Адвентистский пионер Дэн Ширман — необыкновенный строитель
Дэн Ширман выжил. Его мать умерла, когда ему было всего 4 года. Три года спустя, в 1841 году, его отец погиб при взрыве поезда, оставив Дэна одного в этом мире.
Дэн научился спать в сараях, в лесу, на сваях. Он носил свою одежду, «пока она не превратилась в нитки и лохмотья». Он узнал, что такое отказ. Люди отворачивались от него, когда видели, что он «полон паразитов на голове и теле». Они боялись, что он может быть носителем заразных болезней. Дэн дал обет: если когда-нибудь у него будет свой дом, он никогда не откажет нуждающемуся человеку.
Борясь за выживание, молодой Ширман освоил множество видов работ. Он освоил плотницкое дело, стал механиком и каменщиком. Кроме того, он научился ходить на большие расстояния. В 16 лет он ухаживал за лошадьми одного человека, который в ответ отвез его в северный Иллинойс. Оттуда Дэн пешком добрался до Айовы, где зарабатывал на жизнь, занимаясь различными ремеслами.
Дэн Ширман женился на Амелии Макдауэлл в 1857 году. В следующем году в Лисбоне, штат Айова, он услышал, как адвентистский проповедник Джосайя Харт рассказывает о субботе. В течение 30 минут Дэн принял новый свет. Вскоре они с Амелией стали адвентистами-субботниками и начали свое служение, продолжившееся всю жизнь1.
Сначала они попытались организовать адвентистское присутствие в Вест Юнионе, штат Айова, где жили родители Амелии. Из-за своей крайней бедности Дэн прошел пешком 130 миль, чтобы добраться туда. Попытка убедить родителей Амелии не удалась. Однако Ширманам удалось познакомить с адвентизмом Мэри Джейн Дэниеллс, мать будущего президента Генеральной конференции.
Самая долгая прогулка Ширмана пришлась на 1860 год. Его жажда общения с верующими была настолько сильна, что он прошел пешком от Вест Юниона до собрания Конференции в Мэрионе, штат Айова, — 160 миль в оба конца. Однако Дэн чувствовал себя вполне вознагражденным за свою долгую прогулку: он впервые встретил Джеймса и Эллен Уайт и вместе с ними радовался убежденности в скором пришествии.
Эллен Уайт вдохновляла на тот тип служения, который начали Ширманы. Большинство адвентистских служителей того времени сосредоточивали свой евангелизм на дебатах. Дэн Ширман, однако, стал предтечей заботливого пасторского служения. Он откликнулся на призыв Эллен Уайт о том, чтобы семьи приезжали в районы, где не было адвентистов. В таких местах Евангельская весть процветала бы благодаря субботникам, которые переезжали туда и вели скромную жизнь, свидетельствуя своим соседям.
Так Ширманы начали служение, в результате которого они построили более 45 домов в разных местах. Они оставили совершенно новые адвентистские общины в каждом месте, где жили.
Послание ангела
В 1887 году служение Дэна получило драматическое подтверждение. «Ангел Господень» призвал Ширманов провозгласить самым быстрым способом: „Господь грядет“2.
Ангел также написал послание Ширманам: «Богу угодно, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (см. 1 Тим. 2:4). Подписав послание «Изъяснитель Христа», посланник внезапно исчез. Этот опыт и текстовая направленность помогали Ширманам до конца их жизни. Всеохватность евангельской вести становилась для них все более значимой.
Дэн и Амелия Ширман начали новое служение в горах Северной Каролины в 1890 году с острым чувством миссии. Путешествуя по горам, Дэн вспоминал, как пересекал ту же самую цепь Аппалачей примерно 40 лет назад. Он вспомнил свою бедность, отсутствие образования, изоляцию и страхи. Из Датч-Крика супруги вместе прошли девять миль до Маста. Там они начали проводить собрания, надеясь убедить некоторых в истинах вечного Евангелия.
Дэн Ширман быстро стал частью горной общины. Его скромное прошлое и искренняя любовь к людям привлекли к нему внимание горцев. Его гуманитарные, несектантские заботы сделали его желанным гостем во многих общинах и церковных общинах.
Старейшина Ширман построил больше церквей адвентистов седьмого дня в горах Северной Каролины. Наблюдая за нуждами этих общин, он начал строить небольшие школы. Первая из них находилась в Хильдебране, где Дэн сначала проводил палаточные собрания и основал адвентистскую общину. Эта школа включала в себя дом для учителей, дом для учеников, ферму и хозяйственный дом, кузницу и часовню. Газета «Хикори Меркури» высоко оценила результаты, похвалив адвентистского пастора за «огромное количество добра, которое один живой, энергичный, настойчивый христианин может сделать в районе». Другие общины просили Дэна организовать подобные предприятия.
Ширман проявлял удивительную энергию. Его рабочий день начинался в 2 часа ночи и обычно занимал 16-18 часов, даже в его 70 лет. Ему часто не хватало питания, иногда он питался хлебом и водой. Эта самонавязанная бедность проистекала из его преданности делу.
Каждый человек не зависит от школьного или университетского образования, если он обращен к Богу душой, телом и духом.
Передав управление школьным комплексом в Хильдебране Конференции Северной Каролины, Дэн откликнулся на просьбу жителей Толуки. Через 24 часа после приезда Ширманов около 20 человек с бригадами вышли на работу.
Другой этап замечательного служения Дэна Ширмана начался в 1905 году, в возрасте 71 года. Он развивал предприятие, к которому готовился всю свою жизнь. Ширманы постоянно предоставляли свой дом в качестве пансиона для нуждающихся. Теперь Дэн построил дом в Толуке, который он задумал как семейную школу для детей-сирот.
В это время Амелия умерла мучительной смертью от рака желудка, который доставлял ей мучения на протяжении десяти лет. Дэн написал Эллен Уайт, что Амелия убеждала его продолжать работу, которую он вел для сирот в Толуке.
Размышляя о разрушенном семейном служении, вдовец вспомнил о нежном сочувствии Амелии к бедным и о том, как ее готовность разделить их беды привязывала ее к другим. Он вспомнил о своих шестерых детях, все из которых умерли в юности и были похоронены в пяти разных местах. После смерти жены и шестерых детей Дэн чувствовал себя «как одинокое дерево в поле, когда все деревья в лесу срублены».
Вскоре у Дэна появилось здание с 16 комнатами, которое служило приютом для сирот. У него также было здание школы с домом для учителей. Община пожертвовала 30 000 футов пиломатериалов, а Дэн продал свой дом в Хильдебране, чтобы выделить средства на содержание сирот и учителей.
Школа и приют в Толуке обеспечили семейные условия для 15-20 сирот. Помимо «отца» и «матери» для детей, в группу входили директор и его жена, повар, швея, управляющий фермой и учитель. Дэн служил «главным куратором». Дети семьи работали на ферме и на различных производствах. Помимо учебы и работы, они участвовали в утренних и вечерних богослужениях.
Когда Дэну Ширману было за 70, он основал предприятия, подобные Толуке, в нескольких других местах в горах Северной Каролины.
Заочное служение
После нескольких несчастных случаев, чуть не закончившихся летальным исходом, и изнурительных травм старейшина Ширман с неохотой ушел на покой. Советы Эллен Уайт и Комитета Генеральной конференции убедили его. В возрасте 77 лет он смирился с более «спокойной» жизнью корреспондентского служения.
Несколькими годами ранее Дэн снова женился. Он и его жена открыли свой дом для писательницы-инвалида и ее бездомной матери. Вместе они писали письма тем, кого могли заинтересовать Евангелием. Поскольку два часа ночи были «временем подъема» Дэна на протяжении многих лет, он мог заполнить свой день, распространяя Евангелие. Он написал миссис Уайт: «Я рассчитываю провести свои последние дни в служении Ему». Он не мог бездельничать, говорил он ей. Он и его жена посещали соседей, распространяли литературу АСД, проводили вечерние собрания и рассказывали «простую историю спасения».
Эллен Уайт часто хвалила служение, которое проводили Ширманы. Она считала, что Дэн проделал «благородную работу по продвижению истины». Его усилия находились «в соответствии с волей Господа». Она призвала: «Еще многие должны трудиться так, как трудится брат Ширман»3.
Миссис Уайт понимала чувство неполноценности Дэна Ширмана из-за отсутствия у него формального образования. Она сказала делегатам сессии Генеральной конференции 1901 года, что он получил образование, как Иоанн Креститель в пустыне. Она высоко оценила его служение по созданию «церкви за церковью» благодаря его работе плотника и строителя. Она сказала общине: «Каждый человек не зависит от школьного или университетского образования, чтобы выполнять работу для Учителя, если он обращен к Богу душой, телом и духом»4.
Эллен Уайт применила опыт Ширмана к разнообразию служений, возможных в церкви. Хотя некоторые не могут проповедовать, «они могут помогать многими другими способами». Она сказала: «Бог дал нам работу брата Ширмана в качестве наглядного урока». Она добавила: «Есть и другие, кто может и должен работать так, как работал он».5 Благодаря «непритязательной» манере Дэна Ширмана преподносить Евангелие, он достиг «того класса, который служители обычно не могут охватить», — заключила она.6
Старейшина Ширман написал одну из своих последних статей для журнала Review в 1914 году. В ней он вспоминал о том, что сказал ему Ангел 27 лет назад: «Мы должны жить так, словно всем сердцем верим, что Господь скоро придет».
Дэн никогда не забывал о своем происхождении. Он задавался вопросом: «Почему Господь дал мне истину так рано, когда есть так много образованных и обеспеченных людей, которые так и не получили ее?» Он пришел к такому выводу: «Самое скромное дитя Божье может быть полезным для спасения многих душ».
Дэн Ширман умер 26 января 1920 года в возрасте 85 лет. Он покоится рядом с Амелией на кладбище в Хильдебране, Северная Каролина.
1 Хотя миссис Амелия Ширман принимала самое активное участие в служении семьи, ее история здесь не приводится, поскольку для этого потребовалась бы отдельная статья.
2 Полная информация об этом опыте содержится в документе, хранящемся в архиве Генеральной конференции, и подтверждается в письме Эллен Уайт брату и сестре Ширман от 17 апреля 1902 года (письмо 61, 1902 г.).
3 Рукопись Эллен Г. Уайт 16, 1902 г.
4 Эллен Г. Уайт в Бюллетене Генеральной конференции, 8 апреля 1901 г., с. 127.
5 Рукопись Эллен Г. Уайт 37, 1901 г.
6 Эллен Г. Уайт — Эдсону Уайту, 8 августа 1902 г.
Берт Халовяк
Когда это было написано, Берт Халовяк служил помощником директора по архивам и статистике в Генеральной конференции. Он скончался 18 октября 2022 года. Эта статья появилась в журнале Adventist Review от 31 мая 1990 года.
По материалам Adventist Review