А с вашими кистями все в порядке? (Духовность и внешняя святость христианина)

А с вашими кистями все в порядке? (Духовность и внешняя святость христианина)

«И сказал Господь Моисею, говоря: Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих… И будут они для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господа… Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы перед Богом вашим» (Чис. 15: 37-40).

Данный отрывок, как и всякий другой из Писания, важен и поучителен. Господь сказал Израилю: «Вы — святой народ, не такой как все другие. Ваша высокая нравственность — это ваше внутреннее, духовное отличие, а снаружи вашу уникальность будут отмечать кисти на краях одежды».

Актуален ли этот принцип сегодня? Ведь часто можно услышать: «Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (см. 1Сам.16:7); или: «Не так важна внешность, важнее внутреннее наполнение». С одной стороны — это так, но с другой — внешность отражает внутренность: «Если делаешь добро, то не поднимаешь ли лица?» (Быт.4: 7); «От избытка сердца говорят уста» (Мф.12: 34). Несомненно, заботиться о духовности важно, это приоритетное, первичное задание христианина. Однако важно печься и о видимом проявлении духовности. Почему? Именно поиску ответов на предложенный вопрос посвящены размышления автора данной статьи.

Мы вступили в век так называемой глобализации, как характеристики формирования единого планетарного общества. Преимущественно, когда рассуждают о глобализации, полагают, что речь идет лишь о ее экономическом и политическом аспектах. Однако сущность ее гораздо глубже и может изменить не только все другие стороны человеческой жизни, но и самого человека. Глобализация таит в себе немало угроз. И одна из них — однотипность … Вы, очевидно, заметили, что большинство современных легковых автомобилей стали похожими по своей форме. На расстоянии даже трудно определить, какой они марки. В музыке также преобладают схожие современные стили, народная музыка звучит редко. В политике всех стран важнейшая проблема — антитерроризм, в религии — экуменизм. Подобная современная тенденция многим не нравится, поэтому в местах, где проходят форумы глобалистов стран мира, происходят многолюдные демонстрации антиглобалистов. Глобализация — это сила, которая стирает особенность, отличие, индивидуальность; делает все серийным, однообразным, однотипным

И вот на фоне такой серости и единообразия Господь провозглашает: «Ты святой, ты особенный у Меня, не будь таким, как все. Сделай кисти на краю своей одежды, продемонстрируй своей внешностью уникальность твоей души. Когда ты глянешь на кисти, то вспомни, что тебя Бог призвал быть святым, и ты должен отличаться от других».

Быть особенным всегда было нелегко, а тем более, когда глобализация охватила весь мир. Легче быть, как все. Никакой тебе внутренней борьбы, делай, как все. Из толпы и слабый может протестировать. Но чтобы стоять одному против многих, нужно иметь идею, силу воли, мужество и силу духа. Тот, у кого эти характеристики отсутствуют, обязательно примкнет к толпе, откуда и будет выкрикивать: «Эй ты, белая ворона!»

Это мы, взрослые, так понимаем. А что сказать детям, когда они спрашивают: «Почему мы должны отличаться от других?» Что сказать молодежи, которая стремится слушать современную музыку, смотреть современные фильмы? Почему они должны отличаться от своих сверстников? Да, эта тема не из легких.

Бог призвал человека к святости: «Но по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: „будьте святы, потому что Я свят“» (1Пет. 1:15, 16). Выражения «будьте святы», «старайтесь о святости» — достаточно часто встречаются в Библии. Что же такое святость? Святой — значит отделенный, предназначенный для особого использования. Святыми могут быть:

— дети Божьи: «Вы — святыня Господу» (Езд. 8:28);

— предметы для использования во святилище: «Сосуды — святыня» (Езд. 8:28);

— Божьи постановления:

А что может представлять святость в человеке? — Характер. Это внутренняя сущность святости, дух святости, ее содержание. Однако святость имеет и свою букву — форму, это, так сказать, «кисти на краях одежды»: отличия в одежде, косметике, речи, поведении. Дух и буква, содержание и форма, все внутреннее и внешнее вместе взятое, — вот что делает человека святым в глазах Божьих. Несомненно, первичным является дух, именно он закладывает форму, однако нейтрализовать дух можно только через форму.

Сегодня, как и в древности, есть немало средств стирания святости и уникальности в жизни христианина. И эти средства, позвольте повториться, сосредоточены на внешней стороне святости, на ее букве, форме. Именно через форму можно достичь и повлиять на дух, на суть.

Библейская история представляет примеры, когда правители поселяли особый народ между другими народами, чтобы он со временем ассимилировался, и таким образом стерлись его отличия. Людей могли даже переименовывать с той же целью.

Формализм — акцент на внешней стороне святости, на букве — еще одно средство, с помощью которого нейтрализуется суть, дух — святость внутренняя. Когда отсутствует внутреннее нравственное наполнение, можно прикрыться плащом ложной святости: показные посты, многочисленные молитвы, паломничества и прочее. Такую напускную святость часто осуждал Христос и апостолы.

Молодые современные христиане недооценивают силу внешней составляющей святости, относясь к ней скептически и легкомысленно. А зря, ведь на что смотрим, что слушаем, с кем дружим, даже, что едим, — в то и превращаемся! Вот почему Христос предостерегал: «Не ходите», «не смотрите», «что общего?» …

Поэтому, уважаемый читатель, «кисти на краях нашей одежды» — это не просто так себе. От них в большой степени зависит уровень нашей внутренней нравственности. Подчеркнем, именно эти небольшие детали «гардероба» Божьего дитяти вызывают особую ярость сатаны.

Святость, отличие, жизнь послушания воле Божьей всегда порождали сопротивление и борьбу, Великую борьбу … Мардохей не нравился Аману за свои религиозные убеждения. В ярости Аман решил уничтожить не только Мардохея, но и весь народ, к которому он принадлежал. И он очень «удачно» нашел аргумент, который вызвал гнев и у царя Артаксеркса — «кисти»: «Законы их отличаются от законов всех народов» (Есф. 3: 8).

Мы, как адвентисты седьмого дня, также имеем немало таких уникальных «кистей» — «напоминание о всех заповедях Господних». Это особые истины, которые почти никто не проповедует: мир создан за шесть буквальных дней, святость субботы, час суда Божьего уже наступил, обряд смирения во время Вечери Господней, здоровый образ жизни … Не ждите, что современные «Аманы» будут спокойно их воспринимать. Вместе с апостолом Павлом мы можем сказать: «Нам, последним посланникам [адвентистам] Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем [зрелищем, букв. перевод] для мира, для Ангелов и человеков» (1Кор.4: 9). Готовы ли мы к такой участи? Не отсекаем ли свои видимые «кисти»? Не прячем ли?

* * * * * * * *

Наталья была очень расстроена … Такая долгожданная гуманитарная помощь от ООН ей и ее детям не достанется … Ведь ее будут распределять в субботу. Недавно закончилась Вторая мировая война, Югославия, где проживала Наталья с детьми, была разрушена, в стране свирепствовал голод. Муж ее погиб во время бомбардировки, когда разносил гуманитарную помощь от «Красного Креста».

Женщина осталась одна с одиннадцатью детьми на руках … Как могла спасала своих ребятишек, сама не доедала, все оставляла для них. И вот гуманитарная помощь, которой хватило бы на весь год, но распределение в субботу, потому что представитель ООН не может быть в этой местности в другой день. Что же делать? Всю жизнь Наталья святила день Господень, так учила и своих детей. Правда, сегодня только понедельник, возможно до субботы что-то изменится?

В среду пошла на богослужение, здесь живо обсуждали новость. Члены церкви спрашивали у пресвитера:

— Как быть?

— Не знаю…

Другие пытались представить логические аргументы:

— Ведь эти продукты не надо покупать, а только прийти и взять свое, заказав подводу. Сам Бог позаботился о нас, поэтому это не грех.

Другие говорили, что такое в субботу не должно делать, и что же о нас скажут люди. Домой все расходились, каждый при своем мнении …

В пятницу дети начали спрашивать:

— Мама, пойдем завтра за продуктами?

— Господь знает, дети.

Наталья положила детей спать, а сама долго молилась, плакала, боролась с сомнениями, не зная, что делать. Молилась пока сердцем не почувствовала мира и спокойствия. Утром, так как нечего было есть, она предложила, чтобы в эту субботу дети постились вместе с ней. Все вместе пошли на богослужение. Кроме них было еще пять членов церкви, служение некому было проводить … Помолились, поплакали, суббота была очень печальной. Вечером еще немного нашла кукурузной муки и сварила кашу. Дети легли, а она снова молилась и плакала до полуночи. Не слишком ли она фанатична? Правильно ли поступает? Переживала, что люди осудят ее за то, что не позаботилась о детях. Потом заснула. Где в три часа ночи кто-то сильно постучал в дверь.

— Кто там?

— Это я, Милан, ваш односельчанин, открывай ворота.

Это был православный человек с другого конца деревни.

— В чем дело, Милан?

— Открывай, хочу в твой двор заехать.

Подумала, что к нему приехали гости и негде поставить нагруженную телегу. Когда заехал, говорит: Это все твое …

— Мое?

— Да. Когда мы с женой легли спать, — сказал смущенно, — я долго не мог уснуть от радости, что получил продукты.

— Милан, ты не спишь? — спросила жена.

— Да нет.

— Почему?

— Думаю об этой бедной вдове Киша с одиннадцатью детьми.

— Ты знаешь, я думаю о том же. Она сегодня не получила продуктов. Детей у нас нет, для чего нам так много, возьми и отвези ей немного продуктов, — посоветовала жена.

— Вот я и решил ночью привезти, чтобы соседи не смеялись надо мной.

Там было по мешку пшеницы, муки, круп и макарон. Сосед уехал, а она никак не могла закрыть ворота: плач душил ее. Зайдя в дом, склонила колени и благодарила Бога, просила прощения за сомнения …

Около семи часов утра снова стук в дверь.

— Это я, Иван, из сельсовета.

Что он хочет так рано? Я все налоги заплатила.

— Открывай ворота, чтобы я заехал подводой.

Когда она открыла, то увидела, что подвода была доверху наполнена мешками с продуктами.

— Послушай, Наталя, я знал, что ты в субботу не придешь за продуктами, поэтому я отложил, что положено тебе, и привез… А суббота, между прочим, — это также политика, только второго рода, — сказал он и уехал. *

Маленькие видимые кутасы, пришитые на краю духовной одежды христианина … Они ярко свидетельствуют, какого качества невидимая святость наполняет сердце их обладателя …

Подготовил Богдан Стасюк

* Из рассказа десятого сына Натальи Киш — Мирослава Киша — советника президента Генеральной Конференции, профессора пасторской этики в университете Лома Линда, США.

По материалам сайта Ольги Стасюк

Exit mobile version