Любовные отношения, отношения на работе и даже наши отношения с Богом часто бывают запутанными. Нам может понадобиться совет. Эллен Уайт написала множество писем, в которых давала людям практические советы. Люди быстро оценили ее советы в этих областях и писали, задавая самые разные вопросы — от глубоких до нелепых1.
Однако Эллен Уайт не давала ответов на все вопросы. «Она хотела отучить христиан полагаться на нее в принятии быстрых и безошибочных решений, касающихся их личной жизни. Она призывала своих современников быть уверенными в том, что они находятся в отношениях с Богом, когда Он говорит с ними лично»2.
Она приводила конкретные примеры, в которых призывала читателей найти и с молитвой применить принципы, связанные с взаимоотношениями. Эти принципы по-прежнему актуальны для наших взаимоотношений в XXI веке. Прежде чем мы рассмотрим один из этих принципов, давайте обратимся к контексту ухаживания и брака в то время, когда жила Эллен Уайт.
Романтика начала девятнадцатого века
Идея «следовать своему сердцу», «найти родственную душу» или даже влюбиться была чуждой для начала XIX века. Ухаживания считались относительно безэмоциональным занятием, а такие факторы, как социальный статус и материальное положение, были гораздо важнее для создания подходящего брака, чем влюбленность.
Однако в начале ХХ века эта концепция стала быстро меняться. Огромные социальные и экономические перемены в США оказали глубокое влияние на общество и даже на ухаживания и браки. Акцент в знакомствах сместился в сторону влюбленности, а не поиска хорошей пары. Хотя с родителями, как правило, по-прежнему советовались, юноши и девушки стали проявлять большую самостоятельность при выборе брачного партнера.
Однако целью всех ухаживаний по-прежнему оставался брак. Это резко контрастирует с сегодняшним днем: встречающиеся пары могут годами не поднимать тему брака, а помолвленная пара часто не видит необходимости назначать дату свадьбы3.
По мере удешевления печатной продукции романы стали очень популярны. И целью знакомства стала не соответствие, а романтическая любовь. Эллен Уайт предостерегала от чтения подобной литературы, поскольку она способствует «влюбленному сентиментализму» и затрудняет распознавание и рост настоящей любви. Большинство таких романов посвящены различным экзотическим сценариям ухаживания и заканчиваются свадьбой, на которой двое влюбленных героев, чудесным образом преображенных свадебными клятвами, начинают «счастливую жизнь». Эллен Уайт придерживалась более реалистичного взгляда на брак.
«Никто не может так разрушить счастье и благополучие женщины и превратить ее жизнь в тяжкое бремя, как ее собственный муж; и никто не может сделать и сотой доли того, чтобы охладить надежды и стремления мужчины, парализовать его энергию и разрушить его влияние и перспективы, как его собственная жена. Именно от момента вступления в брак зависит успех или неудача многих мужчин и женщин в этой жизни, а также их надежды на будущую жизнь»4.
Именно в контексте этой культуры ухаживания Эллен Уайт изложила множество библейских принципов, помогающих в выборе брачного партнера. О важности этой темы можно судить по значительному количеству писем, которые она писала людям, обращавшимся к ней за советом. В «Христианском доме» есть целый раздел, посвященный теме ухаживания и брака (с. 435-464). Рассмотрим лишь один из этих принципов.
В поисках любви
В то время как в культуре любовь может быть приравнена к неожиданной вспышке страстного влечения, христианин знает, что сильная страсть может и не быть настоящей любовью. Вместо того чтобы ждать, что любовь свалит его с ног, христианин будет внимательно присматриваться к потенциальным партнерам. Эллен Уайт определяет любовь как принцип, а не как простое чувство.
«Любовь — это драгоценный дар, который мы получаем от Иисуса. Чистая и святая привязанность — это не чувство, а принцип. Те, кем движет истинная любовь, не являются ни неразумными, ни слепыми»5.
Заметьте, что приведенное выше высказывание не означает, что любовь лишена чувств, а скорее означает, что истинная любовь имеет твердое представление о реальности и знает человека, которого она решила полюбить. Вот еще одно высказывание, которое помогает определить любовь:
«Любовь… не безрассудна; она не слепа. Она чиста и свята. Но страсть земного сердца — это совершенно другое дело. Чистая любовь посвящает Бога во все свои планы и пребывает в совершенной гармонии с Духом Божьим, страсть же — своевольна, опрометчива, безрассудна, открыто попирает все ограничения и творит себе кумира. В речи и манерах того, в ком горит истинная любовь, проявится благодать Божья. Скромность, простота, искренность, нравственность и религиозное благоговение будут отмечать каждый шаг, сделанный навстречу брачному союзу. Те, кто пребывает под Божьим водительством, не будут увлечены всяким посторонним общением и не утратят интереса к молитвенным собраниям и богослужениям»6.
В приведенной выше цитате Эллен Уайт делает интересное заявление. Она указывает на то, что когда мы делаем другого человека идолом, мы находимся в опасности. Идолом является все или даже все, что занимает место Бога в наших первых привязанностях. Это важное понятие, которое уравновешивает многие нереалистичные ожидания, навязываемые средствами массовой информации и культурой при выборе спутника жизни.
Эллен Уайт также указывает на простой тест, который может пролить свет на то, растет ли в отношениях истинная любовь. Если мы обнаруживаем, что теряем интерес к духовным вещам, то, скорее всего, отношениями движет нездоровая страсть, а не любовь. Отношения, приближающие нас к Богу, в которых оба партнера могут вместе поклоняться Богу, являются хорошей отправной точкой для роста любви.
В заключение
Возможно, самая печальная реальность заключается в том, что многие люди решают, что труды Эллен Уайт не имеют никакого значения, даже не прочитав их. Объем не позволяет мне включить в книгу все полезные сведения о том, как найти спутника жизни, который будет дополнять, а не умалять нас. Единственный способ открыть для себя эти идеи и принципы — лично вникнуть в советы Эллен Уайт.
1 См. Ellen G. White, «Our Supply in Christ», General Conference Bulletin, Apr. 4, 1901.
2 Herbert E. Douglass, Messenger of the Lord (Nampa, Idaho: Pacific Press Pub. Assn., 1998), pp. 419, 420.
3 B. Bailey, From Front Porch to Back Seat: Courtship in Twentieth Century America (Baltimore: John Hopkins University Press, 1989).
4 В «Ревью энд Геральд», 2 февраля 1886 г.
5 Ellen G. White, The Ministry of Healing (Mountain View, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1905), p. 358.
6 Ellen G. White, The Adventist Home (Nashville: Southern Pub. Assn., 1952), pp. 50, 51.
Шанталь Клингбейл более 10 лет проработала помощником директора отдела наследия трудов Эллен Г. Уайт. Сейчас она живет со своей семьей в Германии.
По материалам Adventist World