Открытая или закрытая Вечеря?

Тайная вечеряВремя от времени в церковных кругах возникает вопрос, почему адвентисты седьмого дня практикуют открытую Вечерю, считая, что все, посвятившие свою жизнь Иисусу Христу, могут в ней участвовать и, что «дети узнают о значимости служения, наблюдая за другими участниками»1 Те, кто утверждают, что служение Вечери должно быть закрытым, то есть в нем могут принимать участие только члены Церкви адвентистов седьмого дня, прежде всего, обращаются к нашей исторической практике и к тексту, записанному в 1 Коринфянам 11:17-34. Я коснусь каждого из этих двух вопросов поочередно.

Историческая практика адвентистов седьмого дня

Подобно тому, как постепенно формировалось наше понимание книг Даниила и Откровения, значения здорового образа жизни, природы Божества и других вопросов, менялось с течением времени и наше представление о Вечере.

В своей статье, опубликованной в 1873 г., Г. И. Батлер утверждал, что служение Вечери должно быть открытым только для членов Церкви адвентистов седьмого дня. Подобный вывод он основывал на отсутствии Иуды на последней Вечере и на нескольких отрывках из Библии (1 Кор. 10:15-21; 11: 17-34; 2 Кор. 6:14).2 Свою позицию он подтвердил в публикациях за 1886 и 1908 г.г.3 Однако, вполне возможно, что такая практика не была всеобщей. По словам В. Литлджона, «говоря в целом, адвентисты седьмого дня имеют закрытую Вечерю, и поэтому, общепринято приглашать к участию в служении только тех, кто является добропорядочными и постоянными членами адвентистских церквей«.4 Эти слова наводят на мысль что, возможно, даже в этот ранний период церковной истории среди адвентистов имели место некоторые различия в понимании этого вопроса.

К тому времени, как в 1932 году было опубликовано первое издание Церковного руководства, возможно, на закрытой Вечере уже не настаивалось. И хотя в данном издании подчеркивалось, что на служении Вечери «должны присутствовать все члены церкви» и, что ни один из членов церкви не должен «оставаться в стороне», там же под заголовком «Никто не должен быть исключен» цитируется выдержка из книги «Желание веков»: «Среди верующих могут быть люди, еще не всем сердцем служащие истине и святости, но изъявившие желание участвовать в служении, — им нельзя запрещать» (с. 656). Следующий параграф усиливает сказанное выше — под заголовком «Каждый член церкви должен присутствовать» еще одной цитатой с той же страницы.6 Однако, возможно, что данная цитата Эллен Уайт понималась в то время, как относящаяся только к членам церкви, упоминаемым в данном контексте, как до, так и после приведенной цитаты.

Не совсем ясна позиция по данному вопросу и в издании Церковного Руководства, опубликованного в 1971 году. На стр. 118, под заголовком «Кто может принимать участие», снова цитируется «Желание веков», стр. 656, за чем следует еще одна цитата с той же страницы под заголовком «Каждый член церкви должен присутствовать».7 Только в 1990 году было четко заявлено, что Церковь адвентистов седьмого дня практикует открытую Вечерю, и что дети могут наблюдать за происходящим, но не участвовать, пока не примут крещение: «Кто может принимать участие — Церковь адвентистов седьмого дня практикует открытую Вечерю. Каждый, посвятивший свою жизнь Спасителю, может в ней участвовать. Дети учатся значению служения, наблюдая, как другие участвуют в нем. После обучения в классах по подготовке ко крещению и посвящению жизни Иисусу посредством крещения, они, таким образом, становятся готовыми к участию в данном служении«.8

Просматривая положения Основополагающих пунктов вероучения в период с 1931 по 1979 год, можно заметить, что служение Вечери в них вовсе не упоминается. Однако, когда на съезде Генеральной конференции 1980 года принималось пересмотренное положение Основополагающих пунктов вероучения, в него был добавлен пункт № 15, «Вечеря Господня»; он включал в себя утверждение, что «Вечеря открыта для всех верующих христиан«.9 Нил Вилсон, президент Генеральный Конференции, на Сессии ГК спросил мнения делегатов в отношении формулировки вопроса о том, кто может участвовать в Вечере Господней — «принявшие крещение христиане» (первоначально предложенная формулировка) или «верующие христиане» (новая формулировка). Протоколы показывают, что большинство делегатов предпочло формулировку «верующие христиане«.10 За неделю до Сессии Генеральной конференции, при обсуждении данного вопроса формулировка «принявшие крещение христиане» была предложена для того, чтобы исключить участие некрещенных детей членов адвентистской церкви, а не для того, чтобы исключить участие христиан других деноминаций.11 Очевидно, что к 1980 году открытая Вечеря стала общепринятой практикой Церкви адвентистов седьмого дня по всему миру.

На основе моего собственного опыта, обсуждение этого вопроса на Сессии Генеральной конференции 1980 года и разъяснение формулировки, сделанное в Церковном Руководстве 1990 года издания, отражают практику открытой Вечери в адвентистской церкви Северной Америки, по крайней мере, уже с 1970-х годов. Мой коллега, Герхард Пфандл, указал мне на то, что подобной практики придерживались также в Европе и в Австралии.12 Более того, возможно, открытая Вечеря стала широко практиковаться уже в первых десятилетиях двадцатого века, на основании заявлений Элен Уайт в книге Желание веков, впервые опубликованной в 1898 году. Безусловно, книга оказала огромное влияние на взгляды адвентистов касательно и других тем, таких, например, как полнота божественности Христа, поэтому не удивительно, что открытую Вечерю начали практиковать в адвентистских церквах вскоре после ее публикации. Самое раннее подтверждение тому, что заявление Элен Уайт было воспринято как призыв к практике открытой Вечери, я обнаружил в книге Евангелизм, опубликованной в 1946 году.

«Пример Христа не позволяет нам отстранять кого-либо от Вечери Господней. Да, открытый грех исключает участие в этом обряде виновного. Об этом ясно свидетельствует Святой Дух. В остальных же случаях никто не вправе выносить решение о чьей-то неготовности. Бог не позволил людям судить, кому дано участвовать в Вечере, а кто этого недостоин. Ибо кто может читать в сердце? Кто может отличить пшеницу от плевел?» Желание веков, 656 (1898).

«Среди вас могут быть те, кто еще не всем сердцем служит истине и святости, но кто желает участвовать в служении. Не запрещайте им». Рукопись 47, 1897.13

Интерпретация текста 1 Кор. 11:17-34

Что касается экзегезы 1 Кор. 11, Павел не дает никаких указаний на то, что церковь должна брать на себя ответственность за оценку духовной подготовки для участия в Вечере Господней. Напротив, каждый человек должен сам исследовать себя (термин anthrōpos применителен к обоим полам) до того, как прийти на это служение (ст. 28, см. также 2 Кор. 13:5). Кроме того, служение смирения призвано к тому, чтобы помочь кому-то в необходимой духовной подготовке (Ин. 13:1-17). Подобно тому, как это было в законе Моисея, в котором Сам Господь исполнял роль судьи при отсутствии свидетелей,14 так это происходит и здесь (ст. 30, 32). Только Господь может знать сердце человеческое (1 Цар. 16:7). Мы не вправе судить или осуждать кого-то в подобных вопросах (Лк. 6:37). Исключением здесь будет, по словам Элен Уайт, только «открытый грех».15 Дети, которые еще не приняли крещение, не должны участвовать в Вечере Господней, потому что служение смирения или омовения ног основывается на предшествующем опыте крещения полным погружением в воду (Ин. 13:10).16

Пункт № 16 в Основах вероучения, говорящий о том, что «служение Вечери открыто для всех верующих христиан«,17 находится в гармонии с приведенными отрывками Писания и заявлением Элен Уайт. Слово верующий, очевидно, означает больше, чем просто «исповедующий христианство», иначе в данном слове не будет необходимости, потому что «христиане», по определению, исповедуют веру во Христа. Оно подразумевает непрерывную активную связь со Христом, что исключает открытый грех. Если человек вовлечен в открытый грех, то он на самом деле «не верит» в библейском смысле этого слова, поскольку библейская вера подтверждает свою подлинность путем послушания (Ин. 14:15; 1 Кор. 7:19; Гал. 5:6; 1-е Ин. 5:2-4).

Заключение

Несмотря на то, что до 1880-х годов Церковь адвентистов седьмого дня, как правило, практиковала закрытую Вечерю, после публикации Элен Уайт книги «Желание веков» в 1898 году с ее ясным объяснением Тайной Вечери как основы для практики служения Вечери, адвентисты перешли к открытой Вечери, в которой могут принимать участие «все верующие христиане». Библия призывает христианина самостоятельно исследовать себя в подготовке к участию в служении Вечери. Поскольку мы не можем читать сердца других людей, церковь должна отстранять от служения только тех, кто живет в открытом грехе. С учетом того факта, что подготовительное служение ногоомовения символически представляет собой обновление завета, заключенного при крещении, дети не должны приглашаться к участию в служении Вечери до того момента, пока они не будут крещены.

Клинтон Волин, помощник директора Института библейских Исследований

1Seventh-day Adventist Church Manual, 19th ed. (Secretariat, General Conference of Seventh-day Adventists, printed in Nampa, ID: Pacific Press, 2016), 126.

2G. I. Butler, «Open and Close Communion,» Advent Review and Sabbath Herald, May 27, 1873, pp. 185, 186 (reprinted: ibid, Dec. 9, 1880, pp. 369-371).

3См. G. I. Butler, «Sundry Questions and Answers,» Advent Review and Sabbath Herald, Feb. 2, 1886, p. 74, col. 1; idem, «What Is It to Be a Seventh-day Adventist?» Advent Review and Sabbath Herald, Oct. 1, 1908, pp. 7, 8.

4W. H. Littlejohn, «The Church Manual,» Advent Review and Sabbath Herald, Aug. 28, 1883, p. 554, col. 2.

5Church Manual, [1st ed.] (General Conference of Seventh-day Adventists, 1932), 159.

6Там же, 159, 160.

7Seventh-day Adventist Church Manual, [10th ed.] (General Conference of Seventh-day Adventists, 1971), 159. Подобную практику можно найти в изданиях 1976 года (pp. 122, 123), 1981 (pp. 118, 119), и 1986 (pp. 80, 81).

8Seventh-day Adventist Church Manual, [14th ed.] (General Conference of Seventh-day Adventists, 1990), 80, 81,

9Seventh-day Adventist Yearbook (Washington, D.C.: Office of Archives and Statistics, General Conference of Seventh-day Adventists, 1981), 6.

10General Conference Bulletin No. 9, in Adventist Review, May 1, 1980, p. 21.

11General Conference Bulletin No. 6, in Adventist Review, April 24, 1980, p. 29.

12Private communication, July 22, 2016.

13Ellen G. White, Evangelism (Washington, D.C.: Review and Herald, 1946), 277 (emphasis original).

14См. напр. случаи повреждения или подозрения в краже, требующие клятвы перед Господом (Исх. 22:10, 11) или подозрения в совершении прелюбодеяния, требующее пройти испытание на верность (Числ. 5:11-28).

15Эллен Г. Уайт, Желание веков (Mountain View, CA: Pacific Press, 1940), 653; ср. 1 Кор. 5:11.

16Далее см. Robert M. Johnston, «Unbaptized children and Communion,» Ministry 79/6 (June 2007), 15.

17Church Manual (2015), 167, 168.

По материалам информационного бюллетеня Института библейских исследований Генеральной конференции Церкви АСД

Exit mobile version