Метафоры ученичества — комментарий к уроку субботней школы

Христос учит народВ первую очередь хочу сказать о том, чего не будет в этом размышлении. Не будет анализа притч из пособия по СШ. Их слишком много. Можно было бы написать размышления по какой-нибудь одной притче, но тогда нужны достаточно веские причины, чтобы выбрать одну и проигнорировать другие. Поэтому, если кого интересует глубокий анализ притч Иисуса — не поленитесь. Почитайте «Наглядные уроки Христа». Уверен — лучшей книги по притчам нет.

Ну а в этой «статье» ограничимся несколькими мыслями по памятному тексту и по псалму, с которым этот текст связан.

Итак:

Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». Мф.13:34-35

В этом тексте мы узнаем интересный факт — оказывается, то, что Иисус учил в притчах — это исполнение пророчества.

А ведь все учителя используют притчи. Все хорошие проповедники используют притчи. Но Иисус был особенным. Он без притч НЕ учил. И для Матфея это было доказательством, что Иисус — Мессия.

В чем тут логика? В том, что способность учить в притчах была для древних признаком мудрости. И никто не может поспорить с тем, что способность Иисуса учить в притчах была исключительной. Все пророки, исполненные Духом Божьим, в той или иной мере использовали притчи. Но Иисуса никто не может превзойти. Даже среди пророков Он выделяется. Что уж говорить о простых людях. Мудрость Иисуса исключительна.

Второй интересный факт, о котором говорит текст — то, что говорил Иисус, не было плодом его человеческой фантазии. Он — не просто талантливый педагог. Он говорил «сокровенное от создания мира». То есть те уроки, которые Иисус преподавал, были заложены в природе изначально. Он Сам заложил эти истины в ткань мироздания, и до грехопадения человек мог свободно читать эту книгу. Иисус не удалялся от людей. Он общался с пастухами, работниками, наблюдал за природой, и в самых обыденных вещах видел откровение о Боге. И способность Иисуса связывать духовные, невидимые реалии, с материальным, видимым миром, свидетельствует о чистоте его сознания.

Еще несколько интересных моментов можно заметить, если мы посмотрим на контекст цитаты, которую приводит Матфей.

А цитирует он Пс. 77.

Псалом не короткий, поэтому детально разбирать его не будем. Но заметим, что после того, как Асаф заявляет о том, что будет говорить в притчах, он рассказывает несколько фактов из истории Израиля.

Например, рассказывается о предательстве со стороны Ефрема. Рассказывается о событиях во времена Исхода. О том, как милостив был Бог, и как упорен был его народ. Но кульминационный момент псалма — это повествование о том, как Бог отверг Силом (место, где раньше была скиния) и избрал Иерусалим и Давида. Не зря Матфей упоминает этот псалом как пророчество о Мессии. К примеру, Марк говорит о том, что Иисус учил притчами, но этот псалом не цитирует. Вывод — Матфей считает, что это важно для евреев. Этот псалом — тоже притча. О том, что часть Израиля может отвергнуть Божьего Помазанника. И тогда Бог поставит святилище в другом месте. Можно также провести аналогию и с современным христианством.

Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,
чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям,—
возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,
и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим. Пс.
77:5-8

Библия дана нам для того, чтобы мы надеялись на Бога, не забывали Его дел, и хранили Его заповеди. И чтобы не были похожи на некоторых. Матфей хотел, чтобы его современники-евреи не отвергали Мессию, не были похожи на тех, кто отвергали Моисея и Давида. Сегодня Иисус, обращаясь к нам в притчах, хочет того же — чтобы мы не были похожи на тех, кто отвергают Божью волю в своей жизни.

В заключение скажу — то, что Иисус использовал притчи так обширно, говорит о том, что более эффективного способа донести людям Истину не существует. Но человеческая фантазия здесь мало поможет. Бог заложил свидетельства о себе в жизнь современного мира так же, как и в жизнь древнего. Нам только нужно быть достаточно близко к людям, чтобы видеть их жизнь, и достаточно близкими к Богу, чтобы видеть Его. И снова достаточно близко к людям, чтобы помочь им увидеть Его. Мы много говорим о том, что мы должны показать Бога в своей жизни. Но Иисус делал больше — он показывал людям Бога в ИХ жизни.

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version