Судьба Израиля и судьба Иосии — комментарий к уроку субботней школы

А. Служение Осии — эпоха упоминаемых царей. 2 Пар. 28 — 32 главы, 4 Царств 15: 23 — 29.

Озия (Иудейский царь) был прозван — прокажённый царь. Успешный руководитель, хороший стратег, любил земледелие, поддавался доброму влиянию Захарии, но когда сделался сильным из угодного превращается в гордеца. Совершает грех святотатства. Стал прокажённым не потому, что вошёл в святое, а потому что воспротивился голосу священников. Есть деяния первые и последние. Какие важнее?

Иоафам (Иудейский царь) — сильный, устроял пути перед Господом, но народ грешил…

Ахаз (Иудейский царь)— отступник, впадает в гнусное идолопоклонство, побеждённые враги снова подымают голову, Основная характеристика — «Он развратил Иудею» Вводит систему поклонения богам Сирийским, отменяет поклонение Богу в храме Господнем.

Езекия ( Иудейский царь) — Делал, как Давид. Начинает с того, что отворяет двери дома Господня… Заключает Завет с Господом. Делает призыв к флевитам освятиться и очистить храм, празднуют Пасху (праздновали 14 дней), действовал от всего сердца и имел успех…

Иеровоам II — царь Израиля, сорок один год находится на престоле, делает неугодное перед Господом, держится курса Иеровоама I.

Почему весть обращена к Израилю, а упоминаются в основном цари Иудеи, кроме Иеровоама, сына Иоасова? Осия 1:1 Варианты ответов:

  1. Бог желал, чтобы пророческая весть Израилю и их упорство, могли предупредить Иудею от последствий неверного выбора.
  2. Не было необходимости упоминать последующих царей Израиля, так как все они кроме Иеровоама, восходили на престол через захват власти и восстание на предыдущего царя. (некоторые царствовали не больше месяца…)
  3. Ничего нового нельзя было сказать о последующих царях, кроме той характеристики, которая была дана об Иеровоаме… «делал неугодное перед очами Господа, не отступал от всех грехов Иеровоама».

Время написания: «Судя по сказанному в 1:1, служение Осии продолжалось едва ли не 60 лет, а то и более. Если принимать сказанное в стихе 1 буквально, то Осия мог начать свое служение во второй половине правления иудейского царя Озии (790-739г.г. до Р.X.) и единственного названного здесь царя израильского Иеровоама II (современника царя Озии, примерно793-753 годы),а закончить его в начале правления царя Езекии. (Езекия вступил на престол около 715 года, после какого-то периода соправления со своим отцом Ахазом.» (Библейский комментарий)

Б. Осия не является единственным пророком в этот период.

Его весть перекликается с вестью пророков Исаии, Амоса. Михея… Переживание и желание Бога спасти народ мы находим как в пророческой книге Осии, так и в книге Царств, описывающую период царствования Иеровоама II.

» ибо Господь видел бедствие Израиля, весьма горькое, так что не оставалось ни заключенного, ни оставшегося, и не было помощника у Израиля. И не восхотел Господь искоренить имя Израильтян из поднебесной, и спас их рукою Иеровоама, сына Иоасова«. 4Царств14:26-27…

Событие в Истории Израиля, когда Бог через Иеровоама спасает народ из руки врагов показывает отношение Бога к грешнику и желание помиловать и вытащить из греховного состояния.. Глаголы «видел» и «не восхотел» говорят великой милости нашего Господа. Даже тогда, когда у Израиля не было помощника, Бог спасал народ рукою нечестивого царя. Как бы дальше развивалась история Израиля, еслибы Иеровоам и народ сделали соответствующий вывод из этого события?

В. Бог начинает говорить пророку неординарно. Осии 1:2.

Бог желал, чтобы пророк испытывал те же чувства к народу, которые испытывает Бог, когда земля стенает от беззакония. Это не доктрина поведения, но необычный язык пророческой вести.

Взято из библейского комментария:

«1:2-3а. Жениться пророку Господь повелевает на блуднице. И Осия взял в жены Гомерь, дочь Дивлаима. Дебаты вокруг этого брака долгое время не прекращались в богословской среде. Некоторые из исследователей книги полагали, что брак Осии «совершился» лишь в его видении, либо что здесь мы имеем дело с аллегорией. Но из контекста1-ой и в особенности3-ей глав возникает обратное впечатление: речь, по-видимому, идет о действительном браке и о сопряженных с ним нравственных страданиях пророка. Ими как раз и обусловлена символика его книги. Более того: они стали для Осии тем внутренним опытом души, благодаря которому раскрылось его мистическое зрение. В пользу буквального понимания брака Осии говорит и то обстоятельство, что, как известно из других мест Библии, Господь иногда требовал от своих пророков исполнения таких повелений Его и совершения таких действий, которые в понимание обычного человека (тем более современного) вмешаются с трудом (см., к примеру, Ис.20:1-4; Иез.4:1-5:4). Обращает на себя внимание и такая подробность: Гомерь (как и Дивлаим) были вполне обычными для той среды и того времени именами, не содержавшими в себе никакого иносказания. Богословы, воспринимавшие семейную драму Осии как действительно имевшую место, много спорили о понятии блудница в этом контексте (в приложении его к Гомери). Вела ли она развратный образ жизни до того, как пророк женился на ней? Некоторые из отвечавших на этот вопрос положительно предполагали, что Гомерь представляла довольно распространенный в Израиле тип молодой женщины, которая — в преддверии брака (!) — принимала участие в ханаанских культовых действиях плодородия, носивших сексуальный характер. Может быть, эта догадка верна, тем более, что именно служение ханаанским богам Осия называл «развратом» (евр. занут). Другие исследователи настаивают на том, что Гомерь названа блудницей как неверная жена, т. е. что до брака она развратного образа жизни не вела. Последнее, однако, в книге ничем не подтверждается (как, впрочем, и не опровергается). Что же касается страдания от неверности (любимой), то этот мотив явственно звучит в книге — применительно как к «браку» Господа, так и к браку Осии (см. Осия 1:2б;2:2–3:5). Так что скорее всего повеление Его пророку в 1:2а следует читать так: «Пойди и возьми себе жену, которая станет изменять тебе». Но Он дает Осии повеление «взять ее» и вместе с ней детей блуда. . Речь здесь о детях Осии — тех самых, о которых говорятся в1:3-9. «Детьми блуда» они названы просто потому, что произойдут от матери, изменяющей своему супругу, однако, не в результате этих измен. Это, заметим, характерно для древнееврейского языка — определять детей тем или иным свойством, присущим не им самим, а их родителям. Так, в оригинальном тексте Псалма 126:4 стоит «сыновья юности» — в знач. «сыновей, рожденных от юных родителей», а в Быт.37:3 «сын старости» — это сын, рожденный отцом в преклонных его летах. В окончании стиха 2—персонификация земли (подразумеваются люди, населяющие ее) в образе женщины-блудницы. (здесь предложен несколько другой вариант толкования на «детей блуда»)

  1. Главная весть состоит в том, что состояние народа сравнивается со следующим сильным выражением: «земля сильно блудодействует»…. В другом переводе этот текст звучит так… «…от прелюбодейства будет прелюбодействовать земля не следуя за Господом». Слово «сильно» возможно взято от того, что дважды используется слово «прелюбодействовать», состояние отступления усиливается, передаётся и разлагает всё общество. Но сила пророческой вести заключается в том, что если при живом муже такое происходит, то вместо «осуди её», Бог обращается с призывом «возьми себе самому»… Суд будет, но это произойдёт в день, определённый Господом, чтобы на примере Израиля Иудея могла извлечь урок, для своего спасения. Выражение в тексте «не следовать за Господом», уже расценивается, как прелюбодеяние…» А прелюбодеяние связано с идолопоклонством. Что сегодня называется духовным идолопоклонством, желает ли Бог спасти духовных прелюбодеев?
  2. Евангелие в книге Осии. Осия 1:10-11.2:1. 14.19-21.23.14:3-4.9. Павел в Римлянам 9 главе цитируя Осию, делит «отступников» на «сосуды гнева» и «сосуды милосердия», Относительно «сосудов гнева Павел говорит «с великим милосердием щадил», хотя они уже были готовы к погибели, чтобы у «сосудов милосердия» не появилось искажённого представления о характере Бога, и чтобы если возможно, и из тех и других были те, которые из «непомилованных» стали «помилованные». Рим.9:22-25.
  3. Истинное положение вещей глазами Бога и призыв к покаянию…

ВЫВОД:

Сопереживание пророка с Богом и осознание милости Божией сделало весть сильной, способной каснуться сердец даже закоренелых преступников. Бог не ТЕОРЕТИК, спускающий своё волю человеку и затем спрашивающий за её применение. Бог открывает Себя Своему народу, чтобы те, кто называется Его именем познавая спасительное служение их Господа, могли отказаться от самоугождения, и последовали за Богом.

Пастор Эдуард Кампен

Exit mobile version