Вера, воображение и свидетельство об Иисусе
Я провела много часов в богословских дискуссиях с родителями и семьей, друзьями и однокурсниками, профессорами и наставниками, и даже с совершенно незнакомыми людьми, но, безусловно, самые сложные дискуссии были с моими двумя маленькими детьми. Такие понятия, как «грех», «Троица» или «спасение», нелегко усвоить четырехлетнему ребенку. «Но мамочка, как Он воскресит нас? Могу ли я взять свои игрушки на небо? Вернется ли Иисус сегодня?»
Мои попытки объяснить простыми, подходящими для ребенка словами смысл служения и жертвы Иисуса часто вызывают у меня скорее удивление, чем понимание. Почему Иисус сделал x, y, z? Когда Он вернется?
Сейчас мне кажется, что уверенность противоположна удивлению, а удивление — ключевой компонент веры. Не то чтобы у нас не было уверенности в спасении, возвращении Христа и т. д. Но это вещи, которые мы не можем доказать. Мы принимаем их за истину, потому что верим через веру, и в этом процессе всегда присутствует определенная доля воображения. Мы не можем увидеть небеса, но благодаря Божьим обетованиям, растущим признакам конца этого века и нашему стремлению к лучшему мы чувствуем, что там действительно есть что-то за пределами нашего понимания. Мы хватаемся за это с удивлением, верой и вдохновением.
Мессианские ожидания
Учителя времен Иисуса страдали от явного недостатка воображения. Они читали пророков, смотрели на окружающую их действительность и говорили: «Ага, Мессия будет военным вождем». Когда Иоанн Креститель провозгласил, что Иисус — «Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1:29), это видение было слишком большим, слишком странным, слишком невозможным.
Хуже того, Креститель заявил, что ни он, ни религиозные лидеры не знали, кто такой Иисус, пока это не было открыто Иоанну во время крещения Иисуса (Иоанна 1:26, 33). Религиозные лидеры предполагали, что личность и происхождение Мессии будут простыми. Идея о том, что Мессия вырос в захолустной Галилее как скромный сын плотника, не вписывалась в их предвзятые представления о том, кем может или должен быть Мессия. Им и в голову не приходило, что Его личность должна быть открыта.
Взирая на Иисуса, мы должны делать это с детским удивлением, открытые для странного и чудесного видения, которое Он имеет для нас, для народа Божьего и для будущего.
У толпы, следовавшей за Иисусом, были свои представления о Нем. Они благоговели перед Ним, почитали Его, стремились к Нему, но не понимали Его. Казалось, мало кто перешел от следования за Ним ради того, что Он мог сделать для них, к следованию за Ним ради того, Кем Он был для них. Эллен Уайт пишет, что те из толпы, кто был накормлен, искали Его после этого, но только потому, что «надеялись еще получить временную выгоду, привязавшись к Нему»[1] В целом, люди были поражены и озадачены действиями Иисуса, а также обеспокоены и недовольны Его собственными заявлениями о Его личности и цели.
Познание Иисуса
В своей книге «Познание Святого» А. У. Тозер отмечает, что Евангелие от Иоанна, в частности, «показывает беспомощность человеческого разума перед великой Тайной, которая есть Бог»[2] Проблема фарисеев и многих из нас в том, что мы «склонны сразу же сводить Бога к управляемым понятиям. Мы хотим, чтобы Он был там, где мы можем Его использовать или, по крайней мере, знать, где Он находится, когда Он нам нужен. Нам нужен Бог, которого мы можем в какой-то мере контролировать»[3].
Учителям закона нужен был Мессия, который был бы частью их программы, а не самоотверженный радикал, претендующий на сущность, гораздо большую, чем национальные интересы. Они не открыли себя для чуда провозглашения. Как часто мы поступаем так же? Вместо этого «мы прикрываем словами свое глубокое невежество, но стыдимся удивляться, боимся прошептать „тайна“»[4].
Иисус не указывал на Свои чудеса, чтобы доказать Себя, и отказывался совершать чудеса с такой целью. По словам Джорджа Макдональда, «чудесные дела могут только питать уже существующую веру»[5]. В Своих самосвидетельствах Иисус прямо указывал на Бога и на Свою личность Сына Божьего. Он был свидетельством. Как сказал Бог Моисею у горящего куста: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14).
Эллен Уайт объясняет, что «те, кто узнал о Боге, слушали голос Его Сына, и в Иисусе из Назарета они узнали Того, Кто через природу и откровение провозгласил Отца»[6]. Иоанн Креститель, Симон Петр, сотник и другие, провозгласившие, что Иисус — Сын Божий, сделали это не из-за чудес, которые Он совершил, а потому, что они увидели, кем Он был, наблюдая Его характер. Они видели и чувствовали откровение. Сотник, единственный известный случай общения которого с Иисусом произошел на кресте, даже не видел, как Иисус совершил чудо. Он видел, как Иисус умер. И это было достаточным откровением.
Вера как свидетельство
В 1-м послании Иоанна апостол предлагает загадочное объяснение свидетельств: «Если мы принимаем свидетельство человеков, то свидетельство Божие больше, ибо таково свидетельство Божие, которое Он принес о Сыне Своем. Верующий в Сына Божьего имеет свидетельство в Самом Себе. Кто не верит Богу, того Бог сделал лжецом, потому что он не поверил в свидетельство, которое Бог принес о Сыне Своем» (1 Иоанна 5:9-10). Сёрен Кьеркегор, комментируя этот текст, отмечает, что «внутреннее свидетельство» важнее, чем какое-то «историческое доказательство». «Не причины оправдывают веру в Сына Божьего, а как раз наоборот — вера в Сына Божьего есть свидетельство»[7].
Возможно, взирая на Иисуса, мы должны делать это с детским удивлением, открытые для странного и чудесного видения, которое Он имеет для нас, для народа Божьего и для будущего. Вместо того чтобы пытаться прижать Его к стенке и в мельчайших подробностях объяснить, как именно происходит Его служение, как произошло воплощение и как функционирует Троица, мы можем позволить тайне всего этого погрузиться в себя. Конечно, мы должны изучать и стараться понять, что Он делал в прошлом и будет делать в будущем, но мы не можем считать, что наши старания заменяют веру. Свидетельство, которое мы провозглашаем, не мертво; Он жив!
[1] Эллен Г. Уайт, Желание веков (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1898), 384.
[2] A. W. Tozer, The Knowledge of the Holy (New York: HarperCollins, 1961), 9.
[3] Там же, 8.
[4] Там же, 18.
[5] George MacDonald, The Hope of the Gospel (Ward, Lock, Bowden & Co., 1892; facs. repr. South Pasadena, CA: J. Joseph Flynn, 1988), 72.
[6] Эллен Г. Уайт, Желание веков (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1898), 387.
[7] Søren Kierkegaard, Provocations: Spiritual Writings of Kierkegaard, ed. Charles E. Moore (Farmington, PA: The Plough Publishing House, 2002), 270.
Сара Гейн Бертон получила степень магистра в области религии в Университете Эндрюса. Она — писатель-фрилансер, живет в Берриен-Спрингс, штат Мичиган, вместе со своим мужем Кевином и двумя детьми.
По материалам Adventist Review