Как Бог уничтожил стену подозрений на Храмовой горе в Иерусалиме

Александр Болотников, слева, и Василий Ничик, директор и ведущий  Голоса надежды, снимают перед Куполом СкалыГруппа российских адвентистских режиссеров получает беспрецедентный доступ к мусульманской святыне

«Я не могу говорить с этими людьми!» воскликнула наш израильский турагент после того, как очередной собеседник повесил трубку, когда она только попыталась с ним заговорить.

Турагент провела целый день, набирая различные телефонные номера, чтобы узнать, сможем ли мы получить разрешение снимать на Храмовой горе, одной из самых больших святынь в Старом Иерусалиме.

Но как только она говорила «Шалом» на иврите, телефонная линия замирала.

Я был в группе богословов церкви адвентистов седьмого дня и режиссеров из медиа-центра «Голос Надежды» в Туле, городе, расположенном в двух часах езды на машине от российской столицы, Москвы. Мы полетели в Израиль в марте с амбициозным планом снять на русском языке серию документальных фильмов о жизни и учении библейских пророков.

Съемки в районе Храмовой горы были крайне важны для нашего проекта. Тема храма — его значение для Израильского народа, его разрушения в рамках проклятий завета, и его восстановление в качестве акта милосердия Божьего к Своему народу — пронизывает книги Исаии, Иеремии и Иезекииля.

В то же время, храм стал источником большого замешательства для христиан. Многие евангельские проповедники и богословы считают даже, что храм должен быть восстановлен, чтобы Иисус мог вернуться. Они используют диспенсационалистскую модель для объяснения Писания и особенно апокалиптические тексты из Даниила, Откровения, и последних глав Иезекииля, которые описывают события, которые не осуществилась.

Адвентисты не толкуют Библию таким образом. Адвентисты не истолковывают последние главы Иезекииля буквально и не ждут постройки нового храма на Храмовой горе. Мы считаем, что многие из пророчеств Иезекииля были сказаны о будущей мессианской эре, но из-за окаменевших сердец Израильтян, никогда не стали реальностью, и не имеют никакого отношения к последнему времени.

Чтобы продемонстрировать все это зрителям, мы хотели снять фильм на Храмовой горе.

Задача, однако, оказалась сложной.

3 хозяина на 4 стены

Четырьмя остающимися стенами некогда грандиозного храма Ирода управляют три различных организации. Южная стена является частью археологического парка Davidson, который принадлежит Министерству туризма Израиля. Парк содержит остатки уникального двойных и тройных ворот, также известные как Ворота Олдамы, названных в честь пророчицы, которая жила во время правления царя Иосии. В соответствии с исследованиями Бенджамина Мазара в 1967 году, ворота служили главным входом на двор для паломников, посещавших ежегодные фестивали в течение первого столетия нашей эры.

Западная стена является святыней для евреев. Тысячи людей — евреев и неевреев, приходят к этой стене каждый день, чтобы помолиться.

Но известная туристам религиозная территория представляет собой только верхушку комплекса Западной стены. Его основные сокровища найдены в туннеле, раскопанном Чарльзом Уилсоном и Чарльзом Уорреном с 1864 по 1870 годы. Туннель следует по улице периода первого века, который находится примерно в 30 футах (9 метров) ниже текущего уровня площади у Западной стены, где, как правило, собираются туристы и приехавшие на поклонение паломники. Величина этих камней измерена 45 на 9,8 на 11 футов (13,7 на 3 по 3,3 м) и весят они около 520 тонн. Камни составляли основу подпорной стенки, которую царь Ирод приказал создать на уровне платформы для храмового комплекса.

Значительная территория находится на глубине 150 футов (46 метров) в туннеле. Эти раскопанные территория близка к месту, где расположено, как полагают, самое святое место храма, Святое Святых. Территория Западной стены и ее туннель управляются Western Wall Heritage Foundation.

Верхняя часть Храмовой горы, где стояли когда-то оба храма, контролируется фондом Иерусалимский Исламский Waqf, финансируемый Королевством Иордания. Арабы относятся к этому месту, как к Харам аль-Шариф, или Великому святилищу. Комплекс включает в себя золотой Купол Скалы, который стоит на том месте на горе Мориа, где, как предполагается, Авраам готов был принести своего сына Исаака в жертву. Район, контролируемый фондом, также включает в себя мечеть Аль-Акса, третьей святое место для мусульман.

Политическая ситуация вокруг этой области крайне сложна. Представители фонда Waqf не хотят говорить с нашим израильским турагентом, потому что любое упоминание о том, что библейский храм Соломона когда-то стоял на этом, в настоящее время священном для мусульман месте, является табу для многих мусульман.

Мы поняли, что было бы почти невозможно получить полный доступ к месту для съемок. Только Бог и Его вмешательство может разрушить стену подозрения. Нашей команде из адвентистского медиа-центра необходимо доказать наши мирные намерения и политическую нейтральность по отношению ко всем сторонам.

Первые выданные разрешения

В то время как Фонд наследия Западной Стены (Western Wall Heritage Foundation) позволил снимать в синагоге на Храмовой горе, мы даже не могли надеяться, что получим разрешение на съемку внутри Купола Скалы. Немусульман не разрешается вводить внутрь здания Купола Скалы или мечети Аль-Акса. Кроме того, запрещено даже снимать Библию на камеру в туристической площади между двумя зданиями.

Но мы решили попросить разрешения на съемку фильма на территории. Я планировал нести микрофон и сделать несколько кратких замечаний в ходе быстрой ходьбы через район.

Наши слабые надежды, что этот запрос будет удовлетворн, быстро исчезли, так как неоднократные попытки наших израильских турагентов дозвониться и хотя бы поговорить с кем-либо в фонде Waqf не удались.

Неожиданно, недружелюбный голос по телефону сообщил, разочаровав нашего турагента, что мы должны написать письмо в фонд с подробным изложением целей нашего проекта, если мы хотим получить разрешение. Мы также должны представить имена каждого участника с копиями их паспортов, чтобы доказать, что никто из нас не является гражданами Израиля.

Это условие сразу оставило нас без жизненно необходимого помощника. Вадим, родившийся в Молдове, не еврей, но имеет израильское гражданство, потому что он состоит в браке с израильской еврейкой.

Мы провели много часов в размышлениях и молитвах перед составлением письма, объясняющего, кто мы и что надеялись достичь. В сущности, в письме говорилось, что мы представляли российское телевидение и радио-центр, который производит духовные и образовательные программы, направленные к жителям всей России, население которой составляют и христиане и мусульмане. Предлагаемый документальный фильм будет содержать рассказы о древних пророках.

Семь дней прошло без ответа. Мы потеряли всякую надежду и изменили наш график съемок.

Неожиданный телефонный звонок

Вдруг, во время съемки пастухов на полях вокруг Вифлеема, зазвонил мой телефон. Турагент взволнованно сообщил мне о звонке представителя Waqf, который хотел поговорить со мной лично.

Я действительно должен был быть мудрыми, как змей, и невинным, как голубь.

Я помолился и набрал номер.

«Здравствуйте, я из российского телевизионного и радио-центра, который добивается разрешения на съемку», сказал я по-английски, помня негативную реакцию, которую вызвал наш турагент за обращение на иврите.

Голос на другом конце был все еще не очень расположен.

«Вы понимаете, что мы находимся под израильской оккупацией здесь, на территории нашего Великого святилища?» Сказал он на английском языке с сильным арабским акцентом.

Я молился, чтобы Бог дал мне мудрость в том, что я должен сейчас сказать.

«Сэр», вежливо ответил я с сильным русским акцентом. «Мы русские. Мы снимаем исторический фильм о пророках. Мы не касаемся политики вообще».

Голос на другом конце смягчился.

«ОК», сказал человек. «Приходите завтра к 9 утра и у вас будет три часа до начала нашей полуденной молитвы. Я буду встречать Вас у северного въезда».

Я не мог поверить своим ушам. Северный вход был открыт только для верующих мусульман! Наша команда прославила Бога за это известие.

Следующим утром мы прошли через Львиные Ворота Старого города, повернули налево в сторону полициейского поста. В саду возле контрольно-пропускного пункта, наша группа была встречена двумя представителями Waqf. Они улыбнулись Василию Ничику, директору и ведущему Голоса Надежды, который одел национальную арабскую косынку, купленную накануне.

«Я люблю Россию, и я люблю Путина» — сказал один из них. «Я возьму тебя на экскурсию».

Что это был за тур!

Хотя только мусульмане могут внутри мечети Аль-Акса, никто не задавал нам каких-либо вопросов. Мы сняли обувь и последовали за нашим гидом, который рассказал нам о здании, его архитектуре и истории. К моему великому удивлению, моя просьба говорить на камеру внутри мечети была удовлетворена.

Но самый большой подарок был впереди. Гид провел нас через двор к Куполу Скалы, куда туристов не пускали с 1999 года. Купол в форме восьмиугольной ротонды находится непосредственно над скалистыми образованиями из известняка, которые были частью горы Мориа. Согласно талмудической традиции, Ковчег Завета был помещен прямо на этом самом камне.

Действительно, Бог помог съемочной группе медиа-центра «Голоса Надежды» получить уникальный доступ к труднодоступным местам. Материал отснят там и в настоящее время редактируется. Я молюсь о том, чтобы результатом 10 получасовых документальных фильмов, показывающих жизнь и учения пророков, было благословение тысяч русскоязычных зрителей в бывшем Советском Союзе и во всем мире.

Александр Болотников, доктор философии, директор учебного Центра Шалом служения еврейскому народу при Северо-Американском Дивизионе, ведущий медиа-центра «Голоса Надежды».

По материалам сайта Adventist Review

Exit mobile version