Дж.Найт. Наш ответ на вызов проповеди в городах

Современный мегаполисАдвентизм и городская среда не очень хорошо совмещаются друг с другом. Но благодаря недавним инициативам, таким как «Миссия в больших городах», кое-что начинает меняться.

Как мы начинали?

Общество XIX столетия, в котором зародился адвентизм, находился под большим влиянием идеалов Томаса Джефферсона, который видел Америку прежде всего, как аграрную страну, населенную по преимуществу мелкими, независимыми фермерами. Именно в этой среде были популярны идеи миллеритов. Потребовалось упорство и изобретательность Джошуа Хаймса, чтобы фермер Уильям Миллер решился пойти в такие места, как Нью-Йорк и Филадельфия.

Но Хаймс не присоединился к адвентистам седьмого дня. Хотя, наверное, нашим пионерам для проникновения в города были бы полезны передовые идеи и финансовые возможности этого человека. Сами они были сельскими жителями и их евангелизационный стиль хорошо зарекомендовал себя именно в этих местах.

В те времена адвентистский евангелист приезжал в деревню, в которой уже проживала семья адвентистов и размещал объявления о встречах, которые проводились в местной школе. Часто используемые провокационные названия — «Какой день является субботой Господней?» или «Что происходит с человеком после смерти?» — становились вызовом местному духовенству. Споры, которые это вызывало, привлекали большой интерес. В отсутствии привычных нам сегодня развлекательных мероприятий, дебаты между двумя проповедниками были лучшим шоу для местных жителей.

Такая тактика очень хорошо работа в небольших городках Соединенных Штатов. В больших городах для привлечения внимания требовалось нечто большее, чем заголовок проповеди на доске объявлений. В результате в XIX веке адвентизм был явно более распространен в глубинке, чем в густонаселенных районах. Кроме того, общим для протестантов был страх перед опасностями большого города, где люди легко подвергались моральному разложению и порокам.

Для адвентистов тот факт, что Э.Уайт разделяла взгляды Томаса Джефферсона на социальное устройство общества, стал еще одной причиной для того, чтобы избегать городов с их коррупцией, мошенничеством и угрозами для здоровья. В противовес этому, она подчеркивала духовное развитие личности, которому более способствует атмосфера природы.

Как менялось наше отношение? Три этапа

Призыв трехангельской вести проповедовать «всякому колену, языку и народу» (Откр 14:6) внес существенные изменения в представления адвентистов о евангелизации городов. Они понимали, что их достижение является необходимостью.

Первая масштабная попытка состоялась в начале 1880-х годов. Хаскеллом и другими пионерами были организованы миссии в Нью-Йорке, Чикаго и Сан-Франциско. Это миссии представляли собой помещения для проведения публичных лекций и жилые комнаты для сотрудников, которые занимались распространением литературы и приглашений на встречи. Заинтересовавшихся объединяли под эгидой Субботней школы, которая становилась ядром новых общин. К сожалению, содержание таких миссий превышало финансовые возможности конференций и лишь немногие из них продолжили свое существование после 1880-х. Тем менее, благодаря им к адвентистам стали присоединяться жители городов, хотя и в небольшом количестве.

Вторая волна адвентистской миссии в городах имела место в 1890-е годы, в многом благодаря усилиям Джона Келлога и медико-миссионерской ассоциации. Эти миссии были в большей степени ориентированы на малоимущие слои населения и улучшению материального благосостояния уделяли больше внимания, чем евангелизации. И тем не менее, они стимулируют рост численности общины в городах.

Третий этап пришелся на первое десятилетие XX века и связан с призывом Э.Уайт достигать мало охваченных вестью жителей больших городов в США. Она предложила два подхода к евангелизации больших городов. Более известен первый подход, названный «форпостом евангелизации». Согласно этой модели адвентистские учреждения должны располагаться вблизи мегаполисов, но сотрудникам не стоит жить в городах. Из этих «застав» они должны обращаться с «вестью предупреждения» в городах и устанавливать в них «напоминания о Боге». Во второй модели, Э.Уайт предлагала адвентистам переезжать в города, чтобы работать среди соседей и «возвышать Иисуса».

Интересно, что известность получила только модель форпостов. Но в первые годы XX столетия Э.Уайт была захвачена идеей достижения городских центров. К 1910 г она была так расстроена отсутствием прогресса в городах, что даже поставила под сомнение авторитет президента Генеральной конференции Артура Даниэльса, сделав предположение, что его недостаточный интерес к евангелизации городов говорит о его недостаточной квалификации. Она даже зашла настолько далеко, что отказаться встречаться с ним, пока не будет разработана активная стратегия евангелизации городов.

Где мы сейчас?

В силу распространения масштабов евангельской работы и свидетельств Э.Уайт работа в городах продвигалась, но не столь масштабно, как это могло бы быть. К 2016 г адвентизм все еще не избавился от некоторого антиурбанистического уклона, а в некоторых городах до сих пор остаются «адвентистские пустыни».

В Северной Америке большинство адвентистов в таких городах как Нью-Йорк и Майами являются иммигрантами. Одна из наиболее сложных задач, стоящих перед церковью — это достижение коренных жителей мегаполисов.

Мы имеем определённый успех в таких городах как Сан-Паулу в Бразилии и Сидней в Австралии. Но любом случае, адвентизм продолжает быть полностью приверженным данной нам Богом задаче нести весть «всякому племени и колену, и языку и народу», не исключая населения больших городов.

Джордж Найт.
Источник: AdventistReview.org
Перевод mosadvent.ru

Exit mobile version