Закон и Евангелие – комментарий к уроку Субботней Школы

Существует в основном два подхода к этим двум понятиям. Первый — противопоставляет их как взаимоисключающие, второй видит в них взаимосвязь, отождествление, неразделимость. Что лежит в основе первого понятия и на чём строится иная точка зрения?

1. Как современный человек представляет свою жизнь в соотношении с Законом? (попытка найти примирение между двумя понятиями «право и закон»)

Проблема соотношения права и закона является одной из наиболее дискуссионных в современной… теории права. Ее разрешение зависит от принадлежности ученого в той или другой научной школе…

В либеральной концепции правопонимания правовой закон связывается с закреплением и защитой индивидуальных прав и свобод, в которых и отражается естественное состояние человека и гражданина. Соответственно тот закон, который грубо попирает прирожденные права и свободы, хотя и остается государственным законом, но законом несправедливым и, следовательно, неправовым, так как в силу его несправедливости в нем отсутствует правовое содержание…

Из принципа относительности справедливости следует, что отнесение закона к справедливому или несправедливому зависит от субъекта оценки: например, у поклонника социализма справедливым будет такой закон, который всех принудительно уравняет в материальном благосостоянии; для защитника либерализма такой закон будет выражением полной несправедливости и т.д. Интересно, что даже известный ученый, который сделал исследование справедливости своей основной научной задачей, в итоге пришел к выводу, что «справедливость как честность оставляет открытым вопрос о том, могут ли ее принципы быть лучше реализованы некоторой формой демократии с частной собственностью, или же либеральным социалистическим режимом. Решение этого вопроса должно зависеть от исторических обстоятельств и традиций, институтов и социальных сил в каждой стране».

С правом, как в объективном, так и в субъектном его значении, неразрывно связано представление об его «оправданности», т.е. включенности в действующую систему социальных ценностей. Право само представляет собой позитивную социальную ценность. Под позитивными социальными ценностями понимается все то, что имеет положительную значимость для общества как единого целого, т.е. воспринимается, как нечто должное, причастное добру, как то, чем необходимо дорожить.

Сама идея противопоставления «хорошего» права «плохому» закону носит ярко выраженный идеологический характер. Вытекающая отсюда концепция «неправового закона», основывается не на его (закона) онтологических характеристиках, а на их субъективной оценке. По своей эйдетической сути (по идее) закон есть не простое установление государственной власти, а такое установление, которое порождает права и обязанности у соответствующих субъектов, осуществляется в жизни общества и отражает онтологические условия его бытия (как законы природы отражают онтологические условия существования материальных объектов). Но государственное установление, которое не отвечает этим условия, которое не порождает никаких прав и никаких обязанностей, может именоваться законом лишь в формальном смысле, но не по существу. Это будет «мнимый» закон, акт, получивший «личину» закона, но, по сути, так им и не ставший. В этом контексте можно утверждать, что выражение «неправовой закон» применительно к высшему законодательному акту государства, устанавливающему чьи-либо права и обязанности и «живущему» в соответствующих правоотношениях, представляет собой такое же contradictio in adjecto (противоречие в определении), как и выражение «горячий лед» или «квадратный круг».
(ПОЛЯКОВ А.В. Введение в общую теорию права и государства. Курс лекций.)

Наш урок не даёт возможности рассмотреть вопрос о верховенстве права, но вывод можно сделать, как законодательные акты, которые создаются людьми часто вступают в противоречие с человеческим представлением о справедливости и правах, на которые претендует человек.

2. Как всё меняется, если к слову закон добавим «Божий»? Пс.18:8-9 ср. с 1Ин.2:3-4

3. Какую основную информацию несёт в себе Тора и Десятисловие, «какой Бог» или «что делать»

4. Какую непоправимую ошибку мы совершаем если допускаем себе думать о несовершенстве закона Божия? Не втягиваемся ли мы в нескончаемую дисскуссию о верховенстве права над Законом?

5. Как Евангелие помогает нам разрешить эту дилему?

Мысли по вышепоставленным вопросам:

  1. Без совершенного Закона люди несчастны., равно как и без вечного Евангелия. Если спросить кого-нибудь, что ты думаешь о Законе Божием, не ущемляет ли он твои права? Это равносильно сравнению профессора с «горячим льдом» и «квадратным кругом».
  2. Как Тора, которая начинается с сообщения о Божьем творении, так и Декалог, который начинается с выражения «Я, Господь Бог твой, который вывел тебя….», говорит о том, что в начале Бог что то сделал для нас. Поэтому Наше отношение к Закону зависит от нашего «познания» Бога. Слово «познать» в книге Бытие слишком интимное. Для подтверждения прочитайте Исход 19:4-6, без этого вступления читать Исход 20 главу чревато неверным представлением Его (Божьего Закона)
  3. Какое удивительное сходство между характером Закона и характером Бога. Вместе с тем, какое поразительное расхождение между природой Закона и греховной природой человека. Напрашивается вопрос – Что делать? Ответ в раскрытии Евангелия? Нам нужен Христос. Это и является единственным ответом на этот вопрос.
  4. Для того, чтобы человек не сомневался в любви Божией в центре Закона помещена четвёртая заповедь, и даже автор Торы позволил себе представить её в двух вариантах, дабы ни один честный читатель не стал сомневаться в том, что закон неразрывен с искуплением и освобождением. Творец – Он и Искупитель и об этом нужно постоянно помнить.
  5. Грустно и вместе с тем радостно. «Хотя суббота напоминает об утраченном Едеме, она также возвещает мир, обретаемый через Спасителя» (Е. Уайт Желание веков, 289)

пастор Эдуард Кампен

Exit mobile version