Три варианта разбора урока Субботней Школы «Авторитет Павла и Евангелие»

Вариант 1

Павел, как вдохновенный автор посланий

1. Почему Апостол Павел написал так много посланий?

а) Павел основал много церквей и физически не мог одновременно находиться в этих церквях;

б) однако, в этих церквях возникали вопросы и проблемы, которые необходимо было решать, соответственно Павел писал им письма, указывая на проблему и как ее решить.

2. 2Петра 3:15-16 Согласно этих текстов, как ранняя церковь относилась к посланиям Павла?

а) Петр говорит, что для ранней церкви письма Павла приравнивались к Священному Писанию;

б) некоторые считали послания Павла тяжелыми для понимания.

3. Почему для одних послания Павла — это Слово Божье, а для других — нечто непонятное?

а) Петр называет, не принимающих Писание людей, невеждами и неутвержденными в Боге, т.е. эти люди не знают Бога и судят о Нем из высоты собственной «мудрости», что является в глазах Бога безумием.

4. Способны ли мы в словах другого услышать совет от Бога?

«Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих — камень, который отвергли строители, но, который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна» (1Пет. 2:7).

Призвание Павла и церковь в Галатах

1. С каких слов начинает свое приветствие Павел к церкви в Галатах? Чем это приветствие отличается от вступления в других посланиях?

а) «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 1:3);

б) в этом послании он утверждает, что он избран на служение Иисусом и Богом Отцом (Гал. 1:1);

в) Павел, таким образом, защищает свое Апостольское призвание.

2. О чем свидетельствует именно такое обращение Павла к церкви в Галатах? Почему Павел делает акцент на свою избранность?

а) о том, что некоторые члены церкви в Галатах подпали под воздействие ложного учения, и, как следствие, стали его оспаривать;

б) противники Павла в Галатах, подрывая его авторитет, утратили связь с Иисусом (или не имели ее), пытаясь установить свой авторитет и свое собственное учение;

в) клеветники Павла не были призваны к той роли, которую они взяли на себя;

г) это привело бы к разделению в церкви и отступлению от Истины, так как отвергая авторитет Божьего посланника, мы отвергаем и авторитет Самого Христа.

3. Если Павел не был в числе 12-ти Апостолов, тогда почему он приравнивается к ним?

а) он был избран Самим Христом;

б) после духовного преобразования Павел все также ревностно служил, но уже истинному Богу.

4. Существует ли проблема пренебрежения авторитета избранных служителей? Как избежать ее?

«Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми» (2Кор.9:12, 13).

Иное или вечное Евангелие?

1. Как обычно Павел начинает свои послания? Чем они отличаются от посланий к галатам?

а) словами приветствия и благословения (Еф. 1:2, Флп. 1:2, Кол. 1:4);

б) с молитвы благодарения Бога за их веру (1 Кор. 1:4, Кол. 1:3);

в) ситуация в Галатии была настолько плачевна, что Павел отказался от длинных приветствий и перешел к прямому обличению (Гал. 1:6-9).

2. В чем суть Евангелия для Апостола Павла?

а) Павел акцентировал внимание не только на букве Закона, но прежде всего на духе Закон (любовь к Богу и ближним);

3. В чем обвиняли Павла его оппоненты?

а) в неискренности, лукавстве;

б) в желании всем угодить.

4. Как нам быть убежденными в том, что мы правильно толкуем и защищаем Библейскую истину?

«Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал.1:12).

(Комментарий церкви Киев-1)

Вариант 2

Ледокол: Как давно вы писали письма? Кому вы писали последний раз? Вам нравиться писать письма?

Приветствие (Гал.1:1-5)

Послание к Галатам — одно из первых посланий Павла, написано ок.49 г. н.э., предположительно сразу после Иерусалимского собора.

Кому пишет письмо Павел?

(посмотрите на карте расположение церквей)

Галлы — кельтские племена, которые с территории Европы спустились к югу Римской империи и эту провинцию так и назвали — Галатия. Это Малая Азия, территория современной центральной Турции, возле Анкары.

Какие две темы просматриваются во вступлении?

Представьте, что перед вами человек, который ищет спасение. Кратко, как Павел, сформулируете ему суть евангелия?

Суть благодати в том, что мы согрешили и заслужили смерть, но Господь послал Сына Своего, чтобы Он умер за наши грехи и скупил от смерти. Получить спасение мы можем, покаявшись и уверовав в Иисуса Христа.

Что бы вы сделали после того как рассказали евангелие человеку?

Пригласить человека сделать то, что сделал я. Призвать к покаянию, пригласить помолиться. Не надо человеку все доктрины рассказывать. Надо просто вверить этого человека Богу, а не привести Его в Церковь.

Призыв должен быть ненавязчивым, но он обязательно должен быть.

Почему важно делать призыв к Богу?

Рим.10:14,15,17 — потому это план Бога, мы должны быть Его вестниками в этом мире.

Большинство людей пришло к Богу именно потому, что их кто-то позвал. Особенно, если позвал не просто человек с улицы, а кто-то, кому он доверяет.

Кто вас позвал принять Господа?

Проблема (Гал.1:6-9)

С какой проблемой столкнулась церковь в Галатии?

Появились люди, которые смущали церковь и искажали Евангелие. Они по-другому стали рассматривать вопрос спасения.

Что Павла сильно смутило и удивило?

То, что галаты так быстро забыли то, о чём проповедовал Павел и перешли к иному благовестию. Они больше поверили новым вестникам, чем Павлу.

Почему люди имеющие убеждения в истине, вдруг меняют их?

Влияние более харизматичного лидера, поиск друзей, духовные проблемы, желание самореализации, тяга к обрядности (язычникам было легко перейти от одних обрядов к другим). Обрядность, спасение делами как бы «уравновешивает» силы в вопросе спасения — уже не всё от Бога зависит, но и я что-то могу, чтоб не быть в долгу перед Богом.

Какие ловушки использует дьявол, чтобы сбить людей с истины?

Подрывает авторитет Церкви или пастора. (Как поступили с Павлом)

Примешивает к истине немного лжи. Ведь другие вестники в Галатии не отрицали Христа, не говорили, что Павел неправильно учит, они просто кое-что добавили, «дополнили» весть спасения.

Что означат слово «анафема»?

Заклятие, проклятие, отлучение.

Почему Павел столь категоричен, когда говорит об анафеме? Почему людей проповедующих ересь надо исключать из церкви (предать анафеме)?

Потому что вопрос спасения — самый важный вопрос. Люди, которые разносят ересь приносят проклятие в церковь (это как раковая опухоль — нужно удалить своевременно ради здоровья всего тела). Такая практика преследует 2 цели: защитить церковь от влияния такого человека и дать возможность человеку обдумать своё поведение и переосмыслить то, что он делал. (2Ин.1:10,11; Титу 3:10,11; 2Фес.3:14,15)

Опыт призвания (Гал.1:10-24 (почитайте про себя отрывок)

Опишите опыт обращения Павла?

Павел говорит о себе как о ревностном иудее, последователе предания отцов, ставшим ревностным гонителем и потом Господь по благодати Своей остановил его, открылся ему и призвал к особому служению.

С какими трудностями он столкнулся?

Его не принимали и не признавали, боялись.

Что возвеличивает Павел в своем обращении?

Благодать. Павел рассказывает о своём опыте: путь законничества привёл его к тому, что он стал убийцей людей, а благодать привела к тому, что он стал спасать людей. Законничество не ведёт к жизни, оно умертвляет и разрушает человека внутренне, делает его циником.

Законничество отвергает Божью милость.

Почему благодать занимает важное место в спасании человека?

Благодать — это действие Божьей любви. Бог спасает нас не потому что мы такие хорошие, а потому что Бог есть любовь. Благодать — это Божье действие к спасению, в основе которого лежит любовь. Законничество — это мой путь к спасению, в основе которого лежит эгоизм.

Как Божья благодать проявилась в вашем спасении?

Как Павел в этом отрывке защищает свое апостольство?

Сам Христос избрал его как апостола. Двенадцатого апостола избирали апостолы по жребию. Это был своего рода упрек им, ведь Павла избрал Сам Иисус. И никто из апостолов не стал оспаривать это.

Почему важно поддерживать авторитет пасторов?

Потому что пастор поставлен на служение Богом и отвечать за свои действия мы будем перед Ним. Пастор — это человек, и он нуждается в помощи и поддержке извне.

Прочитайте Гал.1:10. Истолкуйте этот текст. Чему он вас лично учит?

По сути Павел говорит галатам, что своим поведением они стали угождать своим новым учителям. Он показывает, что если бы он пытался угодить людям, семье, синедриону, иудеям, то он так и не стал бы апостолом. Мы должны сделать выбор, что для нас приоритетнее: мнение людей или мнение Бога. Мы должны всегда искать того, что угодно Богу, угождать Ему, искать Его одобрения всегда и во всём. Пасторы будут меняться, люди тоже, мнение окружения переменчиво, но есть то, что вечно — Бог и Его воля — благая, угодная и совершенная, чтобы спасть всякого приходящего к Нему.

Комментарий церкви на Подоле

Вариант 3

У вас есть своё личное жизненное КРЕДО? Что это такое?

Кредо обычно состоит из одного предложения, имеющего глубокий смысл и свидетельствует о главных приоритетах человека.
У многих известных и великих людей было свое жизненное кредо.

Например:

Зачем нужно составлять своё жизненное кредо?

Кредо — это не обычный афоризм, который понравился и запомнился человеку. Кредо должно иметь большое практическое применение. Это некий компас, направленность и основа жизни. Кредо помогает человеку делать выбор в сложных ситуациях. Оно может подбадривать в трудных обстоятельствах и вдохновлять человека на действия. Убеждения нужны, чтобы достигать цели и делать окружающий мир лучше.
Какое личное жизненное КРЕДО ап. Павла звучит в Гал.1:10 (пам. ст.)?

«У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым». Всю свою жизнь ап. Павел стремился угождать Богу и делал всё, что в его силах, чтобы спасти людей, а не чтобы понравиться им. Если бы он искал как «угождать людям», а не Богу, он не мог бы быть верным своему призванию как раб Иисуса Христа.

Исследуя на уроке СШ Гал. 1:1-24 рассмотрим возможные вопросы:

Почему невозможно следовать за Христом, угождая людям? Какое истинное Евангелие Христа был призван провозглашать ап. Павел? Почему ап. Павлу пришлось защищать авторитет своего Божественного призвания?

Используются: комментарии АСД, Е. Уайт, Дж. Скотта, Дж.МакАртура, У. МакДональда…; перевод Библии в Заокском (ИПБ)

  1. I. Апостольство Павла и Евангелие

На фоне какой исторической обстановки возникла необходимость написания ап. Павлом Послания к Галатам? Гал.1:1-5

Это послание было направлено к церквям в Галатии. Однако, неизвестно (где были эти церкви: в Северной ли Галатии, в таких городах, как Тавия Пессия и Анкира (современная Анкара) или в Южной Галатии в городах: Антиохии, Иконии, Листре, Дервии или может быть других городах. Название страны Галатия — происходит от известных в истории Галатийских племён, вторгшихся в Малую Азию около 278 года до Р. Хр., и поселившихся в Северной части страны, из которой впоследствии, в 25 году до Р. Хр., возникла Римская провинция Галатия.

Во время своего первого путешествия, приблизительно в 45-47 гг. по Р. Хр., Павел и Варнава основали церкви в Антиохии (Писидийской), в Иконии, Листре и Дервии (см. Деян. 13:14 по 14:23). После возвращения Павла и Варнавы в Антиохию, было решено послать их в Иерусалим по вопросу о необходимости соблюдения Иудейских обрядов и предписаний церемониального закона обращёнными в христианство язычниками (см. Деян. 15 гл. ). Иерусалимский совет, который был созван около 49 г. по Р. Хр., принял решение против предъявления таких требований к христианам Иудейского происхождения. Вскоре после состоявшегося совета, Павел предпринял своё Второе Миссионерское Путешествие, при этом апостола сопровождал Сила. Сначала они посетили (теперь уже во второй раз) церкви в Южной Галатии, которые Павел организовал во время своего первого путешествия; три из них упоминаются особо — в Дервии, Листре и Ииконии (см. Деян. 16:1-5). Далее они понесли благую весть во Фригию и Галатию (см. Деян. 16:6). Павел вернулся ещё раз в Галатию в начале своего Третьего Миссионерского Путешествия около 53 или 54 гг. по Р. Хр.. Предполагают, что послание было написано зимой 57-58 гг. по Р. Хр..

Цель послания вытекает из его содержания:

Имеется реальная угроза отступления, а возможно, уже имеет место и начало отступления, и как результат этого, дискуссионный характер послания. Отступление явилось результатом деятельности Иудействующих учителей, возможно, из той же группы, которая возбудила волнение в церкви города Антиохии Сирийской по тому же вопросу (см. Деян. 15:1). Речь идёт о вызванном этими людьми в Антиохии разногласии, послужившем причиной созыва совета в Иерусалиме. На этом совете против Павла выступили Иудействующие, которые утверждали, что обращённые в христианство должны соблюдать требования Иудейского обрядового закона. Они требовали обрезание Тита (см. Гал. 2:3, 4). В этом послании апостол уделяет внимание не столько вопросу обрезания или другим характерным чертам обрядового закона, сколько, главным образом, ложному учению, что человек может спастись посредством соблюдения требований «закона».

Эти лжеучителя, по всей вероятности, ввели в заблуждение большую часть членов церквей в Галатии. Из послания не ясно, как далеко зашли обманутые церкви в практическом применении ложного учения о законе, перед получением ими данного послания, но из самого тона, какой звучит во всём послании, можно заключить, что имелась прямая угрожающая опасность всеобщего отступления от истины. Эти лжеучителя открыто выступали против решений Иерусалимского совета. Они не только отвергали благовествование Павла, но бросали вызов его авторитету, как апостола. Их придирчивое отношение к Павлу основывалось на том факте, что он не был одним из Двенадцати апостолов, избранных и рукоположенных самим Христом. Эти лжеучителя выдвигали против Павла обвинения в том, что он проповедовал им ложное Евангелие и громогласно заявили, что Павел неправомочен учить. Поэтому Павел был вынужден представлять свидетельства, чтобы реабилитировать себя, отстоять свою невиновность и своё апостольство. Чтобы разъяснить Галатам то величайшее заблуждение, в которое они впали, Павел вновь провозгласил им великие принципы Евангелия, изложенные им их ранее. Павел подчёркивал при этом и тот факт, что его благовесте было в полном согласии с благовестием других апостолов.

Что делает авторитетным служение ап. Павла? Гал.1:1-2

Ап. Павел присваивает себе именно то звание, в котором ему отказывали лжеучителя. Он был Апостолом — Апостолом Иисуса Христа. Термин этот был вполне определенным. Он обозначал особого посланца, обладавшего особым статусом, облеченного властью и выполняющего особую миссию, данную ему Тем, Кто обладает высшей властью.

Именно так Иисус Христос назвал Своих посланников, которых наделил особой властью. Из всех Своих учеников Он выбрал двенадцать, назвал их «Апостолами» и послал проповедовать Благую Весть (см. Лк. 6:14; Мк. 3:14). Таким образом, каждый из них лично был избран, призван и послан Иисусом Христом, облечен властью проповедовать и учить от Его имени.

И вот к этому избранному кругу Апостолов причислил себя Павел. Обратим внимание, как четко Павел отделяет себя от остальных христиан, бывших с ним в то время. Во втором стихе он называет их «все, находящиеся со мною братия». Он с радостью включает их вместе с собой в приветствие, но без смущения ставит себя первым и дает себе звание, какого не дает им. Они все «братия», и только он — «Апостол».

Он не оставляет нам никаких сомнений по поводу своего апостольства. В других Посланиях он называет себя просто «призванный Апостол» (Рим. 1:1), или «волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа» (1Кор. 1:1), или, не упоминая о своем призвании, он именует себя «волею Божиею (или по повелению Божию) Апостол Иисуса Христа» (ср. 2 Кор. 1:1; Еф. 1:1; Кол. 1:1; 1 Тим. 1:1; 2 Тим. 1:1). Однако тут, в начале Послания к Галатам, он пишет о себе намного подробнее. Он с силой утверждает, что апостольство ни в каком смысле не является человеческим назначением, что оно приходит исключительно свыше. Он говорит буквально, что является Апостолом, «избранным не человеками и не чрез человека». Это значит, что его назначали не люди, например, двенадцать Апостолов, церковь в Иерусалиме или в Антиохии, подобно тому, как иудейский синедрион назначал своих официальных представителей, которые путешествовали, проповедуя от имени синедриона. Из Деян. 9:1-2 ясно видно, что сам Павел (будучи еще Савлом Тарсянином) был когда-то одним из таких проповедников синедриона. Но на христианское апостольство его назначили не люди. Апостольство даже не было передано ему свыше через какого-то человеческого посредника, например, через Ананию, или Варнаву, или кого-то еще. Павел настаивает, что люди вообще не имели к этому никакого отношения. Его апостольское призвание не являлось человеческим ни прямо, ни косвенно; оно было полностью Божественным.

По его словам, апостольство было дано ему «Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых». Противопоставление со словами «человеками» и «чрез человека» показывает, что апостольство Павла пришло не от людей, а от Бога Отца, не «человеками», а Иисусом Христом (кстати, утверждая тем самым, что Иисус Христос был не только человеком, но и Богом). Из других Писаний мы знаем, что так оно и было. Бог Отец избрал Павла на апостольство (призвание «волею Божиею») и назначил его Апостолом через Иисуса Христа, Которого воскресил из мертвых. Воскресший Господь призвал Павла на дороге в Дамаск, и сам он часто говорит о том, что главным обоснованием его апостольства является именно тот факт, что он видел воскресшего Христа (см. 1 Кор. 9:1; 15:8-9).

Почему же Павел так настойчиво утверждает и защищает свое право быть Апостолом?

Он защищается, потому, что на карту поставлено проповедуемое им Евангелие. Если бы люди утвердились, что Павел не Апостол Иисуса Христа, тогда они, естественно, отвергли бы и то благовестие, которое он проповедует. А это было для него невыносимо. Ибо проповедь Павла являлась Христовой вестью о спасении и власти Христа. И он защищал свое апостольство, чтобы защитить тем самым благовестие Христа.

2.) Гал.1:3-5 — Павел глубоко озабочен отпадением церквей от благовестия. Это ясно ощущается по краткому приветствию, без похвалы и должного этикета, что для него не характерно. Даже самое обычное приветствие Павла задевает законническую систему иудеев. Если спасение дается через дела, как они утверждают, то оно не по «благодати» и не может вести к «миру», поскольку никто не может быть уверенным, что он имеет достаточно добрых дел для вечной безопасности.

Какие великие принципы Евангелия вновь провозглашает ап. Павел?

  1. Источником спасения является благодать.

Павел передает галатам весть благодати и мира. В словах «мир» и «благодать» заложена важная богословская истина. Они, фактически, несут в себе Евангелие спасения. Сущность спасения — мир, или примирение: мир с Богом, мир с людьми, мир в душе. Источником спасения является благодать — Божий дар, не зависящий от человеческих достоинств и дел. Это Божья любовь и милость к тем, кто ее не заслужил. Благодать и мир исходят от Отца и Сына вместе.

  1. Христос умер за наши грехи.

Павел упоминает о том великом историческом событии, в котором проявилась благодать Божья и благодаря которому возможен мир, а именно, о смерти Иисуса Христа. Бог спасает нас, умирая за нас на кресте.

Ап. Павел вновь напоминает своим читателям о невероятной цене их спасения через жертвенную смерть Иисуса Христа.

Галаты отвернулись от этой духовной истины и приняли ложное учение, согласно которому спасение можно заслужить. Принятие этого учения практически приве­ло их к отвержению искупительной смерти Христа.

Сущность смерти Спасителя заключается в словах: «Который отдал Себя Самого за грехи наши». Смерть Иисуса Христа была жертвой за грехи. Новый Завет учит, что смерть Христа была единственной жертвой, благодаря которой наши грехи могли быть прощены (Евр.10:10-14). Если Христос отдал Себя для того, чтобы решить вопрос греха, то нам не нужно и невозможно что-либо добавить к такому делу или помочь искупить свои грехи исполнением закона. Христос — единственный Спаситель, и Его достаточно.

  1. Христос умер, чтобы избавить нас от настоящего века.

Что было целью искупления?

Если сущность смерти Христа на кресте была в том, что Он умер «за грехи наши», то цель этой смерти в том, чтобы «избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал.1:4). Христианство — это религия спасения. В этом стихе употребляется очень сильный греческий глагол (exaireo, в среднем залоге). Этот же глагол употребляется в Деяниях, когда речь идет об освобождении израильтян из египетского рабства (Д.А.7:3), об избавлении Петра из темницы и от руки царя Ирода (Д.А.12:11), а также о спасении Павла от расправы разгневанной толпы (Д.А.23:27). 4-й стих Послания к Галатам — единственное место, где этот глагол употребляется метафорически для обозначения спасения. Христос умер, чтобы спасти нас.

От чего же Он избавляет нас Своей смертью?

Не от «настоящего лукавого мира», ибо Бог не желает брать нас из мира, мы должны оставаться в нем, как «свет мира» и «соль земли».

* Рассказывают, что некогда жил человек, известный безудержным буйством своего характера. Часто впадая в гнев, он объяснял это неуживчивостью своих близких. Никто, по его словам, не смог бы нормально жить рядом с такими людьми. Поэтому он принял решение «оставить мир» и стать отшельником. Он избрал своим домом удаленную от человеческого жилья пещеру в лесу. Утром он взял кувшин и направился к источнику, чтобы набрать воды. Скала, из которой бил источник, заросла мхом, а непрерывно омывающий ее поток воды сделал камень скользким. Отшельник поставил кувшин под струю воды, но тот соскользнул. Он поставил кувшин вновь, и вновь кувшин упал. Это повторилось несколько раз, причем отшельнику пришлось затратить немало сил. Наконец он вышел из себя. «Я заставлю тебя стоять!» — воскликнул он, поднял сосуд и опустил его на камень с такой силой, что кувшин разлетелся вдребезги. Винить в этом, кроме себя, было некого, и у этого человека хватило здравого смысла понять, что не мир вокруг него, но его внутренний мир был подлинной причиной гнева.

Куда бы мы ни направлялись, мы несем «настоящий лукавый век» в себе и с собой. Он лежит в нашем сердце сокрушающе тяжким грузом. В бессилии мы обнаруживаем, что лукавое присутствует в нас (Рим. 7:21). Он — «настоящий лукавый век» — с нами непрестанно, и, доведенные до отчаяния, мы восклицаем: «Бедный я человек! кто избавит меня…?» (см.Рим. 7:24 по 8:4). Поэтому Христос умер, чтобы избавить нас от «настоящего лукавого века», то есть от преобладающего греха и разложения в настоящем веке.

К Галатам, которые так скоро забыли великие истины об оправдании и освящении и обратились к делам закона, как средству спасения, Павел снова представил великую истину, что Иисус через Свою иску­пительную жертву предусмотрел путь избавления для всех, которые примут Его. Любая попытка достигнуть победы над грехом мира посредством своих собственных усилий, противоречит воле Божьей. Если Гала­ты будут упорствовать в своём понимании спасении через дела закона, то они не смогут иметь надежды на избавление от греха теперь или на вход в будущий безгрешный мир.

  1. Христос умер по воле Бога.

Рассмотрев сущность и цель смерти Христа, мы подходим теперь к ее источнику. Она произошла «по воле Бога и Отца нашего» (Гал.1:4). На кресте воля Отца и воля Сына соединились. Нельзя предполагать, что Сын решился совершить нечто противоречащее воле Отца или что Отец потребовал от Сына чего-то против Его воли. Павел пишет, что Сын «отдал Себя» (начало ст. 4) и что это произошло «по воле Бога и Отца нашего» (конец ст. 4).

Таким образом, в этих вступительных строках Апостол отметил три шага, сделанные Богом для спасения человечества:

Шаг первый — это смерть Христа за грехи наши, чтобы спасти нас от настоящего лукавого века.

Шаг второй — призвание Павла к апостольству, чтобы он свидетельствовал о Христе, Который умер и вновь воскрес.

Шаг третий — это дар благодати и мира верующим; дар благодати и мира, завоеванных Христом и провозглашенных Павлом.

На протяжении этих трех шагов Отец и Сын действовали и продолжают действовать вместе. Искупительная смерть Иисуса одновременно была и самопожертвованием, и произошла она по воле Бога-Отца. Апостольство было даровано Павлу «Иисусом Христом и Богом-Отцем, воскресившим Его из мертвых». Благодать и мир, данные нам, тоже исходят «от Бога-Отца и Господа нашего Иисуса Христа». Наш Бог, Бог живой, Отец и Сын, действующие благодатью к нашему спасению. Неудивительно, что Павел заканчивает первые строки Послания славословием: «Ему слава [слава, положенная Ему, принадлежавшая Ему] во веки веков. Аминь».

  1. II. Нет иного Евангелия (Гал.1:6-10)

Что привело галатов к неверности Христу? Как они могли стать на сторону ложных учителей? Гал.1:6

Особый интерес в этой фразе вызывает греческий глагол «переходите» (metatithemi). Он означает «предать свою верность». Его употребляют, говоря о солдатах, которые бунтуют или дезертируют, а также о тех, кто переходит на другую сторону в политических и философских спорах. Например, Дионисий из Гераклии, оставивший стоиков, чтобы присоединиться к другой, соперничавшей с ними философской школе, и стать эпикурейцем, был назван bo metathemenos, «перебежчиком».

Именно в этом Павел обвиняет галатов. Они стали религиозными перебежчиками, духовными дезертирами. Они переходят от призвавшего их благодатью Христовой к иному благовестию. Истинное Евангелие в сущности своей является, как говорил Павел, «Евангелием благодати Божией» (Деян. 20:24). Это Благая Весть о Боге, Который милостив к недостойным грешникам. Благодатью Он отдал Сына Своего за наши грехи. Благодатью Он призывает нас к Себе. Благодатью Он оправдывает нас, когда мы верим. «Всё же от Бога», — писал Павел в 2 Кор. 5:18, имея в виду, что «все по благодати». Нет в спасении ничего, что мы заслужили бы своими собственными усилиями, достижениями и делами; спасением мы полностью обязаны благодати Божьей.

Но новообращенные галаты, принявшие благовестие благодати, теперь начали переходить к другому благовестию, благовестию по делам. Очевидно, лжеучителями стали «пришедшие из Иудеи», чье благовествование изложено в Деян. 15:1: «Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись». Они не отрицали того, что для спасения нужно верить в Иисуса, но подчеркивали, что и обрезание необходимо для спасения. Другими словами, пусть сам человек, будучи послушным закону, завершит то, что начал Христос. Своими делами нужно дополнить то, что совершил Христос.

Павел просто не мог относиться терпимо к подобной доктрине. Он идет еще дальше. Он обвиняет галатов в том, что они оставили «призвавшего их благодатию Христовою». Отвернуться от Евангелия благодати — значит отвернуться от Бога благодати. Далее в своем Послании Павел говорит галатам, что они «отпали от благодати» (Гал. 5:4).

Кто подтолкнул галатов к неверности, к тому, что они оставили «Призвавшего» их Христа?Гал.1:7

Галаты отворачивались от Бога, призвавшего их благодатию, потому что среди них были «люди, смущающие их» (Гал.1:7). Греческое слово «смущать» (tarasso) означает «потрясать» или «возбуждать», «сбивать с толку». Лжеучителя привели галатийские церкви в состояние беспорядка. Добавив закон к благовестию Христа, лжеучителя разрушали благодать, превращая весть о незаслуженной милости Божией к грешникам в весть о заработанной и заслуженной милости.

Итак, деятельности лжеучителей были присущи две основные черты: они смущали церкви и изменяли благовестие. Нельзя воздействовать на Евангелие, не затронув при этом церкви. Величайшие возмутители спокойствия не появляются извне; величайшие возмутители — это не те, кто гонит и высмеивает церковь, а те, кто пытаются изменить Евангелие.

Какой была реакция апостола Павла на деятельность лжеучителей?Гал.1:8-10

  1. Первой реакцией ап. Павла было бесконечное изумление, ошеломление. Стих 6: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию». Многие благовестники последующих поколений испытывали то же самое ошеломление и отчаяние, видя, как скоро, с какой готовностью новообращенные выпускают из рук Евангелие, за которое, казалось, они так крепко держались. Похоже, что, как пишет Павел далее (Гал.3:1), кто-то прельстил их. Дьявол смущает церковь не только злом, но и ошибками. Когда он не может склонить христиан к греху, он обманывает их с помощью ложного учения.
  2. Далее Павел негодует на лжеучителей, на которых и посылает проклятие.

Греческое слово анафема (anathema) — «проклятие», то есть, преданное мести, здесь — мести Божией. На протяжении истории Бог предавал уничтожению некоторые предметы, личности или группы людей (Нав. 6:17, 18; 7:1, 25, 26).

Апостол Павел хочет, чтобы на лжеучителей было наложено священное заклятие, анафема. Тем самым он говорит, что желает для них наказания Божьего. Духовно анафема обозначает состояние того, кто отчуждён от Бога через грех. Оно несомненно включает в себя некоторую форму отделения от церкви. В случае безнравственного поведения человека в Коринфской церкви, Павел советовал удалить его из церкви (1 Кop. 5:2). Он имеет в виду, что галатийские церкви не должны приветствовать подобных учителей и слушать их, ибо их отверг Бог (ср. 2 Ин. 10, 11). Проклятие Божье посылается на всякого учителя, искажающего сущность Евангелия и проповедующего искаженное Евангелие. Это ясно из 9-го стиха: «Как прежде мы сказали…: кто [т. е. всякий] благовествует…». Исключений нет. В стихе Павел специально применяет это же правило как к ангелам, так и к людям, добавляя и себя: «Если бы даже мы…». Ревность Павла по Евангелию настолько бескорыстна, что он желает проклятия Божьего даже на себя, если вдруг сам извратит Евангелие.

«[385] Как резко отличается стиль Послания к Галатам от стиля посланий Павла к Коринфянам! Последних Павел обличал осторожно и мягко, тогда как галат он не щадил. Коринфяне уступили искушению. Обманутые каверзными измышлениями учителей, которые проповедовали ложь под видом правды, они запутались и зашли в тупик. Чтобы научить их отличать истинное от ложного, требовались осторожность и терпение. Резкость или неоправданная торопливость со стороны Павла ослабили бы его влияние на тех, кому он жаждал помочь.

В Галатийских церквах евангельская весть была вытеснена открытым, очевидным заблуждением. Они фактически променяли Христа, истинное основание веры, на устаревшие обряды иудаизма. Апостол понимал, что надо принимать самые решительные меры и высказать резкие предостережения, чтобы спасти верующих Галатии от опасного влияния.

[386] Каждый служитель Христа должен учиться у Павла искусству менять тактику работы в зависимости от состояния людей, которым он хочет помочь. В разных ситуациях требуется либо мягкость и терпение, либо решительность и твердость. Чтобы мудро вести себя с разными категориями людей, необходимо принять Дух Божий, который просвещает и освящает рассудок…

[387] И в наше время, как и во дни иудейских учителей, невозрожденные люди склонны подменять святость сердца и жизни внешними религиозными формами. Как тогда, так и сегодня есть ложные духовные наставники, учениям которых многие жадно внимают. Сатана продуманно старается отвращать умы от надежды на спасение через веру во Христа и послушание Закону Божьему. В каждую эпоху архивраг приспосабливает свои искушения к предрассудкам и наклонностям тех, кого он пытается обольстить. Во времена апостолов он побуждал иудеев возвеличивать обрядовый закон и отвергать Христа; в настоящее время он побуждает многих христиан под предлогом почитания Христа пренебрегать нравственным законом и учит, что его заповеди можно безнаказанно нарушать. Долг каждого служителя Божьего — твердо и решительно противостоять людям, извращающим веру, и словом истины бесстрашно разоблачать заблуждения…»

По-видимому, соперники обвиняли его в том, что он только следует духу времени, угождает людям, приспосабливает проповедь к запросам слушателей.

Но разве такое вот резкое суждение о лжеучителях мог бы произнести человек, стремящийся угодить людям? (Гал.1:10).

Напротив, никто не может служить двум господам. А поскольку Павел прежде всего служит Иисусу Христу, он стремится угодить Ему, а не людям. Всё то, что Павел сказал о самих галатах и как поступить с противящимися благовествованию (Гал. 1:6-9), не может быть расценено, как попытка расположить к себе благоволение людей. Только Бог мог быть доволен таким определённым разо­блачением греха. Таким образом, именно как «раб Христов», ответственный перед Святым Господом, ап. Павел взвешивает свои слова и осмеливается произнести строгую, торжественную анафему. Павел стал добровольным рабом Христовым, что стоило ему многих страданий, причиненных ему другими людьми (Гал. 6:17). На теле раба были каленым железом выжжены имя и клеймо его хозяина. Рубцы и шрамы на теле ап. Павла были доказательством того, что он служил Христу, а не льстивым прихотям людей. Такая личная жертва полностью противоположна цели угождать людям (Гал.6:12).

III. Апостол милостью Божьей (Гал.1:11-24)

Какие аргументы выдвигает ап. Павел в защиту истинного Евангелия и авторитета своего служения?

1.) Евангелие Павла было не от человеческой природы, иначе оно напоминало бы любую другую человеческую религию, пронизанную делами праведности, идущими от человеческой гордости и дьявольского обмана (Рим. 1:16).

Павел был наставлен в благовествовании «не от человека, но через… Иисуса Христа». Это включает в себя видение на пути в Дамаск и последующие откровения, ко­торых, по-видимому, было много. Во 2Кор. 12:7 он говорит о «чрезвычайности откровений», которые он получил. В Гал. 1:17 он подразумевает, что большин­ство из этих наставлений, которые имели место на протяжении трёх лет, он получил в Аравии.

«[125] Сопротивление стало настолько ожесточенным, что Павлу не было позволено продолжать трудиться в Дамаске. Небесный вестник повелел ему на время оставить город, и он „пошел в Аравию“ (Гал. 1:17), где нашел безопасное убежище. Здесь, в уединении, Павел получил хорошую возможность заглянуть в свое сердце и поразмышлять. Он спокойно перебирал в памяти события прошлого и искренне раскаивался. Он взыскал Бога всем сердцем и не мог успокоиться до тех пор, пока не узнает наверняка, что его покаяние принято и грех прощен. Он желал получить заверение, что Иисус пребудет с ним в его будущем служении. Он освободился от предрассудков и традиций, которые прежде определяли его жизнь, и припал к Источнику истины. Иисус общался с ним и утверждал его в вере, щедро даруя мудрость и благодать…»

«[386] В Послании к Галатам Павел вкратце напомнил им основные события, связанные с его собственным обращением, а также свои первые опыты во Христе, стремясь показать, что он осознал великие истины Евангелия благодаря особому проявлению Божественной силы. Получив указание от Самого Бога, Павел был побуждаем торжественно и настойчиво предостерегать и наставлять галатийцев. Он писал без всяких сомнений и колебаний, будучи абсолютно убежден и уверен в своей правоте. Он ясно указал на то, что наставления, полученные от человека, и наставления, полученные непосредственно от Христа, — разные вещи. Апостол убеждал галатийцев оставить ложных советчиков, которые ввели их в заблуждение, и вернуться к вере, подтвержденной безошибочными признаками Божественного одобрения…»

2.) Гал.1:13-14 — Здесь Апостол описывает, каким он был до обращения ко Христу. Он упоминает о двух аспектах своей жизни: о преследовании Церкви, которая теперь стала для него «Церковью Божией» (Гал.1:13), и о ревностном следовании традициям отцов (Гал.1:14). И в том, и в другом, по его словам, он был настоящим фанатиком, полностью посвятившим себя иудейству и преследованию Христа и Церкви.

Человек в подобном умственном и эмоциональном состоянии не склонен менять свое мнение или допускать, чтобы другие влияли на его точку зрения. Никакие уговоры и размышления, никакие психологические советы не смогли бы обратить человека в таком состоянии. Только Бог мог достучаться до его сердца — и достучался!

3.) Гал.1:15-16а Очень резок контраст между стихами 13-14, с одной стороны, и стихами 15-16, с другой. В стихах 13 и 14 Павел говорит о себе: «Я гнал Церковь Божию… я опустошал ее… я преуспевал в Иудействе…» Но в стихах 15-16 он начинает говорить о Боге. «Это Бог, — пишет он, — «избрал меня от утробы матери моей», это Бог «призвал меня благодатию Своею», это Бог «благоволил открыть во мне Сына Своего». Другими словами: «В своем фанатизме я стремился гнать и опустошать, но Бог (Которого я не принимал в расчет) пленил меня и изменил весь путь моей жизни. Весь мой яростный фанатизм не мог сравниться с благом Божьим». Павел особо выделил каждый шаг благодати Божьей.

Эти стихи говорят об очень многом. Савл Тарсянин был фанатичным противником Евангелия. Но Богу было угодно превратить его в проповедника того самого Евангелия, которое он так яростно гнал. Избрание еще до рождения, историческое призвание и откровение Христа в нем — всё это дело Бога. Поэтому ни его апостольское назначение, ни его благовествование не были получены им через людей. Однако этим аргументы Апостола не исчерпываются. Да, его обращение было делом Бога.

Но разве Павел не получил дальнейшие наставления от людей после своего обращения? Разве его благовествование все-таки не было человеческое? Нет. Павел отрицает и это.

4.) Гал.1:16б-24 — Дальнейшее доказательство Божественного происхождения Евангелия явствует из факта, что он не имел соприкоснове­ния с руководителями в Иерусалиме после сво­его обращения и что он не получил наставления от них, как он должен пропове­довать об Иисусе. Павел подкрепляет это утверждение исторически. Он приводит три довода.

  1. Он пошел в Аравию (Гал.1:17)

Чтобы получить официальное подтверждение церкви, Па­вел должен был совещаться со старшими апостолами, её признанными руково­дителями в Иерусалиме. И что он не поступил так, является доказательством, что ему не было необходимости поступать так. Согласно Деян. 9:20, Павел некоторое время проповедовал в Дамаске; значит, для него самого Евангелие было сформулировано уже достаточно ясно, чтобы его провозглашать. Но после этого он пошел в Аравию. По всей вероятности, он провел там три года (Гал.1:18). Некоторые предполагают, что эти три года в Аравии были для Павла тем, чем для остальных апостолов были три года с Иисусом. Павлу не пришлось быть вместе со всеми апостолами с Иисусом, но теперь Иисус был с ним в течение этих трех лет уединения в пустыне.

  1. Он пошел в Иерусалим позднее и на короткое время (Гал.1:18-20)

Павел представил Галатам подробный перечень со­бытий в своём переживании после обращения, чтобы его противники не имели повода сказать, что он тайно посетил апостолов в Иерусалиме в какое-либо вре­мя на протяжении этого периода времени и получил своё наставление от них. Его очевидной целью было ясно показать, как долго он находился в таком со­стоянии прежде своего посещения Иерусалима. Прошло «три года» (ст.18), прежде, чем он даже увидел Петра и Иакова (ст. 19).

Он пришел в Иерусалим, чтобы «видеться» с Петром. Греческий глагол (historesai) употреблялся, когда речь шла об осмотре достопримечательностей города, а также означал «посетить кого-либо, чтобы с ним познакомиться». Других Апостолов Павел вообще не встречал. Он провел в Иерусалиме всего «дней пятнадцать» (ст.18). Здесь Павел пытается объяснить, что за две недели он не смог бы узнать от Петра и вобрать в себя всю истину Божью. Кроме того, он пришел вовсе не за этим. Из Деян. 9:28 мы узнаем, что большую часть времени, проведенного в Иерусалиме, он посвятил проповеди Евангелия.

Итак, первое посещение Павлом Иерусалима произошло только через три года, продолжалось всего две недели, и видел он только двух Апостолов. Таким образом, смешно было бы предполагать, что он получил свое Евангелие от Апостолов в Иерусалиме.

  1. Он пошел в Сирию и Киликию (Гал.1:20-24)

Далее Павел удалился из Иерусалима по причине заго­вора против его жизни (Деян. 9:29, 30). Господь предостерёг его в видении, бы­стро удалиться из города (Деян.22:17,18). В это время Сирия и Киликия были объединены под Римским провинциальным управлением. Здесь Павел старается подчеркнуть, что он был далеко на севере и не появлялся в Иерусалиме. В результате, лично он «церквам Христовым в Иудее … не был известен» (Гал.1:22). Они знали о нем только по слухам, а слухи эти гласили, что самый ревностный их гонитель стал проповедником (Гал.1:23). Узнав об этом, они «прославляли … Бога» (Гал.1:24). Они прославляли не Павла, а Бога в Павле, признавая то, что Павел был уникальным завоеванием Божьей благодати.

Сказанное Павлом в Гал.13-24 можно подытожить следующим образом: фанатизм его жизни до обращения, рука Божья в его обращении, его почти полная отделенность от руководителей Церкви в Иерусалиме после обращения — все это вместе показывает, что проповедь его пришла не от людей, а от Бога. Против этого исторического, конкретного свидетельства ничего невозможно возразить. Апостол может лишь подтвердить и закрепить его торжественным заявлением: «А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу» ((Гал.1:20).

Заключение:

«[383] В Коринфе Павел имел все основания для серьезного беспокойства об уже созданных церквах. Из-за влияния лжеучителей, появившихся среди верующих в Иерусалиме, разделение, ересь, погоня за чувственными наслаждениями быстро стали обычным явлением среди верующих Галатии. Эти лжеучители примешивали к евангельским истинам иудейские традиции. Не обращая внимания на решение общего собора в Иерусалиме, они навязывали обращенным из язычников соблюдение обрядового закона…

«[385] В Галатийских церквах евангельская весть была вытеснена открытым, очевидным заблуждением. Они фактически променяли Христа, истинное основание веры, на устаревшие обряды иудаизма…

«[387] Стремясь вернуть доверие собратьев в Галатии, Павел умело отстоял свое право быть апостолом Христа. Он писал о себе, что он апостол, «избранный не человеками и не чрез человеков, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых». Поручение он получил не от людей, но от высшего небесного Властителя. Его призвание было признано общим собором в Иерусалиме…

«[388] Не для того, чтобы возвысить себя, но дабы превознести благодать Божью, Павел доказывал тем, кто отрицал его апостольство, что у него „ни в чем нет недостатка против высших Апостолов“ (2 Кор. 11:5). Люди, пытавшиеся принизить его призвание и работу, боролись с Христом, благодать и сила Которого действовали в Павле. Сопротивление врагов вынуждало апостола решительно отстаивать свой авторитет.

Павел умолял тех, кто однажды познал в своей жизни силу Божью, вернуться к первой любви. Он неопровержимо доказывал, что они имеют величайшее преимущество стать свободными во Христе, по благодати Которого все, полностью покорившиеся Ему, облекаются в Его праведность. Он настаивал на том, что всем желающим спастись необходимо иметь реальный личный опыт в том, что принадлежит Богу…»

Отдел Субботней Школы Киевской конференции

Exit mobile version