Я хочу Вам загадать загадку на библейскую тему. Напомню Вам три хорошо знакомые ситуации, описанные в Священном Писании. Ваша задача понять и ответить, что есть общего в этих трех ситуациях, чем похожи истории, произошедшие с разными библейскими героями? Что объединяет этих людей, попавших в такие ситуации?
— Итак: первая история произошла с величайшим пророком Ветхого завета, с Илией. Записана эта история в 3Цар. 19:2-4. Давайте прочитаем эту историю, но особое внимание обратим на стих 4: «А сам отошел в пустыню на день пути, и , пришедши, сел под можжевеловым кустом , и просил смерти себе, и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих».
Вторая история произошла величайшим пророком Нового завета, с Иоанном Крестителем. Записано это в Мат.11:2-3 «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»
Третья история произошли с учениками Иисуса Христа, и записана она в Лк. 24:13-21. Прочитаем эту историю, но особое внимание обратим на стих 21. В третьей ситуации этот стих имеет отношение к нашей загадке : «А мы надеялись было, что он есть тот, который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло».
В этих трех историях есть нечто общее. Здесь может возникнуть много мыслей, но их все наверное можно обобщить в двух общих моментах. Что касается третьей истории, то Елена Уайт так описывает состояние двоих учеников Христа, идущих в Еммаус , в книге «Желание веков», с. 795. «По дороге опечаленные путники говорили о суде и распятии. Никогда они еще не были так разочарованы! Вера и надежда покинули их. То, что произошло на Голгофе, погрузило из во мрак».
В похожем состоянии находились и Илия под можжевеловыми кустом в пустыне, и Иоанн Креститель в темнице.
Вслушайтесь в этот душевный вопль Илии пророка: «А сам отошел в пустыню на день пути, и, пришедши, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе, и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих».
Во всех трех ситуациях, те, кто в них находится, переживают потрясения, они растеряны, они не понимают, как такое могло произойти и что дальше делать им?! В таких ситуациях человек плохо соображает, потому что находится под давлением стресса. Эмоции доминируют над его способностью логически осмыслить ситуацию. Такое состояние может иметь разную интенсивность и разную длительность действия по времени. И без Божьего вмешательства человек самостоятельно не может найти правильного выхода из подобных ситуаций.
Второй момент, который объединяет эти три истории — это абсолютная неожиданность ситуации для тех, кто в них оказался. Мы можем просто поражаться ученикам Иисуса Христа, зная о том, что их учитель столько раз предупреждал о том, что должно произойти с ним на Голгофе, и все равно, для Его учеников, смерть Христа явилась полной неожиданностью, т.е. они были неготовы психологически, чтобы столкнуться с этой ситуацией. А Илия и Иоанн Креститель — несмотря на то, что мы считаем их великими пророками, все же от нас мало чем отличаются. Они не смогли предвидеть наперед, что их ожидает. Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. (Иоан. 3:27).
Когда к Илие пришел посланец от Иезавели (см. 3Цар. 19:2) у него не было времени чтобы приготовиться к этой ситуации. Илия не планировал подобную ситуацию. Когда он находился на горе Кармил, мысли Илии были направлены на другое: «Услышь меня Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе» (3Цар. 18:37).
Все что потом произошло, лишь подтвердило ожидания Илии: стихи 38-45. И после такого успеха произошло то, что никак не вписывалось в планы Илии. Обратите внимание как Илия спланировал в своем уме действие Бога: «И ты обратишь сердце их к Тебе».
— Так и мы можем что-то планировать в своей жизни, в служении Господу. Или, если и не планируем, то просто допускаем вероятность Божьего плана, Божьей воли на какие-то конкретные обстоятельства нашей жизни. И иногда бывает так, что реальная ситуация, становиться для нас полнейшей неожиданностью , даже тогда, когда Господь нас предупреждал заранее об этой ситуации.
Ни в каких ситуациях происходящих в нашей жизни Бог поругаем не бывает. И то, что нам может показаться Божьим поражением, на самом деле наше поражение и поражение наших ожиданий от Бога. Поругаемы бывают наши планы и наши ожидания от Бога.
Иоанн Креститель, когда проповедовал приблизившееся Царство Божье, часто ссылался на пророчества Исаии. О мессии Иоанн имел представления как о восстановителе справедливости в Израиле, и судье всех тех, кто грешит и сопротивляется истине Божьей: «Господь помазал меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего» (Ис. 61:1-2).
Иоанн Креститель не думал, что над ним скоро будет занесен меч, когда он предупреждал других: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мат. 3:10).
Когда Иоанн попал в темницу к Ироду, он ожидал, что Иисус Христос, узнав об этом, предпримет какие-то действия, чтобы освободить его из этого плена. Иоанну и в голову не могло прийти, что Бог его удостоит величайшей чести, какой может быть удостоен грешный человек — стать мучеником со Христом. Пролить свою кровь за Христа и Евангелие — такой чести удостаиваются совсем немногие люди.
Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорить Господь.
Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших? (Ис. 55:8-9)
Цитаты из избранных произведений Е.Уайт: т.3.
Призыв к молитве: «все ученики многого лишились из-за того, что спали в тот решающий час. Христос знал об огненном испытании, через которое они должны пройти. Он знал: сатана всеми силами постарается усыпить их бдительность, чтобы они не приготовились к этим испытаниями. Поэтому Он и предостерегал их. Если бы те часы в Гефсиманском саду были проведены в бодрствовании и молитве, Петр никогда не стал бы полагаться на свои слабые человеческие силы. Он не отрекся бы от Господа. Если бы ученики бодрствовали вместе со Христом во время Его душевного бдения, они были бы приготовлены к тому, чтобы увидеть страдания, Учителя на кресте.
Хотя бы отчасти они поняли суть Его невыносимых мучений. Они могли бы вспомнить Его слова о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении». (Желания веков с.714)
Мелитополь. Молитвенный вечер, ведущий: пресвитер Владимир Луханин.
Виктор Крачковский