Несколько лет назад членам третьей общины, облюбовавшим себе места в передних рядах левой трети зала, пришлось в спешном порядке искать себе другое «пристанище». Пастор Владимир Иосифович Воронюк, тепло приветствовал и представил общине группу глухих и слабослышащих, присоединившихся к нам. Это произошло осенью 2011 года после евангельской программы Петра Кулакова «За гранью 2012», проводившейся в нашем молитвенном доме.
И раньше в общине было несколько человек со слабым слухом, но во время программы организовалась большая группа. По окончании же, несколько человек приняли крещение, и теперь каждую субботу на богослужении присутствуют около десяти человек глухих. Община в целом, и даже те, кому пришлось «переселиться» из занятой новичками части зала, возрадовались радостью великою.
Спустя несколько времени в третью общину перевелся Юрий Суханов с семьей, посвятивший себя служению сурдопереводчиком. Во время же программы переводила Нигяр Набиева. Сейчас переводят всё, что слышится в зале, на язык жестов четверо: Юра Суханов, Нигяр Набиева, Елена Опрятная и Катя Домбровская.
Переводить обычную речь на язык жестов легче, чем понимать жесты глухих. Если переводчик понимает глухих, это говорит о том, что переводчик «высокого класса».
Как Нигяр пришла к служению глухим и как научилась понимать их язык, читайте по ссылке: https://logosinfo.org/2012/09/04/bozhij-prizyv-na-sluzhenie-gluxim/#more-2402
Катя рассказала, что первой пошла учиться языку жестов ее мама, Елена, когда Юра Суханов начал проводить специальные курсы. Месяца через два-три, решила ходить и она сама. Затем они сдружились с Нигяр и вместе занялись этим делом. Катя понимает около 70% жестов, что является достаточно высоким уровнем.
Мама Кати, Лена Опрятная, еще со школы любила иностранные языки, а в церкви просила Бога, чтоб дал ей служение руками. Думала, может это будет прибрать, помочь кому, а Бог ответил вот таким интересным образом. Еще ей нравилось общение, что в служении сурдопереводчика она получает с избытком.
После окончания субботнего утреннего служения глухие направляются в столовую, где их ждет обед, чай и общение. Для многих из них это угощение является весомым мотивом посещения церкви: в основном это люди малообеспеченные. Есть и глубоко верующие, — например, молодой человек по имени Кирилл, на вопрос, почему он ходит в церковь, отвечает: к Богу, чтобы познавать Его. Общение тоже привлекает, так как они чувствуют себя «иностранцами» в мире слышащих, одинокими и никому не нужными. Интернет, как уже привычный для нас канал общения для них не подходит. Да и компьютер есть у очень немногих.
Для глухих в общине очень важна поддержка. Когда с ними здороваются, когда ими интересуются. Пастор Воронюк часто во время служения приглашал общину поприветствовать группу слабослышащих и глухих, горячо улыбаясь им и энергичными жестами рук показывая свое расположение. Юра Суханов, к которому я обращаюсь как к эксперту по вопросам глухих, говорит, что этим Владимир Иосифович очень, очень помогает им почувствовать любовь Божью. Нынешний пастор, Эдуард Вильгельмович Кампен, тоже понимает потребности и проблемы этой особой группы. Очень интересно будет увидеть, как он реализует свои планы. Пусть его особо направит и поддержит в этом вопросе Святой Дух. Ну, а третья община не подведет…
Я обсуждал с нашими сурдопереводчиками вопрос «а можно ли вовлечь глухих в служение, чтобы они возрастали, как христиане, а не только „потребляли“ любовь общины?» Очень непростой вопрос. И надо бы, но как? Глухие этот вопрос просто не поняли бы (за исключением единиц). Пока. Но есть глухие пасторы, есть опыт проведения служений только для глухих, где они сами были вовлечены в проведение служения, значит, надежда есть. Но решать этот вопрос нужно не только в общине, но и на всех уровнях церковной организации. Нам нужна поддержка и понимание и конференции, и униона, и дивизиона.
Проблемы у глухих тоже есть, и достаточно серьезные, но, по мнению всех, с кем я общался, служащих этой группе, они вполне решаемые. Часто они жалуются, что проповедь слишком длинная, и все сурдопереводчики утверждают, что проповедующим нужно обязательно учитывать, что в зале есть глухие, и делать проповедь такой, чтоб она была понятна ребенку, и не длиннее 30 минут. Дело в том, что мышление глухих отличается от мышления слышащих — у них оно образное, и переводчик должен «нарисовать» перед ними картинку. Сложные, глубокие богословские проповеди очень трудно предствавить в виде понятных глухим образов.
По этой же причине у нас острый дефицит библейских материалов для глухих. Наши собратья баптисты и уже свидетели Иеговы делают такие материалы. Адвентистских пока практически нет.
Кроме особенностей мышления, глухие просто физически не могут воспринимать проповедь долго. Они принимают информацию только через зрение, и более получаса смотреть, не отрываясь, на сурдопереводчика для них крайне утомительно. Разделять слышащих и неслышащих для параллельных проповедей в разных местах и сложно, и вроде бы нехорошо с точки зрения христианского единства. Но как быть? Обременять их длинными, утомительными и малопонятными проповедями (для слышащих же вполне приемлемыми), — не есть любовь. Этот вопрос также требует решения.
Но ведь есть же в Соединенных Штатах и в Австралии, например (привожу эти страны, так как там служат пасторами выходцы из третьей общины), русскоязычные общины. Почему бы не быть общинам глухих? Опыт недавно прошедшего служения на Нарымской, о котором написано в статье Глухие адвентисты провели памятное служение в Днепропетровске, показал, что глухие могут участвовать в служении, что отдельные от слышащих богослужения могут приносить благословения. Когда слышащий служит глухим — это нормально, когда глухой служит слышащим — пожалуй, это исключение. Но ведь так много глухих, которым нужно служить! Пусть глухие служат глухим, возрастая в вере и принося благословения! А от слышащих им понадобится и организационная поддержка, и помощь материалами, и, конечно, финансовая, и личное участие. А что думаете по этому поводу вы, читатели?
Кроме ваших мыслей, высказанных в комментариях, очень нужны ваши молитвы и ваше участие. Не обязательно выучить язык жестов. Можно запомнить один-два («Здравствуй», «Бог тебя любит», улыбка — она и у глухих улыбка, теплое рукопожатие тоже будет понято и принято). А через неделю еще один-два… Не обязательно становиться пастором глухих. Можно поприветствовать глухого и поговорить с ним через сурдопереводчика, что многие в нашей общине и делают. Ну, а если вы продолжите такое общение и подружите с кем-то из глухих, то вам откроется целый удивительный мир. И вы принесете в этот мир много звуков, слышанных вами, но еще никогда не звучавших в нем…
Юрий Невенченов