Следующая статья является частью серии докладов четвертой Международной библейской конференции, прошедшей в Риме, Италия, 11-21 июля 2018 года. Темой этой конкретной конференции была эсхатология, — слово, которое буквально означает «учение о последних событиях», и описывает исследование событий последнего времени и связанных с ними вопросов. — Редакторы
Поскольку некоторые христианские ученые и лидеры все чаще отстаивают теистическую эволюцию, чтобы объяснить сотворение, двое ученых, выступая на четвертой Международной библейской конференции, говорят, что адвентисты не могут согласиться с теистической эволюцией, если только они не отменят многие из своих фундаментальных, основанных на Библии, убеждений. Теистическая эволюция, вера в то, что Бог использовал процессы эволюции для сотворения, подразумевает, по крайней мере, веру в то, что «рассказ о сотворении противоречит библейским историческим данным», — сказал ученый Геофизического Института Тимоти Стэндиш. Это также подразумевает, добавил он, представляя появление смерти до греха или, по крайней мере, определяет смерть по-разному — до греха и после греха.
Таким образом, «Адвентисты седьмого дня не могут принять теистическую эволюцию, не проявив удивительной двуличности и наивности», — сказал Стэндиш.
Профессор Южного адвентистского университета Грег А. Кинг поддержал эту точку зрения. «Из-за неразрешимых противоречий между теистической эволюцией и Писанием … и из-за того, что теистическая эволюция приводит к изменению или отмене ключевых доктрин Библии, кажется ясным, что между теистической эволюцией и библейским сотворением нет ничего общего».
Можно задать вопросы, почему многие исповедующие христианство не видят противоречия между работой Бога — Творца и эволюцией? Почему они принимают эволюцию не задумываясь? И почему адвентисты не могут этого принять?
На конференции в Риме эти два ученых поделились некоторыми сведениями по этой теме.
Затронуто много доктрин
Оба ученых подчеркнули, что принятие теистической эволюции существенно повлияет на многие из основанных на Библии доктрин адвентистов седьмого дня.
Во-первых, вера в теистическую эволюцию влияет на наше понимание Писания, сказал Кинг. Она подрывает авторитет самого Писания, которое рассказывает другую историю сотворения, чем изображается эволюцией. Она также влияет на учение о Боге, который согласно Библии, создал все силой Своего слова. «Бог теистической эволюции — это уменьшенная божественность», — сказал Кинг.
Кинг также объяснил, как теистическая эволюция влияет на учение о спасении. «Почему люди должны быть спасены, если они просто следуют за Божьим планом в том, как добраться до высших форм жизни?» — спросил он. И «от чего мы должны быть спасены» в первую очередь?
В теистической эволюции, сказал Кинг, люди также умалены. Они далеки от того, чтобы быть венцом Божьего творения и становятся просто существами, возникающими в конце долгого медленного процесса развития. «Библейское учение о человеке сильно изменилось в таком случае», — сказал он.
Он также отметил, что затронута и Суббота, потому что в теистической эволюции нет недели творения. Суббота перестает быть памятником творения и становится изобретением человека. Теистическая эволюция влияет и на брак. Поскольку брачный завет теряет Божественное одобрение, Кинг считает, что «теистическая эволюция помогает открыть путь для некоторых … небиблейских вариантов брака».
Наконец, пострадает общее представление о Новой Земле. Кинг напомнил своей аудитории, что теистическая эволюция «не оставляет места первозданному совершенному миру, который не видел греха и никакой тени смерти». Таким образом, учитывая, что в начале не было совершенного, безгрешного мира, сказал он, нет потребности в Божьей работе по восстановлению первоначального совершенства.
Проблема смерти
Как верующие в теистическую эволюцию объясняют существование смерти до того, как грех вошел в мир? Они не могут, сказал в поддержку тезиса Кинга Стэндиш, если не будет изменено библейское определение смерти.
Адвентисты седьмого дня понимают смерть как полностью бессознательное состояние, «прекращение физиологических процессов». Стэндиш напомнил своей аудитории, что это определение основано на библейской доктрине о человеке. Согласно одному из основополагающих убеждений адвентистов, сказал он, цитируя официальное утверждение, — люди — это «неделимое единство тела, души и духа», а не сочетание смертного тела и бессмертной души, которые разделяются при смерти.»
Стэндиш объяснил, как учение о бессмертии души в конечном счете открывает путь к смерти, прежде чем грех вошел в эту землю. «Если смерть — это разделение смертного тела и бессмертной души, то она может существовать только после того, как Бог начнет создавать бессмертные души и помещать их в смертные тела», — объяснил Стэндиш. «Из-за этого вся смерть и страдания, ведущие к первому человеку, в теистической эволюционной точке зрения, — это не то же самое, что смерть людей, состоящих из смертного тела и бессмертной души».
Таким образом, небиблейское учение о том, что есть две формы смерти, «помогает» некоторым христианам примирить эволюционные учения с Божьим творческим актом. Как только взгляды отходят от библейского учения о человеке, легче избавиться от других библейских доктрин, подчеркнул ученый.
Слово предостережения
Для адвентистов седьмого дня невозможность принятия теистической эволюции, не отказываясь от других библейских убеждений, не обязательно является непоколебимой защитой, отметил Стендиш. Как и в случае с другими христианскими церквями, адвентизм не «неуязвим от теистической эволюционной ереси», — сказал он, добавив, что «вполне возможно, что эта церковь может идти по пути других … и отходить от библейской веры, чтобы принять что-то совершенно отличное.»
Чтобы проиллюстрировать эту точку зрения, Стэндиш нарисовал мрачную гипотетическую картину того, как может выглядеть такой сценарий. «Церковь [будет] успокаивать беспокойство тех, кто принимает библейскую веру, издавая официальные заявления, в то время как небольшая группа ученых [будет способствовать развитию теистической эволюции] используя свои привилегии». По словам Стэндиша, сторонники теистической эволюции, в конечном счете, достигнут больших привилегий и воспитают новое поколение. В то же время рядовые члены церкви «станут все более восприимчивыми к принятию этой небиблейской доктрины», — сказал он, поскольку «те, кто хочет сохранить веру, будут плыть против движущихся волн, преодолевая которые, они могут добиться небольшого прогресса».
Но это не обязательно должно быть так, — согласился Стэндиш.
«Произойдет это или нет, будет в значительной степени зависеть от решения администраторов использовать свой политическое влияние и церковную власть для поддержания и продвижения библейской доктрины сотворения», — завершил он.
Следите за Adventist Review и Adventist World для продолжения освещения четвертой Международной библейской конференции.
Маркос Паседжи, Adventist Review
По материалам Adventist Review