На вопрос, что есть христианская жизнь, можно найти много размышлений, трактатов, постулатов. Мы приведём лишь четыре взгляда, которые в чём то очень близки по смыслу, в чём то и расходятся.
О взгляде Л. Толстого на христианскую жизнь:
Для него самого христианство исчерпывалось нравственным учением Христа, заповедями Христа, вся же таинственная, мистическая сторона христианства была ему непонятна и противна. Он думал, что всё зависит от истинного сознания и что легко осуществить то, что сознано. Если сознать истинный закон жизни, закон Хозяина жизни, т.е. Бога, то в силу этого уже легко будет его осуществить… Поэтому для победы над злом он не нуждался в помощи Божией, в благодати, ему нужно было только изменение сознания.
(Николай Бердяев — О достоинстве христианства и недостоинстве христиан)
Ж. Кальвин – (написал большой труд на тему «Наставление в христианской вере», в который входит раздел о христианской жизни. Этот материал был помещён в отдельный трактат. Ниже приводим некоторые выдержки из трактата:
я обязан обратить своё слово к тем людям, которые, не зная о Христе ничего, кроме имени, хотят, однако, считаться христианами. Но разве это не дерзость — похваляться его святым именем, когда на самом деле к Нему приобщился только тот, кто воистину познал Его через слово Евангелия?
Ведь Евангелие учит не языку, а жизни[8]. Его нужно постигать не только с помощью разума и памяти, как другие науки, но оно должно полностью захватить душу и утвердить свой престол и ковчег в глубине сердца — в противном случае оно не принято…
(Жан Кальвин – О христианской жизни)
Мысль о том, что христианская жизнь — это движение вперёд, требующее ежедневных усилий, Кальвин развивал в письмах.
М. Лютер о христианской жизни: Кода Лютер прибыл на императорский сейм в 1521 году, ему было задано несколько вопросов; на вопрос «Что такое христианская жизнь?» Лютер ответил:
«христианская жизнь состоит в том, чтобы служить Богу всем, что имеешь, всем, что в тебе заложено Богом…»
Н. Бердяев (о христианстве):
«В прежние века, в века веры, о христианстве судили прежде всего по его вечной истине, по его учению, по его заветам… Плохие христиане заслонили собой христианство… Христианство есть религия любви, но судят о ней по злобе и ненависти христиан… Христианство есть религия Креста, оно признаёт смысл страдания. Христос призывает нас взять свой крест и нести его, нести тяготу и бремя, грешного мира. Христианское возрождение и будет прежде всего обращением к Христу, к самой Христовой Истине, освобожденной от человеческих искажений и приспособлений… Верующий в Христа знает, что он не один, что Сам Христос с ним и что Правду Христову он призван осуществлять в жизни вместе с самим Христом, своим Спасителем.
(Николай Бердяев — О достоинстве христианства и недостоинстве христиан)
Цель урока:
Прийти к гармоничному сочетанию здравого учения с практической христианской жизнью. Увидеть, что Христос и истинное христианство неразделимы.
Границы обсуждаемой темы: Невозможно в одной теме рассмотреть все стороны христианской жизни, но даже некоторые из них помогут нам сравнить «здравое учение» с нашим «духовным здравием»
А. Помни…
1. С чего начинается и чем заканчивается глава? Втор. 8:1-20 Как в этих стихах раскрывается язык Завета?
Первый вариант: (положительный аспект)
- Заповеди – законодатель
старайтесь исполнять - Я – Господь Бог твой
жили, размножились - Земля – Завещатель
пошли и завладели
Второй вариант: (отрицательный аспект)
Если же ты:
- забудешь Господа
- пойдёшь вслед богов других
- будешь служить и поклоняться
Третий вариант (сравнительный анализ двух аспектов)
- старайтесь исполнять – «забудешь Господа»
- дабы пошли – «пойдёшь вслед богов других»
- завладеете — «И будешь служить им и поклоняться»
- дабы вы были живы – погибнете…
Что находится между «Вот заповеди» и «старайся исполнять»?
Втор. 8:2, 11, 14, 18
Проследите следующую параллель:
Не забыл Господа – не соблюдая…
Не надмилось сердце и не забыл Господа
Помнил Господа – ибо Он даёт тебе силу
ДАБЫ ИСПОЛНИТЬ ЗАВЕТ СВОЙ
Вывод. Вот заповеди: Содержание главы сосредоточено не на послушании, но на верности Бога. Наше послушание зависит от того, насколько мы помним об этом.
- Помни, чтобы жить
- не забывай, чтобы пойти
- Помни Господа Бога твоего, чтобы завладеть землю Втор. 8:2, 11, 18.
Б. Управляй… но помни
- Кому принадлежит то, чем я владею? Пс. 23:1
- Куда посадить ближнего? Фил. 2:3-4 ср. Есфирь 6:6
- На что способна любовь? 1Иоанна 3:16
- Как эти знания могут помочь нам быть верными управителями?
В. Познавай и береги!!!
1. Правильные отношения в браке строятся на библейском основании, познаются в общении, сохраняются в атмосфере любви.
2. Правильные общественные и профессиональные отношения.
Возможно ли подчиняться без уважения, при том сохраняя верность Богу и держась принципов христианской жизни? Зависит ли качество исполнения от оценки труда? Кто больше способен грешить – работодатель или наёмный работник?
Попробуйте закончить предложение. Гражданский долг включает в себя ________________,
Освобождает от ________________.
3. Вот Завет: «буду вашим Богом и вы будете …». Быть в завете значит жить христианской жизнью. Бог берёт обязательство отвечать не только за Свои Слова, но и за наше поведение. «Вы будете…» Евр. 8:10-11. Если же не будете, то… Втор. 8:20
Мы живем в этом мире не только для того, чтобы заботиться о своих интересах, но от нас требуется оказывать помощь в великом деле спасения и таким образом подражать самоотверженной, жертвенной и целеустремленной жизни Христа. (Э.Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 325).
пастор Эдуард Кампен