Комментарий к уроку субботней школы «Сын Давидов»

Иисус ХристосНиже приведен дополнительный материал к уроку СШ, который учитель сможет использовать для раскрытия темы урока.

Матфей помещает в начале Евангелия значимую для слушателей информацию. Он дает концентрированную информацию об Иисусе, которую раскрывает на протяжении всего Евангелия.

Евангелие — это повествование об Иисусе, и Матфей дает религиозное пояснение того, о Ком он повествует в Евангелии, то есть готовит к восприятию основной информации об Иисусе Христе.

Так же в начале, Матфей акцентирует особый аспект темы, которую он будет раскрывать в своем повествовании, а именно то, что Христос — сын Авраама, сын Давида и имя Эммануил («с нами Бог») указывает на то, что присутствие Иисуса среди своего народа — это присутствие самого Бога — «с нами Бог».

«Родословие Иисуса Христа» — на греческом языке звучит как biblos genesieos вызывает в памяти читателя название первой книги библии Бытие (genesis). Такое начало Евангелия говорит о том, что Ветхий Завет будет играть в нем важную роль.

Фраза родословие (biblos genesieos) также встречается в Быт.2:4 — родословная неба и земли, и в Быт.5:1 — родословная Адама.

Интересно отметить, что родословие несет само в себе радостную весть, указывает на новое начало. Это одна из функций родословной — нести в себе благую весть. К примеру, когда Бог сотворил небо и землю, автор книги Бытие обобщает сделанное Богом (Быт.2:4) «Вот происхождение неба и земли (родословная неба и земли)» — это добрая весть о том, что творение окончено и начинается этап жизни на земле человека в совместном общении с Богом. Из небытия возникла жизнь.

Родословия появляются после историй умножения греха и хаоса. Так в Быт.5 говорится о родословной от Адама до Ноя. Она появляется после повествования о грехопадении и братоубийстве (Быт. 3,4 гл.). Родословие как бы говорит, несмотря на возросший грех, — жизнь продолжается.

Также ближайшее родословие появляется после потопа. Быт.10 «Вот родословие сынов Ноевых». Появление родословия после Потопа также говорит о том, что, несмотря на рост греха (ведущему в небытие), жизнь продолжается.

Как видим, родословие работает указателем на благую весть.

Таким образом, когда читатель встречает у Матфея слова «вот родословие…», он уже настраивается на добрую весть, которая (как покажет дальше Матфей) указывает на Иисуса Христа.

Сын Авраама

Слова «Сына Авраама» напоминают нам обетование, данное о его сыне (пророческое обетование) — «и благословятся в семени твоем все народы земли…» (Быт.22:18). Иисус является семенем Авраама, в котором благословятся все народы.

Этим Матфей говорит, что пришло время присоединиться к Божьему спасению и другим народам. Т.е. спасение выходит за пределы народа Израильского — с пришествием Христа благословляются все народы земли.

Сын Давида

Матфей, обращается к читателям, состоящим из еврейских христиан. Учитывая свою аудиторию, Матфей сознательно ведет свое повествование с опорой на Ветхий Завет, выделяя Авраама, отца еврейского народа, и царя Давида.

Давид выступает прототипом, ожидаемого иудеями мессианского царя.

«Сравнение с данными Ветхого Завета показывает, что Матфей намеренно исключает три поколения царей из династии Давида, чтобы получить три раздела родословия по четырнадцать поколений в каждом. Этот счет по четырнадцати усиливает акцент на Давиде, как прототипе мессианского царя, то есть Иисуса, потому что Давид в родословном перечне стоит на четырнадцатом месте, и потому что сумма числовых значений еврейских согласных в его имени равна четырнадцати: д (4) + в (6) + д (4) = Д[а]в[и]д (14) (Матфей писал до изобретения арабских цифр и до введения гласных в еврейскую письменность)».

Матфею мало сказать, что Христос сын Давида, он эту идею подчеркивает цифрой 14. Матфей делает эмфазу, заставляет читателя не пройти мимо мысли о том, что Христос прямой царственный потомок Давида. Он Царственный Мессия.

Женщины в родословной

«С помощью необычного упоминания в родословии четырех женщин до Марии его еврейская окрашенность разбавляется нееврейскими оттенками, так как из этих женщин три имели языческое происхождение (Фамарь, Раав и Руфь), а четвертая была женой не еврея (поэтому она обозначена как „бывшая за Уриею“, а не названа своим еврейским именем „Вирсавия“). Этот мотив нееврейства предвосхищает тему ученичества всех народов в конце Евангелия от Матфея (28:18-20)».

Обратим внимание также на то, каких женщин из истории Израиля включает в родословную Матфей. Он мог включить в родословную таких уважаемых женщин как Сарра, Ревека, Рахиль и др. Но, напротив, Матфей упоминает Фамарь, Раав, Руфь и бывшую за Уриею.

Чем примечательны эти женщины? Если вспомнить их истории, то увидим, что все они имели, мягко говоря, «непримерное» поведение. Фамарь вступает в половые отношения со своим свекром — Иудой (Быт. 38гл.); Рахав (Раав) — была блудницей (Иис.Нав. 2 гл.); Руфь легла ночью в ноги Вооза (Руфь 4:7-8); бывшая за Уриею (Вирсавия) — согрешила с Давидом. Матфей сознательно вводит в родословие Христа не уважаемых женщин, а женщин со скандальным поведением — грешниц. Этим он показывает, что Бог принимает людей со всеми их грехами и готов жить и работать с ними. Ведь Он спасает людей своих от грехов их.

Имя Эммануил

Эммануил — «с нами Бог». Тема присутствия «Бога с нами» проявляется уже в первой главе — в присутствии Святого Духа, который не являл себя среди Израиля в течении 400 лет (со времени служения последнего ветхозаветного пророка Малахии). Поэтому читатель Евангелия (иудей) испытывал особую радость от того, что Дух Божий вернулся в Свой народ. Читатель понимает — теперь Бог с нами.

Дальше тема присутствия Бога среди верующих показана в Мф.18:20, где Иисус говорит, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» — Христос, как Эммануил (С нами Бог), находится среди собрания верующих во имя Его людей.

Наконец, в Мф.28:20 Христос говорит: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». То есть, в имени Христа «Эммануил» заложена идея Его пребывания с нами до конца дней нашей жизни (моей и вашей жизни), и до окончания дней земной истории Он с нами.

Каким способом Он пребывает с нами? — когда перечитываешь Евангелие от Матфея видно, что Христос научает, исцеляет, воскрешает, освобождает от бесов, а также защищает, насыщает и пр.

Итог

Итак, рождение Иисуса Христа — это Благая Весть, о чем говорит наличие родословной (родословная — как указатель начала новой жизни).

Благая Весть заключается в том, что Иисус — сын Авраамов и в Нем благословятся все народы, а не только израильтяне.

Также Христос — сын Давидов, что указывает на то что Он ожидаемый Мессия-Царь. Пророчества сбылись.

Упоминание женщин с греховным поведением говорит о Боге, Который не стыдится общения с грешниками, принимает их и спасает.

И с самого начала Матфей заявляет, что Бог с нами. И Он с нами «до скончания века».

Иисус Царь, Мессия, Спаситель всех народов.

Эти вышеупомянутые темы Матфей будет развивать в своем Евангелии.

Пастор Вячеслав Козлов

Exit mobile version