Этика общения в цифровую эпоху

Этика общения в цифровую эпохуМы живем сегодня в эпоху цифровых технологий, когда на нашу жизнь оказывают существенное влияние социальные сети. Цифровая революция сильно изменила то, как мы общаемся1. Вместо личного общения через живое непосредственное общение с другими, мы все больше привыкаем к единственной виртуальной форме общения на платформах социальных сетей. Виртуальный мир цифрового общения создает иллюзию того, что вы каким-то образом все еще лично участвуете в общении с другими, в то же время делая это удаленно и на расстоянии.

Такое цифровое и виртуальное общение, однако, часто сопряжено с явной потерей качества общения по сравнению с нашими реальными взаимодействиями, когда мы физически присутствуем, чтобы общаться с другими. Сейчас мы понимаем, что опыт живых, физических реакций и выражений очень важен для эффективного и успешного общения2. Есть ряд недостатков, с которыми мы сталкиваемся при общении только в цифровом формате или онлайн: 1) мы часто не можем полностью видеть другого человека3, а иногда мы вообще не можем видеть человека, а только слышим собеседника; 2) мы не можем испытать радость от физического прикосновения другого человека;и 3) встречаясь только в цифровом пространстве, мы не способны воспринимать запахи, влияющие на общение4. В свете того факта, что цифровое общение в настоящее время в значительной степени зависит от ботов5 и все больше управляется «общинными» алгоритмами, а не объективными фактами и/или принципами, руководствуясь истиной или другими этико-библейскими добродетелями, нам необходимо задуматься о некоторых этических принципах, касающихся того, как мы должны общаться как христиане-адвентисты седьмого дня. Это имеет значение для нашего личного общения в повседневной жизни, а также влияет на то, как мы сообщаем Евангелие и библейскую истину — тем более, что, к сожалению, большая часть языка в социальных сетях стала агрессивной, жесткой и даже разрушительной ввиду своей не навистнической риторики.

Эти этические принципы не должны ограничиваться нашим общением в социальных сетях. Но они, тем не менее, имеют особое значение для того, как мы представляем свое личное мнение и делимся информацией в цифровом пространстве. Как последователи Христа, мы должны проявлять духовную проницательность, быть открытыми и вести наше общение таким образом, чтобы отражать Божий характер и воздавать Ему славу.

ВЫЗОВЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИЗНЬЮ И ОБЩЕНИЕМ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА

С момента начала пандемии COVID мы столкнулись с социальным явлением, которое из-за своего недоброго влияния на умы людей настоятельно заставляет нас обратиться к библейской этике общения. Так называемые «фейковые новости», «альтернативные факты» и «теории заговора6» привели к смущению и разделили людей даже внутри церкви. Ощутимая утрата абсолютной истины в нашем постмодернистском обществе, где «истина» больше не соответствует внешней реальности и не основывается на доказуемых фактах, сильно повлияла на христианскую веру, основанную на истории и на достоверной реальности исторических фактов. Без такой привязки к реальному миру истина теряет свою универсальную привлекательность и превращается в субъективизм просто «моей личной правды». Истина выродилась в «правдивость», приятно звучащее слово, которое относится к кажущемуся правдивым качеству, которое хочется, чтобы оно было правдой — не из-за подтверждающих фактов или свидетельств, а из-за ощущения, что это правда, или желания, чтобы это было правдой7.

В 2016 году издательство Oxford University Press выбрало «пост-истину» словом года. Этот термин определяется как «относящийся к обстоятельствам или обозначающий обстоятельства, при которых объективные факты оказывают меньшее влияние на формирование общественного мнения, чем апелляции к эмоциям и личным убеждениям8». В таком контексте становится все труднее отличить ложь от истины. В наш век социальных сетей широко распространены «фейковые новости9», ошибочная информация10 и дезинформация11. Однако, имея дело с «фальшивыми фактами» и «альтернативными фактами», одни только факты уже никого не убедят в истине.

В эту эпоху «пост-истины» цифровая коммуникация ставит перед христианами серьезные задачи и возлагает на них ответственность за обмен вещами в Интернете: с одной стороны, всемирная паутина не имеет границ и буквально расширила наши глобальные досягаемости до «края земли».

Однако, с другой стороны, цифровое общение на сайтах социальных сетей позволило многим пользователям попасть в так называемую «эхо-камеру12». Эхо-камера — это информационная среда, особенно на сайтах социальных сетей, в которой любое высказывание мнения скорее всего, будет встречено с одобрением, потому что его будут читать и слушать только люди, придерживающиеся схожих взглядов.

То же самое можно сказать о кабельных новостных каналах и других площадках, которые обычно обслуживают только одну сторону политического спектра. Таким образом, в то время как цифровая эпоха глобализировала нашу деятельность, она в то же время способствовала формированию изоляционистской модели, которая все больше подвергает опасности любую значимую коммуникацию и губительна для гражданского дискурса и любых искренних попыток решить проблемы, потому что люди слушают только то, что они хотят услышать и что позволят их субъективные предпочтения. Это означает, что зачастую единственное решение, воспринимаемое данной стороной, — это абсолютное завоевание или даже уничтожение противоборствующей стороны. Золотой середины или места для законного компромисса здесь просто нет 13.

НЕОБХОДИМОСТЬ В ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ ОБЩЕНИЯ

В связи с этим нам нужно ответить на следующий вопрос: почему фактические данные так мало влияют на убеждения людей? В обществе постфактум и пост-истины требуется нечто большее, чем простое перечисление фактов 14.

Нам нужна этика общения, основанная на мудрости древних библейских добродетелей, которая позволит нам осмысленно применять соответствующие библейские принципы для решения проблем, с которыми мы сталкиваемся. В Луки 10:27 записано примечательное слово Иисуса. Библия говорит нам, что мы должны любить Бога всем сердцем, всей душой, всей силой и всем разумением. Это добродетельное мышление, т.е. способ мышления, характеризующийся определенным внутренним настроем и установками по отношению к таким вещам, как истина, знание и понимание, и которое мы все должны проявлять, когда общаемся в цифровом формате и на различных платформах социальных сетей. Без добродетельного мышления мы не можем по-настоящему любить Бога, и мы не воздадим Ему славу, и для нас не будет честью, если мы несовершенны в этих вещах15. Давайте рассмотрим некоторые ключевые характеристики добродетельного мышления, которые могут сделать наше общение более этичным16.

ОСТОРОЖНОСТЬ

В цифровом мире, как и в аналоговом мире, в котором мы живем, наше общение должно основываться на осторожности. Всякий раз, когда мы хотим передать наши идеи этически грамотно, нам необходимо развивать интеллектуальную осторожность17. Такая осторожность лежит в основе любого знания. Библия неоднократно призывает нас быть осторожными в том, что мы говорим (Мф. 5:37; Иак. 5:12) и в том, как мы выполняем то, что Бог повелел нам делать (Втор. 12:32; 2 Тим. 3:10). Иисус говорит нам, что «верный в малом и во многом верен» (Луки 16:10). Поэтому тот, кто осторожен в своем общении, не будет искажать истину, а искренне захочет знать правду и не будет спешить с поспешными выводами, основанными скорее на ограниченных знаниях.

Интеллектуально осторожные люди основательны и усердны в своих размышлениях и осторожны, чтобы не упустить ни одной важной детали. Все мы знаем истории, когда поспешность или небрежность в нашей работе, в учебе, в наших отношениях, в науке и в богословии приводили к катастрофическим результатам. Небрежное мышление всегда опасно. Существенным этическим компонентом в нашем общении является потребность в точности. Точность гарантирует нашу коммуникацию, чтобы информация не искажалась частичными отчетами или неточными представлениями18.

Библейская добродетель осторожности особенно важна в эпоху цифровых коммуникаций. Во-первых, оцифрованная информация может легко пройти как минимум два процесса: деконтекстуализацию и рекомбинацию19. При копировании текста из исходного контекста и вставке его в другой контекст трудно защитить исходную информацию, а измененное значение практически невозможно контролировать20. Мы, безусловно, не должны передавать контент, вырванный из контекста и искажающий первоначальный смысл, и мы не должны заниматься плагиатом контента. Еще одна причина призывать к осторожности и осмотрительности при обмене информацией в социальных сетях заключается в том, что, однажды появившись в Интернете, она остается там навсегда. Даже когда комментарии и сообщения удаляются
отдельным лицом, некоторые формы этого остаются отслеживаемыми в обширных, а иногда и темных местах Интернета. Таким образом, все, чем мы делимся, даже если это ерунда или комментарии, сделанные под влиянием момента, могут оказаться связанными с нами даже в ближайшие годы. Уже один этот факт должен заставить нас быть осторожными и предельно внимательными в том, как мы делимся цифровой информацией и что мы сообщаем другим людям в Интернете.

Авторы Св. Писания неоднократно увещевают нас быть осторожными в соблюдении Слова Божьего (Втор. 4:6; 6:3; 28:58; 31:12 и т. д.). Нам сказано, что тот, кто осторожен в соблюдении и исполнении воли Бога, будет преуспевать (1 Пар. 22:13). Павел призывает верующих тщательно следовать доброму учению (1 Тим. 4:6; 2 Тим. 3:10). Точно так же нам необходимо тщательно проверять правдивость того, чем мы делимся, достоверность и надежность источников, которые мы используем, а также полезность контента, который мы хотим сообщить.

Как христиане-адвентисты седьмого дня мы должны стремиться к интеллектуальной осторожности и лелеять ее не только потому, что она академически обоснована и научно подкреплена, но и потому, что она вырастает из нашего уважения к Богу, Который является нашим Создателем и нашим Искупителем. Его характер заставляет нас трудиться, думать и общаться осторожно. Пример Христа в творении и истории спасения ведет нас к осторожности. Вера не может быть неряшливой. Вера не знает спешки. Мы не чтим Бога, если мы не осторожны в том, что мы думаем, говорим, исследуем, публикуем и чем мы делимся в Интернете! Это подводит нас ко второй характеристике: беспристрастности.

БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

Мы живем в мире предрассудков. Включая новости, мы, скорее всего, слышим, как текущие события объясняются в пристрастной и даже полемической манере.

Немногие люди готовы тщательно и беспристрастно рассматривать мысли и идеи, которые могут даже бросить вызов их собственным предубеждениям. Библейский пример беспристрастности можно увидеть у верующих в Верии, которые названы благомысленными, потому что «они приняли слово с великим усердием, ежедневно разбирая Писания, чтобы убедиться, точно ли это так» (Деяния 17:11).

В Писании говорится, что Бог судит «нелицеприятно каждого по делам» (1 Пет. 1:17), и мы, как Его дети, должны проявлять такое же отношение к другим.

Справедливые и нелицеприятные люди — это люди, искренне желающие знать правду и поэтому намеренно учитывающие все факторы, влияющие на определенный вывод. Это не означает отсутствие убеждений или отказ от отстаивания своих убеждений. Секрет беспристрастных людей в том, что они решили поставить правду выше любой верности собственному эго или заветным мнениям. Поэтому нелицеприятные люди постоянно стараются быть как можно более беспристрастными, даже если у них уже есть твердое мнение по какому-то вопросу. Беспристрастные люди пытаются рассматривать проблемы с точки зрения тех, с кем они не согласны, потому что они осознают, что не всегда имеют наиболее полную или точную точку зрения на данную тему. Интеллектуально беспристрастный человек больше заботится о том, чтобы узнать, где на самом деле кроется правда, чем о том, чтобы убедить себя или других в своей правоте.

Интеллектуальная предвзятость является пороком21. Беспристрастный человек желает видеть добро или добрые намерения в другом человеке, не обязательно тем самым одобряя все, что этот человек может делать или утверждать.

Такая беспристрастность имеет значительные практические преимущества в отношениях.
По-настоящему нелицеприятным людям легче заводить друзей и сохранять их, чем тем, чьи мыслительные привычки ограничены или предвзяты. Почему? Причина проста. Существует неразрывная связь между беспристрастностью и внимательным слушанием. Поскольку эти люди привержены поиску и исследованию истины, они слушают! Они действительно слушают! Очень немногие вещи дают людям большее чувство собственной значимости и достоинства, и ничто не привлекает нас к другому человеку больше, чем вера в то, что этот человек ценит нас. А уважение часто выражается через внимательное слушание. Другими словами: беспристрастные люди — любознательные ученики, активные слушатели и ответственные исследователи истины.

Привычка слушать добавляет в жизнь неоценимую глубину, богатство и мудрость. Это невероятно важно и для этичного и привлекательного общения в эпоху цифровых технологий. В эпоху, когда у многих людей появляются серьезные сомнения относительно того, кому еще можно доверять, простое перечисление фактов уже никого не убедит. Мы должны сначала завоевать их доверие! Это достигается легче, когда мы готовы искренне прислушиваться к другим мнениям и позициям. Это означает, что мы не должны вступать в дискуссию с желанием запугать человека или с целью опровергнуть другую позицию, показав ее ошибочную аргументацию. Вместо этого мы должны сначала научиться внимательно слушать.

К сожалению, побуждение говорить часто сильнее нашего желания слушать. Беспристрастность защищает и наши ответы в социальных сетях. Вместо того, чтобы реагировать быстрыми эмоциональными вспышками гнева и расстроенных чувств, мы будем готовы сначала задуматься и попытаемся понять, чем руководствуется наш собеседник. Эта готовность оставаться открытым и преднамеренно обращать внимание на важные детали является важной частью этики общения. В конце концов, это даже позволит нам научиться задавать обоснованные и вдумчивые, но не оскорбительные вопросы, а не торопиться осуждать и критиковать то, что мы слышим. Стремление решить проблему, которую сформулировал другой человек, вместо того чтобы пытаться заставить другую сторону замолчать, откроет дверь для более содержательных разговоров в атмосфере взаимного доверия, и позволит нашему собеседнику также внимательно слушать нас. Это означает, что в нашем общении мы будем делать все, чтобы избежать подстрекательских выражений и любых уничижительных или оскорбительных комментариев. Такое отношение будет иметь большое значение для восстановления цивилизованных дискуссий. Это подводит нас к третьей характеристике: правдивости.

ПРАВДИВОСТЬ

Важнейшее значение правдивости при общении заключается в том, что она способствует развитию здорового общества. Правдивость утверждает общие ценности и верования. В Библии правда/истина (евр. ’emet) ассоциируется с верностью и надежностью. Это нечто постоянное и неизменное22.

Честность и надежность в общении друг с другом свидетельствует об уважении к другому человеку. Предоставление правдивой информации — это один из способов дать другим возможность принимать точные и надлежащие решения, которые принесут пользу их общему здоровью, а также социальному и духовному здоровью общества, частью которого они являются. Правдивая информация имеет существенное значение для всех, кто хочет получить информированное согласие по вопросам, представленным перед другими людьми.

Правдивость также укрепляет доверие друг к другу. В любых социальных отношениях доверие необходимо для гармоничного функционирования различных членов группы. Но доверие подрывается, когда люди узнают, что их обманули или им не сказали правду, особенно теми людьми, от которых никто не ожидает лжи. Таким образом, правда и доверие жизненно необходимы для человека. Недоверие заставляет человека чувствовать себя отвергнутым и даже ненавидимым. Недоверие порождает агрессию. Поэтому в основу общения, если оно действительно призвано исцелять, вдохновлять и поддерживать процветание человечества, должна быть положена правдивость.

Третьей ценностью правдивости являются физические и духовные выгоды от правды. Здесь правдивость пересекается с честностью, что связано с тем, как мы используем и представляем то, что знаем. Правдивость и честность не позволят использовать информацию вне контекста и не будут искажать истину через напыщенный язык; они также не будут вводить в заблуждение других искаженной статистикой и информацией, которая может иметь обманчивый эффект. Те, кто хорошо и правдиво информированы, как правило, лучше взаимодействуют и сотрудничают с людьми, с которыми они приходят в соприкосновение. Такое сотрудничество крайне важно для единства и даже способствует физическому и духовному благополучию.

Четвертая ценность истины и правдивости заключается в том, что они часто обладают очень практическими преимуществами23. Любое общество, которое хочет быть хотя бы минимально функциональным, должно хорошо понимать это преимущество истины. Без него никто не смог бы прийти к достаточно обоснованным суждениям и решениям, касающимся важнейших аспектов общественной жизни24.

Успех общественной жизни зависит от того, что мы все делаем довольно часто: мы определяем одни утверждения как истинные, а другие как ложные. Общественная жизнь и общество в целом не могли бы функционировать должным образом без такой правды и честности25.

Помимо этих общих преимуществ и благословений правдивости при общении, следует отметить еще одну ценность, которая делает данную добродетель особенно значимой и важной для христиан, серьезно относящихся к своей вере.

Правдивость позволяет нам развиваться и процветать как людям, созданным по образу Божьему.
Правдивость отражает характер Бога откровения, которому мы с радостью служим. Как Его дети, мы хотим отражать Его праведный характер. Как Его последователи, мы хотим подражать Божьей правдивости и надежности в наших взаимоотношениях с Богом и нашими ближними. Эта мысль заложена в девятой заповеди, увещевающей нас не лжесвидетельствовать (Исход 20:16). Быть правдивым не ограничивается свидетельскими показаниями в суде, но подразумевает не лгать в любой ситуации, в которой мы находимся. Бог есть Бог, потому что Он не может лгать (Титу 1:2). Он есть Истина (Иер. 10:10, Пс. 32:4-5; Иоанна 1:14). Его слово есть истина (Пс. 118:160).

Как Его последователи, мы призваны вести себя одинаково правдиво и честно друг с другом. Эта правдивость подразумевает узнаваемое всеми соответствие и согласие всех наших действий с выраженной в Св. Писании волей Бога. В цифровых коммуникациях это личное соответствие мыслей и действий часто подвергается риску, потому что мы можем легко прочитать то, что пишет другой человек, или услышать, что он говорит, но не в состоянии увидеть, действительно ли его жизнь находится в гармонии с тем, что он говорит. Но иногда выбор крепких слов и использование подстрекательских выражений для внушения сомнения и недоверия говорит более ясно, чем все словесные утверждения об обратном.
Все это приводит нас к еще одной добродетели этического общения — смирению.

СМИРЕНИЕ

Добродетель смирения, пожалуй, самая неправильно понимаемая добродетель. Что значит быть
смиренными в том, как мы думаем и общаемся? Интеллектуально скромные люди обладают удивительным и смиренным пониманием того, что они зависят от чего-то или кого-то вне себя. Они признают, что не являются мерой всего. Они осознают, что истина не создана ими самими, но в конечном счете вдохновлена Богом (2 Тим. 3:16).

Понимая, что их разум не может служить мерой всего26, они охотно подчиняют свои мысли в послушании Христу и Его Слову (ср. 2 Кор. 10, 5).

Смиренные люди понимают, что чем больше их эго, тем меньше места в их разуме остается для чего-либо или кого-либо еще. Смиренные люди ценят правду больше, чем потребность своего эго всегда быть правым. Смирение мысли имеет бесчисленные преимущества. Смиренная любознательность — основа всякого роста в познании. Почему? Потому что это естественным образом производит желание учиться. Это делает смиренных людей очень приятными в работе и общении, в чем легко может убедиться каждый, кому приходилось работать с гордыми, высокомерными людьми!

Интеллектуальное смирение не ведет к утрате твердой убежденности. Смиренные христиане уверены в Божьей истине и покорны ей. В то же время они осознают ограниченность собственных знаний. Поэтому они могут расширить свое понимание мира так, как высокомерные и гордые люди совершенно неспособны27. Гордые люди не чувствуют необходимости учиться у кого-либо, но думают, что знают все. Если мы хотим продолжать учиться и расти, наши знания должны восприниматься с должным смирением28. Добродетель смирения должна также сочетаться с вежливостью и порядочностью в нашем общении.

ВЕЖЛИВОСТЬ И ПОРЯДОЧНОСТЬ

Большая часть цифрового общения на социальных платформах страдает от подстрекательских выражений, слов и изображений, которые используются для передачи уничижительных сообщений. Такое агрессивное поведение в социальных сетях способствует проявлению насилия, неуважения и ненависти. Если это сочетается с фальшивыми фактами или ложной информацией, негативные последствия становятся еще более серьезными. Требуется усиление ответственности и проявление вежливости в общении, потому что мы все больше и больше формируемся радикальным взаимодействием и способностью каждого публиковать сообщения на весь мир кончиком пальца. Невежливость в общении ведет к анархии29.

Вежливость и порядочность в общении заключается также и в том, что мы не навязываем свое мнение, несмотря ни на что, особенно когда находимся во власти, и что мы не пытаемся заставить замолчать или игнорировать несогласные голоса.

Вместо ненавистнических высказываний или выражений, которые сеют сомнения в отношении руководства и институтов, научной информации, основанной на фактах, или поддерживают сомнительные мнения и неопределенные или неоправданные страхи, мы должны культивировать то, что советует апостол Павел в Филиппийцам 4:8: «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Во время общения нам следует учитывать влияние наших слов и действий на других людей. Развитие и умение делиться позитивными мыслями и вещами, которые назидают и созидают других, прославляет Бога и является благословением для мира. Это подводит нас к последнему аспекту этического общения: ответственности.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Зачастую люди, распространяющие сомнительный контент или подстрекательские комментарии, заявляют о своем праве на свободу выражения мнений, свободу слова или право на неприкосновенность частной жизни. Но есть еще и аспект публичной ответственности. То, с чем мы имеем дело, — это не просто вопрос свободы слова или свободы самовыражения. В любом публичном дискурсе присутствует аспект ответственности.

Как будут восприняты наши слова и какое влияние они окажут? Что наши слова вызовут в ответ в зависимости от того, как они переданы, и какую реакцию они вызовут после того, как будут произнесены и выражены? Это еще более важно в свете того факта, что цифровая связь позволяет нам охватить чрезвычайно большое количество людей во всем мире, намного превышающее обычное количество людей, с которыми мы обычно можем взаимодействовать физически. Это делает наши субъективные мнения и индивидуальные голоса гораздо более сильными и поднимает важные вопросы авторитета и личного влияния. В цифровую эпоху наши частные взгляды потенциально имеют глобальный охват. И это связано с важными этическими обязанностями, которые часто не полностью понимаются и не ценятся.

Даже Иисус учитывал это, когда говорил, что Ему еще «многое нужно было сделать», «но вы теперь не можете вместить» (Иоанна 16:12). Апостол Иоанн вторит этому чувству, когда заявляет в конце своего Евангелия, что Иисус совершил еще много чудес, которые не были записаны, потому что мы не смогли бы адекватно справиться с этим избытком информации (ср. Ин. 21: 25). Нам нужно научиться у Иисуса тому, что не все, что мы знаем, полезно для других, и что разумно делиться нашим знанием в любой ситуации. Мы должны помнить о том, какое влияние такой обмен знанием будет иметь на тех, кого мы хотим достичь. Это понимание выражает осознание нашей ответственности за то, как мы общаемся и что мы сообщаем.
Подобно Иисусу и Иоанну, нам нужно проявлять благоразумие и сдержанность, делясь тем, что мы, возможно, знаем, но также иметь необходимое мужество, чтобы говорить правду с любовью — тем более, что в цифровой коммуникации сообщения могут быть легко деконтекстуализированы и использованы вне контекста, а влиятельные компании (и страны) могут быстро распространять определенные фрагменты новостей среди своей целевой аудитории30.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как последователи Христа, мы должны следовать этике общения, которая подразумевает осторожность, беспристрастность, правдивость, честность, смирение, вежливость, порядочность и ответственность. Эти достоинства не только улучшат наше общение в эпоху цифровых технологий, но и положительно повлияют на то, как мы относимся друг к другу.

Это, в свою очередь, отражает характер Бога, которому мы поклоняемся. Соблюдение отмеченных принципов общения может помочь сделать наше взаимодействие с другими людьми и наше взаимодействие с ними в социальных сетях выражением нашего «разумного служения» Богу, которое не «соответствует этому миру, но… преобразуется обновлением ума вашего» (Рим. 12:1–2). Подобный библейский образ жизни представляет собой живое поклонение Богу и тесно связан с характером нашего ума и правдивостью наших слов. Конечно, поклонение — это гораздо больше, чем просто знание большого количества информации о Боге. Но наше поклонение и наши отношения с Богом требуют, чтобы наш разум был полностью занят, и чтобы в наших делах и словах проявлялись описанные выше достоинства. Мы не можем по-настоящему поклоняться Богу, не думая об этом. Когда мы будем учитывать все эти достоинства общения, наши действия все больше и больше будут отражать Божью благость.

И это не удивительно. То, как мы думаем, влияет на то, как мы себя ведем, в том числе на то, как мы общаемся. Если вы будете осторожны в том, что вы говорите обо мне, если вы начнете беспристрастно относиться к моему мнению, если вы будете честны в своих отношениях со мной, если ваше поведение отражает правдивость и смирение, если вы добры и ответственны в том, как вы взаимодействуете со мной, вполне естественно, что ваше фактическое поведение по отношению ко мне также будет становиться все более любезным31. Именно так Бог обращается с каждым из нас.

Представьте, если бы наши дома и рабочие места, наши классы, школы и наши церкви, наши сообщества и наши социальные сети были бы заполнены людьми с таким характером и отношением.
Какое это было бы благословение!

Представьте, как изменились бы к лучшему отношения и атмосфера в церкви и в мире в целом, если бы мы все практиковали такое взаимодействие друг с другом, и какую пользу от этого выиграли бы наша миссия и проповедь. Бог был бы рад, люди были бы привлечены, и каждый из нас был бы очень благословлен! Эффективное и этичное общение стало бы реальностью среди нас.

Франк Хазел, помощник Директора Института библейских исследований ГК

1 Известный психотерапевт, социолог и писатель Пауль Вацлавик выделяет пять аксиом теории коммуникации. Его известное утверждение о том, что «нельзя не общаться», означает, что люди общаются, как только они воспринимают друг друга. Это означает, что любое ваше поведение, наблюдаемое другим человеком, может быть расценено как общение с вами, даже если вы не хотите, чтобы на него смотрели таким образом. Отсюда следует, что всякое взаимодействие есть общение. Интересно, что Вацлавик уже указывал, что аналоговая коммуникация часто передает сообщения также и на уровне отношений, тогда как цифровая коммуникация покрывает прежде всего содержание самих сообщений. См. «Die Axiome von Paul Watzlawick,» Paul Watzlawick, https://www.paulwatzlawick. de/axiome.html (accessed June 10, 2022); и Harald Sack, «You Cannot Not Communicate—Paul Watzlawick,» SciHi, blog, July 15, 2018, http://scihi.org/communication-paul-watzlawick/ (accessed June 10, 2022).
2 Со всеми преимуществами, которые онлайн-обучение открыло для нас в последние месяцы и годы, стало очевидным, что оно не может полностью заменить ценность динамики обучения, которую приносит обучение вживую. Теологически говоря, в нашем человеческом опыте и существовании есть телесное/тактильное измерение, которое нельзя адекватно заменить или воспроизвести с помощью цифровой коммуникации или виртуального опыта.
3 Зачастую мы видим на видеоэкране только верхнюю половину человека. Мы обычно не видим человека с разных точек зрения, а скорее видим его в анфас. Иногда зрительный контакт вообще отсутствует, что еще больше затрудняет реакцию на воспринимаемые вещи.
4 Запах — один из самых мощных сенсорных факторов, с помощью которого мы что-то ощущаем и сообщаем. Запахи часто глубоко укореняются в нашей памяти и остаются с нами на долгие годы и даже десятилетия. Запах и вкус — это сенсорные ощущения, которые до сих пор невозможно воспроизвести в цифровом виде!
5 «Бот» в этом смысле — это программа, которая выполняет автоматизированные, повторяющиеся, предопределенные задачи. Они имитируют и/или заменяют человеческое поведение. Поскольку они автоматизированы, они реагируют намного быстрее, чем пользователи-люди. Они могут выполнять полезные функции, но могут стать и вредоносными программами (cм. «What Are Bots?—Definition and Explanation,» Kaspersky, https://www.kaspersky.com/resource-center/definitions/ what-are-bots [accessed June 10, 2022]). По оценкам Адриенн ЛаФранс, боты несут ответственность за 52% веб-трафика. См. «The Internet Is Mostly Bots,» The Atlantic, January 31, 2017, https://www.theatlantic.com/technology/archive/2017/01/
bots-bots-bots/515043/ (accessed June 10, 2022).
6 Относительно конспирологических теорий см. Frank M. Hasel, «Dealing With Conspiracy Theories,» Reflections: The BRI Newsletter 76 (December 2021): 1–8.
7 См. Merriam-Webster Online, s.v. «Truthiness,» https://www.merri-am-webster.com/dictionary/
truthiness (accessed June 10, 2022).
8 «Word of the Year 2016,» Oxford Languages, https://languages.oup. com/word-of-the-year/2016/ (accessed June 10, 2022).
9 «Collins 2017 Word of the Year Shortlist,» Collins Language Lovers, blog, Collins Dictionary, November 2, 2017, https://blog.collinsdic-tionary.com/language-lovers/collins-2017-word-of-the-year-shortlist/ (accessed June 10, 2022).
«Фейковые новости» определяются как «ложная, часто сенсационная информация, распространяемая под видом новостных сообщений» (там же).
10 Ошибочная информация — это непреднамеренное распространение ложной информации.
11 Дезинформация — это преднамеренное распространение ложной информации. Под эту рубрику подпадают так называемые «дипфейки». Технология дипфейков может легко вставить любого человека в мире в видео или фото, в котором он никогда не участвовал. См. See Sally Adee, «What Are Deepfakes and How Are They Created?,» IEEE Spectrum, April 29, 2020, https://spectrum.ieee.org/what-is-deepfake (accessed June 10, 2022); see also Ian Sample, «What Are Deepfakes and How Can You Spot Them?,» The Guardian, January 13, 2020, https://www. theguardian.com/technology/2020/jan/13/what-are-deepfakes-and- how-can-you-spot-them (accessed June 10, 2022).
12 «Эхо-камера» стала еще одним термином в шорт-листе слов года в 2017 году. См. «Collins 2017 Word of the Year Shortlist,» Collins Language Lovers.
13 В некотором смысле эти ядовитые чувства являются апокалиптическим исполнением радикальной субъективной точки зрения, которую Фридрих Ницше сформулировал с почти пророческой проницательностью, когда он развил свою идею воли к власти. Эта воля к власти позиционирует себя как абсолютная, поскольку она не имеет каких-то рамок, которые бы ограничивали ее. См. обсуждение этого в Heinzpeter Hempelmann, «Was sind denn diese Kirchen noch…?» Christlicher Wahrheitsanspruch vor den Provokationen der Postmoderne (Wuppertal: R. Brockhaus Verlag, 2006), esp. 15–35.
14 См. Bill Arnold, «Which Is More Convincing: Biblical Facts or Personal Testimony?,» August 9, 2018, Afternoons With Bill Arnold, podcast, https://myfaithradio.com/2018/which-is-more-convinc- ing-biblical-facts-or-personal-testimony/ (accessed June 10, 2022); Shankar Vedantam, «Facts Aren’t Enough: The Psychology of False Beliefs,» July 22, 2019, Hidden Brain, radio broadcast, NPR, https:// www.npr.org/transcripts/743195213 (accessed June 10, 2022); Michael Shermer, «How to Convince Someone When Facts Fail,» Scientific American, January 1, 2017, https://www.scientificamerican.com/article/how-to-convince-someone-when-facts-fail/ (accessed June 10, 2022); Ozan Varol, «Facts Don’t Change People’s Minds: Here’s What Does,» Next Big Idea Club, September 8, 2017, https://nextbigidea- club.com/magazine/facts-dont-change-peoples-minds-heres/16242/ (accessed June 10, 2022); Tali Sharot, «Why Don’t Facts Matter,» CNN, September 14, 2017, https://www.nn.com/2017/09/13/opin- ions/why-dont-facts-matter-sharot-opinion/index.html (accessed June 10, 2022); Elizabeth Kolbert, «Why Facts Don’t Change Our Minds,» The New Yorker, February 19, 2017, https://www.newyork- er.com/magazine/2017/02/27/why-facts-dont-change-our-minds (accessed June 10, 2022); and Julie Beck, «This Article Won’t Change Your Mind,» The Atlantic, March 13, 2017, https://www.theatlantic.com/science/archive/2017/03/this-article-wont-change-your- mind/519093/ (accessed June 10, 2022).
15 Некоторые из следующих идей взяты из замечательной книги, которая сильно стимулировала собственное мышление автора, вдохновив его стать более вдумчивым человеком. Автор настоящей статьи в большом долгу перед Филипом Э. Доу, Virtuous Minds: Intellectual Character Development (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2013), и в настоящей статье он аккуратно следует нескольким его идеям.
16 Для адвентистов седьмого дня этическое общение — это тип общения, в основу которого положены определенные библейские ценности. Они определяют структуру или набор приемлемых принципов общения, которые соответствуют нашим библейским убеждениям и универсальному кодексу поведения: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
17 Здесь мы следуем идеям Доу, стр. 32–38.
18 Это часть этического кодекса журналистики, который был опубликован в 1921 году влиятельным Американским обществом редакторов новостей и который должен был распространиться затем по всему миру. Более свежий пример этого можно найти в «Глобальной хартии журналистской этики» Международной федерации журналистов, https://www.ifj.org/who/rules-and-policy/global-charter-of.-ethics-for-journalists.html (по состоянию на 10 июня 2022 г.), которая была принята на 30-м Всемирном конгрессе IFJ в Тунисе в 2019 г. Автор признателен за содержательное обсуждение этих аспектов в книге Хьюго Аснара «Truthfulness, Beneficence и Уязвимость как ключевые понятия этики общения», The Ecumenical Review 72, no. 2 (2020): 270–283, особ. 273–275.
19 Derrick de Kerckhove, The Skin of Culture: Investigating the New Electronic Reality (London: Sommerville House, 1995), 201, quoted in Joana T. Puntel and Moisés Sbardelotto, «From the Historical Reformation to the ‘Digital Reformation’: Contemporary Theological Challenges,» The Ecumenical Review 72, no. 2 (2020): 215.
20 Puntel and Sbardelotto, 215.
21 См. Доу, 49, 149.
22 אֱמֶת в The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament, ed «אֱמֶת» 22 אֱמֶת Ludwig Koehler et al. (Leiden: E.J. Brill, 1994–2000), 68–69; and in The Dictionary of Classical Hebrew, ed. David J. A. Clines, vol. 1 (Sheffield, England: Sheffield Academic Press; Sheffield Phoenix Press, .332–328 ,) 2011–1993.
23 См. Harry G. Frankfurt, On Truth (New York, NY: Alfred A. Knopf, 2017), 15.
24 Там же, 16-17.
25 Правда, здесь присутствует элемент субъективизма. Мы не можем ожидать, что работы по истории или социальные комментарии будут строго беспристрастными и объективными. Однако существуют важные ограничения того, что подразумевает это допущение в отношении фактов, интерпретируемых серьезными историками. Согласно Франкфурту, 26–27, «существует измерение реальности, в которое не осмелится вторгнуться даже самое смелое — или самое ленивое — потворство субъективности. В этом дух известного ответа Жоржа Клемансо, когда его попросили предположить, что будущие историки скажут о Первой мировой войне: «Они не скажут, что Бельгия вторглась в Германию». Жорж Клемансо (1841–1929) служил французским премьер-министром с 1906 по 1909 год и с 1917 по 1920 год.
26 См. Доу, 72, 152–153.
27 Там же, 72.
28 Kevin J. Vanhoozer, Is There a Meaning in This Text?: The Bible, the Reader, and the Morality of Literary Knowledge (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1998), 462. See also Frank M. Hasel, «Elements of Biblical Hermeneutics in Harmony With Scripture’s Self-Claims,» in Biblical Hermeneutics: An Adventist Approach, ed. Frank M. Hasel (Silver Spring, MD: BRI/Review and Herald Academic, 2020), 54–56.
29 Heinrich Bedford-Strohm, «The Ethical Challenges of the Digital Age,» The Ecumenical Review 72, no. 2 (2020): 170.
30 Компании, которые зарабатывают большие деньги на маркетинге и использовании этих алгоритмов, несут большую этическую ответственность. Исследования показали, что такие компании, как Facebook и Google, способствовали распространению фейковых новостей, потому что это привлекало больше внимания многих клиентов. Подобные алгоритмы часто служат интересам прибыли, а не достижению общего блага. См. Bedford-Strohm, 167–182, esp. 171–172. См. также Sheera Frenkel and Cecilia Kang, An Ugly Truth: Inside Facebook’s Battle for Dominion (New York, NY: HarperCollins, 202).
31 См. Доу, 97-98.

По материалам Бюллетеня Института Библейских Исследований

Exit mobile version