Нейротеология и Бог, которого мы знаем

Нейротеология и Бог, которого мы знаемДействительно ли наш мозг меняется от духовного опыта?

Можно ли постичь Бога, надев шлем, как для игры в футбол или езды на велосипеде? Являются ли переживания, обычно связанные с такими видами деятельности, как молитва, пост или размышления, искусственно вызванные с помощью шлема с электродами, истинно божественными или просто находятся в нашем мозгу? Добро пожаловать в новый смелый мир прикладной нейротеологии.

Когда несколько ученых решили изучить религиозные явления, возникло волнение в ожидании того, что будет найдено, особенно среди людей, живущих как в религиозном, так и в научном лагерях. «Докажет ли наука, наконец, то, во что все это время верили приверженцы религии? Или это будет смертельным приговором для религии и Бога?». Эти вопросы занимают умы как светских, так и религиозных мыслителей.

В 1993 году доктора Юджин д’Акили и Эндрю Ньюберг из Университета Пенсильвании опубликовали работу, в которой описали современное на тот момент взаимодействие между нейронаукой и теологией. Было испробовано несколько названий для этой новой дисциплины нейронауки: «духовная нейронаука», «биологическая теология», «нейротеология» и другие. Термин «нейротеология», впервые использованный в 1962 году в романе «Остров», прижился. Что автор Олдос Хаксли имел в виду под этим термином, спорно, но его нынешнее использование вызывает множество причудливых представлений, которые привели к спекуляциям, основанным на «здравой науке» нейровизуализации и междисциплинарной нейронауке.

Антропологи отмечают, что почти во всех человеческих обществах сложилась та или иная форма религиозной или духовной системы верований, которая может включать поклонение богам или богиням, веру в загробную жизнь или отправление ритуалов. Эта универсальность была зафиксирована в таких разных культурах, как древние египтяне и современный народ кунг сан в пустыне Калахари. Кроме того, идея сверхъестественного существа или высшей силы, а также концепция загробной жизни встречаются во всех известных обществах. Таким образом, интерес к этому широко распространенному явлению религии рождается из истинного научного любопытства.

Религиозный опыт — это религиозный опыт

Нейротеологические исследования показали специфические нейронные корреляты религиозного или духовного опыта, такие как активация сети режима по умолчанию (DMN) и префронтальной коры, а также участие химических веществ мозга — серотонина и дофамина. Исследования, проведенные с медитирующими буддийскими монахами, молящимися францисканскими монахинями и сикхами, поющими свои молитвы, показывают, что все эти участники описывают ощущение единства со Вселенной. Некоторые нейротеологи делают вывод, что «нет ни христианина, ни иудея, ни буддиста, ни мусульманина — все едино». И когда дело касается мозга, религиозный опыт — это религиозный опыт. Они даже повторяют слова некоего христианского апостола, который написал: «Нет ни иудея, ни грека… ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28) в подтверждение Писания и нейронауки. Небиблейские формы медитации и молитвы сопровождаются изменениями в активности мозга и связях в областях, связанных с самореферентной обработкой, эмоциями, регуляцией и вниманием, а также уменьшением симптомов депрессии и тревоги. Интересно, что теменные доли мозга, ответственные за обработку сенсорной информации, снижают активность во время глубокой медитации, что сопровождается размыванием границ между «я» и «не-я» и ощущением единства со Вселенной.

Другие наблюдения должны заставить нас задуматься и задать дополнительные вопросы. Было показано, что перерыв в работе, короткий сон, прогулка, дневные мечты, самоанализ или даже блуждание мыслями также могут активировать DMN. Эта сеть может показаться очень «духовной», поскольку она участвует в обработке мыслей, эмоций и опыта, создании и воображении будущих сценариев и событий, восстановлении воспоминаний, понимании точек зрения и психического состояния других людей, а также в принятии моральных и этических решений. Так являются ли все активаторы DMN эквивалентами Бога?

Писатель Карлос Кастанеда и оккультист-мистик Алейстер Кроули еще до появления дофамина и серотонина предложили использовать психоделические наркотики для вызывания мистических, трансцендентных состояний сознания. Алкоголь и опиоиды делают то же самое. Так есть ли Бог в наркотиках? Исследователи отмечают положительные системные изменения в мозге и иммунной системе, такие как повышение реакции антител на воздействие вирусов всего за два месяца занятий медитацией. Хотя это считается подтверждением медитации как духовной практики, есть доказательства того, что прослушивание известной и любимой музыки — недуховная практика — стимулирует определенные области мозга и укрепляет иммунную систему. Так является ли музыка Богом?

Другой мозг

То, что ученые обнаружили, что мозг людей, проводящих значительное количество времени в молитве или медитации, «отличается» от мозга тех, кто этого не делает, не должно вызывать ни благоговения, ни удивления, поскольку проведение большого количества времени за каким-либо занятием (например, за вязанием, рисованием, чтением) неизменно приводит к изменениям в мозге. Благоговение вызывает тот факт, что мозг можно перепрограммировать и перестроить (т.е. он обладает нейропластичностью). Мозг можно изменить так же, как мышцы после тренировки с отягощениями. Мысленная медитация — это глубокое сосредоточение. А когда мы сосредотачиваемся на чем-то — будь то алгебра, крикет или анализ пищи, — это что-то впечатывается в нейронные связи в нашем мозге. Созерцая, мы меняемся, поэтому нам следует быть осторожными с тем, на чем мы сосредотачиваемся — этот совет можно найти в Псалме 1 и Филиппийцам 4:8.

Идея о том, что наш мозг создает концепцию Бога, попадает под более широкое понятие нейротеологии и отвергается как радикально небиблейская. Некоторые нейротеологи утверждают, что человеческий мозг эволюционировал в поисках закономерностей и смысла в мире, и что эта тенденция приводит к созданию религиозных верований и опыта, чтобы заполнить пробелы в нашем понимании — так называемый Бог пробелов. Некоторые предполагают, что определенные области мозга, такие как префронтальная кора и височные доли, могут быть ответственны за религиозный опыт и восприятие высшей силы. Они заходят так далеко, что говорят, что если Бога не существует, то наш мозг настроен на его создание. Другие считают, что религиозный опыт является результатом сложного взаимодействия биологии, культуры и личного опыта, и что концепция Бога — это плод человеческого воображения, а не объективная реальность.

Все, что блестит

Нейротеология не может быть принята целиком и полностью. Некоторые христиане могут быть очарованы многообещающей идеей доказать истину о Боге. Но это обещание нейротеология выполнить не может. Во-первых, она сводит религиозный опыт к простой активности мозга. Научные доказательства — это всего лишь данные, которые могут иметь множество интерпретаций. Френология считалась научной, когда была впервые представлена, и имела прочную инференциальную, гипотетическую основу. В свое время измерение черепных бугров было очень точным, как и изображения, получаемые сегодня с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ), позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (ОФЭКТ). Проблема заключалась в интерпретации данных, и смехотворные выводы, сделанные на основе этих данных, привели к нелепым заключениям.

Следует проявлять особую осторожность в связи с возможностью манипулирования религиозным опытом посредством стимуляции мозга и характеристикой людей в зависимости от их готовности к мистическому опыту. Этична ли идея «шлема Бога»? Является ли объяснение того, что тот, кто носит такой шлем и не испытывает «переживаний», каким-то образом генетически ущемлен (и, как следствие, духовно ущемлен), менее оскорбительным, чем когда те же аргументы использовались для лишения прав людей, у которых на черепе не было «определенных бугорков»?

Нейротеология склонна к чрезмерному обобщению своих выводов и часто предполагает, что одни и те же нейронные механизмы лежат в основе всех воспринимаемых религиозных или духовных переживаний. Для адвентистов многие из описанных в ней духовных практик и переживаний имеют мало оснований в канонических Писаниях. Освобождение ума и ощущение единства со Вселенной не были описаны Иисусом или кем-либо из библейских пророков как часть их религиозной жизни. Многое в нейротеологии идет вразрез с учением Писания, которое начинается со слов «В начале Бог…». Библия никогда не допускает мысли о том, что «Бог может быть», как предлагают некоторые неврологи, но всегда «Бог есть!». Если предпосылки нейротеологии верны, то Иисус — лжец, и мы создаем Бога, а не Он создал нас. Некоторые думают, что будущее для преодоления разрыва между небиблейскими религиями и атеистической наукой светлое благодаря нейротеологии, но всегда разумно помнить, что во многих вопросах не все то золото, что блестит.

Зено-Чарльз Марсель, доктор медицины, помощник директора отдела здоровья в Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

По материалам Adventist Review

Exit mobile version