Благодарим Марианну Глебушко из Санкт-Петербурга.
Эти материалы расположены на http://boruh.info/s/590—10-1-7-.html
Чтение Слова: 1Фес.5:12-28.
Урок 10: Церковная жизнь
Последняя часть письма Павла посвящена назиданиям, связанным с благочестием в церкви. Павел обращается к теме практического соблюдения Закона, разбирая его по темам, привычным в его время среди учителей Закона (см. наши заметки к 7 уроку):
А. 4:1-3 поступать по Заповедям Господа, принятым от Павла
—-Б. 4:3-8 беречься блуда
———В. 4:9-12 беречься «крови брата»
————Г. 4:13-18 о Воскресении и Пришествии
————Г. 5:1-11 о духовном Воскресении для Пришествия
———В. 5:12-15 быть «сторожем» брату
—-Б. 5:16-18 личные отношения с Б-гом.
А. 5:19-23 исследовать, испытывать и самому открывать волю Господа.
5:12, 13 Павел проводит связь между уважением к руководителям и наличием мира в общине. Второе не может появиться без первого. Как отношение к власти влияет на рост христианского характера? Почему эти вещи взаимосвязаны?
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Б-га; существующие же власти от Б-га установлены. Посему противящийся власти противится Б-жию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2)
Восстание против Б-га может выражаться по-разному. Чаще всего оно может проявить себя через недовольство местом и обстоятельствами, в которые Он поместил нас. Недовольство людьми, которые стоят над нами, но которых мы считаем ниже себя по интеллекту. Но если Б-г поставил их на это место, значит, Он увидел их более приготовленными для него, чем остальных. Если они не справляются с обязанностями или злоупотребляют ими, — это то, что Б-г разберет между ими и Собой. С нас же спросится только за готовность помогать им в осуществлении их миссии. «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» (Ин. 21:22).
Как проявить уважение и почтительность к руководителю в случае, если ты в чём-то не согласен с ним? Как поступать, если ты считаешь, что руководитель ошибается? (вопросы на стр. 172 урочника)
«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23). Любой человек, даже руководитель церкви не совершенен и продолжает возрастать в Господе. Говорить с ним о возможных ошибках необходимо так, чтобы побуждать его к этому возрастанию, а не уничижать своими замечаниями.
«Почитать… за дело» – отношение к служителю расценивается Небом, прежде всего, как отношение к его служению.
5:14, 15
Как «противоядие» от осуждения руководителей церкви Павел предлагает самим становиться лидерами – теми, кто «несёт бремена» другого, кто побуждает других следовать за Господом. Таким образом, если вы встретите того, кто говорит о пасторе свысока (даже если пастор действительно, как кажется, заслуживает такой оценки), с большой вероятностью этот человек сам не стремится стать «сторожем брату своему».
«Воздавать злом за зло» – естественная наклонность человеческого сердца. Чтобы «опуститься» до неё достаточно просто «духовно» расслабиться.
«Ищите добра» – не просто игнорируйте того, кто кажется вам «неудобным» или «глупым» человеком, — это то, что мы чаще всего делаем в таких случаях, — но ищите для него добра.
5:16-18
Хотя фессалоникийцы переживали гонения за веру, Павел советует: за всё благодарите. Почему он даёт такой совет? (вопрос на стр.172)
Грех проявляет себя не только в том, что мы неосознанно поступаем Богопротивно, но и в том, что мы не можем видеть Славы Господа вокруг нас так, как это естественно видят другие небожители: И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна Славы Его! (Ис.6:3). Присутствие Б-га и Его стражи в любой ситуации вокруг нас мы можем принять только верой, но при этом все наши ощущения и умозаключения непременно свидетельствуют нам, что Б-г опять «молчит», что Он опять «испытывает» нас.
И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея (4Цар.6:17). Мы видим не то, что происходит на самом деле вокруг нас. Если бы сложившиеся обстоятельства не приносили славы Господу, то Небо просто не дало бы им развернуться.
В 16-18 ст.
Павел указывает путь, как вырваться из естественного ощущения «вечной брошенности» Б-гом. Нам необходимо последовать ему точно также, как мы беремся соблюдать субботу. «Ибо такова о вас воля Б-жья». «Те, которые постоянно недовольны, не обладают подлинной религией» (СИ 251).
«всегда радуйтесь» – не ждите, что вас обрадуют.
«Во Христе Иисусе» – тот, кто желает понять волю Б-жью относительно своей жизни, должен изучить жизнь Иисуса.
Обращаем внимание на то, что стихи о радости и благодарности (16-18) Павел противопоставил предостережение от блуда (4:3-8). Т.е. учась быть благодарными Б-гу, мы предотвращает свой «духовный» блуд, поскольку именно ощущение оставленности Б-гом разочаровывает нас более всего и подталкивает к протесту против Него.
5:19-22
Б-г хочет открываться нам и свидетельствовать о Себе и о Своём присутствии в нашей жизни. Но Его усилия будут напрасны, если наши «уши» будут закрыты (Матф.11:15). Поэтому Павел стремится побудить фессалоникийцев не только полагаться на опыт и проповедь Павла, но и самим «испытывать», какова о них воля Господа. В 19-22 Павел пишет о сегодняшних (помимо Библии и опытов предыдущих поколений) способах откровения Господа:
1. «Духа не угашайте» – напоминание о событиях Пятидесятницы, когда Дух был явлен видимо, как огонь. Тогда Б-г дал церкви Духа, и нигде не написано, что спустя время Он забрал Его обратно.
2. «Пророчества не уничижайте» — О пророках-членах церкви: Деян.11:28; 15:32; 21:8-11.
3. «Все испытывайте» — т.е. исследуйте, обдумывайте; христианская жизнь требует добродетели «с рассудительностью» (2Пет.1:5).
5:23-28 Заключение послания
«Б-г мира» — спокойствия, уверенности. Про него написано: и держа всё Словом силы Своей (Евр 1:3)
«Верен» — даже если мы упорно делаем не то: Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Б-жию? Никак (Рим. 3:3-4).
«Дух, душа и тело» – Господь пытается изменить все; ни одна часть человека не исключена из освящения.
Глебушко Марианна,
Санкт-Петербург
Далее материал от Татьяны Бахмат г. Луганск. С благодарностью размещаем здесь.
Оригинал расположен по адресу http://www.adventist.su/ss/
Комментарий к уроку СШ № 10, III кв. 2012 г.
«ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ»:
0.) Как вы относитесь к предлагаемым вам советам относительно вашей жизни? Охотно ли вы принимаете советы? …
Были ли среди них особенно дорогие и памятные для вас? Чего может стоить ценный совет? …
* После того, как княгиня Ольга приняла христианство, она предложила и своему сыну Святославу принять крещение. Но этот воинственный князь ответил: «Надо мною будет смеяться дружина». Сын Святослава Владимир поступил благоразумнее и,
по совету бояр послал 10 мудрых мужей узнать, где и как люди служат Богу, и какая вера лучше. Посланные мужи, вернувшись, более всего хвалили христианство. Они засвидетельствовали о стройном пении в Софийском храме в Константинополе следующее:
«Мы не знали, на земле мы стоим или на небе». Вскоре Владимир принял в Константинополе крещение, во время которого он воскликнул: «Теперь я познал Бога истинного». Возвратившись в Киев, он предложил, прежде всего, креститься двенадцати своим сыновьям, и они крестились в источнике, известном в Киеве под названием Крещатика.
* Один крестьянин потерял на гумне 50-рублевую бумажку. Он не был богат, и такая потеря для него была весьма ощутима. Он перевернул все на гумне, всякую вещь, всякую соломинку, пока, наконец, после некоторых дней поисков, нашел потерянное. О, как рад был он тогда! Скоро после этого он попал на собрание и был тронут проповедью Евангелия. Дома он сказал жене: «Я хотел бы быть верующим во Христа Иисуса, но я не знаю, где и как найти Его». Жена ответила: «Если бы ты искал Его так же ревностно, как искал на гумне деньги, то нашел бы Христа». Он послушался ее мудрого совета и очень скоро принял Христа как личного Спасителя.
Исследуя предложенную тему урока СШ, рассмотрим возможные вопросы:
Какие духовные и практические советы относительно церковной жизни дает Фессалоникийцам апостол Павел в 1 Фес.5:12-28? …
Какую практическую ценность представляют эти советы и наставления для современной церковной жизни? …
Используются комментарии Е. Уайт, АСД, А. Валленкампфа, Дж. Райла, Д.Б.Ворфоломеева, Дж. Макартура, Баркли, У. МакДональда,… , современный перевод Библии Института в Заокском:
1 Фес. 5:12–28:
* «Ты — не такой хороший, как твоя Книга, — писал однажды язычник миссионеру-христианину, — если бы ты был такой хороший, как твоя Книга — Библия, то вся Индия скоро обратилась бы к Христу». Это был тяжкий укор. Жизнь миссионера не была согласована с тем, что говорили его уста. Этот укор относится и к нам. До какой степени наша жизнь идет вразрез с волей Божьей? Когда люди слышат о светлом учении Христа, их влечет к свету. Они не без основания ожидают увидеть этот свет в жизни тех, от которых они слышат о Нем. Как часто, однако, они переживают горькое разочарование! Мир устал слушать мертвые нравоучения. Он не хочет знать Христа, про Которого говорят, но хочет знать Христа, сила Которого проявляется в жизни говорящего о Нем человека.
I.
План (комментария АСД):
I. Заключительные увещания — 5:12-22.
1. Уважение служителей Господних — 5:12, 13.
2. Сохранение мира в церкви — 5:14. 15.
3. Поощрение радоваться, молиться и благодарить — 5:16-18.
4. Просьба относительно духовных даров — 5:19-22.
Павел заканчивает свое Первое послание целым списком хороших советов и предписаний. Он приводит их в форме тезисов, но все они таковы, что над ними должен задуматься каждый христианин:
Ст. 12. «‘А еще’ просим вас, братья, воздавайте должное тем, на кого Господь возложил ответственность за вашу общину и кто трудится среди вас и наставляет вас»
У Павла был обычай ставить старшего в каждой церкви, которую он основал (Деян. 14:23). Новые служители, конечно, были неопытны, и возможно, не получали надлежащего признания. Те, которые служат церкви, должны быть уважаемы. Таковых необходимо помнить и признавать ради их самих (см. 1Kop. 16:15-18; Евр. 13:7). Но такое уважение возлагает большую ответственность на служителей церкви — быть человеками Божьими.
Ст. 13. «Высоко почитайте и любите их за дело, ‘которое они делают’. Меж собою живите в мире»
1. «Высоко почитайте…». Греческое слово «kegeomai» («почитайте») — значит «иметь высокое мнение о ком-то«.
Присоединённое духовное качество «с любовью» должно свидетельствовать об уважении Фессалоникийцами старших.
Уважайте своих руководителей, говорит Павел, но не просто так, а за выполняемую ими работу. Это не вопрос личного престижа; человека делает великим выполняемая им задача, а его служение — знак почета ему. Христианская церковь не имеет основания для обожания человека, но побуждается оказывать надлежащее уважение тем, которые достойно несут священные обязанности.
2. «Меж собою живите в мире».
Евангелие любви нельзя исповедовать в атмосфере ненависти. Это решительное предписание подчеркивает, что церковное единство в Фессалонике было нарушено, возможно, чрез несогласие между служителями и рядовыми членами, поскольку он выразился «будьте в мире между собою». Не должно быть ни соперничества, ни разногласия в церкви, чтобы кто-то признавал одного работника как их духовного руководителя, в то время как другие состязались за другого, подобно тому, как это происходило позже — в Коринфе (см. 1Kop. 1:12; 3:4-6; 4:6; ср. Рим. 12:18; 14:19). Возможно, говоря о мире, Павел предостерегает от опасности образования замкнутых групп, клик вокруг лидеров.
Предписание быть в мире в отношениях между собою — не случайная вставка. Самая важная проблема христиан — как ладить друг с другом. В каждом христианине достаточно плотского состояния, чтобы разделить и разрушить любую поместную церковь.
Лишь исполненные Духа, мы можем проявлять и совершенствовать любовь, смирение, терпение, сдержанность, милость,
мягкосердечность и прощение, неразрывно связанные с миром.
В Рим. 12:18 Павел также говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Мир, как между нациями, так и между людьми — это обоюдное движение навстречу друг другу. По своей сути, мирные взаимоотношения не могут быть результатом одностороннего движения. Наша обязанность — удостовериться, что с нашей стороны все справедливо, что наше внутреннее желание — быть в мире со всеми людьми, даже самыми недобрыми и не заслуживающими такого отношения. Не идя на компромиссы в вопросах Божьей истины и Божьих норм и стандартов, мы должны быть готовы пройти долгий путь, чтобы построить мирные мосты с теми, кто ненавидит нас и вредит нам. Мы должны оставить недовольство и горечь и искренне прощать всех, кто причиняет нам вред. Сделав это, мы можем честно искать примирения.
* Однажды, после одной из своих крупных побед, адмирал Нельсон послал сообщение, в котором он изложил причину этой победы: «Мне выпало счастье командовать отрядом, состоящим из братьев». Именно таким отрядом братьев должна быть христианская церковь. * Лейтон писал однажды: «Для управления христианской церковью не применяются никакие принудительные нормы; но мир и согласие, любезность и искреннее рвение обязательны«. Если в церкви возник раздор, то надежда на добрые дела тщетна. Христиане должны жить в согласии друг с другом.
Ст. 14. «И мы призываем вас, братья: вразумляйте праздных, ободряйте малодушных, поддерживайте слабых, со всеми будьте долготерпеливы!» Здесь говорится о тех, на кого нужно обратить особое внимание:
— Слово, переведенное как «бесчинный», первоначально обозначало «воина, вышедшего из боевого построения»
(греч. «ataktoi»,»выйти из рядов», «беспорядочный и распущенный человек»).
В действительности эта фраза значит: «Предостерегайте людей, не имеющих выдержки и легко бросающих начатое дело».
— «Малодушные» (греч. «oligopsuchoi»), — это в буквальном переводе: люди, у которых маленькая душа. Это те, которые имеют мало мужества или малодушные люди, боязливые. Такие люди, возможно, отягощённые печалью об умерших (гл. 4:13-18) или сомневающиеся о времени возвращения Христа (гл. 5:1-11), должны быть утешены, а не порицаемы. Христиане должны говорить слова утешения и ободрения к робким, нуждающимся бедствующим душам (Евр. 2:12,13; ср. Гал. 6:2).
— «Поддерживайте слабых» (греч. «antechomai», «проявлять интерес к кому-либо», «обращать внимание на», «помочь«) — это хороший совет. Слабые, которых Павел желал видеть поддержанными, вероятно были искушаемы различными пороками (гл. 4:3-7). Для таковых членов духовная поддержка необходима скорее, чем порицание, чтобы они могли быть избавлены от уступок искушению.
Вместо того, чтобы позволить слабому брату отдалиться, христианская община должна приложить усилия, чтобы он не мог пропасть. Община должна развивать узы дружбы и чувство необходимости поддерживать тех, кто может отпасть.
— «будьте долготерпеливы!» (греч. «мakrothumeo») — значит буквально, «пребывать продолжительно в бодрости духа», следовательно «быть долготерпеливым», «быть медленным на гнев», «быть терпеливым».
Труднее всего, наверное, быть терпеливым со всеми, потому что для многих из нас долготерпение требует много усилий.
Подобное греческое слово «мakrothumeo» употреблено в 1Kop. 13:4 для изображения любви, которая «долготерпит». Любовь Божия в христианине склонит его быть нежно-терпеливым ко всем, как ко внешним, так и к внутренним в церкви.
Ст. 15. «Смотрите, чтобы никто никому за зло не воздавал злом. Напротив, всегда стремитесь делать добро и друг другу, и всем!» Вместо увековечивания зла посредством мести, Павел советует Фессалоникийцам всегда, при всех обстоятельствах, стремиться к добру. Павел знал, что те, которые ищут добра, будут иметь мало времени или не иметь его вообще для делания зла.
«Отдать злом в обмен за зло» — естественная наклонность сердца, но христианский образ действия другой.
* Букер Вашингтон: «Я никому не позволю унизить меня до того, чтобы я ненавидел его».
Единственно действенный способ обезвредить врага — это превратить его в друга.
Христос не позволял мстить и побуждал своих последователей воздавать добром за зло (см. Матф. 5:38-48; ср. Рим. 12:17).
Мф.5:38-48: «38. Было сказано ‘также’: «Око за око и зуб за зуб». 39. А Я говорю: не противься злому: если ударит тебя кто по правой щеке, подставь ему и другую… 44. А Я говорю вам: любите своих врагов, благословляйте проклинающих вас, делайте добро ненавидящим <вас> и молитесь за тех, кто <угрожает вам> и преследует вас…»
1. ДРЕВНИЙ ЗАКОН:
Иисус с самого начала цитирует древнейший в мире закон «око за око, и зуб за зуб». Этот закон носит название Лекс Талионис, Талиона закон, от латинского «талио» — возмездие, который может быть описан как равное по силе преступлению. Этот закон представлен уже в древнейшем кодексе законов, известном под названием законы Хаммурапи, правившего в Вавилоне в 2285 — 2242 гг. до Р.Х. Принцип простой: человеку, причинившему повреждение другому человеку, должно быть причинено такое же повреждение. Этот закон стал неотъемлемой частью этики Ветхого Завета, где он зафиксирован не менее трех раз. «А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21,23-25; Лев. 24,19.20; Втор. 19,21). Эти законы часто приводят в доказательство кровожадности, дикости и безжалостности ветхозаветных законов; но, прежде чем начать критиковать, надо отметить некоторые вещи:
1.1. Талиона закон, закон удар за удар — это наоборот, первый шаг милосердия. В древности большое значение играла кровная месть. Как только один член рода причинял повреждение или рану члену другого рода, все члены рода пострадавшего стремились отомстить всем членам рода обидчика, и эта месть была ни менее, ни более, как смерть. А этот закон сознательно ограничивал месть. По этому закону наказанию подлежит лишь человек, причинивший повреждение, или ущерб. Если смотреть на этот закон в исторической перспективе то он представляется не дикарским, а милосердным законом.
1.2. Кроме того, этот закон никогда не давал отдельному человеку права осуществлять месть. Этот закон — руководство для судьи при установлении меры наказания или штрафа, которое полагается за всякое насилие или несправедливое действие (ср. Втор. 19:18).
1.3. Более того, этот закон никогда не исполнялся в буквальном смысле слова, по крайней мере, в даже полуцивилизованном обществе. Если человек причинил другому увечье, он несет ответственность по пяти пунктам: за причиненное увечье, за причиненную боль, за лечение, за потерянное время, за причиненное оскорбление. В плане причиненного увечья на пострадавшего смотрели как на выставленного, на продажу раба. Определялась его стоимость до и после причинения увечья, и причинивший увечье платил разницу в стоимости; он нес ответственность за потерю в цене человека, получившего увечье. За лечение — причинивший увечье нес все расходы по медицинскому обслуживанию пострадавшего до полного исцеления его. Возмещение за потерю времени — тут причинивший увечье платил жалованье за все время, в течение которого получивший увечье не мог работать, да еще компенсацию, если у пострадавшего была хорошая должность, а теперь, после получения увечья, он годился только для, ниже оплачиваемой работы.
На практике компенсация, установленная по Талиона закону выглядит очень современной.
1.4. Но, что важнее всего, надо помнить, что ветхозаветная этика сводится не только к Талиона закону. В Ветхом Завете рассыпаны проблески милосердия. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего» (Лев. 19:18). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Прит. 25:21). «Не говори: «Как он поступил со мною, так и я поступаю с ним» (Прит. 24:29). В Ветхом Завете достаточно милосердия. Таким образом, этика древних была основана на принципе зуб за зуб; но это был подлинно милосердный закон, назначенный для руководства судьям, а не отдельному человеку. Он никогда не применялся в буквальном смысле, и в законе звучат также нотки милосердия. А вот Иисус совсем отклоняет этот принцип закона, потому, что в христианской жизни нет места возмездию, сколь бы ограниченным и контролируемым оно ни было.
2. КОНЕЦ НЕНАВИСТИ И МЕСТИ: Таким образом, Иисус отменяет для христиан старый закон ограниченного воздаяния и вносит новый дух чувства незлобивости, любви и терпимости.
2.1. Иисус говорит, что если кто ударит нас в правую щеку, мы должны подставить ему и другую. За этим скрывается много большее, чем, кажется на первый взгляд. Допустим, что человек-правша стоит перед другим человеком и, допустим, хочет ударить его в правую щеку. Как же ему сделать это правой рукой? Если он не постарается совершенно извернуться и изловчиться, и при этом ему придется ослабить силу своего удара, то он сможет ударить его, лишь тыльной стороной руки. Ну, а удар тыльной стороной руки был по иудейскому раввинскому закону вдвое оскорбительнее для человека, чем удар открытой ладонью. Таким образом, Иисус говорит: «Даже если человек наносит вам ужасное и рассчитанное оскорбление, ни в коем случае не мстите и не злитесь». Если нас и бьют когда-либо по лицу, то это случается не так уж часто, но время от времени жизнь доставляет нас маленькие или большие оскорбления, и Иисус говорит здесь, чтобы настоящий христианин научился не негодовать на оскорбления и не искать мести.
* Когда Уилберфорс начал борьбу за освобождение рабов, о нем стали распространять клеветнические слухи, будто он жестокий муж, бьет свою жену, и что женат он на негритянке. Часто случается так, что кто-то из членов церкви «чувствует себя оскорбленным», потому что его не пригласили на важное заседание или не выбрали в президиум, не внесли в список тех, кому выражена благодарность. Настоящий христианин забыл, что такое быть оскорбленным. Он научился от своего Господа принимать любое оскорбление и никогда не выходить из себя, никогда не пытаться мстить.
2.2. Далее, Иисус говорит, что если кто-нибудь хочет отнять у нас по суду рубашку, ему должны отдать не только рубашку, но и верхнюю одежду. И опять же за этим скрывается больше, нежели видно на первый взгляд. Рубашка, хитон, представляла собой длинную дерюжную или холстяную одежду из хлопочато-бумажной или льняной ткани. Даже у самого бедного была смена рубашек. Верхняя одежда, своего рода большой, похожий на одеяло плащ, человек носил днем как одежду, а ночью использовал как одеяло, и такое одеяние у иудея было только одно. По иудейскому закону в качестве залога можно было взять хитон, рубашку, но не верхнюю одежду, плащ. «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него; она одеяние тела его: в чем будет он спать?» (Иск. 22,26.27). Смысл сводится к тому, что по закону у человека нельзя было безвозвратно отнять его верхнюю одежду. Иисус, таким образом, говорит следующее: «Христианин никогда не настаивает на своих правах; он никогда не спорит о своих правах; он вообще не считает, что у него есть какие-либо права». Некоторые люди вечно настаивают на своих правах, цепляются за свои привилегии и никогда не поступятся ими. Они воинственно пойдут судиться, но не потерпят даже их мельчайшего ущемления. К великому сожалению, Церковь полна таких людей. Такие люди все еще не поняли, что такое христианство. Христианин должен думать не о своих правах, а о своем долге; не о своих привилегиях, а о своей ответственности. Человек, до последнего борющийся за свои права как в церкви, так и вне ее, еще далек от христианства.
2.3. Далее, Иисус говорит о том, что если кто принудит нас идти одно поприще, то мы должны добровольно пройти два поприща. За этим скрывается малоизвестная нам картина оккупированной территории.
У древних персов была удивительная для того времени почтовая система. Все дороги были разделены на отрезки длиною в дневной путь; в конце каждого отрезка были свежие лошади, корм и вода для лошадей, а также пища для курьера. Но, если на станции чего-нибудь не было или недоставало, могли принудить любое частное лицо дать пищу, приют, помощь, лошадей и даже самому везти почтовое сообщение до следующей станции. Вот такое принуждение и называлось аггареиейн. Позже, это слово стало означать любое насильственное принуждение к несению службы на оккупантов. В оккупированной стране население могли принудить поставлять пищу, давать постой, перевозить грузы. Иногда завоеватели осуществляли свое право принуждать людей выполнять те или иные работы самым тираническим и отталкивающим образом. Угроза быть призванным для выполнения принудительных обязанностей постоянно висела над людьми. А Палестина была завоеванной и оккупированной страной, и любой иудей мог в любой момент ощутить на плече прикосновение копья римского воина и услышать, что он призван служить римлянам, может быть для выполнения самой тяжелой и черной работы. Именно так случилось с Симоном Киринеянином, когда его принудили (аггареиейн) нести Крест Иисуса.
Таким образом, Иисус говорит следующее: «Если ваш работодатель придет и принудит вас служить проводником или носильщиком грузов на один километр, то не делайте этого с чувством злобы и негодования, а пойдите с ним два километра в хорошем настроении и с охотой». Другими словами: «Не думайте постоянно только о том, как бы сделать так, как вы хотите, а всегда помните о вашем долге и обязанности служить другим. Если вам поручено какое-то дело, и даже если это дело кажется вам безрассудным, непосильным и ненавистным вам, не выполняйте его как ненавистную и мерзкую обязанность, а делайте его как услугу, которую вы с удовольствием оказываете». Дело всегда можно сделать двояко. Можно сделать самый необходимый минимум и не больше, чтобы в этом было видно, насколько оно ненавистно нам, но можно выполнить его с улыбкой, любезно и вежливо, с желанием не просто выполнить его, но выполнить его хорошо. Работу можно выполнить не только так хорошо, как этого от нас ожидают, но и намного лучше, чем кто-нибудь мог этого ожидать. Неспособный работник, обиженный слуга, грубый помощник еще не имеют правильного представления о христианской жизни. Христианин не должен думать о том, чтобы поступать так, как ему хочется; он должен заботиться о том, как бы помочь, даже тогда, когда эта просьба о помощи неучтива, неразумна и эгоистична.
Таким образом, в этом отрывке Иисус в яркой восточной манере излагает три великих правила:
Христианин никогда не будет негодовать или искать мести за оскорбление, каким бы рассчитанным и ужасным оно ни было. Он никогда не будет настаивать на своих законных или иных правах, которые ему полагается. Христианин никогда не считает, что может поступать так, как ему хочется; он помнит лишь о своем долге оказывать помощь другим.
Вопрос стоит так: «Насколько мы соответствуем этим требованиям?»…
2.4. Наконец, Иисус требует, чтобы мы давали всем, кто просит, и не отворачивались от тех, кто просит взаймы. В высшем своем проявлении иудейский закон о даре — прекрасная вещь. Он основан на книге Втор. 15:7-11. В Книге Второзаконии сказано, что человеку нужно дать, смотря по его нужде. Другими словами, человеку нужно дать не только тот минимум, который позволяет ему вести полуголодное существование; ему нужно дать столько, чтобы он мог вести приличный образ жизни, по крайней мере, не много хуже того, как он жил до этого. Есть что-то прекрасное и благородное в идее, что человеку нужно дать не только столько, чтобы уберечь его от голодной смерти и вызволить из острой нужды; но нужно также уменьшить нищету и унижение.
В глазах иудеев даяние было одновременно и привилегией и обязательством, потому что, в действительности, любое даяние дается ни кому-нибудь, а Самому Богу. Дать нуждающемуся человеку было не просто делом выбора и свободной воли — человек должен был сделать это, ибо, если он отказывал в помощи человеку, он отказывал Богу. «Кто помогает бедному, дает Господу и Он воздаст ему за его добрые дела». «Небеса милосердны ко всем, кто проявляет милосердие по отношению к бедным».
Должны ли мы сделать из этого вывод, что Иисус требует от людей огульного даяния?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Совершенно очевидно, что должно быть принято во внимание воздействие, которое оказывает даяние на берущего. Даяние никогда не должно подстрекать человека к лени и эгоизму, потому что такое даяние может принести только вред. Но в тоже время нуstrongжно помнить, что многие люди, заявляя, что они будут давать лишь через официальные каналы и, отказываясь отвечать на обращенные к ним просьбы отдельных людей, лишь ищут отговорку, чтобы вообще не давать и изгнать из благотворительности и даяния всякий личный элемент. Надо также помнить, что лучше помочь дюжине мошенников -попрошаек, чем отвернуться от одного человека, которому действительно нужна помощь.
2.5. Иисус Христос учит нас любви и милосердию. «Любите врагов ваших».
Подобное поведение на первый взгляд может показаться невозможным. Но кто дал нам право уменьшить требования к себе?
Рассмотрим два весомых аргумента, которые приводит наш Господь в поддержку Своего учения.
— Первый аргумент. Если вы не стремитесь достичь границ, определенных Господом, то вы еще не дитя Его.
Что делает «Отче наш, сущий на небесах»? Он добр ко всем: посылает дождь праведным и неправедным, повелевает солнцу светить для всех без исключения. Ребенок подражает отцу, но насколько мы подражаем нашему Небесному Отцу, если не являем милость ко всем без исключения? Если благотворительность чужда нам, то в чем свидетельство, что мы «новая тварь»?
— Второй аргумент. Если вы не стремитесь достичь пределов, определенных Господом, то вы все еще принадлежите миру.
«Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» Даже безбожники любят тех, которые любят их. Для них они делают добро и заботятся о них. Но для христианина определяющими в жизни должны быть более высокие принципы.
Неужели Христовы принципы недостижимы? Неужели невозможно полюбить врагов своих? Если ответ — да, то не обманывайтесь, вы не обращены! Потому что не приняли Духа от Бога (1 Кор. 2:12).
Стихи, прочитанные нами, призывают к действию и побуждают к смирению. Перед нами портрет христианина, каким он должен быть. Взирать на него, не ощущая боли, невозможно: как несовершенны мы по сравнению с ним.
Из вышесказанного мы можем извлечь два урока.
— Первый урок заключается в том, что если бы истинные верующие чаще обращались в своих мыслях к этим десяти стихам, то они бы более ревностно относились к проповеди христианства в мире, чем делают это они сейчас. Учтивость, доброта, нежность и уважение к другим являются великолепным обрамлением портрета христианской жизни. Эти черты христианина могут быть признаны миром, несмотря на то, что мир не признает доктрины христианства. В грубости нет веры, как ее нет ни в хамстве, ни в тупости, ни в пошлости. Возрастание в святости христианской жизни заключается в исполнении как великих, так и малых обязанностей верующего.
— Второй урок учит нас тому, насколько прекраснее стал бы окружающий нас мир, если бы в нем практиковалось это учение.
Кому не знакомы ссоры, распри, раздоры, эгоизм, приводящие мир к жалкому существованию? Что, как не учение Иисуса Христа, может сделать мир белее счастливым? Будем же помнить об этом. Те, кто думают, что христианство может принести несчастье людям, заблуждаются. Несчастье людям приносит отсутствие Бога в их жизни. Истинная вера несет с собой мир, милосердие, доброту. Чем больше человек доверяет учению Святого Духа, тем больше любит других людей и тем счастливее становится.
Ст. 16. «Всегда радуйтесь»
В Греческом языке особенно выделена мысль «всегда». Павел поставил цену на способности или умении быть всегда счастливым
(см. Флп. 3:1; 4:4; ср. 2Кор. 6:10). Или обладая имеющимся на лицо благом, или предвкушая будущее счастье, христианин имеет множество причин для радости. При прощении грехов его совесть стала свободной, и мир наполнил его душу. Он знает, что ему «все содействует ко благу» (см. Рим. 8:28).
Почему он всегда должен быть удрученным? Те, которые постоянно недовольны, не обладают подлинной религией (СИ, 251).
Мы призваны к радости. Каким бы тяжелым ни был христианский путь, продвижение по нему и конечная цель его радостны. Всегда приятно делать то, что правильно. Христианин радостный воин Христов. Безрадостный христианин противоречит самому своему названию, и ничто не повредило так сильно христианству, как черная одежда и длинные, постные лица. Правда, что христианин грешник, но он искупленный грешник и в этом его радость.
Как может человек не быть счастливым, идя дорогой жизни с Иисусом Христом? …
В истинной церкви царит атмосфера радости, которая дает ее членам чувство, что они купаются в солнечном свете.
* Разговор одного брата с атеистом: — Вот ты, если приедешь в незнакомый город, не имея места ночлега, где будешь ночевать? — Ну, на вокзале… — А вот я найду церковь в городе, и меня всегда с радостью приютят в тёплом доме верующих! Вот какая у нас семья!
Ст. 17. «молитесь неустанно». Буквально это означает «непрерывно молиться».
В греческом языке здесь подчеркивается идея непрерывности (ср. 16 ст.). Должен быть постоянный дух молитвы, выражающийся через жизнь христианина. Связь с небом никогда не должна прерываться (см. Лук. 18:1).
Павел трудился «ночью и днем» (1Фес. 2:9); и он также молился «ночь и день» (гл. 3:10). Многоразличная деятельность не вытеснила молитвы из его жизни. Активная связь с небесным Отцом всегда была для него первой поддержкой. Сравните молитвенную жизнь Иисуса (см. Марк 3:13). Так должно быть и с нами.
Слово Божье преподает определенный урок в отношении молитвы:
а) Молитва должны быть молитвою веры (Иак. 5:15). Если она только формальность, только привычное повторение заученных слов и фраз, она не может быть полезной. Какой смысл молиться о внутренней перемене, когда молящийся не верит в возможность такой перемены? Для того, чтобы молитва была сильной и успешной, она должна быть с верою в любовь Божию и Его неограниченные возможности.
б) Молитва должна быть во имя Христа. Мы не должны молиться о том, чего бы ни одобрил Господь Иисус или просить что-то
запретное, стремиться овладеть человеком или вещью, христианин не должен просить осуществления каких-нибудь личных амбиций, особенно если от этого пострадает кто-то другой. Мы не можем молиться о мести нашим врагам во имя Того, Чье имя Любовь. Всякий раз, когда мы превращаем молитву в средство осуществления наших амбиций и удовлетворения наших желаний, мы не смеем надеяться на успех, потому что такая молитва вообще не молитва.
в) Молитва должна быть по воле Божией: «Да будет воля Твоя». Молясь, мы должны всегда помнить, что Бог знает все лучше нас,
и потому суть нашей молитвы должна заключаться не в том, чтобы изменилась воля Господа, но в осуществлении воли Его.
Молитва должна приводить не к получению того, чего мы желаем, но к способности принять то, что Бог дает нам по Своей воле.
г) Молитва никогда не должна быть эгоистичной. Иисус разъяснял: «Истинно, истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо где двое, или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мат. 18:19). Это место нельзя толковать буквально, потому что тогда получилось бы, что если вам удастся собрать достаточно людей, чтобы молиться о чем-нибудь, молитва будет отвечена. Его нужно понимать таким образом: никто, молясь, не должен думать только о себе и о своих нуждах. Возьмем такой простой пример: готовящийся к празднику, молится о хорошей погоде, а земледелец молится о дожде. Когда мы молимся, мы должны подумать, принесет ли просимое пользу только нам, или оно будет полезно и другим. Самое великое искушение в молитве — это начать молиться так, как будто бы никто другой не существует. Иисус избрал нас быть привилегированными членами Божьей семьи. Мы можем и должны все нести Богу, обращаться к Нему со всеми нашими нуждами и радостями, но помолившись Ему, мы должны быть готовы принять тот ответ, который Бог в Своей премудрости и любви пошлет нам.
Подобно тому, как дыхание составляет часть физической жизни, постоянная и упорная молитва должна быть неотъемлемой частью духовной жизни христианина. Победоносный христианин молится «духом… и умом» (1 Кор. 14:15). Когда он молится своим духом, он молится и Духом Святым (Иуд. 20, ср. Ефес. 6:18). Павел наставлял Тимофея, «чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки» (1 Тим. 2:8).
* Это было в тяжелое военное время на Украине. В селе была разрушена единственная на десятки селений церковь. Прихожане рассеялись: кто на фронт, кто в далекую Сибирь. Лишь один старичок приходил каждый вечер на развалины бывшей церкви, склонялся на колени и со слезами шептал: «Все разбито, разрушено, опустошено, но верю Твоему Слову, Спаситель, что врата ада не одолеют святой церкви Твоей». Так приходил он на это место в течение трех лет. А когда старческие ноги уже не смогли его носить, остался лежать там, на груде камней, да так и умер, шепча едва внятно: «Не одолеют врата ада, не одолеют Тебя». Сегодня в тех местах несколько больших церквей. Врата ада не одолели церковь Божью!
* В одном городе много лет не было пробуждения. Местная церковь почти опустела, молодые люди не обращались, равнодушие царило во всех сферах духовной жизни. На окраине этого города жил престарелый кузнец — заика, речь которого была такова, что люди не могли его слушать без внутренней боли. Однажды в пятницу он работал в своей кузнице, и вдруг его душу охватило беспокойство о состоянии церкви и непокаявшихся людях, погибающих в грехах. Беспокойство его стало так усиливаться, что он вынужден был оставить работу, запереть дверь и провести остальную часть дня в молитве. Он превозмог в молитве, пошел к проповеднику и просил его назначить «совещательно собрание». После некоторого замешательства проповедник согласился, заметив, что сомневается в том, что прихожане откликнутся на это приглашение. Собрание было назначено на этот вечер в большом частном доме. Когда настал вечер, народу пришло столько, что помещение оказалось малым. Вначале все сохраняли полное молчание; вдруг один человек залился слезами, прося, чтобы за него помолились. За ним последовал другой, и еще другой, и еще другой, пока не выяснилось, что жители разных частей города оказались под воздействием глубокого сознания своей греховности. Замечательно было то, что все они свидетельствовали о том, что это глубокое сознание греха охватило их как раз в то время, когда старичок молился в своей кузнице. Сильное пробуждение последовало за этим. Таким образом, этот старик-заика превозмог в молитве и, как князь получил власть от Бога.
Ст. 18. «и за все благодарите. Такой хочет видеть Бог вашу жизнь во Христе Иисусе»
Павел предписывает верующим быть благодарными при всех обстоятельствах, в радости или печали (ср. Флп. 4:6; Кол. 4:2).
Здесь мы имеем определенное заверение, что даже всё то, что кажется направленным против нас, может содействовать к нашему благу; ибо Бог не пригласит нас благодарить за то, что причинит нам вред (СИ, 255).
Даниил благодарил Бога даже тогда, когда узнал о декрете, предписывающем лишить его жизни (см. Дан. 6:10). Лично Павел оставил поразительный пример благодарности при наиболее неблагоприятных обстоятельствах (см. Деян. 27:20, 35).
Благодарность должна стать правилом христианина; она содействует здоровью и радости (СИ, 251). Надо помнить, что когда мы стоим лицом к солнцу, тень падает позади нас, а если мы повернемся к солнцу спиной, вся тень будет перед нами.
Ст. 19. «‘Огня в себе, который от’ Духа, не угашайте ‘никогда’!»
Греческое слово «sbenaumi» означает — «гасить, выгонять, удалять, тушить, пресекать, сдерживать«.
В Матф. 12:20; Марк 9:44-48; Ефес. 6:16; Евр. 11:34 слово употреблено для тушения огня и в Матф. 25:8 для угасания светильников. Поскольку Дух ассоциируется с огнем (Матф. 3:11; Деян. 2:3), «sbennumi»является особенно подходящим словом.
Вероятно, Фессалоникийская церковь охлаждала пыл некоторых своих членов, которые имели проявление духовных даров
(см. 1Кор. 12:1; 14:1) восторженным образом. Павел предостерег церковь против угашения пламени духовного огня, который пылал в их среде, чтобы они не изгнали Святого Духа. Посредством такого совета, он не даёт разрешения на фанатические проявления, которые позорят Дух, но говорит лишь о таких действиях, какие могут быть надлежащим образом устроены .Духом Святым.
* Ворфоломеев Д. Б.: «Не угашайте огня Духа (1 Фес. 5:19) и не разрешайте другим угашать его, если даже они находят ваше горение слишком ярким и интенсивным. От этого внутреннего горения рождается «ревность» христиан, которая не допускает быть ленивыми. Но не следует останавливаться на исключительно внутренней воодушевленности; внутренний огонь должен превратиться в конкретное дело, которому отданы вся воля и все усердие.
Интересно, что работа Духа в людях часто сравнивается с огнем. В учениках горело сердце, когда они слушали Иисуса, в день Пятидесятницы Дух сошел в виде языков пламени, и Павел пишет об угашении Духа.
Огонь можно угасить, если не подкладывать топливо или заливать его водой. Также и служение Духа в нашей жизни может
затормозиться, если мы не будем слушаться Его руководства или отвергать Его служение нам через других людей.
Когда вы принимаете ежедневные решения, сделаете выбор, не слушая человеческую мудрость и не приспосабливаясь под человеческие стандарты в этом мире. Доверьтесь Его руководству. Если Сам Бог — Дух Святой пришел, чтобы жить в нас, то насколько же Он о нас заботится».
* Диллоу Д.: «Угашать побуждения Святого Духа можно в себе и в других отказом исполнять волю Божию, что есть нашей обязанностью, отказываться от признания на служение».
* Руфь Паксон: «Духа не угашайте» (1Фес.5:19). Мы «огорчаем» Духа Святого всякий раз, когда мы соглашаемся с сатаной, уступая его греховным обольщениям. «Угашаем» же мы Духа Святого тогда, когда, когда «не соглашаемся» с Богом и не принимаем Его призывов и увещаний, направленных к освящению нашей жизни и к служению Богу. Приведение верующего к совершенному созвучию с волей Божией, это, пожалуй, одна из труднейших задач для Духа Святого. Скрытое своеволие живет в каждом из вас, и оно всегда готово проявить себя и в явной непокорности Богу. Единственное целительное средство состоит в совершенно сознательном избрании и предпочтении воли Божией всему остальному, и притом во всем, всегда и любой ценой! Сердце должно быть твердо направлено к неуклонному исполнению воли Божией во всех решительно обстоятельствах и случаях нашей повседневной жизни, без каких бы то ни было исключений или отступлений. Как «огорчение«, так и «угашение» Духа Святого, есть грех. Дух Святой обитает в нас, чтобы нас очищать. В полутемной комнате почти любая нечистота может остаться незамеченной, но когда и двери, и окна широко открыты, и солнце заливает комнату своим светом, тогда даже и мельчайшая пыль становится видной. Дух Святой обнаруживает и выявляет всякий грех в нашей жизни, и чем больше мы Им исполнены, тем совершеннее и полнее будет обнаруживаться, и осознаваться всякий грех. Чем более Бог нами владеет, тем более чуткими мы становимся в отношении распознания и неприятия греха. Многое из того, что год или даже только месяц тому назад нам еще не казалось бы греховным, теперь мы сознаем, как грех».
* Уильям Макдональд: «Когда мы слышим слова «угашать», «гасить», то чаще всего думаем об огне. Выливая на огонь воду, мы или гасим его полностью, или же намного уменьшаем его силу и жар. В Писании огонь служит символом Святого Духа, зажигающего и мотивирующего. Когда люди живут, во всем подчиняясь Святому Духу, они светятся внутренним светом, их любовь горяча и переливается через край. Подавляя проявление Духа в собрании народа Божьего, мы угашаем Его.
Павел пишет: «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте». То, как он связывает угашение Духа с презрением к пророчеству, заставляет нас думать, что он имеет в виду угашение Духа, прежде всего на собраниях в поместной церкви.
Мы угашаем Духа, когда заставляем человека стыдиться своего свидетельства о Христе, будь это молитва, гимн или проповедь. Никто не спорит, конструктивная критика полезна, но когда мы начинаем придираться к отдельным словам или несущественным деталям, то в результате мы или задушим в нем всякое желание нести какое-либо служение, или, же он будет делать это с меньшим жаром.
Мы угашаем Духа и тогда, когда планируем наши богослужения вплоть до мельчайшей детали, связывая Его тем самым по рукам и ногам. Одно дело, когда планы составляются в молитве и под контролем Святого Духа. Но на богослужениях, где во всем полагаются лишь на человеческий разум, Ему отводится роль зрителя, а отнюдь не руководителя. Бог дал Церкви много даров. И Он знает, когда и какой дар лучше всего использовать. Может быть, у брата есть слово наставления для собрания. Но если все служение построено вокруг кого-то другого, тогда у Духа уже нет возможности сказать нужные слова в самое подходящее для этого время. Мы снова Его угашаем.
Наконец, мы угашаем Духа, отказываясь повиноваться Его указаниям в нашей повседневной жизни. У нас, может быть, появляется сильное желание высказать свое мнение по какому-либо вопросу, но мы подавляем его из страха перед людьми. Во время собрания слова молитвы сами, казалось бы, просятся на уста, но наша застенчивость не дает нам раскрыть рот. Мы думаем об очень подходящем к теме проповеди гимне, но боимся назвать его вслух. Конечный же результат тот, что пламя Духа погашено, в наших богослужениях нет ни силы, ни спонтанности, и церковь влачит жалкое существование».
Угашать Духа — значит подавлять Его действие в нашей среде, ограничивать Его и мешать Ему. Грех угашает Духа. Традиции угашают Духа. Рукотворные человеческие правила и регламентации общественного богослужения угашают Его. Разлад угашает Его. Кто-то сказал: «Холодные взгляды, презрительные слова, молчание, показное пренебрежение — все это в значительной степени угашает Духа. То же делает черствый, антипатичный дух критики».
Райри говорит, что Духа угашают всегда, когда стесняют Его служение в человеке или в церкви.
* К Гудзону Тэйлору, основоположнику евангелизационной работы в Китае, были посланы в середине прошлого столетия сто новых миссионеров. Все они оказались людьми почти без образования, и Тэйлор протестовал против их прибытия. Но прошло два года, и Тэйлор переменил свое мнение. Он написал миссии, признав этим преданных Господу работников успешными и благословенными в труде. Это были люди, исполненные Духом Святым. Бог помог им скоро освоить китайский язык и обильно благословил их служение. Тэйлор теперь просил присылать еще много других миссионеров подобных прежним добровольцам.
Ст. 20-21. (пам. стих урока СШ): «Пророчествами не пренебрегайте: проверяйте ‘их’ все и держитесь того, что хорошо»
1. Из близкой связи между 19 и 20 ст. из 1Фес. 5 гл. становится ясным, что пророчества были одним из главных путей, в котором духовные дары проявлялись в Фессалонике. Интерес церкви в возвращении Христа (гл. 1:10; 2:19; 3:13; 4:13-18; 5:1-11) прибавил убедительности к дару пророчества. В апостольской церкви были члены — истинные пророки (см. Деян. 11:28; 15:32; 21:8-11).
Если соединить этот стих с предыдущим, можно прийти к выводу, что мы угашаем Духа и тогда, когда уничижаем пророчество.
Бог предусмотрел определенное мерило для испытания подлинности пророка:
1) Истинный пророк должен в такой же мере исповедывать Христа в жизни, как и в слове (1Ин. 4:1-3). Он будет признавать и исповедывать Божественность Христа (1Ин. 2:22, 23)
2) Его учения должны согласоваться с учениями Священного Писания (см. Деян. 17:11; Гал. 1:8, 9).
3) Результаты или плоды его учения должны быть добрыми (Матф. 7:18-20).
Необходим внимательный, осторожный подход, чтобы отличить ложное пророчество от истинного (см. ДА, 263).
2. Верующий призван не только испытывать духовные дары, но, отличив различие между истиной и ложью, добром и злом, он должен придерживаться хорошего, сохраняя его, вопреки всем искушениям, старающимся отнять его.
Мы должны оценивать все, что слышим, и держаться хорошего, подлинного и истинного. Эталон, по которому мы должны оценивать всякую проповедь и всякое учение, — Слово Божье.
* Как писал доктор Денни: «Общее собрание, свобода проповедовать, молитвенное собрание, во время которого каждый может говорить так, как внушает ему Дух, — это одна из вопиющих потребностей современной церкви».
Ст. 22. «Избегайте зла во всех его обличиях». Павел указал на «хорошее» (21 ст.) в единственном числе, поскольку он рассматривает «хорошее» как сущность цельного плода Духа; но он осознает» что «зло» маскируется во многих проявлениях и предостерегает своих обращенных против всевозможных форм, в которых оно маскируется. Чтение этого места в Английской Библии, перевода KJV иногда употреблялось, чтобы запретить то, что является справедливым и только лишь потому, что оно показалось несправедливым некоторым наблюдателям. Подобный совет может быть подходящим при определённых обстоятельствах, но не в этом случае, о котором здесь изложил апостол. Также есть многие исключения из этого правила. Иисус в субботу исцелял (Ин. 5:2-16); и т.д., и ел с мытарями и грешниками (Матф. 9:10-13). Согласно предубеждениям Иудейских руководителей, эти действия были проявлением зла. Но вопреки этому предубеждению (Матф. 12:9-13), Иисус рассматривал эти действия как часть Своего великого дела праведности. Как бы ни было, Он оставался вполне свободным от всякого рода зла.
II.
План (комментария АСД):
II. Заключительная молитва и просьба — 5:23-28.
1. Молитва о полном освящении — 5:23, 24.
2. Просьбы и приветы — 5:25-27.
3. Благословение — 5:28.
Ст. 23. «И Сам ‘Бог’, Бог мира, да освятит вас всецело. Полностью ваш дух, душу и тело да сохранит Он так, чтобы безупречными вы были, когда придет Господь наш Иисус Христос»
1. С этого стиха Павел начинает заключительный раздел своего послания и выполняет его в форме молитвы. Он представил высокий образец поведения (12-22 ст.), но осознает, что человек не в состоянии достигнуть его без Божественной помощи; посему его заключительные слова направляют читателей к всемогущей силе Самого Бога.
Титул «Сам же Бог мира» ссылается на Бога, чьё выдающееся свойство — миролюбие. Бог является Источником всякого истинного мира (ср. Рим. 15:33; 16:20; 2Кор. 13:11; Евр. 13:20, 21; ср. Флп. 4:7). Бог всегда старался восстановить мир между собой и Его восставшими подчиненными (см. 2Кор. 5:18,19).
— Греческое слово «освятит» («хагиазо») — значит буквально «обходиться свято», «освящать», «посвящать».
Святость является одним из качеств характера Божьего (1Пет. 1:16), следовательно, быть святым — стать подобным Богу.
В этом заключается работа плана спасения (2Пет. 1:4. Восп., 125 стр.).
2. «Полностью ваш дух, душу и тело да сохранит Он…»
2.1. Теперь Павел молится об освящении христиан. Источником этого освящения является Бог мира. Сфера и степень освящения определены словами «во всей полноте», что означает «каждую частичку вашего естества».
Бог всегда говорит: дух, душа и тело. В истории творения первоначально Дух по важности занимал самое первое месте. Грех нарушил этот порядок; человек живет для тела и пренебрегает духом. Молясь, друг о друге, мы должны следовать библейскому порядку, ставя духовное благо выше физических потребностей.
Истинное освящение включает в себя всё существо: в действительности нельзя быть частично освященным, в смысле воздержания только в некоторых сферах жизни человека, делая его святым. Каждая область жизни должна быть подчинена очищающей силе Духа Божия. Павел не преподаёт предмет изучения о природе человека, но заверяет, что, ни одна часть жизни его новообращенных не может быть оставлена неприкосновенной посредством освящающей силы Божией.
Вообще, Библия, по-видимому, говорит о двойном делении в человеке: или тело и душа или тело и дух (см. Матф. 10:28; Рим. 8:10; 1Кор. 5:3; 7:34). В послании к Фессалоникийцам эти понятия объединены с подчеркиванием, что ни одна часть человека не исключена из влияния освящения. Это особое значение, можно наглядно увидеть в разделениях, которые Павел представил.
Под «Духом» («рпеита», см. Лук. 8:55), можно подразумевать более высокий принцип ума и мыслей, которым человек одарен и чрез который Бог может сообщаться посредством Своего Духа (см. Рим. 8:16). Наш дух — та часть, которая дает нам возможность общаться с Богом. Только посредством возрождения ума чрез действие Святого Духа личность в состоянии преобразоваться в подобие Христа (см. Рим. 12:1, 2).
— Под словом «душа» («psuche», см. Матф. 10:28), хотя отличающейся от духа, можно подразумевать ту часть человеческой натуры, которая проявляется чрез инстинкты, эмоции, чувства и желания и пристрастия (Ин. 12:27).
Эта часть человеческой натуры также может быть освящена. Когда под действием Святого Духа ум приведён в согласие с мыслями Бога, и освященный разум простирает власть над более низкой природой, побуждения, которые в ином случае противились Богу, становятся послушными Его воле. Таким образом, покорный христианин может достигнуть такой высоты освящения; будучи послушен Богу, он действительно преодолевает свои собственные побуждения. Поступать согласно воле Божией его наслаждение. В своем сердце он имеет закон Божий (см. Евр. 8:10; ср. НУХ, 312; ЖВ, 668).
— Значение слова «тело» («soma») кажется ясным. Это телесное строение — плоть, кровь и кости, которые контролируются или высшей или низшей природой. Наше тело — это дом, в котором обитает наша личность (2 Кор. 5:1).
Когда в руководстве находится освященный ум, тело не бесчестится. Здоровье процветает. Тело становится подходящим инструментом, посредством которого деятельный христианин может служить своему Учителю.
Освящение, которое не включает тело, не является совершенным. Наше тело, это храм Божий. Мы должны всегда стараться сохранить его в святости и прославить в нём Бога (1Кор. 6:19, 20).
Итак, тот, кто освящен, будет сохранен Богом и предстанет непорочным в великий день пришествия Господа (ср. Иуд. 24).
2.2. А. Валленкампф: «Обычно молодым людям не советуют жениться, если они не соответствуют друг другу, а надеются в процессе жизни изменить характер своего супруга. У человека так может быть. Но Божий план диаметрально противоположен этому. Он соединяется со всеми, кто приходит к Нему на условии оправдания по вере. Затем он запечатлевает их Духом Своим, показывая тем самым, что они принадлежит Ему, и через силу Духа Святого Он осуществляет изменение их характеров. Он не намерен оставить нас в том состоянии, в котором мы пришли к Нему. Его единственная цель — изменить нас. Действительно, оправдание дает нам право на небеса и оно всегда будет основанием нашей надежды на спасение. Но для того, чтобы мы были пригодны для небесного общества, Он намерен освободить нас от греха, другими словами, освятить или сделать нас святыми…
Бог оправдывает нас для того, чтобы восстановить в нас Свой святой образ. Во всех, кто принимает Его план спасения, Он намерен восстановить «образ Сына Своего» (Римл. 8:29). Несмотря на то, что мы искажены грехом, Бог намерен каждого, кто пожелает, сделать новым человеком: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». (Кор. 5, 17). Бог намерен изменить каждого, кто пожелает. Для осуществления этой работы Бог послал Духа Своего также, как и Сына Своего Он
отдал, чтобы заплатить цену за наш выкуп.
Мы избраны «по предведению Бога-Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровию Иисуса Христа»
(1Петр. 1:2). «Бог от начала через освящение Духа и веру истине избрал нас ко спасению». (2Фес. 2:13).
* «Это Дух Святой, Утешитель, Которого Иисус обещал послать в наш мир, преобразует нас в образ Христа; и когда эта работа закончится, мы будем, как в зеркале отражать славу Господа». (ЕГУ. К.АСД. т. 6. стр. 1097).
* «Христианская религия — означает больше, чем только прощение грехов. Она означает удаление наших грехов и наполнение вакуума души Духом Святым… Когда Христос обитает в душе, тогда там чистота и свобода от греха» (ЕГУ. НУХ. 419-420).
* Прошлой осенью и зимой перед нашим газоном стояло лиственное дерево; в течение долгой зимы оно упорно сохраняло свои увядшие листья. Но с приходом весны оно ожило, и живительный сок начал действовать. Благодар/strongя этому живительному соку, проходящему по стволу, на ветках начали появляться листочки и маленькие ростки, тем самым они вытесняли увядшие листья, которые держались в течение долгой зимы, несмотря на морозы и ветры.
Таким образом, совершает работу и Дух Святой в душе каждого, кто пожелает. Когда мы всем своим существом отдаемся влиянию Св. Духа, Он покоряет, а затем удаляет наши греховные привычки, слова, мысли и чувства. Он преобразует все наше естество.
* «Жизнь христианина — это не изменение или улучшение старого, но преобразование его естества. Обрести новую жизнь невозможно, не умертвив своего «я» и греховных помыслов. Эта перемена может произойти только под влиянием Святого Духа». [ЖВ. 172].
В Римл. 12:2 Павел говорит: «…преобразуйтесь обновлением ума вашего». Изменение начинается с нашего мышления в том случае, если мы предпочли христианское преимущество, заключающееся в том, чтобы наши мысли были направляемы свыше, как написано: «пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5).
Обычно взрослые, перед тем, как приступить к выполнению каких-то планов, все взвешивают и обдумывают. Также и в христианском возрастании сначала происходит изменение образа мышления, а затем в нужное время последует изменение образа жизни и характера. * «Если Дух Святой обитает в сердце, грех не может пребывать там». (ЕГУ. РГ. 16 марта1886 г.)…
* «Для освобождения от греха каждой верующей душе предоставляется обильная благодать, все небо с его безграничными источниками предоставлено в наше распоряжение». (Изб. вести, т. 1. 394). Благодаря Своей сохраняющей благодати, Иисус посредством Св. Духа намеревается сохранить нас от падения. Апостол Иуда уверяет нас в этом, говоря: «Могущему же соблюсти нас от падения и поставить перед славою Своею непорочными в радости». (Иуды. 24). Бог может и желает, если мы позволим Ему сохранить нас от падения, подобно тому, как каждый из нас может сохранить от падения карандаш, стоящий на заостренной части, держа его другой конец. Карандаш действительно стоит, но не сам по себе. Бог не расчитывает на то, чтобы вы и я стояли своей собственной силой. Но Он страстно желает поддерживать нас Своей благодатью и сохранить нас от падения…
* «С помощью силы Св. Духа нравственный облик Божий должен быть отображен в характере верующего. Мы должны полностью преобразиться в образ и подобие Христа». (Свид для проп. 506).
* «Образ Божий должен быть восстановлен в человеке полностью. Слава Божия, слава Христа зависит от совершенного характера Его народа». (ЖВ. 671). И когда Христос придет, за Своим избранным народом, Он действительно «прославится во святых Своих и явится дивным в день оный и во всех веровавших…» (2Фес. 1:10)».
Ст. 24. «Верен Призывающий вас: Он свершит ‘все это'»
Как мы узнали в 1 Фес. 4:3, наше освящение — это воля Божья. Он призвал нас к тому, чтобы мы, в конечном счете, предстали перед Ним без порока. Бог начал в нас эту работу, и Он приведет ее к завершению (Флп. 1:6). Призывающий нас Бог верен Своему обетованию. Он сотворит освящение и сохранит (23 ст.) Не может быть неудачи с Всемогущим.
Ст. 25. «Молитесь и о нас, братья!»
Павел постоянно молился о своих обращенных (гл. 1:2, 3; 5:23). Но теперь он обращается с просьбой, чтобы они молились за него и его спутников (ср. Рим, 15:30; 2Кор. 1:11; Ефес. 6:18,19; Кол. 4:3). Прекрасно сознавать, что величайший из всех миссионеров получал силу от молитвы самых простых христиан. Служителям и рядовым членам необходимо молиться друг за друга, и все вместе будут молиться, чтобы ничто не могло воспрепятствовать продвижению Евангельской вести до краев земли (5СЦ, 718).
* Однажды друзья просили поздравить крупного государственного деятеля с его избранием на высочайший пост страны. Он ответил им: «Не поздравлять меня надо, а молиться за меня».
В глазах Павла молитва была золотой цепью: он молился за других людей, а другие молились за него.
Ст. 26. «Всех братьев приветствуйте святым целованием!»
Далее Павел просит приветствовать всех братьев лобзанием святым. Особенно на востоке, целование было обычной формой выражения любви и дружбы в приветствии (см. Лук. 7:45; Деян. 20:37). «Святое лобзание» или «лобзание любви» (1Пет. 5:14) было символом христианской любви. Кажется впоследствии это стало обычаем ранних христиан обмениваться этим приветствием во время вечери Господней (Иустин Мартур Первая Апология 65 стр.). Более поздние писатели подчеркивают, что не было такого обычая обмениваться «святым целованием» с противоположным полом (Апостольская Конституция И. 57; viii. 11).
В некоторых странах и теперь принято, чтобы мужчины целовали мужчин, а женщины женщин. А в других культурах мужчины целуют женщин и наоборот. Но это часто приводило к злоупотреблениям, и от этого пришлось отказаться. Господь не постановил, чтобы поцелуй был обязательной формой приветствия, да и апостолы не учили, что это обязательно. Библия мудро допускает другие формы приветствия в культурах, где поцелуй может вести к половой распущенности. Дух Божий стремится охранить людей от распущенности, настаивая на том, чтобы поцелуй был святым.
Ст. 27. «‘Именем’ Господа велю вам прочесть письмо это всем братьям»
Употребление такого сильного выражения (korkizo, «молить», «закликать», «приводить в присяге», ср. Втор. 6:13; Марк 5:7; Деян. 19:13) может подразумевать, что некоторые из Фессалоникийских руководителей не были расположены прочитать послание ко всем верующим. Возможно, некоторые из членов церкви не были расположены выслушать его (ср. 2Фес, 3:14).
Здесь надо отметить два момента:
1 . Павел наделяет Послание авторитетом Слова Божьего. ВЗ читался публично в синагогах. А теперь это Послание будет читаться в церквах во всеуслышание.
2 . Библия принадлежит всем христианам, а не какому-то узкому кругу или привилегированному классу. Все ее истины предназначены для всех святых. Денни мудро настаивает на том, что: «нет таких достижений в мудрости или добродетели, которые Евангелие делало бы недоступным для какого-либо человека. И нет более веского доказательства неверия и предательства в церкви, чем следующее: если она постоянно держит своих членов в положении незрелых учеников, отговаривая от свободного использования Священного Писания и следя за тем, чтобы всем братьям не читалось все, что в нем написано». (Denney, Thessalonians, рр. 263-264.)
Ст. 28. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа ‘да будет’ с вами!»
И наконец, характерное для Павла заключение. Подобное приветствие встречается во всех посланиях Павла (ср. Рим. 16:20, 24; 1Kop. 16:23). Более полная форма благословения дана в 2Кор. 13:14. Христология апостола сияет на протяжении всего послания. В начале (1Фес. 1:1) и в конце он умоляет о благодати Господа нашего Иисуса Христа для верующих.
Для апостола Павла христианство является благодатью от начала до конца.
На том же ресурсе (http://www.adventist.su/ss/) можно найти вопросы и ответы подготовленные пастором Дилем В.Я.
С благодарностью размещаем ниже.
Урок 10 1-7 сентября
Церковная жизнь
Воскресенье
Как мы можем выражать свое отношение к тем, кто от всего сердца старается служить Господу и людям? (1Фес. 5:12, 13; Гал. 6:1)
К таким братьям и сестрам следует относиться с уважением, почтением, высоко ценя все их труды и усилия.
Принимать от таких верующих все вразумления и предостережения, которые согласуются с Писанием.
С пониманием относиться к проявлению с их стороны строгой любви, памятуя о том, что построение отношений с разными людьми является очень деликатной работой.
Для их исправления, как и исправления любого другого человека, следует выбирать правильное время и нужные средства, наблюдая при этом каждый за собою.
Не забывать, что целью церковного руководства является братство всех верующих и содействие их благочестивой жизни.
Понедельник
Какие советы дает апостол Павел всем, кто желает совершать успешное служение в церкви, на работе, дома или в любой другой обстановке? (1Фес. 5:14, 15)
Помнить о том, что в жизни всегда будут встречаться бесчинные, т. е. упрямые люди, которых необходимо обличать.
Малодушных, т. е. слабовольных, боязливых и нерешительных Павел советует поддерживать словом, делом и молитвами.
Слабых в вере следует, прежде всего, учить истине и тому, как строить взаимоотношения с Господом.
Вторник
Что, согласно 1 Фес. 5:16-18, означает: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите»?
Радость, как дар Святого Духа, проявляет себя всегда, и даже во время страданий.
Непрестанная молитва – это прежде всего состояние радости и благодарности, которую человеку хочется высказать вслух или выразить в пении. Нечто подобное мы читаем об Иисусе, Который «пел песни, и это было Его общением с небом». (Е. Уайт. Желание веков, с. 73).
Благодарности можно учиться, если обращать внимание на дары Божии, окружающие нас, и на благость Господа, явленную во Христе.
Среда
Как христианам следует относиться к новому свету, независимо от его источника?
(1 Фес. 5:19-22; Еф. 4:11-13; Мф. 24:24; 1 Кор. 12:10, 29; Деян.13:1)
Слепо не отвергать проявление пророческого дара т. к. он будет проявлять себя до конца истории греха.
Демонстрировать не только открытость к новому свету, но и бдительность в отношении того, чтобы этот свет не противоречил уже открытым истинам слова Божия.
Не противиться служению пророков и не игнорировать их труд.
Не искажать смысл высказанных пророчеств и следить за верным применением полученной вести.
Четверг
К каким выводам о святости, и ее взаимосвязи с последним временем, можно прийти на основании 1 Фес. 5:23-28?
Слова: «…да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости» подразумевают все аспекты личности человека, предоставляющего Богу полный контроль в своей жизни.
Для каждого, кто желает возрастать в благодати Божией, через взаимоотношения с Иисусом, всегда остается такая возможность, вплоть до Второго пришествия Иисуса Христа.
Кратко сформулируйте основную мысль данного урока.
Возможный вариант
Церковная жизнь может очень позитивно повлиять на духовное становление человека, если последний будет открыт к наставлениям слова Божия. Однако, эта же церковная жизнь сопряжена с немалыми затруднениями для тех, кто непостоянен в пребыванием во Христе, или не научился правильно реагировать на ненормальности, имеющие место в жизни членов церкви.
Сформулируйте один общий вопрос по рассмотренной теме.
Возможный вариант
Как научиться позитивно реагировать на недостойное поведение отдельных членов церкви, чтобы при этом самому становиться более зрелым христианином?
Какой цели Вы хотите достичь при изложении предлагаемого материала в классе СШ?
Возможный вариант
Увидеть, что святость христианина во всей полноте включает в себя, во-первых, личное возрастание во Христе, а во-вторых, духовную помощь в духовном становлении других людей.
Памятный стих:
«Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:20,21).
Повторение памятных стихов текущего квартала
И еще есть возможность присоединится к видеообзорам по следующим адресам:
http://www.hopechannel.info/ru/video/SCR
http://www.asd.in.ua/archives/category/commentary