Церковь Божия – бизнес-структура или духовная организация?

Бизнес структураНачальствование и Церковь: размышления бизнес-тренера

Энн Гибсон

В настоящей статье я провожу различие между «Церковью» с заглавной буквы и «церковью» со строчной буквы. Недавно состоялось заседание Комитета, в состав которого входили администраторы Церкви Адвентистов седьмого дня и представители академических кругов. При рассмотрении различных вопросов, заявленных в повестке дня, директором Комитета было отмечено, что Генеральная Конференция наняла человека, который будет служить в качестве начальника отдела информации. Тут же в аудитории возникли вопросы: Почему Церковь применяет названия, используемые в сфере бизнеса, такие как, скажем, «начальник финансовой службы»? Почему имеет место смещение акцентов на слово «начальник»? Не становится ли Церковь больше похожа на некий бизнес-проект, когда мы используем термины и названия данной сферы?

Ответ на самую простую часть вопроса — почему казначеи теперь называются начальниками финансовой службы или финансовыми директорами — довольно прост. Этому послужило желание обеспечить верное понимание того, чем в действительности занимается казначей конференции, униона или дивизиона. Слово «казначей» указывает на человека, управляющего финансами, подобно бухгалтеру, однако, казначей — это не просто бухгалтер. В действительности, эта должность заключает в себе гораздо больше, чем ведение финансовых операций, поэтому изменение ее названия — попытка более ясно обозначить то, что эта должность предполагает в действительности.

Однако это не говорит о том, что используемая нами терминология не имеет значения. Некоторые авторы отмечают, что «концепция назначения секретаря или казначея вице-президентами, что просто расширяет президентскую должность, противоречит адвентистской модели церковного руководства с его внутренним распределением ответственности«.1

Президент является «первым среди равных» и все три должностных лица имеют свой собственный избирательный мандат. Все трое избираются тем же избирательным комитетом, коим был избран сам президент.

«Полномочия должностных лиц как группы — это объединенные полномочия президента, секретаря и казначея… Каждый выполняет управленческую функцию, поддерживаемую директорами отделов, и контролирует воплощение в жизнь решений (исполнительного) комитета«.2

Таким образом, секретарь и казначей не расширяют полномочия президента и не подотчетны ему, как предполагает то слово «вице-президент». Их роли заключаются скорее в сотрудничестве, а не в подчиненности.

Но вопрос, обозначенный выше членами Комитета, остается открытым. Подразумевает ли использование таких названий как «начальник отдела информации» и «начальник финансовой службы», что человек, совершающий служение в данной должности, является руководителем (начальником)? Не получается ли, что церковь — это некая бизнес-структура, а не духовная организация?

Я считаю, что церковь включает в себя и то, и другое.

«Церковь» и «церковь»

На схеме, предложенной в конце статьи, больший квадрат представляет собой Церковь (заглавная «Ц»), на которую ссылалась Эллен Г. Уайт, когда говорила: «Ничто в этом мире не является столь драгоценным для Бога, как Его Церковь«.3 Внутри большого квадрата находится меньший квадрат. Он представляет собой церковь (строчная «ц») — церковную организацию Адвентистов седьмого дня, включающую в себя Генеральную Конференцию, дивизионы, унионы и конференции, а также институциональные субъекты, такие как издательства, колледжи и институты, больницы, пищевые фабрики, АДРА, Адвентистское агентство по управлению рисками, а также организационную структуру поместной церкви — пастора и церковный совет. Все это — церковь, развитию которой положил начало Джеймс Уайт, осознававший, что без наличия организации весть Адвентистов седьмого дня не сможет распространиться по всему миру.

Меньший квадрат действительно является неким бизнесом — организацией, управляющей миллионами долларов и предоставляющей трудоустройство тысячам людей. Как принципы ведения бизнеса могут помочь организационной структуре церкви?

Адвентистская церковная организация

Бизнес может показать любой организации, как наилучшим образом выполнить намеченные задачи. К примеру, процесс ведения бизнеса может дать церковной организации информацию о том, как на практике управлять финансовыми и производственными ресурсами. Бизнес может смоделировать эффективные системы внутреннего контроля, которые повышают ответственность и прозрачность, и минимизируют возможности для мошенничества и злоупотребления. Это обеспечивает понимание и того, как лучше использовать производственные ресурсы, переработку материалов и, где это возможно, сокращения отходов. Бизнес может помочь в создании процессов, которые приводят к эффективным кадровым решениям, принимаемых с учетом потребностей миссии и неотложных целей. Кроме того, он может дать представление о том, как лучше организовать рабочие места, развивать талант работника, создавать поощрительные системы, и эффективно передавать информацию для всех сотрудников таким образом, чтобы способствовать пониманию и единству. Эффективные методы управления следует изучать, заимствуя опыт из различных корпораций или легко доступной литературы на данную тематику. Например, Макс Де При, сын основателя фабрики инновационной мебели Herman Miller, развернувшей свой бизнес в Зеланде, штат Мичиган, сам является членом коллектива управления данной компанией на протяжение 40 лет. Вот, что он пишет о коллективном управлении в своей книге «Лидерство — это искусство»:

«Коллективное управление исходит от сердца и из философски личного представления о людях. Его нельзя добавить к руководству по корпоративной политике или вычесть из него, как если бы оно было еще одним инструментом управления. Каждый имеет права и обязанности к принятию решений и осмыслению результатов. Коллективное управление гарантирует, что решения не будут произвольными, засекреченными или закрытыми для обсуждения. Коллективное управление, это не просто демократическое управление. Наличие собственного мнения отличается от права иметь голос«.4

Это хороший пример управления для церкви, особенно учитывая представительный характер нашей церковной организации.

Однако члены Комитета не были заинтересованы в выслушивании преимуществ бизнес-методов, которые можно привнести в церковную организационную структуру. Они опасались возникновения в церкви атмосферы бизнеса. Тем не менее, если бы им задали вопрос, нужна ли эффективная внутренняя система контроля для обеспечения финансовой прозрачности и ответственности, они бы ответили «Разумеется!». Они дали бы тот же самый ответ, если бы их спросили о том, хотят ли они, чтобы церковь нанимала лучшие человеческие ресурсы, использовала наиболее усовершенствованные инструменты стратегического планирования и внедряла наиболее эффективные производственные процессы на своих пищевых фабриках и в издательствах.

Возможно, у кого-то есть опасение в том, что неэтичные методы деловой активности могут стать стандартным порядком действий в церкви. Существует множество примеров неверного ведения бизнеса: начиная с разрушения окружающей среды и заканчивая финансовыми махинациями или увольнением при экономическом спаде, вместо попыток сохранить рабочие места.

Конечно, церковная организация не должна копировать неэтичные методы ведения бизнеса. Следует избегать авторитарных структур, которые часто практикуются в бизнесе; в церкви же иерархия создана для порядка, а не для власти. Мы не хотели бы услышать, как церковные лидеры говорят подобно президенту частной компании, которого спросили: если бы он работал на открытое акционерное общество (то есть не был бы одновременно владельцем и руководителем), изменилась бы его тактика ведения бизнеса или нет. Он ответил: «если бы я знал, что моя компенсация следующего года будет основываться на доходности собственного капитала этого года, я бы не стал действовать подобным образом. Вам потребовалось всего несколько лет, чтобы взобраться на вершину частной компании для того, чтобы ваш заработок стал легким. Вы вкладываете каждый пенс в самое нижнее звено иерархии компании, чтобы, в конечном счете, окончить дело с самым заманчивым пенсионным пособием, о котором только можно мечтать».5

Как церковь может избежать схожести с упомянутым понятием бизнеса, и всегда действовать этично?

Моральная ответственность

Некоторые эксперты считают, что не-этичные действия имеют место в организациях ввиду того, что руководители не обсуждают моральные и этические вопросы, опасаясь, что такие разговоры могут привести к организационной дисгармонии, неэффективности или поспособствуют тому, что руководитель будет казаться слабым и неэффективным во свете кажущегося идеализма «нравоучительных разговоров«.6 Однако же, они утверждают, если организация не возьмет в привычку говорить на темы нравственности, она будет страдать моральной амнезией, нравственным нигилизмом, и, в конечном итоге, придет к тому моменту, когда в рамках сложившейся бизнес-культуры нравственные действия станут просто невозможными.

Рекомендуется своего рода «институционализация» этических бесед, чтобы противостоять неэтичным действиям. Чтобы достичь этого, организация должна:

  1. Разрешить обсуждение нравственных проблем и не препятствовать обоснованному инакомыслию, заверив, что инакомыслящие не будут обвиняться, подвергаться критике, отвергаться, или наказываться за свои взгляды.
  2. Сфокусировать внимание на том, с чем согласно большинство (например, дальнесрочные цели и общие этические принципы), чтобы именно эти вопросы стали основополагающими, а различия в частностях — временными и относительными.
  3. Используйте нравственные беседы для выявления проблем и их рассмотрения, для защиты или здоровой критики имеющих место действий, для оправданий и объяснений решений. Однако не злоупотребляйте нравственными беседами, пытаясь использовать их для логического обоснования или объяснения личных разочарований.
  4. Взаимодействуйте друг с другом, делясь личным опытом касательно нравственных проблем. Такое взаимодействие свидетельствует о том, что руководство ищет эффективных и вдумчивых решений проблем, возникающих на почве нравственных вопросов.7

К этому списку можно добавить еще несколько пунктов:

  1. Помните, что решения не являются нравственно нейтральными; могут возникнуть непреднамеренные последствия.
  2. Требуйте определенного уровня бизнес-образования от каждого, планирующего совершать служение в церковной администрации, чтобы неверно понятая терминология не удерживала церковь от внедрения лучших бизнес-практик для достижения организационного порядка.
  3. Делитесь не только отрицательными примерами из сферы бизнеса, но и положительными.

Церковь — Тело Христово

Что же можно сказать о Церкви, общине верующих? Это НЕ бизнес. Это Церковь, Тело Христово! Нельзя смешивать эти два понятия, так как Церковь не может функционировать подобно бизнесу. Члены Церкви не являются сотрудниками, и не могут рассматриваться как таковые. Бизнес-политика в отношении служащих и других заинтересованных сторон не должна применяться к членам Церкви. Возможно, лучшим термином для обозначения членов Церкви будет — «добровольцы, наделенные Божественной силой». Как утверждает один автор, «добровольцам не нужны контракты, им нужны заветы«.8

В чем разница между контрактом и заветом? Контракт — это термин из сферы бизнеса и связан с заключением какой-либо сделки. Доказательством заключения контракта обычно служит правовой документ, подписанный обеими сторонами. Контракт может быть частью отношений, но полноценными отношениями его назвать нельзя. Рассматривая действие, совершенное в рамках договора, человек, вероятно, спросит: «законно ли это действие в соответствии с контрактом?» Или, если посмотреть на ситуацию в контексте Церкви, можно задать вопрос: «находится ли это действие в согласии с Рабочим Курсом»?

Для полноценных отношений необходим завет, и будучи членом Церкви Божией, человек нуждается в подобных отношениях. Завет не является юридическим документом; скорее, он предполагает качественно новые отношения, а не просто заключение сделки. Необходимо понимать природу отношений сторон в таких заветах, как брак или крещение. В сфере завета, кто-то может спросить: «Как предполагаемые действия отразятся на отношениях?» В контексте Божьей Церкви, можно задать вопрос: «В согласии ли это действие с Писанием?». Тем самым подвергается сомнению положительный результат этих действий для Тела Христа, самой Церкви во главе со Христом. Говоря о завете, оскорбительно использовать терминологию контракта и бизнеса. Отношения — это не то, что определяется только юридически. И вопросы, которые задаются относительно предполагаемых действий, не те же самые.

«В статье о близости утверждается, что отношения завета … побуждают к свободе, а не к бессилию. (Они основываются) на общей приверженности идеям, взглядам, ценностям, целям… (Они) открыты для влияния… (Они) отражают единство, благодать и равновесие… (Они способствуют) проявлению открытости к необычному человеку или необычной идее. Отношения завета допускают риски и прощают ошибки.»9

Церковь привлекает человека, потому что там он вступает в отношения любви со Христом через работу Святого Духа, и верит, что Божья Церковь и Его народ, находящийся в ней, разделяет ценности, цели и миссию Христа. В этой среде должны быть доверие, верное управление и равенство, что подвержено, скорее, качественным, а не количественным измерениям.

«Доверие — дитя открытости… Доверие делает возможным объединение разнообразных способностей, необходимых для достижения цели … (Когда есть доверие, а это можно легко определить) разнообразие даров и мнений могут быть даны тем же Духом.»10

Управление требует верности. Церковь благословлена людьми, обладающими дарами Святого Духа, и само их присутствие отражается в обязательствах управления со стороны Церкви и церковной организации — в том, как она использует эти ресурсы, чтобы исполнить великое Евангельское поручение.

Равенство означает, что каждому дается «право на то, чтобы быть нужным, право на вовлеченность, право на информацию и право на понимание«,11 а также право на справедливость. Эти качества должны стать частью завета Церкви.

Что если?

Но что, если церковной организации АСД приходится использовать имеющуюся власть и авторитет, действуя «подобно князьям народов», чтобы управлять церковными общинами верующих? Harvard Business Review призывает лидеров использовать «власть, чтобы влиять на мысли и действия других людей«.12 Подобное понимание власти и авторитета часто приводит к злоупотреблениям и угнетению, когда те, кто у власти пользуются высокими должностями в своих интересах и в ущерб другим. Иисус знает, что это большое искушение, поэтому Он выступает против злоупотребления властью. В контексте просьбы, выраженной матерью Иакова и Иоанна касательно их высокого положения на небесах, Иисус говорит, что она не знает, чего просит. Затем Он продолжает: «вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:25-28).13

Иисус призывает тех, кто жаждет стать великим, заразившись «вирусом княжества»,14 быть слугами. Что это значит?

Дуэйн Элмер предполагает:

«Власть, основанная на библейских ценностях, служит другим, освобождая их. Она признает, что люди несут в себе образ Божий, и обращается с ними так, чтобы этот образ развивался и совершенствовался».15

Макси Дуннан говорит:

«То, каким образом мы служим, держит нас под контролем. Мы выбираем, кому, когда, где и как мы будем служить. Мы за кого-то отвечаем. Иисус призывает нас: быть слугами. Когда мы делаем этот выбор, мы отказываемся от своего права главенствовать над кем-то».16

Комментируя данный отрывок, Элмер утверждает:

«Избрав положение слуги, мы отказываемся от власти, контроля и односторонних решений в пользу слышания, изучения и понимания, принимая решения, отражающие мудрость Бога и Его народа«.17

Исторически, системы правления «князей народов» отражаются в том, что мы называем «божественным правом королей», где проявляется сильнейшее искушение действовать вместо Бога, управляя другими. Такая система была отмечена Михеем в его увещеваниях к народу — он говорил о том, что те «гнушаются правосудием и искривляют все прямое» (Мих.3:9). Иисус ниспровергает структуру ценностей этого мира, и призывает к руководству, где каждый служит «с глубоким смирением, что указывает на должное почтение Бога, себя и других«.18

Заключение

В Божьей Церкви методы ведения бизнеса и политики неуместны, но в церковной организации АСД они имеют важное значение для ясности, согласованности и порядка. Церковь наделяет своих руководителей правом приобретать, использовать и распространять ресурсы Церковной общины для осуществления ее миссии, требующего тщательного управления и организационной структуры для того, чтобы быть успешным в продвижении Евангелия. Для выполнения столь важной работы, подобная структура может содержать в себе как методы ведения бизнеса, так и его терминологию. При всем при этом, она не исключает присущую ей опасность неверного понимания положения, доверенного нам Церковью, ведь мы живем в падшем мире, и сами мы являемся падшими людьми. Иисус знал об этом искушении, и в Мф.20:27 Он наставляет нас: «и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом».

Энн Гибсон имеет докторскую степень в области экономики, является почетным профессором кафедры бухгалтерского учета в Университете Эндрюса, и бывшим деканом школы бизнеса при университете Эндрюса. В настоящее время она является помощником казначея Генеральной Конференции.
По материалам бюллетеня Института библейских исследований

1Walter Raymond Beach and Bert Beverly Beach, Pattern for Progress (Hagerstown, MD: Review and Herald, 1985), 68–69.

2Там же, 69.

3Эллен Г. Уайт, Свидетельства для Церкви (Boise, ID: Pacific Press, 1948), 42.

4Max DePree, Leadership is an Art (New York: Double-day, 1989), 22–23.

5Там же.

6Frederick B. Bird and James A. Waters, «The Moral Muteness of Managers» in On Moral Business, eds. Max L. Stackhouse, Dennis P. McCann, and Shirley J. Roels with Preston N. Williams. Grand Rapids, MI: Eerdmans. 1995), 890.

7Там же, 895–897

8Max DePree, Leadership, 25

9Там же, 51.

Reflection — The BRI newsletter Стр. 11

10 Hugh DePree, Business as Unusual (Zeeland, MI: Her-man Miller, 1986), 3.

11Там же, 5.

12Abraham Zaleznik, «Managers and Leaders,» Harvard Business Review on Leadership, edited by Henry Mintzberg, John P. Kotter and Abraham Zaleznik (Boston: Harvard Business School Press, 1998), 63.

13Курсив автора.

14Elmer, Duane, Cross Cultural Servanthood (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 2006), 172.

15Duane Elmer, Cross Cultural Servanthood (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2006), 171.

16Maxie Dunnam, The Workbook on Spiritual Disciplines (Nashville: Upper Room, 1984), 101.

17Там же, 172.

18Duane Elmer, Cross Cultural Servanthood, 178.

Exit mobile version