План и разбор урока субботней школы «Оправдание по вере»

Оправдание по вереУрок № 4 Оправдание по вере

Цель урока: Объяснить принцип оправдания по вере.

Памятный стих: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» Гал.2:19-20.

Вступление. Почему верующие люди испытывают радость от смерти Христа на кресте?

Воскресенье. Вопрос оправдания. Еф.2:11-12, Гал.2:15-16

  1. В каком состоянии были иудеи и язычники до принятия Христа?
  2. Как человек получает оправдание?
  3. Что такое оправдание?
  4. Насколько истина об оправдании по вере нашла применение в вашей жизни?

Вывод. Оправдание делает нас свободными от греха.

Понедельник. Дела закона. Гал.2:16, Рим.3:20

  1. Что Павел подразумевает под делами закона?
  2. Почему человек не может спастись делами?
  3. Что делать если у нас не получается исполнить закон?

Вывод. В праведности по вере смысл нашего спасения.

Вторник. Основание для оправдания. Флп.3:9

  1. Что является основанием для оправдания?
  2. Что такое вера? (в контексте праведности по вере)

Вывод. Христос основание нашего спасения.

Среда. Послушание веры. Быт.15:5-6

  1. Откуда берёт начало вера?
  2. В чём проявляется вера? Ик.2:17-22
  3. Что делать, если вера слабеет?

Вывод. Вера проявляется в послушании и доверии Богу.

Четверг. Поощряет ли вера грех?

  1. В чём обвиняли Павла? Рим.3:8, 6:1
  2. Что отвечает Павел на эти обвинения? Гал.2:17-18
  3. Гал.2:19-21 Как эти слова опровергают обвинения противников Павла?
  4. Как мы должны жить, став христианами?

Вывод. Если бы вера поощряла грех, то смерть Христа была бы напрасной.

Итоговый вопрос. Что значит получить оправдание по вере?

Вывод урока. Оправданные по вере живут для Бога.

Домашнее задание: Каждодневно молитесь, о том, чтобы Бог послал вам человека для благовестия.

Урок 4. Оправдание по вере

Вступление: На этой неделе мы начинаем нашу дискуссию с сердца Евангелия — как христианин спасается от своих грехов. Очень важно правильно понимать этот вопрос. Помните в Гал.1:8 Павел говорит, что, если кто-то благовествует нечто иное, «да будет анафема». Я попытаюсь представить это правильно! Серьезно отнеситесь к размышлению о том, что пишет Павел, чтобы правильно понимать Божью волю, так как это намного важнее, чем мои комментарии. Давайте погрузимся в изучение этого крайне важного урока!

Иудеи и язычники

Прочитайте Гал. 2:15-16. Давайте вспомним, на чем закончилась наша дискуссия на прошлом уроке. Павел пишет, что Петр лицемерно ведет себя отстраняясь от язычников. Я указал на то, что Павел должен был дать (и дал) библейское обоснование. Это именно то обоснование, что было обещано? Оно основано на Библии? (Не совсем. Напротив, Павел советует иудеям подумать об отличиях с язычниками).

В чем отличие? (Прочитайте Рим. 2:17-18. У иудеев были особые отношения с Богом. Он дал им законы, чтобы сделать их жизнь лучше, чем жизнь окружающих их язычников. Они были «светом» среди тьмы язычников.)

Кроме того, что иудеи имели преимущество в законе и особые отношения с Богом, что еще знают обращенные в христианство евреи? (Что они не оправданы законом. Наоборот они оправданы верой в Иисуса.)

Следует ли нам в это верить только потому, что в это верили первые обращенные иудеи?

Прочитайте Рим. 2:21-24. Мы сейчас прочитали первую часть аргументации Павла, состоящую в том, что иудеи имели преимущество наличием закона и особых отношений с Богом. Каков результат этих особых отношений? Соблюдали ли они закон, потому что это было для них особым благословением? (Нет. Вместо того, чтобы стать светом, они бесчестили и хулили Бога своими грехами.)

Что же знали обращенные иудеи такого, что должно побудить нас признать, что закон нас не спасает? (Они знали, что не могут закон соблюдать.)

Давайте не будем полагаться на предположения людей, которых мы не знаем. Вы знаете, что регулярно нарушаете закон? (Если вы честны, то скажите (подобно первым обращенным иудеям) «да, я постоянно нарушаю закон».)

Еще раз прочитаем Гал. 2:16. Если вы грешите, можете ли вы быть «оправданы делами закона»? (Очевидно нет. Павел не начинает с богословского аргумента, он говорит о том, что переживает каждый сын и дочь Адама и Евы. «Человек оправдывается не делами закона».)

Оправдание по вере

В словах Гал 2:15-16 несколько раз используется понятие «оправданы». Как вы думаете, что оно означает? (Согласно законам США, это значит, что, хотя вы нарушили закон, вы невиновны. Например, к вам ночью вламывается в дом человек, и вы боитесь, что он может вам навредить. Если вы выстрелите и убьете того человека, это будет считаться «убийством при оправдывающих вину обстоятельствах». Намеренное же убийство рассматривается как ужасное преступление. Но в этой ситуации убийство «оправдано».)

Вы слышали высказывание «спасен от грехов, но не во грехах»? Если мы оправданы даже когда мы грешим, верно ли это высказывание?

Прочитайте Гал. 2:17. Вернемся к моменту в американском законодательстве, который я только что описал. Поощряет ли этот закон убийство? Уменьшает ли он силу закона против убийств? (Авторитет закона остается незыблемым. Здесь говорится, что при определенных обстоятельствах, закон позволяет человеку защищать себя.)

Прочитайте Гал. 2:18. Что было «разрушено»? (Если мы относим это к ситуации с Петром, когда он вернулся на старый свой путь, отделив себя от язычников, тем самым оживив закон (законничество) и, как следствие, осудив себя. Также некоторые полагают, что был разрушен закон. Я считаю, что будет правильнее сказать, что наказание по закону было «разрушено», когда мы получили спасение верой.)

Прочитайте Гал. 2:19. Здесь говорится, что я «умер для закона». Здесь не написано, что закон был «разрушен». Как христианин может «умереть для закона»? (Прочитайте Рим. 6:3-7. Когда мы принимаем крещение, мы умираем с Иисусом и с ним воскресаем. Мы знаем, что Иисус умер из-за наших грехов. Поэтому мы (через Иисуса) понесли наказание за грехи. Мы уже заплатили цену, которую требует закон. Закон не «разрушен», но он больше нам не угрожает, потому что мы полностью понесли наказание за грех в Иисусе.)

Прочитайте Рим. 7:1-4. Павел говорит, что мы подобны жене, муж которой умер, и она освободилась от закона прелюбодеяния. Давайте расширим этот пример. Свободны ли христиане от закона прелюбодеяния? (Прочитайте Рим. 6:1-2 и Рим. 6:5-7. Здесь нам дается наставление, что мы не должны продолжать грешить. Наш «ветхий человек» умер. Лучшим образом представить это можно словами, что мы умерли для наказания за прелюбодеяние, как и для наказания за любой грех. Но мы не умерли для понимания, что жизнь в согласии с Божьей волей будет приносить Ему славу.)

Прочитайте Гал. 2:19-20. Может ли совершающий прелюбодеяние «жить для Бога»? (Очевидно, что нет.)

Как Христос живет в нас? (Это отсылает нас к тому, что в нас живет Дух Святой.)

Давайте приведем еще один пример. Предположим, что я сказал, что вы умерли для всех правил дорожного движения. Сделает ли это вас лучшим водителем? (Если вы мертвы, вы не знаете о правилах дорожного движения. Поэтому предположение, что вы можете умершими водить, приводит к тому, что вы будете водить хуже.)

Теперь предположите, что разработчик всех правил дорожного движения «живет в вас». Каким тогда вы будете водителем? (Если бы во мне жил человек, разработавший все правила дорожного движения, то я бы был в совершенной с ними гармонии. Я бы не соблюдал их только потому, что меня оштрафуют. Я бы соблюдал их по причине того, что я знал, что они созданы для безопасного вождения. Я полагаю, что мысль Павла была в этом.)

Прочитайте Гал. 2:21. Как человек может «отвергать» благодать? (Считая, что ему нужно соблюдать закон, чтобы спастись. Закон нас никогда не спасет. Так соблюдение закона, потому что мы думаем, что это повлияет на наше спасение, является ошибкой. Мы не только не способны соблюдать полностью закон из-за нашей греховной природы, но и попытка соблюдения закона ради спасения оскорбляет Иисуса, потому что это означает, что Он зря умер.)

Закон

Мы говорили о законе. Когда я был молодым, меня учили, что Павел говорил о «церемониальном законе» — правилах, написанных Моисеем, которые имеют отношение к служению во святилище. Когда я читал старые библейские комментарии, мне кажется, что некоторые из авторов считали, что Павел говорил о церемониальном законе. Такое было (и сейчас может быть) понимает среди христиан. Вспомните, что особым моментом разногласий было обрезание. Является ли это частью церемониального закона? (Нет. Бог дал это повеление Аврааму задолго до святилища. Быт. 17:9-11.)

Если Павел говорит не только о церемониальном законе, включает ли он Десять заповедей? (Прочитайте Рим. 7:7-8. Павел говорит о «заповеди» и в ней мы узнаем Десять заповедей. Исх. 20:17. Когда Павел пишет о прелюбодеянии и в рассуждении говорит о «законе», мы узнаем, что он верил, что мы умерли для Десяти заповедей.)

Прочитайте Рим. 7:4-5. Мы можем полагать, что ограничение определения «закона» Павлом до закона церемониального помогает нам вести себя правильно. Что Павел говорит о том, как закон влияет на правильное поведение? (Закон пробуждает в нас греховные страсти. Вы понимаете это. Скажите кому-то, что он не может что-то делать, и он тут же захочет сделать именно это. Таким образом определяя закон достаточно широко (а затем говорить, что мы умерли для него всего) помогает нам жить лучше. В Иисусе мы заплатили цену за нарушение всякого духовного закона.)

Прочитайте Рим. 7:6. Как мы теперь служим Богу? (Жизнью ведомой Духом Святым!)

Друг, услышал ли ты благую весть? Когда ты был крещен, ты участвовал в совершенной жизни Иисуса и Его смерти за твои грехи. Цена за твои грехи была уплачена. Будешь ли ты теперь жить жизнью исполненной Духа Святого? Почему бы не избрать жизнь под водительством Духа?

На следующей неделе: Вера в Ветхом завете.

ТЕМА: «ОПРАВДАНИЕ ТОЛЬКО ВЕРОЙ»

Почему мы постоянно оправдываемся? Почему многие люди так настойчиво пытаются доказать свою невиновность, непричастность к какому-то событию или его непреднамеренность?

Самая очевидная причина — это желание человека выгородить себя, уйти от ответственности; доказать, что он в происшедшем совершенно не виноват; это когда человек не признает саму свою причастность к происшедшему событию. Он готов переложить ответственность на кого угодно, лишь бы самому не отвечать за проступок.
Прочитаем Гал. 2:15-21. Какое очень важное слово впервые появляется в этом Послании ап. Павла к Галатам?

Это слово — «оправдываться», «оправдаться». Этот глагол встречается три раза в 16 стихе, а существительное «оправдание» — в 17 и 21 стихах.

«Оправдание» — это официальный юридический термин. Он прямо противоположен термину «осуждение».

«Осудить» — значит признать виновным; «оправдать» — значит признать невиновным, или праведным.

Может ли хоть один человек оправдаться перед Богом?

Какой риторический вопрос Бога стоит перед каждым грешником?

Бог праведен, а человек — грешен. Он отчужден от Бога и лишен Его непосредственного присутствия, ибо «какое общение праведности с беззаконием?» (2 Кор. 6:14). Риторический вопрос может звучать так: «как оправдаться осужденному грешнику?». Над каждым грешником висит справедливый Божий приговор и ему грозит неизбежное наказание.

Исследуя на уроке СШ Гал. 2:15-21 рассмотрим возможные вопросы:

В чем суть великого учения об оправдании грешника по вере? Какое Евангелие лежит в основе Божьего Плана спасения?

Используются: комментарии АСД, Е. Уайт, Дж, Скотт, Ал. Мотиера, Дж.МакАртура; перевод Библии в Заокском (ИПБ)

Какое спасительное Евангелие отстаивает ап. Павел?

1.) Гал.2:15-16 — Противопоставляя учение Иудействующих об оправдании по делам и апостольское учение об оправдании через веру, Павел отрицает первое и утверждает второе.

  1. Оправдание делами закона.

Имеют ли иудеи преимущество перед язычниками в вопросе спасения? Можно ли оправдаться делами закона?

В Гал.2:15 Павел признает, что были определённые преимущества, быть Иудеем (см. Рим. 3:1, 2; 9:4, 5), но перед Богом все — грешники, нуждающиеся в спасении (см. Рим. 3:9). Язычники были в некотором смысле, как не имеющие преимуществ, ибо они не наслаждались всеми благами, которые были предоставлены Иудеям.

В этом месте Писания Павел ссылается не столько на ритуальные требования церемониального закона, сколько на Иудейское понимание того, что человек может спасти себя сам через соблюдение (см. 2Кор. 3:3-9) «закона». Слово «закон включает как моральный закон или Десятисловие, так и церемониальный закон. Гражданский кодекс, очевидно, не входил непосредственно в проблему, находящуюся под обсуждением. Павел считал, Иудействующие верующие ошибались в следующем:

(1) они полагали, что спасение может быть достигнуто путём собственных усилий через выполнение требований «закона», и через добродетельную, достойную похвалы жизнь, в которой излишек добрых дел должен аннулировать злые дела;

(2) они считали необходимым присоединение к закону, данному Богом, множества человеческих требований, обычно называемых «преданиями»;

(3) они призывали проводить в жизнь определённые ритуальные и церемониальные положения «закона» уже после крестной жертвы Христа, когда они уже окончили своё существование по истечению пророческого срока.

Всё это, вне сомнения было в мыслях Павла, когда он писал. Павел говорит, что, поступая так, Иудействующие христиане стремились «поставить собственную праведность» (Рим. 10:3). Обычные люди всегда думали и думают именно так. Такая позиция — фундаментальный принцип всех религиозных и нравственных систем мира, кроме новозаветного христианства. Этот принцип популярен, потому что он льстит человеку. Он убеждает людей, что если только постараться, поднатужиться еще чуть-чуть, то вполне можно завоевать собственное спасение.

Но это — величайшая ложь величайшего известного миру лжеца — дьявола, которого Иисус называет «отцом лжи» (Ин. 8:44). Никто никогда не может быть оправдан делами закона, потому что «делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16). Это заключение ап. Павла напоминает Пс. 142:2: «не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих».

  1. Оправдание через веру.

Что же может оправдать любого грешника?

В Гал.2:16 ап. Павел трижды объявляет, что спасение дается только через веру в Христа, а не через закон. Первый раз это говорится в общем смысле: «человек оправдывается не делами»; второй раз в личностном смысле: «мы уверовали… чтобы оправдаться»; третий раз в универсальном смысле: «не оправдается никакая плоть».

Переведенный так с греческого языка юридический термин «оправдывается» употреблялся судьей, который объявлял обвиняемого невиновным перед законом. Всё Писание говорит о Боге, Который объявляет грешника невиновным и всецело праведным перед Ним, перенося на него высшую праведность Христа и возлагая на безгрешного Спасителя наказание за грех человека (см. Рим. 3:24). Соблюдение закона — совершенно неподходящее для спасения средство, потому что корень греховности заключается в испорченности человеческого сердца, а не в его поступках. Закон служил зеркалом для обнаружения греха, а не лекарством от него (см. Гал.3:22‑24; Рим. 7:7‑13; 1Тим. 1:8‑11).

Итак, перед нами, теоретически, — две альтернативы оправдания: «делами закона» и «верою в Иисуса Христа». И ап. Павел трижды повторяет нам, что Божий путь — второй, а не первый.

2.) Что является единственным основанием для оправдания грешника?… Почему Христа «достаточно» для спасения?

Здесь мы имеем дело с восходящим к иудейской судебной практике чисто юридическим представлением о «праведности» как статусе, который «присваивается» оправданной стороне на основании решения суда.

  1. «и найтись в Нем»

Павел не хочет ничего, кроме того как «найтись в Нем», чтобы всякий, кто смотрит на него, видел бы его человеком во Христе; и как бы ни обернулись для него в будущем обстоятельства, он хочет смотреть им в лицо как человек во Христе. Иисус — его «неизменная обитель». Павел может находиться в Риме, Филиппах, Иерусалиме; он может быть здоровым, больным, обеспокоенным, свободным от забот — но он хочет всегда быть «в Нем».

  1. «и найтись в Нем… с праведностью от Бога по вере».

Какое сокровище грешник находит во Христе?… Какая праведность приемлема для Бога?

В этой «неизменной обители», «во Христе», есть особое сокровище: праведность. Есть праведность ограниченная, узкая («не со своею праведностью») и есть праведность, отвечающая требованиям Бога («праведностью от Бога»).

Крестная смерть Христа, смывающая наш грех, — единственное спасение для грешников, которое удовлетворяет Бога.

Это праведность, которая от Бога.

  1. Какую праведность отвергает Бог?

«Найдя себя в Нем», Павел не желает своей праведности, которая от закона. Это «самодельная» праведность; она приобретается собственными усилиями и личными добрыми делами. Эти добрые дела делались в соответствии с законом, и, следовательно, это праведность, которая от закона. Некогда Павел мог гордиться такой праведностью, тем, что он был «по учению фарисей… по правде законной — непорочный» (Флп.3:6). Его ревностные, напряженные и жертвенные труды вполне соответствовали кодексу законов поведения.

Чего стоила такая праведность?

Она была всего лишь «удостоверением хорошего поведения», и не более того! Это была праведность, основанная на законе, буквально — от закона, та праведность, которая происходит из соответствия стандарту. Но ведь такая праведность не дает нам уверенности, что Бог будет судить нас милостиво. Во-первых, даже если бы нам удалось добиться безупречного послужного списка, мы еще должны сохранить его незапятнанным до судного дня, и одного промаха достаточно, чтобы закон провозгласил неблагоприятный приговор и наша «праведность» рухнула. И во-вторых, такая праведность есть нечто, присуждаемое себе самостоятельно. Мы взвесили свои заслуги, рассмотрели свое право на вердикт. Мы были и подсудимым и судьей. Но мы никогда не можем быть уверенными в том, что наш вывод будет одобрен Богом. А разве наш пристрастный и снисходительный взгляд на самих себя может быть таким же всепроникающим, как Его святой пристальный взгляд? Например, мы могли бы присудить себе высокий проходной балл, оправдав свои отклонения от тропы послушания или глядя на них сквозь пальцы. А ведь даже Павел осознал себя побежденным перед законом (Рим. 7:7). Удостоверение о хорошем поведении, которое мы сами себе выдали, недостаточно для уверенности, когда мы стоим перед лицом суда Божьего.

  1. Как обрести «праведность от Бога»?

Она возможна только при наличии веры: «праведность от Бога по вере».

«А что значит верить? Верить — это значит принять то, что Иисус умер как Жертва за нас, что Он стал проклятием за нас, взял на Себя наши грехи и вменил нам Свою праведность. Поэтому мы принимаем праведность Христа, верим в нее. Она становится нашей праведностью. Он — наш Спаситель. Он спасает нас, потому что сказал нам об этом…»

(Часть Рукописи 21 от 27 февраля 1891 года. Опубликовано в «Библейском комментарии АСД», т. 6, с, 1070, 1071).

«Когда сокрушенный, кающийся перед Богом грешник видит искупление, совершенное ради него Христом, и принимает это искупление как свою единственную надежду в этой и будущей жизни, его грехи прощаются. Это и есть оправдание верой. Каждая верующая душа должна полностью сообразовать свою волю с волей Божьей и оставаться в состоянии покаяния и исповедания, проявляя веру в искупительные заслуги Спасителя и переходя от силы в силу…

Прощение и оправдание — это одно и то же. Верой человек перестает быть противником, сыном или дочерью греха и сатаны и становится верным подданным Иисуса Христа — не благодаря унаследованному благочестию, а потому, что Христос принимает его усыновлением как Свое дитя. Грешник принимает прощение грехов, потому что эти грехи понес его Поручитель и Заместитель. Обращаясь к Своему Небесному Отцу, Господь говорит: „Это Мое дитя. Я отменил для него смертный приговор и гарантировал ему жизнь — вечную жизнь, потому что Я Сам занял его место и пострадал за его грехи. Он является Моим возлюбленным сыном“. Таким образом, прощенный и облеченный в прекрасные одежды Христовой праведности человек стоит незапятнанным перед Богом.

Грешник может заблуждаться, но он не отвергается без милости. Однако его единственная надежда — покаяние перед Богом и вера в Господа Иисуса Христа. У Небесного Отца есть преимущество прощать наши преступления и грехи, потому что Христос взял на Себя нашу вину и стал нашим Заместителем, вменяя нам Свою собственную праведность. Его жертва полностью удовлетворяет требованиям справедливости. Оправдание противоположно осуждению. Безграничная Божья милость проявляется к тем, кто ее совершенно не заслуживает. Он прощает преступления ради Иисуса, Который стал умилостивлением за наши грехи. Через веру во Христа виновный беззаконник обретает благоволение у Бога и твердую надежду на вечную жизнь…»

«Бог принимает кающегося грешника благодаря праведности Христа, которая совершает дело оправдания. Какой бы греховной ни была прежде его жизнь, если он верует в Иисуса как своего личного Спасителя, он стоит перед Богом в незапятнанных одеждах вмененной ему Христовой праведности…

Мы никогда не сможем достичь совершенства своими добрыми делами. Человек, взирающий на Иисуса верою, отвергает свою праведность. Он сознает собственное несовершенство, недостаточность своего покаяния, немощь даже самой сильной своей веры, скудость самой большой жертвы и в смирении повергается к подножию креста. Но в глаголах Слова Божьего он слышит голос, обращенный к нему. С удивлением он слышит весть: „Вы имеете полноту в Нем“ (Кол.2:10). Теперь в его душе наступил полный покой. Ему не нужно больше стараться найти что-то достойное в себе, какую-либо заслугу, чтобы снискать Божье благоволение

Кто может понять суть этой праведности, делающей верующего грешника совершенным, представляя его перед Богом без пятна, порока или чего-либо подобного? Мы имеем клятвенное заверение Бога, что Христос сделался для нас праведностью, освящением и искуплением (1Кор.1:30)»

«Христос клялся Самим Собой, что будет нашей заместительной Жертвой и Поручителем, и Он не пренебрегает никем. В Его послушании заключен неисчерпаемый источник совершенного послушания. Его заслуги, Его самоотречение и самопожертвование хранятся на небесах как фимиам, возносимый с молитвами Его народа. Когда искренние, смиренные молитвы грешника возносятся к Божьему престолу, Христос привносит в них заслуги Своей Собственной жизни, отмеченной совершенным послушанием. Этот фимиам наполняет наши молитвы благоуханием. Христос торжественно клялся ходатайствовать за нас, и Отец всегда слышит Своего Сына» (Сыновья и дочери Бога, с. 22).

3.) Какие аргументы приводит ап. Павел, защищая Евангелие благодати?

  1. (Гал.2:17-18) — Если бы учение Иудействующих было правильным, то Павел, Петр, Варнава и другие верующие из иудеев подпадали под категорию грешников, потому что они общались и ели с язычниками, которые по иудейскоу закону считались нечистыми. И, если Иудействующие христиане были правы, то Христос был бы неправ и учил людей греху, потому что Он говорил, что все принадлежащие Ему есть одно с Ним, и, следовательно, друг с другом (Ин. 17:21‑23). Христос обещал оправдание всем. без исключения, кто придёт к Богу верою в Него (Ин.3:16-18). Однако действия Петра в Антиохии, казалось бы, показывали, что он не полностью оправдан по вере и должен вернуться под власть закона, чтобы полностью свершилось его спасение. Если это так, то Христос — не совершенный Спаситель и одного Его недостаточно. Если те, которые пришли к Нему, всё ещё остаются «грешниками», тогда преимущества благодати, представленные Христом, недостаточны.

Эти мысли вынуждают Павла употребить самое сильное в греческом языке отрицание, переведенное «Никак!» (ср. Гал. 3:21; Рим. 6:1, 2; 7:13). Для обращённого иудея возвратиться к обычаям Иудаизма, как средству спасения, обозначало признать, что Христу невозможно спасти человека только через веру. Фактически, ап. Петр отказался от всей системы церемониального закона ради веры в Христа. Он отказался признавать какие-либо различия между иудеями и язычниками, если речь идет о благоволении Божьем. Но потом, отказываясь есть вместе с язычниками, он снова созидает то, что однажды разрушил. Поступая так, он сам себя делает преступником. Либо он был не прав, оставляя закон ради Христа, либо не прав сейчас, оставляя Христа ради закона!

  1. (Гал.2:19-20-пам.ст.) — Христу надлежало пострадать и умереть… Чтобы мы жили верою в Него.

Апостол использует здесь очень сильный образ. Он знал, что такое распятие. Знали об этом и галатийцы. Несомненно, они видели, как распинают на крестах людей, а если и нет, то слышали, что представляет собой эта страшная казнь.

Только двое были распяты с Христом на Голгофе — двое преступников. И Павел называет себя сораспятым со Христом.

В этих стихах прослеживается парадокс: «я был распят», однако «теперь я живу». Но есть еще более парадоксальные слова: «и уже не я живу»? Так живу я или нет? Парадоксы — это не противоречия. На самом деле Павел говорил о том, что некогда жил «я», который умер, и теперь живет другой «я». Именно это и есть истинное христианство. «Ветхий» человек (Рим.6:6) умирает. Бог творит или, образно говоря, воскрешает нового человека. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор. 5:17).

«И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом… и воскресил с Ним» (Еф. 2:5,6).

«Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6). Если мы верим Христу, тогда мы соединены с Ним, и Бог считает нашу старую натуру умершей вместе со Христом. Его целью было воскресение нового человека.

Итак, кто же он такой, этот новый человек? В чем разница между нашим старым и новым естеством?

Эти стихи (Гал.2:19-20) описывают нового человека с двух сторон.

(1.) Во-первых, здесь сказано, что новое творение — это Христос, живущий во мне: «И уже не я живу, но живет во мне Христос». Другими словами, мое новое естество отождествляется теперь с тем, что внутри меня живет Христос, который помогает мне всегда и во всем. Он постоянно приносит мне Свою жизнь. Он постоянно придает мне силы совершать то, к чему я призван. Вот почему в Библии сказано: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). «Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:29).

Итак, когда эти слова становятся реальностью, новое творение смело заявляет: «Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня» (Рим. 15:18). Это одна сторона, освещающая вопрос нового творения.

Согласно Галатам 2:20, новое творение — это Христос, который постоянно обитает во мне и дает мне силу. Именно с этим ассоциируется истинное христианство.

(2.) А теперь посмотрим на другую сторону нового человека: каждый свой миг он доверяет Христу: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20).

Без этого второго определения нового человека мы можем лишь догадываться, какова наша часть в том, чтобы ежедневно получать от Христа помощь. Теперь у нас есть ответ: вера. Со сверхъестественной стороны наш новый человек выглядит следующим образом: в нас живет Бог, который дает нам способность жить так, как Он нас учит. Это Его работа.

С нашей, человеческой, естественной стороны, мы доверяем Ему каждое мгновение своей жизни; мы верим, что Он всегда рядом и готов оказать нам помощь. У нас есть серьезные доказательства того, что Он будет с нами всегда и поможет нам совершить всё то, к чему мы призваны, потому что Христос пострадал и умер за нас.

«Когда христианин торжественно принимает крещение, три высшие силы Вселенной — Отец, Сын и Святой Дух — кладут печать одобрения на его действие и заверяют, что употребят Свою силу ради его блага, когда он будет стремиться прославить Бога. При крещении он погребен в подобие смерти Христа и воскрешен в подобие Его воскресения…

Три великие небесные силы заверяют, что пошлют христианину ту помощь, которая потребуется. Дух меняет каменное сердце на сердце плотяное. Питаясь Словом Божьим, христиане приобретают опыт, формирующий их по Божественному подобию. Когда Христос верою пребывает в сердце, христианин является храмом Божьим. Христос не пребывает в сердце грешника, но в сердце того, кто чуток к небесному влиянию.

Свет, сияющий из жизни истинного христианина, свидетельствует о его союзе со Христом. Свое „я“ исчезает из виду, а открывается Христос…

Бог хочет, чтобы вы жили жизнью, которая делает других лучше, — жизнью, которая покажет, что в вас живет Христос, упование славы. Он хочет, чтобы вы вместе с апостолом Павлом могли сказать: „Уже не я живу, но живет во мне Христос“ (Гал. 2:20) Нравственная красота христиан, приобретших богатейший опыт, является лишь отражением Солнца праведности. Сияет ярче всего тот, кто находится ближе всех к Иисусу».

  1. (Гал.2:21) — В этой фразе Павел делает вывод, что Петр, примкнув к евреям и, таким образом, отойдя от Христа, отверг тем самым потребность в Божьей благодати и свел на «нет» смысл Христовой смерти.

Люди, считающие, что могут заслужить спасение своими собственными усилиями, подрывают основу христианства и делают бессмысленной смерть Христа. Если кто-то настаивает на том, что оправдание приходит через добрые дела, что человек сам может заработать себе спасение, он подрывает основы христианства. Утверждающий подобное отвергает благодать Божью (потому что если спасение приходит по делам, то оно не дается нам по благодати) и объявляет, что смерть Христа напрасна (потому что если мы сами зарабатываем спасение делами, тогда в том, что совершил Христос, не было нужды).

Этим самым они говорят Христу, что Ему не нужно было утруждать Себя и умирать. Ибо и благодать Божья, и смерть Христа становятся ненужными, если мы объявляем себя хозяевами собственной судьбы, способными спасти самих себя.

Таким образом, возвратиться к Иудейской узаконенной системе праведности через дела, означало аннулировать всё, что было получено по благодати Божией через веру в Иисуса Христа. Павел даже ни на один момент не уступил требованиям всех тех, кто настаивали на возвращении к делам закона для оправдания.

4.) Может ли, оправданный верою грешник, спастись в непослушании?

«[61] Мы не заслуживаем спасения своим послушанием. Бог дает спасение даром, и оно принимается верой. Послушание есть плод веры. «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (1Ин. 3:5-6). Таким образом испытывается наша вера. Если мы пребываем во Христе, если любовь Божья живет в нас, наши чувства, мысли, намерения и поступки будут в согласии с волей Бога, выраженной в Его святом законе. «Дети! Да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» (1Ин. 3:7). Мерилом праведности является святой Божий закон, состоящий из десяти заповедей, данных на Синае.

Так называемая вера во Христа, которая освобождает человека от необходимости повиноваться Богу, не есть вера, но самонадеянность. «Благодатью вы спасены через веру». Но «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Еф. 2:8; Иак. 2:17). Иисус сказал о Себе еще до того, как пришел на землю: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце» (Пс. 39:9). А незадолго до Своего вознесения на небо Он объявил: «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10). В Писании сказано: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди… Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин. 2:3-6). «Потому что и Христос пострадал, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр. 2:21).

[62] Условие получения вечной жизни остается таким же, каким оно было всегда и каким оно было в Раю до грехопадения наших прародителей, — это полное послушание закону Божьему, совершенная праведность…

По своей греховности и порочности мы не в силах в совершенстве исполнять святой закон. У нас нет своей праведности, которая могла бы удовлетворить требованиям закона Божьего. Но Христос открыл нам путь ко спасению. Он жил на земле среди таких же испытаний и искушений, с какими встречаемся и мы, однако Его жизнь была безгрешной. Он умер за нас, и сегодня Он желает освободить нас от грехов и дать Свою праведность. Если вы отдаете себя Ему и принимаете Его как своего Спасителя, тогда, несмотря на все свои грехи, считаетесь праведными благодаря Его заслугам и приобретаете характер Христа. Бог принимает вас так, как будто вы никогда не грешили.

[63] Более того, Христос изменяет сердце; Он вселяется в ваше сердце, так как Вы доверились Ему. Вам необходимо через веру поддерживать эту связь со Христом и постоянно подчинять ему свою волю. Если будете пребывать в этом состоянии, Он произведет в вас «и хотение, и действие но Своему благоволению». Поэтому вы можете сказать: «А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20)…

И тогда со Христом, действующим в вас, вы будете способны проявлять тот же самый дух и творить добрые дела — дела праведности и послушания. Итак, в нас самих нет ничего, чем можно было бы хвалиться. Нет ни малейшего основания для самовозвышения. Единственная надежда — это вменяемая нам праведность Христа и та праведность, которая есть результат действия Его Духа в нас и через нас…«

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

«Нам нужно делать всё возможное со своей стороны, чтобы подвизаться Добрым подвигом веры. Мы должны бороться, трудиться, стремиться, страдать, чтобы войти узкими воротами. Мы должны всегда видеть перед собой Господа. С чистыми руками и чистым сердцем нам нужно стремиться прославить Бога во всех путях. Помощь нам обеспечена в Том, Кто силен спасать. Дух истины и света будет таинственным образом оживлять и обновлять нас, ибо всякий духовный рост исходит от Бога, а не от нас. Божественная сила будет дана в помощь истинному труженику…

Если мы погибнем, то будем сами виноваты в этом. Бог всё сделал для нашего спасения; и если мы примем Его условия, то обретем вечную жизнь…

Вера и дела идут рука об руку; они дополняют друг друга в стремлении достичь победы. Дела без веры мертвы, но и вера без дел мертва. Дела не могут спасти нас; спасаемся мы только благодаря заслугам Христа. Если мы веруем во Христа, Он сделает все наши несовершенные усилия приемлемыми для Бога…

Иисус пришел в наш мир, чтобы наделить человека Божественной силой, чтобы через Его благодать мы могли преобразиться в Его подобие. Когда сердце расположено повиноваться Богу, когда для этого прилагаются усилия, Иисус принимает это расположение и усилия как лучшее служение человека и возмещает наши несовершенства Своими Божественными заслугами…»

По материалам Киевской конференции

Exit mobile version