Стремящийся прощать — комментарий к уроку субботней школы

Историческая справка о книге Ионы

Имя Ионы пророка упоминается в 4 книге Царств, в ранние годы царствования Иеровоама II, в северном царстве — Израиле. 4Цар. 14:23. Важно то, что значение пророческой вести связано с расширением границ Израильского царства, когда Бог даёт победу Израилю через царя Иеровоама, напоминая о Себе и о желании спасти Его народ и готовности пощадить в случае искреннего раскаяния последнего. Учитывая это, можно предположить, что жизнь пророка затрагивает период предшественника Иеровоама II, царя Иоаса, и поэтому можно отнести его к одному из ранних пророков. Исследуя содержание вести из книги Ионы, можно найти много параллельных мыслей со второй частью книги пророка Исаии. Божье прощение шире человеческих границ и возможностей.

Памятный стих:

«Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердого своего, а я гласом хвалы принесу тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!» (Иона 2:9,10).

  1. Чтить суетных означает охранять пустоту (суету, напраслину), более того — поклоняться. Если вспомнить историю, как жители колена Манасиина обратились к отцу Гедеона с требованием выдать сына, который разрушил жертвенник Ваалу по повелению Господа, то отец мудро ответил: «Иоас ответил, вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его…, если он бог, пусть сам вступиться за себя. Таким образом многие народы, чтущие ложных богов защищали их и ради них вели войны. Поэтому ради сохранения мира с соседями Израиль часто принимал их богов.
  2. Оставить или пренебречь означает, что Бог знает те моменты, когда он просвещал того или иного человека познанием о Себе. Из молитвы Ионы можно сделать вывод, что жители Ниневии до этого также имели возможность познать живого истинного Бога, но они этого не сделали, поэтому Бог ставит их перед выбором, посылая Иону с конкретной вестью. Стоит привести слова евангелиста Иоанна — Бог просвещает всякого человека приходящего в мир. Иоанн 1:9 — «Был Свет истинный, который освещает всякого человека приходящего в мир»… Бог знает возможности познания, которые мне были предоставлены, вопрос в том, что я с этим светом сделал?
  3. В стеснённых обстоятельствах Иона даёт обет Богу. Важно проанализировать наши обеты, насколько мы исполнили то, что обещали.
  4. Главное откровение в этой молитве то, что «у Яхве — спасение». Невозможно тему спасения оторвать от великодушного Божьего прощения.

Если Бог готов сотрудничать с Иеровоамом, если он готов простить Иону, если Бог демонстрирует желание простить Ниневию, то в этом благая весть и для меня. Прощая нас, Бог спасает нас от вечной смерти.

А. Пророка тоже нужно было спасать…

Если Бог говорит идти на Восток, а я иду на Запад — это говорит о том, насколько я имею «желание» следовать за Господом. Одна из причин этого — несогласие с волей Божией, мотивом которого может быть даже «справедливый гнев». Когда Бог посылает, он даёт конкретное повеление. Бог повелел Ионе проповедовать в Ниневии, Бог послал Сына в мир, чтобы «благовествовать» тем, кто Его распнёт на кресте. Если бы Иисус поступил, как Иона, чтобы было с нами. Позже Бог посылает Павла проповедовать язычникам… Автор книги, Иона, использует сильное выражение «пророк бежал от лица Бога». Эта мысль прослеживается в 138 псалме. Кто-то уже пытался это сделать до Ионы. После чего сделал вывод «Куда пойду от Духа твоего…» Пс. 138:7. Когда нас одолевает подобное желание, лучше сказать с Давидом «Испытай меня.. и узнай… и направь меня на путь вечный» Пс. 138:23. Отсюда вывод, куда направлялся пророк? Что это значило для Бога? Пророка тоже нужно было спасать…

Б. Исповедание веры

В отличие от содержания основного стиха, в котором язычники чтут суетных богов, преимущество пророка Божия в том, что он чтит «Господа Бога небес, сотворившего небо и землю». Но у корабельщиков страх перед богами больше, чем у пророка. Здесь можно увидеть положительную характеристику Бога. Наш Бог тот Господь, с которым можно вести диалог, которому можно служить не из-за страха, но потому, что мы знаем Его, любим и преклоняемся добровольно перед Его величием. Каким образом дальнейший опыт Ионы стал типологией, указывающей на смерть Христа? Что общего между «погребением» Ионы и погребением Христа? Какую ценную мысль можно извлечь, рассуждая о нашей смерти и воскресении для новой жизни?

В. Два значения разрушения

«Кто упадёт на этот камень, разобьётся, а на кого этот камень упадёт, того раздавит» Матф. 21:44… Способен ли был пророк, проповедуя о Божьем наказании, увидеть благую весть о том, что вместо разрушения города Бог хочет видеть разрушение «твердынь» нашего человеческого эгоизма? Кого легче спасать Богу, язычников или пророка? У кого знаний больше? Если честно сказать, всегда ли нас восхищают все качества характера Бога, если применить их к нашим недоброжелателям? Чему я могу научиться из этой книги?

Г. Как действует Божье прощение?

  1. Когда пророк вспомнил о Господе? Бог спасает не тогда, когда мы покаемся, а намного раньше. Если бы было по-другому, то Богу некого бы было спасать.
  2. Кого по-нашему Бог должен прощать? «Суетные оставили…, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву» Иона 2:10. Думал ли точно так Иона через 41 день после проповеди под кустиком? Что такое прощение? Что значит «Бог любит миловать». Какая добрая весть содержится для отчаявшегося грешника? Какая добрая весть содержится для проповедников?
  3. Какие примеры из природы мы можем извлечь, чтобы лучше понять значение слов Бога «Мне ли не пожалеть…»

Пастор Эдуард Кампен

Exit mobile version