Цифровые технологии и жизнь христианина

Христианин и цифровые технологииДанная статья предлагает читателю некоторые мысли относительно цифровых технологий, и говорит о том, что нам и нашу жизнь, наполненную достижениями современности, следует предать в руки Иисуса Христа. Естественно, цифровые технологии привносят в жизнь больше удобств и радости. Благодаря интернету, наши цифровые устройства, такие как компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и т.д. очень легко соединяют нас друг с другом и дают доступ к любой информации. Только лишь социальная сеть Facebook насчитывает 1, 4 миллиарда пользователей.1 Если бы это была страна,2 она была бы самой огромной в мире.

Действительно, век цифровых технологий привнес в жизнь людей множество привилегий; он легко предоставляет доступ к огромному количеству информации, соединяет людей такими способами, о каких в прошлом даже не мечтали, и облегчает любую работу. Конечно, это большая привилегия — жить в веке цифровых технологий и наслаждаться всеми преимуществами, которые они привносят во все сферы нашей жизни. Однако подобные преимущества не проходят бесследно, так как замысловатые устройства в совокупности с разрастающимися щупальцами Всемирной паутины меняют нас, наш мир и наши взаимоотношения. Нам следует серьезно задуматься о том, каким образом наслаждаться благословениями цифрового века без вреда для себя. Данная статья предлагает подумать над богословскими, философскими и этическими аспектами современных технологий. В заключении будут представлены некоторые практические соображения относительно того, как управлять нашей жизнью, подверженной новшествам технологии, оставаясь при этом верными Богу.

Богословие и технологии

Термин «технология» означает: «средства, которые создает человек для того, чтобы заставить работать созданный им искусственно мир«,3 и тем самым облегчить свое существование под солнцем. Технологии, как таковые, появились благодаря креативности, данной Богом человеку, а потому сами по себе не должны рассматриваться как зло. Сотворенные по образу Божьему, мы обладаем способностью преобразовывать мир способами, недоступными для других творений. Поэтому, начиная с Эдемского сада, человеку была дана возможность создавать то, что делало бы его жизнь более комфортной, радостной и эффективной. Все началось с того самого момента, когда Бог поместил Адама «в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Но, до того как был сотворен Адам, Писание говорит о том, что «не было человека для возделывания земли» (Быт. 2:5). Возделывание земли, предполагающее использование инструментов, а, следовательно, определенной технологии, описывается как необходимое и положительное дело. Поэтому, «Адаму предстояло использовать ’естественную’ природу (сотворенную Богом) и превратить ее в нечто другое — не совсем ’естественное’, но одобренное Богом».4 Затем появились различные технологии, помогающие людям лучше выполнять миссию, данную Богом человеку — ухаживать за землей и заботиться о творении.

Впоследствии, появление греха разрушило не только само творение, но и оказало пагубное влияние на творческие и технологические произведения человеческой активности. Технологии стали противоречивыми, и начали использоваться в тех случаях, которые «не только усиливали потенциал для блага, но и для вреда«.5 И действительно, технологии могут служить как средство культивирования земли для поддержания жизни, а могут превратиться в оружие, разрушающее жизнь. Технологии могут стать благословением для человека: как, например, изобретения, спасающие жизни — о чем может засвидетельствовать современная медицина, а могут производить ядерные бомбы, несущие разрушение и смерть. Однако, несмотря на риск и опасность, технология является произведением человеческой креативности, которая представляет собой один из аспектов образа Божьего. Тот факт, что первые технологические разработки, отмеченные в Библии, имели место среди потомков Каина (Быт. 4:17-22), не лишает технологию законной силы. Как показано в Библии, технология, выражаемая в форме жертвенников, тарелок, чаш, кувшинов, котлов, светильников и т.д., была такой же неотъемлемой частью святилища/храма, как и само ритуальное служение, совершаемое в нем (Исх. 25:29; 1 Пар. 28:11-21). В своей обыденной жизни, израильтяне не чурались использования технологий; так, они пошли к филистимлянам, чтобы заточить свои инструменты, так как те обладали технологическим опытом в работе с железом (1 Цар. 13:20). При постройке храма Соломон использовал опыт Хирама из Тира, который «владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди» (3 Цар. 7:14). Апостолы и ранние христиане пользовались последними технологическими достижениями, чтобы ускорить распространение вести Евангелия. Они использовали лучшие транспортные средства, доступные в то время и, без колебания приняли кодекс (деревянные дощечки, намазанные воском, предназначенные для письма, и в своем соединении составляющие книгу, в отличие от свитка. Прим. ред.) — последнюю на то время технологию письма, чтобы записывать, сохранять и передавать Слово Божье.6 И действительно, апостольская церковь всегда выражала готовность использовать самые эффективные технологии для продвижения работы Божьей.

Удивительно, что некоторые эсхатологические пророчества Ветхого Завета представляли мессианское время как эпоху, когда особую роль будет играть технология. Так, оружие, созданное для разрушения жизни, превращается в поддерживающие жизнь земледельческие инструменты (Ис. 2:4; 60:17, 18; Мих. 4:3). В заключительном пророчестве Священного Писания, город, являющийся символом технологических достижений человечества, становится местом обитания Бога и Агнца. Так и золотые улицы, выложенные драгоценными камнями, являются символами технологической креативности (Откр. 21:1-22:5).

Итак, технологией не следует пренебрегать, избегать и отвергать ее якобы на библейских основаниях; напротив, ее необходимо с осторожностью использовать, как на протяжении истории и поступал народ Божий.

Философский аспект современных технологий

Согласно некоторым теориям, технологии можно условно разделить на четыре категории: (1) те, что дополняют или расширяют наши врожденные способности: пахота, шитье и средства передвижения; (2) те, что расширяют возможности чувственного восприятия: микроскоп, усилитель; (3) те, что придают другую форму природе, чтобы лучше служить нашим нуждам или желаниям: водохранилище, оросительная система; и (4) те, что расширяют или поддерживают наши интеллектуальные возможности — техническое оборудование, чтобы собирать информацию, воплощать идеи, делиться знаниями, осуществлять подсчеты и развивать память — книги, газеты и компьютеры.7

В зависимости от того, какое воздействие на жизнь человека могут оказывать технологии, их следует рассматривать с позиции двух основных философских направлений: инструментализма и детерминизма. Инструментализм придерживается того, что предметы, созданные человеком, являются просто нейтральными инструментами, находящимися под контролем того, кто их использует. Соответственно данному взгляду, все технические устройства — всего лишь инструменты в наших руках, подчиненные той пользе, которую мы в них заложили.8 С другой стороны, детерминизм утверждает, что технология не в коем случае не является нейтральной. Она формирует пользователей и заставляет их прийти к заранее установленным целям. Как это часто бывает, истина находится где-то посередине. Хотя инструментальный взгляд на технологию может показаться более интуитивным и самоочевидным, не следует забывать о том, что технологии, и, коли на то пошло, цифровые технологии несут с собой свои, присущие им ценности. Исследователи в области теории коммуникации уже не раз предупреждали, что технологии заключают в себе те ценности, которые заложены в них их разработчиками.9 Маршалл МакЛюэн утверждал: «Само средство коммуникации уже является вестью»,10 и его слова повторяются сегодня многими теоретиками СМИ.11 Было наглядно отмечено, что технологические ресурсы, возникшие за последние несколько десятилетий, в данный момент меняют наше мышление.12

Сейчас кажется вполне очевидным, что технологические новшества входят в нашу жизнь с заранее определенными ценностями, заложенными в них. Один теоретик высказался по данному вопросу следующим образом: «Каждая вещь технологического прогресса несет в себе идеологическую предвзятость — способность выстраивать свой мир, то есть сравнивать одну вещь с другой, ценить одну вещь более другой, развивать один навык, чувство или отношение более скрупулёзно, чем другие».13 Тот же автор продолжает: «Новые технологии изменили структуру наших интересов — вещей, о которых мы думаем. Они изменили и характер наших интересов: вещей, с которыми мы думаем«.14 Например, сотовые телефоны изначально были разработаны для того, чтобы менеджеры могли соединиться с другими служащими. Когда сотовые телефоны обрели популярность, они превратили большинство пользователей в «менеджеров», даже во время семейного ужина или служения в церкви. Стало вполне очевидно, что каждая технология приносит не только пользу, но и проблемы, для решения которых необходимы все новые и новые технологии. Много лет назад Фрейд, в шутливой форме, заметил: «Если бы не было железной дороги, чтобы преодолевать расстояния, мой ребенок никогда не покинул бы свой родной городок и мне не понадобился бы телефон, чтобы услышать его голос; если бы не было изобретено путешествие по океану на корабле, мой друг никогда не отправился бы в плавание, и мне не понадобился бы кабель, чтобы перестать беспокоиться о нем«.15

Размышляя над преимуществами и бременем технологических изобретений, трудно не согласиться с Фрейдом. Кажется, что каждая новая технология дает преимущества, но она же создает и проблемы, которые, в свою очередь, чтобы противостоять нежелательным последствиям, требуют более новых технологий. К примеру, технологии, освободившие человека от физического труда, в конце концов привели к необходимости создания другой технологии — беговой дорожки, чтобы смягчить негативный эффект от сидячего образа жизни. Благая весть заключается в том, что проблемы, связанные с вхождением электронных девайсов в нашу жизнь, можно смягчить, если использовать их во славу Божью. Далее я попытаюсь выявить некоторые этические принципы, следуя которым мы сможем справиться с нашей зависимой от электронных девайсов жизнью.

Этические соображения по поводу современных технологий

Согласно одному автору, восприятие технологии обществом сводится в основном к трем вариантам: первый — «все, что уже существовало в мире, когда вы родились, естественно и нормально», второй — «все, что было изобретено до того, как вам исполнилось тридцать, чрезвычайно удивительно и креативно, и, конечно же, навряд ли без всего этого вы бы сделали себе карьеру». Третий — «все, что изобретено после того, как вам исполнилось тридцать — идет против естественного порядка вещей и является началом конца цивилизации, какой вы знали ее лет десять назад, и когда все казалось еще нормальным«.16

Тем не менее, к какой группе человек бы не принадлежал, чрезвычайно трудно сегодня жить без интернета или мобильного устройства. Человек, лишившийся мобильного устройства, может выражать тревогу. Девять из десяти человек в возрасте до тридцати лет, страдают от «номофобии», панического страха перед потерей мобильного телефона.17 В нашей культуре все шире распространяется роль цифровых девайсов и интернета, поэтому человеку все труднее отделить свою духовную жизнь от жизни, зависимой от технологий. То, как мы ведем себя в виртуальном пространстве, оказывает влияние на нашу реальную (телесную) жизнь,18 и, как следствие, на наши отношения с Иисусом. В дальнейшем мы отметим, что преимуществам жизни в век технологического прогресса сопутствуют этические трудности, требующие пристального внимания. Чтобы прославить Иисуса в нашем опыте использования технологий, будет полезно узнать, какую роль в нем играют эффективность, доступность, информация, коммуникация, ответственность, конфиденциальность, служение и мудрость.

Эффективность

Цифровые технологии выполняют функцию экономии времени, так как могут быстро и эффективно организовать выполнение задач, предоставив доступ к огромному объему информации. Однако зачастую они могут служить и расточителем времени. То, что вначале рассматривалось как поиск информации, очень быстро может стать рассеянным, пустым «хождением» от ссылки к ссылке, проверке социальных сетей или обновлению сообщений. В результате, преимущество цифровых технологий может стать недостатком, ввиду тех искушений, которые они в себе содержат. Трата времени на ненужные мелочи, вместо изучения Библии, размышлений и здоровой посвященной жизни является большой проблемой века цифровых технологий; это вопрос управления временем, требующий серьезного рассмотрения. Итак, при использовании цифровых устройств нам следует помнить о том, что правильное распределение времени может стать очень серьезной проблемой. Сегодня, как никогда раньше, совет, записанный в Библии, звучит особенно актуально: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15, 16).

Доступность

Многие приложения, веб-сайты и другое программное обеспечение предоставляют доступ к Слову Божьему в любом месте и при любых обстоятельствах, так, что многие прихожане предпочитают читать в церкви Библию со своих гаджетов, нежели с печатной версии. Однако кроме Библии наши гаджеты обычно содержат множество других приложений, а в некоторых случаях и интернет. Таким образом, во время служения возникает соблазн войти в сеть, просмотреть почту и полистать социальные сети. Древние израильтяне сталкивались с постоянным искушением заменить поклонение истинному Богу на языческие ритуалы, проводимые на высотных местах и у священных дерев. Сегодня же подобные искушения, отвлекающие человека от истинного поклонения, можно назвать «iGods«19. Тем не менее, первая заповедь напоминает нам: «да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20:3).

Информация

Одним из главных преимуществ цифровых технологий является быстрый доступ к необходимой базе данных и информации. Любой объем информации можно найти довольно быстро, и потому необходимость в дальнейшем поиске отпадает. Подобный быстрый поиск может негативно повлиять на способность глубоко мыслить и концентрироваться на определенной теме.20 Вот что говорит по этому поводу один христианский автор: «Те, кто проводит много времени за чтением серьезных книг, имеет тенденцию к совершенствованию в данной области. Подобным образом, разум тех, кто тратит дни на восприятие пустой информации, такой как текстовые сообщения или обновление статусов, сужается лишь до выполнения подобных примитивных действий. Так же как сложно одновременно усвоить бег на длительные дистанции и поднимать тяжелый вес с помощью ног, эти два умственных занятия в какой-то степени взаимоисключают друг друга«.21

Недавние исследования показали, что в результате пользования цифровыми технологиями продолжительность концентрации внимания человека упала с 12 секунд, как было отмечено в 2000 году, до всего 8 секунд (даже меньше, чем у золотой рыбки, продолжительность концентрации внимания которой составляет в среднем девять секунд).22 Кроме того, мы начали пренебрегать запоминаем библейских текстов, так как теперь их всегда можно с легкостью найти в гаджетах. Зная о подобных рисках, нам следует стремиться к более глубоким размышлениям и обдумыванию, чтобы отношение к Слову Божьему оставалось почтительным. Поверхностное мышление неизбежно приводит к поверхностной жизни.23 Когда в следующий раз мы воспользуемся нашими гаджетами, давайте вспомним слова, сказанные Богом Иисусу Навину: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1:8).

Коммуникация

Цифровые технологии позволяют нам общаться друг с другом, устанавливать отношения и основывать дружбу и связь, которая, в противном случае, была бы невозможна. Церковь тоже пользуется преимуществами цифровых технологий, преодолевая огромные географические территории в распространении вести Евангелия и проводя различные евангельские программы для многих людей, которые, в противном случае, не смогли бы принять в них участия. К сожалению, некоторые предпочитают «присутствовать» на служении, не выходя из дома — за компьютером, вместо того, чтобы пойти в церковь и насладиться общением с другими верующими. Такая практика лишает человека привилегии испытывать физическое присутствие других верующих и всей ответственности, возникающей в истинном церковном сообществе. Виртуальное служение, хотя и допустимо в крайних обстоятельствах, никогда не заменит благословений физического присутствия в церкви. Мы были созданы для личного общения и реальной связи с Богом и нашими собратьями. Интересно, что хотя апостол Иоанн часто использовал технологию письма для общения с церковью, он понимал, что личная встреча будет гораздо лучше и полезнее: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 12). Акцентируя внимание на уникальной ценности личного общения, Библия говорит, что однажды мы увидим Господа лицом к лицу (Мф. 5:8; 1 Кор. 13:12; 1 Ин. 3:2). Книга Откровение оканчивается напоминанием о том, что в Новом Иерусалиме искупленные увидят лицо Бога (Откр. 22:4).

Неприкосновенность частной жизни

Нам следует помнить, что когда мы пользуемся интернетом, мы всегда оставляем за собой так называемые «следы», показывая наши покупки, поиск, фотографии, интересы и многое другое. Наши поисковые системы могут знать о нас больше супруга, пастора или психолога. Если журнал наших поисков показывает то, чем наполнены наши сердца, то наши гаджеты говорят, где мы были. Один христианский автор описывает данную ситуацию следующим образом: «Я потратил несколько минут, прочитывая заголовки на новостном сайте. Я просмотрел последний блог статей, коллекционируемых моим RSS reader и проверил Facebook, чтобы посмотреть, как обстоят дела у моих друзей. Даже совершив эти безобидные действия, я оставил за собой «тропу данных». Компании, предоставляющие мне сотовую связь, могут отследить меня, когда я иду от дома в кафе, и даже сейчас они могут определить мое местонахождение в пределах нескольких метров — как раз достаточных для того, чтобы узнать, что я нахожусь именно в этом здании. Несколько минут назад мой iPhone отправил компании Apple двенадцатичасовую информацию, основанную на GPS, связи WiFi, и телефонных вышек. Facebook знает интернет-адреса, на которые я с него заходил, какой компьютер я использую, какие новостные ленты мне были показаны, и что ни одну из них я не просмотрел. Google знает, какие блоги я просматривал утром, и на какие сайты я заходил. MasterCard знает, где я нахожусь — или, по крайней мере, они знают, где я был пятнадцать минут назад, так как к ним поступили сведения о моих только что совершенных покупках (скажем, я купил вполне неплохой сэндвич с яичницей). Камера наблюдения в банке записала меня, когда я вкладывал чек в банкомате. Все эти данные где-то отмечаются и сохраняются. И скорее всего эти данные будут храниться постоянно. Если какие-то данные исчезнут, это будет скорее исключением из правил.24

Итак, хоть у нас и складывается впечатление будто бы то, что мы делаем онлайн — лично, наша жизнь сегодня обнажена перед общественностью больше, чем когда-либо ранее. С такой «видимостью» мы можем как прославить, так и опорочить имя Божье. Итак, когда мы пользуемся таким полезным, хотя и потенциально рискованным инструментом, как интернет, нам следует помнить слова Павла: «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2)

Поклонение

Еще один вопрос, заслуживающий рассмотрения, касается все возрастающего спроса на использование электронных Библий в церкви, в особенности среди молодых людей так называемого «цифрового поколения«.25 Более старшее поколение членов церкви в подобной ситуации могут чувствовать себя некомфортно. В конце концов, образ верного христианина соответствует тому, что тот приносит в церковь печатную Библию. Однако более пристальное рассмотрение некоторых исторических развитий предостерегает нас от какой-либо догматической позиции. В этом отношении, нужно помнить о том, что со времен Моисея до Откровения верующий человек очень редко мог позволить себе владеть личной копией Священного Писания. Верующие встречались со Словом Божьим, когда собирались для поклонения в храме, синагогах и молитвенных домах. Переписанные от руки книги были настолько дорогими, что позволить их себе могли только священники, раввины и другие религиозные лидеры, и то зачастую они предназначались для пользования всей общины. С изобретением печатного станка семьи смогли приобретать копии Священного Писания. Но только лишь в двадцатом веке, каждый желающий смог стать обладателем Библии и, соответственно, брать ее с собой в Церковь.26 Таким образом, нет никаких исторических или теологических оснований, отвергающих один способ носителя данных в пользу другого. Кто-то может считать, что печатная версия Библии заключает в себе большую силу, поскольку способствует усилению вести. С другой стороны, электронной Библии зачастую приходится «соревноваться» с другими приложениями на том же гаджете. Как уже упоминалось выше, те, кто выбирает электронную Библию, подвержены риску отвлечь свое внимание в большей степени. Несмотря на эти рассуждения, нам не следует ограничивать Библию рамками какой-то конкретной ее версии. Кроме того, нам следует акцентировать внимание на поощрении молодежи изучать Библию, будь она в электронном или печатном формате. В конце концов, Слово Божие, сохраненное ли на манускрипте, напечатанное или электронное — «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

Мудрость

Будучи самой притягательной и революционной коммуникативной технологией, интернет содержит в себе сочетание книги, радио, фотографии, телеграфа, телевидения, телефона и т.д. Такая мощная технология, доступная нам благодаря электронным устройствам, создает чувство неограниченной власти над какой бы то ни было интересующей нас информацией. В отличие от большинства предыдущих технологий, интернет можно сравнить с дорогой с двусторонним движением. Пользователь может совершать и обратные действия — отвечать, рассылать сообщения без всякой необходимости в их тщательной оценке. Следовательно, как признает один исследователь, «эта технология подрывает структуру знаний, установленную столетиями печатного дела (редакционные указания, экспертные оценки, государственное или церковное одобрение и так далее)».27 Для того чтобы правильно обращаться с таким огромным объемом информации, необходимо распознавать истину среди заблуждения способами, которые не могли предвидеть предыдущие технологии.28

Полезно знать, что поисковые системы, к примеру, определяют истину по принципу актуальности, а википедия по согласованности. Как отметил один христианский автор, существенный вопрос заключается «не в том, что википедия или поисковая система хороша или плоха. Вопрос заключается в истинности, в том, каким образом технологии изменяют саму концепцию истины. То же произошло и с появлением фотографии. В печатном веке мы верили тому, что читали. Но в веке фотографии, веке изображений, мы решили, что одна картинка стоит тысячи слов — то есть изображение стало более весомо и авторитетно в сфере истинности. Мы начали верить тому, что видим, а не тому, что читаем, зачастую требуя визуального доказательства прежде, чем мы поверим чему-либо. На каком-то этапе изображение изменило то, каким образом мы понимаем истину».29

Все происходящее радикально меняет концепцию истины и наши представления об авторитете. Тот же автор предупреждает, что мы как «христиане знаем, что подобный путь приведет лишь к смерти. Знание и истина не могут быть демократизированы; они проистекают от Бога, Который есть истина. Так как мы создаем и используем цифровые технологии, подобно википедии и поисковым системам, для того, чтобы иметь доступ к информации, мы не должны позволять им пересотворить нас по их образу и подобию«.30

Итак, для того чтобы лучше осознать полезность и ограничения интернета, и сопутствующих ему технических девайсов, мы можем применить модель, разделяющую то, что содержится в человеческом разуме на пять категорий: факты (символы), информация (обработанные данные, отвечающие на вопросы кто, что, где и когда), знание (применение фактов, отвечая на вопрос «как»), понимание (оценка ответа на вопрос «почему») и мудрость (оценка понимания).31 Технология может быть полезной, когда мы пытаемся овладеть первыми двумя или тремя категориями. Но никакая технология не сможет заменить человеческий разум, когда дело касается понимания и мудрости. Сегодня наметилась тенденция путать факты, информацию и знания с пониманием и мудростью. Для работы с обширным объемом фактов, информации и знаний, и превращением их в понимание и мудрость, нам необходимо правильно использовать наши интеллектуальные способности. Ни одна машина не заменит наш мозг, когда мы отделяем хорошее от дурного и превращаем знание в понимание и мудрость, чтобы управлять реальной жизнью. В конечном счете, когда на нас обрушивается огромный объем фактов и информации, нам всегда следует помнить следующую мудрость: «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум» (Притч. 9:10).

Заключение

Верность Богу не предполагает пренебрежение, страх или отвержение цифровых технологий. Напротив, нам следует быть благодарными за то, что мы живем в то время, когда цифровые технологии делают знание доступным, как никогда раньше, позволяют нам выполнять различную работу и держать связь с теми, кто нам дорог. Наша ответственность в том, чтобы прожить жизнь, почитая Бога, проявляя любовь и уважение к нашим ближним и заботясь о сотворенном для нас мире. Поэтому, благочестивое использование цифровых гаджетов говорит о почитании Бога и верном управлении электронными ресурсами. В завершении мне хотелось бы предложить несколько практических соображений о том, как почитать Бога с помощью технических девайсов: (1) Когда утром вы берете в руки ваш смартфон или другой девайс, для начала откройте приложение «Библия» и начните день с ее чтения. (2) В течение дня, когда это только возможно, открывайте на смартфоне или планшете приложение «Библия» и размышляйте над каким-нибудь отрывком из Священного Писания. Если телефон служит для того, чтобы вы всегда были доступны для других, то почему бы не позволить и Богу достичь вас через Свое Слово? (3) Отдайте приоритет общению лицом к лицу, а не сигналу вызова вашего смартфона. Другими словами, не прерывайте беседу с кем-то, отвечая на звонки или проверяя почту (конечно, кроме чрезвычайных ситуаций). (4) Во время приема пищи, семейного богослужения или бесед отложите ваши гаджеты и насладитесь общением с теми, кто вам дорог.

Возможно, у вас есть лучшие идеи и пути достижения поставленной цели. Но основная суть в следующем: будь хозяином, а не рабом своих электронных гаджетов. Возьми над ними контроль и проживай жизнь так, чтобы принесли славу Господу. В конце концов, основополагающим принципом, помогающим нам управлять нашими электронными ресурсами, остается древний, но всегда актуальный совет: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31).

Элиаз Бразил де Соза, помощник директора Института Библейских Исследований

1The Statistics Portal, accessed June 1, 2015, http://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks-ranked-by-number-of-users/

2Данной аналогией я обязан Jonathan Morrow, Think Christianly: Looking at the Intersection of Faith and Culture (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011), 188.

3Ignacio L. Gotz, Technology and the Spirit (Westport, CT: Praeger, 2001), 22.

4John Dyer, From the Garden to the City: The Redeeming and Corrupting Power of Technology (Grand Rapids, MI: Kregel Publications, 2011), Kindle location 742-743.

5Derek C. Schuurman, Shaping a Digital World: Faith, Culture and Computer technology (Westmont, IL: Inter-Varsity Press, 2013), Vyrso digital edition.

6См. Graham N. Stanton, Jesus and Gospel (Cambridge: Cambridge University Press, 2004), 165-191.

7Nicholas G. Carr, The Shallows: What the Internet is Doing to Our Brains (New York: W.W. Norton, 20110, 78-79, iBook.

8James W. Carey, Communication as Culture: Essays on Media and Society, rev. ed. (New York: Routledge, 2009), 107.

9Charles Adams, «Automobiles, Computers, and Assault Rifles: The Value-Leadenness of Technology and the Engineering Curriculum», Pro Rege 10, no. 3 (1991): 1-7.

10Marshall McLuhan, Understanding Media: The Extensions of Man (Cambridge, MA.: MIT Press, 1994), 7.

11См. напр. Neil Postman, Technopoly: The Surrender of Culture to Technology (New York: Vintage Books, 1993), 133; Juval Portugali, Complexity, Cognition and the City (Heidelberg: Sprinter, 2011), 100.

12См. Carr, гл. 6: «The Juggler’s Brain.» Archibald D. Hart and Sylvia Hart Frejd, the Digital Invasion: How Technology is Shaping You and Your Relationships (Grand Rapids, MI: Baker, 2013), Vyrso digital edition (see esp. chapter 3, «The Rewiring of our Brains»).

13Postman, 13.

14Там же, 20.

15Sigmund Freud, Civilization and Its Discontents (New York: W.W. Norton, 1962), 35.

16Douglas Adams, «How to Stop Worrying and Learn to Love the Internet» (впервые этот текст появился в News Review section of The Sunday Times, August 29 1999), accessed June 2, 2015, http://www.douglasadms.com/dna/19990901-00-a.html

17News.com.au, June 2, 2013, accessed may 30, 2015, http://www.news.com.su/technology/nomophobia-the-fear-of-not-having-a-mobile-phone-hits-record-numbers/story-e6frfro0-1226655033 189.

18Прилагательное «телесный» в данной статье указывает на личные, лицом к лицу отношения или встречи. В отличие от «бестелесный», указывающего на виртуальные отношения, присутствующие в сфере цифровых технологий.

19См. Craig Detweiler, iGods: How Technology Shapes Our Spiritual and Social Lives (Grand Rapids, MI: Brazos Press, 2014).

20См. Jun Young and David Kinnaman, The Hyperlinked Life: Live with Wisdom in an Age of Information Overload (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2014), Vyrso electronic edition.

21Dyer, Kindle location 587-595.

22http://www.medicaldaily.com/human-attention-span-shortens-8- seconds-due-digital-technology-3-ways-stay-focused-333474

23Этот вопрос хорошо раскрывает Challies.

24Challies.

25Согласно Archibald D. Hart, Hart Frejd Sylvia, and Sylvia Hart Freid, The Digital Invasion: How Technology Is Shaping You and your Relationships (Grand Rapids, MI: Baker, 2013), Vyrso electronic edition, «термин «цифровое поколение» описывает тех, кто был рожден после изобретения цифровых технологий. Очевидно, что речь идет о молодом поколении. Данная группа относится и к «iGeneration», родившимся с электронными ДНК. «Цифровые эмигранты» в отличие от «цифрового поколения» родились до изобретения цифровых технологий. Они выросли без цифровых ДНК и им приходится с трудом учиться тому, как функционирует цифровой мир. Говоря терминами цифрового языка, «цифровое поколение» интуитивного говорит и дышит языком компьютеров, тогда как «цифровые иммигранты», хотя и способные к адаптации к технологии, не имеют цифрового ДНК, чтобы управлять ими.

26Dyer, Kindle location 340-347.

27Paul A., Soukup, Francis J. Buckley and David C. Robinson, «The Influence of Information Technologies on Theology», Theological Studies 61 (2001): 373.

28Например: «В марте 2007 года, закончилась игра для 24хлетнего Райана Джордана из Кентукки. Более года он работал в качестве редактора Википедии, делая поправки и исправления в тысячах статей, и служил в качестве судьи в спорах между авторами. В своем профиле на Википедии он описывался как профессор религии частного университета. Казалось, в его работе все проходило гладко, не возникало никаких проблем. Но после того, как один из пользователей Википедии прочел в журнале Нью Йорк биографию Джордана от 2006 года, который использовал псевдоним Эссджей, начала раскрываться вся правда. Он не только не являлся профессором теологии и имел никакого отношения к законодательству, но даже не имел докторской степени, хотя и утверждал это, а в качестве редакционного источника часто использовал книгу «Католицизм для дураков». Frances Romero, «Editor Found to be a Fraud», TIME (Thursday, Jan. 13, 2011), accessed June 1, 2015,

http://content.time.com/time/specials/packages/article/0,28804,204233_2042334_2042575,00.html

29Challines.

30Там же.

31Gene Bellinger, Durval Castro, Anthony Mills, «Data, Information, Knowlegde, and Wisdom», accessed June 1, 2015, http://www.systems-thinking.org/dikw/dikw.htm

По материалам Информационного бюллетня Института библейских исследований Генеральной конференции Церкви АСД.

Exit mobile version