Слова Иисуса, изложенные в Евангелии от Марка 12:24-27, связаны с воскрешением из мертвых. Для нашего исследования важны лишь стихи 26 и 27:
«А о том, что мертвые воскресают, разве не читали мы в книге Моисея о горящем кусте, как сказал тогда Бог Моисею: „Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова?“ Он — не мертвых Бог, а живых. Вы сильно заблуждаетесь» (Мк. 12:26, 27)1.
Матфей и Лука передают эти же слова (Мф. 22:31, 32; Лк. 20:37, 38). И хотя слова несколько различаются, а в Евангелиях от Марка и от Луки содержится дополнительный комментарий в конце цитаты, который Матфей не приводит2, но ситуация, общее содержание и смысл высказывания неизменны — особенно фраза «Он — не мертвых Бог, а живых».
Подходы
Это высказывание может кого-то, особенно исследователей Библии, озадачить. Основной вопрос в том, являются ли Авраам, Исаак и Иаков, которые, согласно Писанию, умерли и были похоронены, живыми или ожившими. Говорит ли Иисус о бессмертной душе, называя Господа Богом не мертвых, или о воскрешении души сразу же после смерти в какое-то промежуточное состояние?3
К примеру, Дж.У. Купер, рассуждая над вопросом, воскреснет ли душа сразу же после смерти или в конце времен4, в контексте слов Иисуса приходит к заключению, что «нельзя полностью исключать немедленного воскрешения»5. Он активно поддерживает учение о промежуточном состоянии души после смерти. Купер — протестант и приверженец дуализма. Чтобы доказать свою позицию, он воспринимает Священное Писание и предание как равно-авторитетные источники в вопросах веры. Для него вне-библейская литература меж-заветного и новозаветного периодов и исторический контекст первого века н.э., похоже, стали герменевтическим ключом к значению библейских текстов6. Относительно Библии он пишет: «Необходимо помнить о различии между личными словами и убеждениями новозаветных авторов, с одной стороны, и учениями Нового Завета — с другой»7. Исследуя Евангелие от Иоанна, он приходит к выводу, что Иоанн «дважды говорит о воскрешении в единственном числе будущего времени», но затем меняет позицию и утверждает: «Иоанн четко передал слова Иисуса. Единственный вопрос в том, обязаны ли мы, не раздумывая, принимать их при формировании своих доктрин»8.
Дж. Б. Грин, однако, считает позицию Купера неубедительной. Он предполагает, что эллинизм содержит не одну позицию, а целый спектр взглядов, включая иудейский эллинизм. Поэтому «было бы ошибочным предполагать, что новозаветные авторы жили в среде с превалирующим дуализмом в восприятии тела и души»9. Более того, иудейская литература меж-заветного периода не «…дает нам достоверных комментариев о ветхозаветных учениях… Мы ошиблись бы, утверждая, что можно провести прямую или простую параллель между ветхозаветными текстами и иудейскими толкованиями эпохи Второго Храма… Еврейское понимание смерти и жизни после нее изменилось под влиянием греков, а после — римлян»10.
В отличие от Купера, Грин однозначно утверждает, что человек умирает полностью. Согласно Грину, «с нашей человеческой точки зрения и без божественного вмешательства, ни одна часть нас, ни один аспект нашей личности не может пережить смерть… жизнь после смерти требует воплощения — то есть пере-воплощения»11. Более того, Грин подчеркивает, что в учении об «онтологически отличной душе, которая представляет собой «реальную личность» и гарантирует перенос самоидентичности из этой жизни в жизнь следующую, не только нет никакой необходимости, но, по сути, оно находится в противостоянии с ключевыми аспектами вести о воскрешении, изложенной в Св. Писании»12.
Эти два примера показывают, как разные подходы и предпосылки влияют на результат исследования библейского текста. А вот какого подхода придерживаемся мы в данной статье. Как адвентисты седьмого дня, мы отказываемся ставить предание и верования ранней церкви на один уровень со Священным Писанием. Предание и верования дают информацию относительно развития христианской доктрины, но должны проверяться Библией. Мы также отказываемся считать раввинистические источники, апокрифы и псевдо-апокрифы ветхозаветных или новозаветных времен равными Писанию и ключом для толкования Ветхого или Нового Заветов. Мы поддерживаем принцип sola Scriptura и связанные с ним принципы, гласящие, что Писание должно толковаться Писанием. Нужно остерегаться подходить к Библии с сформированными ранее убеждениями, которые затем пытаются доказать с помощью Писания.
Ситуация (контекст)
Начиная со стиха Мк. 11:27 и далее, говорится о конфликте Иисуса с людьми, которые были против его триумфального въезда в Иерусалим и Его претензий на власть в храме (Мф. 11:1-26). Согласно Мк. 11:27-12:12, Иисусу пришлось защищаться от священников, книжников и старейшин. Затем, к Нему подступили фарисеи и иродиане с вопросом об уплате налогов кесарю (Мк. 12:13-17). Затем произошло столкновение с саддукеями по вопросу о воскресении (Мк. 12:18-27). В конце концов Иисусу пришлось отвечать на вопросы книжников о главной заповеди (Мк. 12:28-38).
Спор с саддукеями начался с их вопроса о воскрешении, основанного на законе левирата: если у женщины нет сына и она остается вдовой, брат ее покойного мужа должен взять ее в жены (Втор. 25:5). На основании этого закона они привели гипотетический пример женщины, у которой было последовательно семь мужей, и все они были братьями. Саддукеи не верили в воскрешение (Деян. 23:8). Они также не верили в ангелов, и «считалось, что они отвергали любые иудейские обычаи, не изложенные прямо в законе Пятикнижия«13. Вероятнее всего, их вопрос о том, кому из семи братьев эта женщина будет женой после воскрешения, высмеивал саму идею воскрешения. Возможно, из-за системы верований саддукеев14, Иисус не мог ответить им пророческим текстом из Ветхого Завета, хотя в нем есть несколько стихов, указывающих на воскрешение (например, Ис. 26:19; Дан. 12:1, 2, 13). Он должен был привести цитату из Торы, Пятикнижия, и именно это Он и сделал15. Однако, в Торе очень сложно найти прямой текст о воскрешении. Никому из нас, наверняка, не пришел в голову текст, который привел Иисус. Он упомянул ситуацию, когда Моисей увидел горящий куст, и Бог говорил с ним: «Я — Бог отца твоего, — сказал Бог Моисею, — Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:6).
Здесь на кону был вопрос воскрешения. Если саддукеи не верили в воскрешение, очевидно, они не верили и в бессмертную душу16. Но бессмертие души явно не было темой спора. В Мк. 12:18 говорится о саддукеях, «которые утверждают, что нет никакого воскресения мертвых». Темой спора было — есть воскресение из мертвых или нет? Поэтому, исследуя этот текст, мы должны сосредоточить свое внимание только на этом аспекте, и не рассматривать другие вопросы.
Может быть полезным взглянуть на более широкий контекст Нового Завета, особенно в вопросе воскресения. Какая-то информация могла быть знакома саддукеям в устной форме.
1) Иисус гарантирует воскресение (Ин. 6:40; 11:25, 26).
2) Иисус сравнивает смерть со сном, от которого будет пробуждение (Ин. 11:11-13).
3) во время Своего земного служения, Он поднимает людей из мертвых (Мк. 5:22-24; 35-42; Лк. 7:11-17; Ин. 11:1-44).
4) Иисус предсказал Свою смерть и воскресение (Мк. 8:31; 10:31), и восстал из мертвых (Мф. 28:6; Лк. 24:1-47). Более пятисот свидетелей подтверждают, что Иисус воскрес (1 Кор. 15:3-8).
6) Поскольку Иисус был воскрешен, все люди будут подняты из мертвых (1 Кор. 15:20-22). Однако, есть два разных воскрешения: воскрешение к жизни и воскрешение для суда/осуждения (Ин. 5:28, 29).
7) Все эти воскрешения — дело будущего. Порядок воскресения: сначала Иисус, затем праведники, и в конце — нечестивые (1 Кор. 15:23-26). Во время второго пришествия Христа праведники воскреснут из мертвых (1 Фес. 4:13-18). Нечестивые будут воскрешены после тысячелетнего царства, чтобы предстать на окончательном суде (Откр. 20:4-6; 12-15). Итог: Иисус знает о воскресении все. Нужно слушать только Его.
Анализ текста
Ответ Иисуса саддукеям в Мк. 12:26, 27 действительно несколько загадочен. Первая часть стиха 26: «А что о том, что мертвые воскресают», ясно показывает, что Иисус говорит о той же теме, которую затронули саддукеи, о вопросе воскресения из мертвых. Иисус обсуждает этот вопрос и заверяет, что такое воскресение существует.
Вопрос: «разве не читали вы в книге Моисея о горящем кусте, как сказал тогда Бог Моисею…» (Мк. 12:26) направляет саддукеев к Священному Писанию, которое они могли оставить без внимания. Даже верующие люди и лидеры религиозных общин, захваченные административными проблемами и философскими размышлениями, могут пренебрегать Священным Писанием. Иисус осудил их и настоял на «факте воскресения к жизни, ссылаясь на Священное Писание и на верность Бога завету«17.
Цитата из Исх. 3:6 «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» имеет более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд. Когда Моисей стоял у горящего куста, он не был в Египте уже много лет. Представляясь Моисею Богом его предков, Богом Авраама, Исаака и Иакова, Господь не только напоминает Моисею о его еврейских корнях, но также и о завете, который Бог заключил с патриархами. Лишь несколькими годами ранее «услышал Бог их стенания и вспомнил о Своем завете, коим соединил Себя с Авраамом, Исааком и Иаковом» (Исх. 2:24)18. Этот завет должен был исполниться, и Израиль должен был освободиться от рабства. Обещанные благословения для всех народов через потомство Авраама «достигнут своей наивысшей точки в пришествии Христа»19. Уильям Лейн поясняет важность Исх. 3:6 в этом контексте:
«Ф. Дрейфус показал, что контекст, цитируемый Иисусом, был, в строго буквальном значении, намного более важным, чем принято считать, и что он может быть основой библейской доктрины о воскресении во всей ее полноте… Если смерть патриархов стала последним словом в их истории, то нарушены Божьи обетования, заложенные в завете, символом которых является формула «Бог Авраама, Исаака и Иакова». Именно в Своей верности этому завету Господь воскресит мертвых. Цитируя Исх. 3:6, Иисус показывает, насколько сильно вера в воскресение привязана к центральной концепции библейского откровения, завета, и как спасение, обещанное Богом патриархам и их потомком через этот завет содержит в себе однозначную гарантию воскрешения»20.
Марк Штраус добавляет: «Даже после их [патриархов] смерти Он [Бог] остается их Богом по причине неизменной природы завета»21. Но эта ситуация подразумевает, что они воскреснут. Джеймс А. Брукс передает эту же мысль другими словами: «Тот факт, что фраза «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» несет в себе Божью верность завету, подчеркивает центральную истину слов Иисуса для первоначальных читателей Евангелия от Марка и для верующих сегодня: Бог верен, мы можем полагаться на Его обетования«22.
В Мк. 12:27 Иисус поясняет Свою мысль о воскресении: «Он — не мертвых Бог, а живых». Хотя обе части этого предложения параллельны, они также противопоставлены. Для саддукеев Бог мог быть Богом мертвых относительно прошлых, умерших поколений. Никакой жизни после смерти и никакого воскресения! Иисус говорит, что это неправда. Господь — Бог живых, включая прошлые поколения23. Это не значит, что все эти поколения сейчас живы или находятся в каком-то промежуточном состоянии (см. Деян. 2:29). Это значит, что воскресение обещано им так же, как и нам. По словам К.А. Эванса:
«Господь — Бог живых. Если это правда, и если Бог называет Себя «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова», логика предполагает, что однажды эти патриархи вновь будут живы. Это произойдет посредством воскрешения… Посему патриархи, хоть и мертвые ныне, должны однажды стать живыми«24.
Утверждение Павла в Рим. 14:9 кажется противоречащим словам Иисуса: «Христос для того умер, а потом ожил вновь, чтобы стать Ему Господом и мертвых и живых». Очевидно, Павел говорит о двух разных группах людей: тех, кто умер, и тех, кто жив. Иисус через Свое воскресение стал Господом над обеими группами. Эта же направленность наблюдается и в Откр. 14:13: «„Блаженны отныне мертвые, в Господе почившие“. „Воистину так, — говорит Дух, — пусть успокоятся они после трудов своих, ибо следуют за ними дела их“».
В данном тексте ситуация не отличается от ситуации в Мк. 12:7, но здесь мертвые описываются своего рода метафорическим образом, чтобы контекст диалога был понятен саддукеям. Более того, в Ин. 11, когда Иисус собирался воскресить Лазаря, Он говорит, что тот спит (Ин. 11:11). Ученики неверно поняли, будто Христос сказал, что Лазарь выздоровеет, если спит (Ин. 11:12). Иоанн поясняет: «Иисус о смерти Лазаря сказал, а они подумали, что говорит Он о сне обычном». Тогда Христос говорит им прямо: «Лазарь умер» (Ин. 11: 13, 14). В Евангелии от Марка такая же ситуация возникает с дочерью Иаира. Люди знали, что она мертва (Мк. 5:35). Иисус говорит, что она не мертва, но спит. Они смеются над Ним (Мк. 5:39, 40). Он воскрешает ее. «Для Нового Завета характерно, что смерть верующего называется «сном«»25.
Известно, что Иисус часто прибегал к парадоксальным или загадочным высказываниям. К примеру, хотя Он — Князь мира и благословляет миротворцев (5:9), Он говорит, что несет не мир, а меч (Мф. 10:34)26. Он также говорит: «у кого нет меча, пусть продаст он одежду свою и купит меч» (Лк. 22:36). Но когда Петр берет меч, чтобы защитить Его, Иисус порицает его, говоря: «Спрячь меч свой! Взявший меч от меча и погибнет!» (Мф. 26:52). Довольно часто Иисус говорит фигурально и не должен пониматься буквально27. Это относится и к Его притчам. Поэтому люди порой не понимают смысл Его слов, и ученики просят Его пояснить эти слова (Мк. 4:10-13; см. также Мф. 13:10-23). Иисус мог использовать этот же подход, говоря о Господе как о Боге живых, а не мертвых.
Джон Нолланд рассматривает данную историю через параллельный текст в Евангелии от Луки и предлагает достоверное решение этой загадки:
«Слова о бессмертии души кажутся не соответствующими контексту данного текста в Евангелии от Луки, центром которого является вопрос воскресения (см. Ellis, NTS 10 [1963–64] 275). Наилучшим решением может быть различие между тем, чтобы быть живым «по мнению Бога» (αὐτῷ) и быть живым по мнению самих людей. Теневой мир могилы не содержит в себе ни признака жизни, если рассматривать его как постоянное состояние; но, если рассматривать его как место пребывания перед будущим воскресением, возможным силою Господа, можно сказать, что те, кто ждет в этой тени, с точки зрения Божьих целей очень даже живы. Можно перефразировать, что «все (не важно, ушедшие за грань смерти или нет) доступны для будущей цели Господа, и в этом смысле все еще живы»»28.
Эту мысль подтверждает и следующее утверждение:
«В комментарии к Лк. 20:38 Фридрих М. Баттьер и Теодор Бернер говорят верно и ясно: «В глазах Господа они живы, потому что Он решил воскресить их». Бог может говорить о делах, которые Он запланировал и намерен исполнить в будущем, словно они уже исполнены. Господь может создать то, что прежде не существовало, и говорить о несуществующем как об уже существующем«29.
Заключение
Слова Иисуса в Евангелии от Марка сложно понять. Однако, ясно, что Он говорит о воскресении, которое только будет, пытается отстоять мысль о воскресении и показать истинно библейскую концепцию. Речь именно об этом. Поэтому Иисус адаптирует Свои слова под саддукеев, приводя цитату из Торы, которая на первый взгляд не кажется текстом о воскресении, но тем не менее, поддерживает мысль о нем. Завет, который Бог заключил с патриархами, требует, чтобы Он воскресил их из мертвых, и Он сделает это, потому что Он — Бог живых, Господь жизни и источник жизни. Таким образом, Иисус бросает вызов саддукеям, отвергавшим воскресение и, следовательно, любую жизнь после. Его утверждение о том, что Господь — не Бог мертвых, особенно если сравнивать его со схожими, но все же отличающимися словами в Священном Писании — отличающимися по словам, а не по смыслу — должны пониматься фигурально и подчеркивать неповторимым образом дар воскресения, который Он получил Своей смертью на кресте. Поэтому Он может сказать о Себе: «Я — воскресение и жизнь. Верующий в Меня будет жить, даже если умрет он» (Ин. 11:25). Смерть сравнивается со сном, а мертвые «живы» с Божьей точки зрения лишь потому, что Он вознамерился вновь вернуть их к жизни. Как утверждает Джеймс Р. Эдвардс, «однако, окончательным ответом саддукеям является не экзегеза или даже авторитет Иисуса (ни то, ни другое они не признавали), но жизнь Иисуса, ибо пустая гробница подтвердит Его слова саддукеям… Иисус не просто провозгласил воскресение — Он и есть воскресение (Ин 11:25)«30.
Эккехардт Мюллер, заместитель директора Института Библейских Исследований
1 Все библейские цитаты приводятся по Библии в современном русском переводе Института перевода Библии при Заокской духовной академии под редакцией М.П. Кулакова.
2 В Мк. 12:27 после этих слов добавлено осуждение спрашивающих. В Евангелии от Луки добавлено: «ибо для Него все живы» (Лк. 20:38). В Мф. 22 осуждение предваряет стихи 31-32, это же мы видим и в 12 главе Евангелия от Марка.
3 Это своего рода теневое существование. В John W. Cooper, Body, Soul and Life Everlasting: Biblical Anthropology and the Monism-Dualism Debate (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1989), 231 говорится, что промежуточное состояние означает, «что люди существуют без плоти до воскресения (с. 231). См. также там же, с. 81-85.
4 Купер, с. 120-121, говорит о словах Иисуса: «хотя кажется, что это исключает вероятность, что патриархи прекратили свое существование, здесь не уточняется, произошло ли уже их воскресение или только произойдет. Ибо сам воскрешающий мог предполагать, что патриархи живы именно потому, что они уже воскресли. Однако, можно так же утверждать, что они находятся в промежуточном состоянии и будут воскрешены».
5 Там же, с. 121.
6 См. там же, с. 111.
7 Там же, с. 119.
8 Там же, с. 120-121.
9 Joel B. Green, Body, Soul, and Human Life: The Nature of Humanity in the Bible, Studies in Theological Interpretation (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2008), 51.
10 Там же, с. 158.
11 Там же, с. 179.
12 Там же, с. 144.
13 S. Taylor, «Sadducees,» in Evangelical Dictionary of Theology, ed. Walter A. Elwell (Grand Rapids, MI: Baker, 1984), 966. Пятикнижие содержит пять книг Моисеевых: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Они также называются Тора. Относительно саддукеев см. Gary G. Porton, «Sadducees,» The Anchor Bible Dictionary, ed. David Noel Freedman, vol. 5 (New York: Doubleday, 1992), 892–895.
14 В William L. Lane, The Gospel of Mark, The New International Commentary on the New Testament (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1974), 427 говорится: «Саддукеи, строившие свою доктрину на Пятикнижии, были известны своим отвержением этого верования как более позднего добавления, и мишна Санхедрин X. 1 высказывается против них: «Всякий говорящий, что нет воскрешения мертвых в Торе, не имеет удела в будущем мире:».
15 В Joel B. Green, The Gospel of Luke, The New International Commentary on the New Testament (Grand Rapids, MI:Eerdmans, 1997), 721–722 говорится: «Поскольку они [саддукеи] отдают предпочтение Торе, Он сам [Иисус] также обращается к книгам Моисеевым, чтобы обосновать Писанием веру в воскресение».
16 См. Taylor, 966.
17 Lane, 428.
18 Эта информация повторяется и разъясняется в Исх. 3:6-9.
19 R. Alan Cole, Exodus: An Introduction and Commentary, Tyndale Old Testament Commentaries (Downers Grove, IL:InterVarsity, 1973), 72.
20 Lane, 429–430.
21 Mark L. Strauss, Mark, Zondervan Exegetical Commentary on the New Testament (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2014), 535.
22 James A. Brooks, Mark, The New American Commentary (Nashville, TN: Broadman and Holman, 1991), 196.
23 В R. T. France, The Gospel of Mark: A Commentary on the Greek Text, New International Greek Testament Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2002), 475 отмечается: «Выражение „Бог мертвых“ не подходит Яхве, описываемому в книгах Моисеевых».
24 Craig A. Evans, Mark 8:27–16:20, Word Biblical Commentary (Dallas, TX: Word, 2001), 256–257
25 Leon Morris, The Gospel According to John, The New International Commentary on the New Testament (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1995), 481.
26 Принятие или непринятие Иисуса и евангелия даже разделяло семьи.
27 Вот несколько примеров: Иисус велит отрубить ногу или вырвать глаз (Мк. 9:45-47). Дочь Иаира мертва, но все же она спит (Мк. 5:35, 39) и Лазарь также спит, но мертв (Ин. 11:11-13). Чаша, из которой пьют ученики Иисуса, содержит Его кровь (Мк. 14:24). У людей соринки или бревна в глазах (Мф. 7:3), они слепы, хоть и видят (Мф. 23:26). Разрушенный храм, который Иисус восстановит за три дня в Своем теле (Ин. 2:19-21). Никодим должен родиться вновь, хотя он уже взрослый (Ин. 3:3-5), и самарянка узнает о живой воде, которая на самом деле не вода (Ин. 4:10; см. также Ин. 7:38). Высказывания Иисуса, содержащие «Я есмь» поразительны. Он хлеб жизни (Ин. 6:35), свет мира (Ин. 8:12), врата для овец (Ин. 10:7), добрый пастух (Ин. 10:11), и путь, истина, жизнь (Ин. 14:6).
28 John Nolland, Luke 18:35–24:53, Word Biblical Commentary (Dallas, TX: Word, 1993), 967.
29 Gustav Tobler, Kein Tod mehr! Wann beginnt das ewige Leben? (Zürich: Advent-Verlag, 1978), 199 (translated by Ekkehardt Mueller).
30 James R. Edwards, The Gospel According to Mark, The Pillar New Testament Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2002), 369.
По материалам Бюллетеня Института Библейских Исследований