Еще один смущающий Израиля — комментарий к уроку субботней школы

Библейские тексты для исследования:

Ам.1-2; Ис.58; Лк.12:47-48; 3Цар.8:37-40; Ам.4:12-13; Авдий.

Памятный стих:

«Лев начал рыкать — кто не содрогнется?  Господь Бог сказал — кто не будет пророчествовать?» (Ам.3:8).

Если Иоиль учит тому, что делать, когда все плохо, то Амос учит, что делать, когда жизнь удалась. А учат одному и тому же — нужно искать Господа.

Время Амоса (правление Иеровоама II) в чем-то парадоксально. Это время, когда казалось, что люди пожинают благословения завета. Границы расширились, богатство умножилось, численность народа возросла. Если бы благополучие было показателем праведности, то северное царство можно было считать святым.

Но тут появляется Амос и начинает беспокоить людей. Он говорит — не все так хорошо, как кажется.

Нужно возобновить нарушенные отношения завета. В принципе, если бы люди слушали Амосов, то гораздо реже возникала бы нужда в Иоилях.

Сердцевина книги Амоса — 5 глава — призывает взыскать Господа и жить. Но эта глава рассматривается уже в следующем уроке. Первые же четыре главы Амоса предназначены для того, чтобы подвести человека к осознанию того, что он идет по неверному пути и о тех последствиях, которые ждут его, если он с этого пути не свернет.

Книга начинается с возвещения о Божьих судах над народами, соседствующими с Израилем. Если не вдаваться в детали, то грехи этих народов можно охарактеризовать одним словом — жестокость.

Амос проявляет себя умелым дипломатом, наследуя стиль Нафана. Народу было, скорее всего, приятно как слушать, так и впоследствии читать обличения грехов других. Ведь вспомним — это было время благополучия. Люди были уверены, что с их духовностью все нормально. А дальше идут обличения Иудеи и Израиля. И если основное обвинение в адрес Иудеи — это идолопоклонство, то главные грехи Израиля — это социальная несправедливость, распущенность и отвержение пророков.

Четвертая глава повествует о уже свершившихся Божьих судах. Здесь ключевая фраза – «вы не обратились ко мне».

В книге Амоса содержится еще несколько ценных идей:

Но мне хотелось бы особое внимание уделить третьей главе, а именно – текстам  с 3 по 8.

3 Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?

4 Ревет ли лев в лесу, когда нет перед ним добычи? подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал?

5 Попадет ли птица в петлю на земле, когда силка нет для нее? Поднимется ли с земли петля, когда ничего не попало в нее?

6 Трубит ли в городе труба,— и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не ГОСПОДЬ попустил бы?

7 Ибо ГОСПОДЬ Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам.

8 Лев начал рыкать— кто не содрогнется? ГОСПОДЬ Бог сказал— кто не будет пророчествовать?

Мы имеем здесь семь вопросов, одно утверждение и еще два вопроса.

Первые семь вопросов структурно образуют один вводный вопрос и три пары вопросов. В парах вопросы связаны словами и темами.

По большому счету, цель этих текстов – донести до сознания людей истину седьмого текста. Но Амос слишком хорошо знает народ. Он понимает, что лобовое утверждение истины вызовет противоположную реакцию. Поэтому он задает семь вопросов, на которые ответ очевиден. Опять же – начни он с седьмого вопроса – «Бывает ли в городе бедствие, которое не ГОСПОДЬ попустил бы?», люди бы дали ответ неправильный, тут можно поспорить. Но Амос сперва задает шесть вопросов, на которые можно ответить только однозначно «нет». Это подсказывает ответ на седьмой вопрос. С другой стороны, сами эти вопросы являются определенными намеками на суть пророческой вести.

Первый вопрос – пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою. Ответ ясен – не пойдут. Так и Бог уже не может идти с Израилем, потому что Израиль стал несговорчивым.

Дальше идет пара вопросов о львах и пара вопросов о птице и ловушке. На эти вопросы ответ тоже однозначен – нет. Но эти вопросы также намекают на важные библейские истины – ничего не происходит без причины. Если птица попала в силок, значит, кто-то его поставил. У каждого действия есть последствия. Грехи народа тоже повлекут за собой последствия. С другой стороны, если кто-то ставит силок, то у него есть какая-то цель. Так и Бог – Он ничего не делает бесцельно, в порыве эмоций. Только его цель отличается от целей птицелова.

Последние два вопроса относятся к городу и к бедствию. Они делают предыдущие истины яснее. Хотя бедствия допускает Бог, их причина – грехи людей. С другой стороны, их цель – покаяние. Когда звучит тревога, жизненные приоритеты меняются.

Восьмой текст комбинирует в себе темы первой и третьей пары вопросов. Из первой пары – лев, из третьей пары – страх.

Этот отрывок учит важным истинам о том, зачем Бог открывает людям будущее, в особенности, грядущие бедствия. Это делается не для удовлетворения жажды сенсаций и не для того, чтобы мы запаслись свечками и мылом. Это делается для того, чтобы люди поняли – для того, чтобы выжить, нужно устремиться вверх, к Господу, а не в подземные бункеры. Бог открывает пророкам будущие бедствия для того, чтобы люди поняли – надо идти вместе с Богом, надо понять законы причины и следствия, надо осознать Божью цель для своей жизни. Но прежде всего – надо искать Господа.

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version