Второе напоминанием о том, что Господь есть Бог связано с тем, что вложено в значение храмового служения и в частности хлебного приношения, которое всегда напоминало детям Божиим о Том, от Кого исходят все благословения. (см. Левит 2: гл. 7: 1- 12)
Какие темы делают книгу пророка Иоиля полезной и многозначительной?
- То, с чего она начинается. «Слово Господне…»
- Отсутствие конкретного исторического периода.
- Задача, которая ставится перед слушателями.(«старцам, жителям земли«)
- Великий день Господень. ДОЛИНА СУДА. Представляет два периода Суда, один над домом Божиим, другой над врагами.
- Великое обетование
- Великие знамения.
- Господь, обитающий на Сионе.
План урока:
- Значение Слова Господня
- Великий день Господень
- Господь, обитающий на Сионе.
1. Значимость содержания книги предаёт ей то, с чего она начинается. «Слово Господне, которое было к Иоилю…» Иоиль 1:1
В Новом Завете это словосочетание чаще всего встречается в книге Деяний, где апостолы проповедовали Евангелие, и сила Евангелия распространялась и оказывала свое действие на слушающих. Многие язычники «радовались и прославляли Слово Господне» Деян. 13:48 В Ветхом завете чаще это выражение встречается у пророков (128 раз), особенно в книгах пророка Иеремии и Иезекииля. И если учесть вопросы которые задавали современники этих пророков, то становится понятно, почему автору необходимо было подчеркивать то, от Кого исходит данная весть. «Вот, они говорят мне: „где слово Господне? пусть оно придет!“» Иер.17:15. В Торе оно употреблено по отношению к пришельцу или туземцу, который будет пренебрегать заповедь Господню, «сделает дерзкою рукою»… «слово Божие он презрел» Втор.15:30-32.То, что книга Иоиля начинается с этих слов, подчёркивает желание Бога спасти народ и предупредить о том, как отношение к Слову Господню будет определять их дальнейшую судьбу.
- По значению имени пророка, а также по ряду стихийных бедствий, постигших народ, можно предположить, что суды Божии направлены на борьбу с мировоззрением народа, прилепившихся к божеству, отвечающему за плодородие земли. В то же время беда является следствием того, что Бог предрёк Своему народу в случае нарушения Завета. Втор.28:38-40
- Наверное пророк сознательно упускает возможность упомянуть период передачи вести, чтобы предать ей универсализм. Она принадлежит больше, чем просто какому-то историческому периоду. Хотя по некоторым внутренним свидетельствам книги можно согласится с мнением некоторых комментаторов, что Иоиль является современником Амоса и Михея.
- Обращение Бога с призывом: «Слушайте, передайте, пробудитесь» говорит о том, что ещё есть возможность всё исправить. Иоиль 1:2.3.6;
«Слушайте»… «и внимайте». С этого выражения начинается последнее увещание Моисея к народу Израильскому, прежде чем он взойдёт на вершину Фасги. Обращение «слушай» также связано с напоминанием о негативном опыте с «Ваал-Фегором». Этот опыт был забыт и во время царствования царя Ахава, который по наущению Иезавели предавался поклонению Ваалу. В этот мрачный период пророк Илия обратился к народу с призывом признать, что «Господь есть Бог». 3Ц.17 глава.
«Передайте это детям»… Бог делает нас ответственными за то, что мы передаём последующему поколению. Это было известно давно. Уже об Аврааме Бог говорит, что он «заповедал дому своему ходить путём Господним». Важно не только говорить о благословениях, но и предупреждать о последствиях непослушания.
«Пробудитесь» — это единственная возможность видеть истинное положение вещей и не быть лёгкой добычей врага.
«Рыдание», это не искусственное выжатое покаяние, а результат действия Духа Божия, это не страх перед бедой, а переживание о соделанном. Это не жалость к себе, а сожаление о причине, нанёсшей такие страдание потомкам и прежде всего любящему Богу.
2. День Господень. Бог выступает, как справедливый Судья. Вначале Он судится со Своим народом, потом — за Свой народ. Призыв к народу, созвать торжественное собрание, назначить пост говорит о приготовлении к Судным дням, что было хорошо известно для Израиля.
- «О, какой день»; день Господень близок«; «наступает день Господень»; «великий день Господень». Странно, но Бог в первой стадии суда выступает во главе врагов, и называет их, Его войском, которые действуют по Его приказу. Одновременно весть показывает, что мотивом Суда вовсе не является чувство мести со стороны Бога. Бог сражается с опасным врагом язычества — идолами, покорившими своей философией умы тысяч, разрушающими нравственность и человеческий облик, деградирующие человечество. Только в безысходности они (его народ)наконец то смогут понять, в чём состоит истинная проблема и пожелают обратиться к истинному Богу, сотворившему небо и землю, источнику всех благословений. Одновременно Бог открывает Свой характер милостивого и сострадательного Господа, желающего только добра и спасения Своим детям. Иоиль 2:13. Бог желает, чтобы подготовка к судным дням не носила только ритуальный характер, но чтобы самоисследование было настоящим и привело к изменению и реформе. Это единственный путь посмотреть на День Господень другими глазами.
- «День Господень» — нужда в Заступнике. Бог защита для Своего народа.
Прежде всего Бог объявит о том, что он пощадит Свой народ. Священники выступают в роли Заступников «Господи, пощади Свой народ» Иоиль 2:17. В ответ на заступническую молитву Бог отвечает заступничеством. Он этого и ждал. Бог снова изливает Свои благословения.
Далее он показывает Своё величие в том, что изгоняет и очищает землю от вредителей, посылает дождь в меру и воздаёт за годы истребления. Кроме материальных благословений Господь открывает источники духовных благословений, на которые стоит обратить внимание.
1) «Я посреди Израиля». Аллюзия на просьбу Моисея. «Господи, если не пойдёшь с нами, то и не выводи нас отсюда…» Исх. 33: 14-15. В том случае Моисей выступает в качестве Ходатая. В лице Иисуса Великого Священника над домом Божиим в период Суда мы имеем надёжного защитника, который молиться «Господи, пощади народ Свой». И если к молитве Священника присоединится народ в искренней молитве, то благословения от Бога не придётся долго ждать.
2) «излию от Духа Моего на всякую плоть». В это благословение входит неограниченное обилие дара Духа Святого, неограниченная возможность воспользоваться этим благословением для «всякой плоти», благословение в наличии дара пророческого, возможность видеть силу в знамениях, возможность призывать имя Господне во всяком месте
3) Цель этого благословения открыть возможность спасения для всякого, » кто призовёт имя Господне«. Иоиль 2:32
- «Близок день Господень к долине суда». Бог выступает против врагов Своего народа. Главная цель описания «долины Иосафата» передать опыт, основанный на вере в Бога и Его Слово, данное через пророков. Сам Бог сражается за Свой народ. В последней великой битве между добром и злом Бог сам будет сражаться за Свой народ.
3. Конечным результатом суда является то, что Справедливый и Святой Бог становиться полновластным Господином и Царём земли. «Господь будет обитать на Сионе».
Пастор Эдуард Кампен