во-первых, очень полезно отключиться от технологий и пообщаться с физической Библией. Это особенно важно, если вы отвлекаетесь, когда ваше внимание привлекают уведомления. Физические Библии дают мультисенсорный опыт, позволяя нам использовать сенсорные и визуальные подсказки, которые способствуют запоминанию. Это облегчает поиск конкретных глав и стихов на странице. Если каждый день на несколько минут отключаться от цифрового мира, это поможет нам лучше сосредоточиться, что полезно и в других сферах жизни. Это отличная отправная точка для тех, у кого нет других возможностей для спокойного, не отвлекающегося внимания.
Чтобы получить больше пользы от цифровых технологий изучения Библии, есть несколько полезных стратегий и ресурсов:
1. Используйте режим фокусировки, доступный на большинстве устройств Apple и Android, чтобы ограничить количество уведомлений и отвлекающих факторов во время изучения.
2. Попробуйте такие приложения и сайты, как Logos3, Accordance4, Blue Letter Bible5, Step Bible6 и EGW Writings7, чтобы получить доступ к широкому спектру библейских ресурсов и трудов Эллен Г. Уайт.
3. Аудиобиблии, такие как Bible.is8 и Dwell9, позволяют задействовать зрение и слух, читая по ходу прослушивания. Это может помочь тем, кому трудно сосредоточиться.
4. Цифровые ресурсы облегчают точное использование конкордансов. Конкордансы помогают нам искать слова, чтобы увидеть диапазон возможных значений, связанных с еврейским или греческим словом в Библии. Если взять любое или все определения слова, найденные в конкордансе, и подставить их в конкретный стих, где встречается еврейское или греческое слово, это чревато ошибкой, известной как неправомерный перенос значения. Всегда учитывайте литературный контекст и грамматику, чтобы определить наилучшее значение слова в конкретном контексте. Например, местоимение «это» в Исходе 20:8, «Помни день субботний, чтобы святить его», нельзя заменить на «себя», хотя в конкордансе это указано как вариант. Грамматика требует, чтобы местоимение согласовывалось со своим предшественником, «субботой». Marble.Bible10 — это ценный инструмент, который облегчает задачу, показывая семантическую область слов и различные способы их использования. Он обеспечивает более точный подход к пониманию того, какие определения слов могут соответствовать конкретному библейскому контексту.
5. Использование искусственного интеллекта — спорная тема, когда речь идет об изучении Библии. Многие решения здесь ориентированы на потребителя, используя искусственный интеллект для создания богослужебных книг или помощи в поиске текстов, соответствующих убеждениям пользователя. Проблема здесь в том, что ИИ может создавать галлюцинации или повторять популярные ошибки из своих обучающих данных. Однако возможно, что продуманное приложение с искусственным интеллектом (GPT) поможет вам выполнить ряд простых шагов по изучению Библии в творческом ключе, побуждая вас задавать себе вопросы и делать собственные выводы, а не просто давать ответы. Я экспериментировал с созданием GPT специально для этой цели, и оно находится в свободном доступе здесь.
В цифровую эпоху быть «людьми Книги» — это не просто тип формата, который мы используем (свитки, книги или электронные книги). Быть «людьми Книги» — значит иметь подлинную и последовательную связь с Богом и Его Словом. Познание Бога — это не просто потребление и знание фактов; это регулярное общение с Ним и переживание Его присутствия. Это включает в себя слушание Его Слова, общение с Ним через молитву и позволение Ему ежедневно преображать нас. Чтобы быть «людьми Книги» в цифровую эпоху, необходимо постоянно переживать эти творческие отношения. Как ваша практика отражает ваши приоритеты?
1 https://www.barna.com/research/sotb-2021/
2 https://www.pcmag.com/news/americans-check-their-phones-an-alarming-number-of-times-per-day
3 «Начните работать с Logos», Faithlife, 2024, https://www.logos.com/get-started.
4 «Скачать Accordance», Oaktree Software, 2024, https://www.accordancebible.com/download-accordance/.
5 «Инструменты для поиска и изучения Библии», Blue Letter Bible, 2024, https://www.blueletterbible.org/.
6 «Step Bible: Инструменты Писания для каждого человека», Кембридж, 2024, https://www.stepbible.org/.
7 «Ellen G. White Estate: Egw Writings Apps», Ellen G. White Estate, 2024, https://whiteestate.org/resources/apps/.
8 Bible.Is, «Вера приходит через слушание», Faith Comes by Hearing, 2024, https://www.faithcomesbyhearing.com/audio-bible-resources/bible-is.
9 Dwell, «Audio Bible App», Dwell App, 2024, https://dwellapp.io/.
10 «Marble: Модульное объединение ресурсов по Библии», United Bible Societies, 2024, https://marble.bible/.
Эрик Лув — аспирант Теологической семинарии адвентистов седьмого дня, Университет Эндрюса, Берриен-Спрингс, штат Мичиган.
По материалам Adventist Review