Комментарий к уроку субботней школы «Конец»

Иов и его друзья. Илья РепинОколо двух месяцев назад я начал читать комментарий на книгу Иова, чтобы лучше подготовиться к этому квартала. В предисловии к комментарию было написано: «читайте сначала книгу Иова, а потом этот комментарий». Это уже говорило о том, что комментарий хорош.

Поэтому первое, о чем хотелось бы сказать в начале этого квартала. Давайте читать сперва текст книги Иова, а уже потом — пособие по Субботней Школе.

О спойлерах

Спойлер (жарг. от англ. spoil — «портить») — в кино, компьютерных играх, литературе — преждевременно раскрытая важная сюжетная информация, которая разрушает задуманную авторами интригу, не даёт её пережить, прочувствовать самостоятельно и, соответственно, лишает зрителя/игрока/читателя некоторой части удовольствия от этого сюжета, чем портит впечатление от него. Помимо раскрытия сюжетной информации, спойлер может быть эмоциональным. Эмоциональный спойлер — разновидность информационного спойлера, характеризующийся преждевременным раскрытием предстоящих эмоций, времени и места их переживания. (источник).

Начинать исследование книги Иова с последней главы — это, возможно, хорошая идея с точки зрения доктрины, это возможность заранее узнать, кто был более прав. Но, зная конец, мы теряем возможность прочувствовать «раскрытие предстоящих эмоций, времени и места их переживания». Нам трудно понять, что чувствовал, переживал, думал Иов, оценить глубину его терзаний. Ведь он не знал не только, чем закончится его история, но и чем она началась. Да, окончание произведения — это важно. Но если мы хотим понять замысел автора книги, нужно читать материал в той последовательности, которую дает автор.

Поэтому второе, о чем я хотел бы сказать вначале этого квартала — давайте читать и анализировать главы книги Иова в той последовательности, в которой они написаны автором.

Иов 14:14,15

Излагаю этот отрывок с тяжелым сердцем. Во-первых, как я уже сказал, мне бы не хотелось трогать 14 главу, не проаналировав первые 13. Во вторых, мне очень нравится Клиффорд Гольдштейн. Книги «Остаток», «1844» и «Неверные Весы» — это потрясающие вещи. Мне не нравится, когда приходится говорить, что автор пособия — неправ.

Но давайте разберемся. Хотя — если не хотите спойлеров — не читайте дальше.

5 Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет,
6 то уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего. (Job 14:5-6 RSO)

В этих текстах Иов сравнивает человеческую жизнь с трудом наемника. Он предлагает Богу оставить себя (Иова) в покое. Он хочет передышки от мучений, пока его жизнь не кончится. В принципе, с самого начала своих жалоб, Иов взывает о смерти.

7 Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут:
8 если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли,
9 но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное.
10 А человек умирает и распадается; отошел, и где он?
11 Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает:
12 так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. (Job 14:7-12 RSO)

Здесь Иов сравнивает человека с деревом. И не просто сравнивает, а противопоставляет. Иов говорит, что дерево может ожить, пустить новые ветви. А человек — нет.

13 О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!
14 Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена. (Job 14:13-14 RSO)

Иов не говорит о том, что есть жизнь после смерти. И «смена», которую ждет Иов — это никакая не смена надежды. Иов говорит о «моей смене». Смотрим контекст — начало отрывка. Иов сравнивает свою жизнь с жизнью наемника. И говорит, что он ждет, пока придет его смена — то есть пока жизнь закончится.

15 Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ, и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих;

16 ибо тогда Ты исчислял бы шаги мои и не подстерегал бы греха моего;
17 в свитке было бы запечатано беззаконие мое, и Ты закрыл бы вину мою. (Job 14:15-17 RSO)

В этих текстах Иов говорит о том, как бы он хотел, чтобы прошла его жизнь. Он хочет, чтобы воскресение и жизнь в гармонии с Богом была. Но…

18 Но гора, падая, разрушается, и скала сходит с места своего;
19 вода стирает камни; разлив ее смывает земную пыль: так и надежду человека Ты уничтожаешь.
20 Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лицо и отсылаешь его. (Job 14:18-20 RSO)

21 В чести ли дети его— он не знает, унижены ли— он не замечает;
22 но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает. (Job 14:21-22 RSO)

Истолковывать 14 и 15 текст как надежду на воскресенье и жизнь в вечности только на основании слова «смена» — это явный перекос. Иов противопоставляет надежду дерева безнадежности человека. Иов прямо заявляет, что Бог уничтожает его надежду. Тексты 14 — 17 — это мечта Иова о том, что было бы если бы…

Говорю ли я о том, что не верю в воскресенье и вечную жизнь? Нет.

Но у меня есть большие сомнения, что Иов читал книгу Даниила, и я совершенно уверен, что Иов не читал Новый Завет. Мнение Иова — это не всегда мнение Бога.

Поэтому третье, о чем я хотел бы сказать вначале этого квартала. Давайте не будем забывать, что не в каждой книге Библии обязательно должны быть все 28 доктрин. Давайте попытаемся понять, что хочет сказать нам автор, а не подгонять текст под наши идеи, даже если идеи — правильные и хорошие.

Книга Иова — удивительная книга, потрясающая, очень нужная и актуальная. Пусть Бог откроет наши глаза и сердце понять и принять то, что хотел нам сказать автор этой книги.

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version