Краткий обзор 23 главы 4 книги царств:
1-27Иосия заключил в Иерусалиме договор с Иудеями о верности Божьей Книге Завета, после чего, в соответствии с нею и во исполнение пророчеств он очистил храм и всю землю от идолов, истребил идолослужителей, вызывателей духов умерших и волшебников, совершил Пасху, но Господь не отменил наказания за грехи Манассии;
28-37После похорон Иосии, умерщвленного в битве с фараоном Нехао, воцарился его сын Иоахаз, правя нечестиво три месяца, пока фараон не заменил его Елиакимом, переименовав его Иоакимом он обязал его собирать и платить дань с Иудеев, последний правил одиннадцать лет, но поступал также нечестиво.
Свидетельства Духа Пророческого:
— … Иосия предложил, чтобы знатнейшие мужи заключили перед Богом торжественный завет с народом, обещая, что они будут совместно трудиться для проведения коренных преобразований. … {ПЦ 400.3}
— В последовавших за этим переменах царь особое внимание обращал на уничтожение оставшихся языческих идолов. … ПЦ 401.1}
— Стремясь и дальше утверждать веру жителей Иудеи в Бога их отцов, царь намеревался отметить праздник Пасхи так, как это описано в книге закона. Те, кому было доверено священное служение, сделали все приготовления, и в великий день праздника были принесены добровольные пожертвования. «Потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских» (4Царств 23:22). Но рвение Иосии, хотя и оцененное Богом, не искупило грехов прошлых поколений; также и благочестивая жизнь людей, последовавших его примеру, не могла изменить сердца тех, кто упорно отказывался оставить идолопоклонство и начать служить истинному Богу. {ПЦ 405.1}
— После празднования Пасхи Иосия продолжал царствовать еще более десяти лет. Он погиб в возрасте тридцати девяти лет в сражении с египтянами и «похоронен в гробницах отцов своих». … Приближалось время, когда Иерусалим будет полностью разрушен, а жители страны окажутся в плену в Вавилоне, чтобы научиться тому, чего они не желали познать при более благоприятных обстоятельствах. {ПЦ 405.2}
— Среди тех, кто с надеждой ожидал, что преобразования, проводимые Иосией, приведут к духовному возрождению, был Иеремия, который был призван стать пророком еще в юности, в тринадцатый год царствования Иосии. … {ПЦ 407.1}
— Преобразования, проведенные Иосией, очистили землю от языческих капищ, но сердца многих оставались неизмененными. Тернии заглушили взошедшие семена истины, которые должны были принести обильный урожай. Вторичное отступничество было бы роковым, и Господь стремился вызвать в народе сознание надвигающейся опасности. Только проявив верность Иегове, они могли надеяться на Божественную милость и на благополучие. {ПЦ 410.3}
— И все же большая часть народа не обращала должного внимания на призыв к раскаянию и духовному возрождению. Цари, правившие после смерти благочестивого Иосии, не проявляли верности своему долгу и увлекли многих на путь греха. После Иоахаза, свергнутого благодаря вмешательству египетского царя, на престол вступил Иоаким, старший сын Иосии. С самого начала правления Иоакима Иеремия почти не надеялся, что ему удастся спасти любимую страну от разрушения, а жителей ее — от рабства. Однако он не имел права молчать, в то время как царству угрожала окончательная погибель. Верных Богу нужно было воодушевить, утвердить в истине, а грешников по возможности убедить оставить нечестивый образ жизни. {ПЦ 412.2}
— … Бог неохотно прибегает к наказанию. Он медлит со Своими судами, чтобы грешник раскаялся. Он, Который творит «милость, суд и правду на земле», заботится о заблудших детях; при каждом благоприятном случае Он старается научить их путям вечной жизни (Иер.9:24). Он вывел израильтян из рабства, чтобы они могли служить Ему, единственному истинному и живому Богу. Хотя они долго грешили идолопоклонством, Он все же готов отложить наказания и дать им возможность раскаяться. Он ясно дает понять, что только полное изменение сердец израильтян способно предотвратить нависшую над ними угрозу. Не помогут ни храм, ни служение в нем. Обряды и церемонии не искупят грехов. Израильтяне считали себя избранным народом Божьим, но только, изменив свои души и свою жизнь, могли спастись они от неизбежных последствий греха. {ПЦ 413.3}
— Настало время, когда каждый должен был заглянуть в глубь своего сердца. Когда Иосия правил царством, у людей еще было какое-то основание для надежды. Но он уже больше не мог ходатайствовать за них, поскольку пал на поле брани. Грехи всего народа достигли предела, и время заступничества за них миновало. … {ПЦ 415.1}
— Если они откажутся принять милосердие Бога, предложенное теперь, тогда над нераскаявшимся народом разразятся суды, которые столетие назад потрясли северное царство Израиля. … {ПЦ 415.2}
— … Пусть никто, считающий себя хранителем Закона Божьего, не обольщает себя мыслью, что формальное соблюдение заповедей укроет его от Божественной справедливости. Пусть никто не снимает с себя ответственности за совершенный им грех; пусть никто не осуждает слуг Божьих за то, что они слишком ревностно поступили при очищении стана от беззакония. Ненавидящий грех Бог призывает тех, кто соблюдает Его закон, удалиться от всякого нечестия. Легкомысленное отношение современных людей к собственному спасению и нежелание повиноваться Богу приведет к таким же серьезным последствиям, как это случилось и с древним Израилем. Существует определенный предел, нарушение которого неминуемо влечет за собой суды Божьи. Разрушение Иерусалима во дни Иеремии является важнейшим предостережением современному духовному Израилю: пренебрежительное отношение к наставлениям и предупреждениям, данным через избранных слуг Божьих, не останется безнаказанным. {ПЦ 416.2}
— В первые годы царствования Иоакима звучало множество предостережений надвигающейся гибели. Переданное пророками слово Господне было близко к своему исполнению. Ассирийскому могуществу на севере, длившемуся так долго, приходил конец. На юге вскоре должен быть нанесен решительный удар Египту, на мощь которого так надеялся иудейский царь. На востоке же, неожиданно для всех, стремительно затмевая все другие страны, крепла новая мировая сила — Вавилонская империя. {ПЦ 422.1}
Заметки пастора:
— Все намерения Бога, которые могут казаться человеку непонятными и не последовательными, имеют справедливое обоснование;
— Благочестивый пример многих людей не может изменить сердца тех, кто упорно отказывается оставить грех и поэтому Господь допускает скорби, чтобы они научились тому, чего не желали познать при более благоприятных обстоятельствах;
— Прежде чем допустить скорби в жизни упорствующих во грехе, Господь медлит и по-милости старается пробудить в них сознание надвигающейся опасности;
— Не пренебрегаю ли я сегодня возможностью заглянуть в глубину своего сердца, чтобы удалиться от всякого нечестия, ненавистного любящему Господу?! Есть о чем подумать и помолиться…
Виталий Олейник.