Его приглашение

Его приглашениеПримирение, единство и сила последнего дождя

В конце Своей прощальной речи молитва Иисуса к Отцу имеет значение, простирающееся от креста до эсхатона. Иисус молится за Себя и апостолов; затем Он ходатайствует за всех, кто будет верить в Него до конца времен (см. Иоанна 17:22-24, NASB).

Особое внимание в молитве Иисуса уделяется тому, чтобы Его ученики были едины; чтобы их совершенное единство отражало единство Бога. Только такое единство в церкви убедит неверующий мир в спасительной цели Бога в Иисусе.

Конечно, Бог призвал нашу церковь к существованию. Однако, согласно молитве Иисуса, провозглашения субботы, святилища и вести третьего ангела недостаточно, чтобы привлечь неверующих к Христу (см. Иоанна 12:32).

Божье решение в Иисусе Христе

Многие христиане не знают, что послание Павла к верующим в Риме — это вдохновленный Божественным Духом урок примирения и единства, адресованный языческим и иудейским домашним церквям, разделенным по этническому признаку1.

Со времен протестантской Реформации, особенно на основе идей Мартина Лютера, большинство христиан считают, что Павел, не обращая внимания на разделение между язычниками и иудеями, написал богословский трактат для верующих. Его главная тема — оправдание верой в одного лишь Христа.2 Против средневекового католического акцента на праведности по делам, реформаторы сделали акцент на оправдании — Божьей декларации об оправдании человека через веру в искупительную смерть Иисуса Христа.

Вместо этого Павел пишет письмо к разделенным верующим, в котором каждая тема, включая оправдание по вере, призвана способствовать примирению и единству через Евангелие Иисуса Христа. Но прежде чем мы приведём библейские свидетельства из этого письма, нам будет полезен контекст.

После Пятидесятницы иудейские верующие несли Евангелие во все уголки Римской империи, включая Рим (Деян. 2:14-41). В первые годы, до того как были организованы «христианские» собрания, иудейские верующие делились Евангелием в синагогах. Согласно римскому историку Светонию, писавшему уже после событий (121 г. н. э.), в синагогах Рима произошли беспорядки «по наущению Хрестоса»4.

Хотя Светоний ошибочно полагал, что виновником беспорядков был Иисус Христос, то, что он рассказывает далее, имеет решающее значение для правильного понимания римлян. Поскольку римские власти подавляли нарушение мира в любой точке империи, а особенно в Риме, император Клавдий в 49 г. н. э. издал указ, изгоняющий иудеев из Рима. Лука подтверждает это изгнание (см. Деяния 18:1, 2).

Что же стало с христианством в Риме? Когда синагоги были закрыты, верующие из язычников сохранили христианство, создавая домашние церкви (Рим. 16:3-16). Во время изгнания римское христианство стало исключительно языческим по руководству, богословским убеждениям и практике (Рим. 11; 14). После смерти Клавдия (54 г. н. э.) эдикт либо утратил силу, либо был отменен, и евреи вернулись в Рим. Иудейская община обнаружила, что в домашних собраниях прочно утвердилось христианское языческое руководство. Языческое большинство было под контролем.5

Зная об этой ситуации (Рим. 16:1-16), Павел пишет Послание к Римлянам (ок. 57 г. н. э.), чтобы обратить Евангелие к этническому разделению. Поскольку он не создавал римских домашних церквей, Павел открывает своё письмо дипломатично. Он утверждает обе общины (Рим. 1:1-15). Он напоминает своей еврейской аудитории о том, что Евангелие уходит корнями в обетование Писания о Мессии по родословной царя Давида (стихи 1-3). Затем Павел, иудей, утверждает языческую общину, заявляя о своём желании «собрать среди них жатву» и описывая свои обязательства перед нееврейским миром (стихи 13, 14). Он благодарит Бога за обе группы и утверждает, что их «вера проповедуется во всем мире» (стих 8, ESV), но намекает, что все верующие нуждаются в укреплении через дар Евангелия; это первый намёк Павла на необходимость совместного освящения.

На протяжении всего послания Павел представляет Божество как образец единства общества. Павел изображает Отца как автора Евангелия, затем утверждает, что Иисус Христос является содержанием Евангелия как Сын Давидов и воскресший Господь. Благая весть о всецелом спасении достигается через жертву Сына Божьего. Павел использует загадочное выражение «Дух святости» (стих 4), чтобы определить Святого Духа как того, кто воскресил Иисуса Христа из мёртвых. Позже Павел показывает, что Дух передаёт жизнь и преображающую силу Христа верующей общине (стихи 1-4; Рим. 8:1-17). Божество действует как единое целое.

Тезис Павла утверждает основные утверждения, которые он будет делать (Рим. 1:16, 17). Зная о ценности чести в римской культуре, Павел утверждает, что не стыдится позорного для культуры Евангелия о распятом Спасителе. Он подчёркивает, что смерть Христа обеспечивает Божью спасительную силу для всех «доверяющих» иудеев и язычников. Более того, Божье Евангелие о Христе сначала обращено к иудеям, которые хронологически являются первыми, а затем к язычникам. Павел утверждает, что личность и дела Христа раскрывают как природу Бога, так и Его способность спасать грешников. Наконец, Павел обозначает риторическое ядро послания, которое он будет развивать в этом письме. Он цитирует Аввакума: «Праведный верою своею жив будет» (Авв. 2:4). Павел установил, что верующие в Риме оправданы верой в Евангелие Христа (Рим. 1:8). Однако он утверждает, что их этническое разделение свидетельствует о том, что они отчаянно нуждаются в общем освящении. Те, кто во Христе, должны «жить» верой через силу Духа.

В основной части письма Павел уравнивает шансы язычников и иудеев. Он доказывает, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Поэтому все находятся под смертным приговором: «Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11; см. Рим. 1:18-3:20). Павел повторяет Божье решение: жертвенная смерть Христа. Он объясняет иудеям, что их спасение достигнуто не соблюдением закона, а верой во Христа; Авраам — отец всех оправданных, как иудеев, так и язычников (Рим. 3:21-4:25).

В Послании к Римлянам 5:1-11 Павел раскрывает суть своего аргумента. Он переходит от юридической семантики оправдания к реляционному языку примирения. Оправданные верующие, язычники и иудеи, теперь наслаждаются миром с Богом через примирение, совершенное через Христа. Через это он показывает основание для общинного, или горизонтального, примирения в Риме: подразумеваемая необходимость. В Ефесянам Павел объясняет: «А теперь во Христе Иисусе вы, все те, кто когда-то был далеко, близкими стали через кровь Христа. Ибо Он принёс нам мир, Он, Который объединил Собой иудеев и язычников и Своею жертвой разрушил разделявшую их стену вражды. Он упразднил Закон заповедей (Закон предписаний), чтобы создать из иудеев и язычников, соединив их с Самим Собой, одного нового человека и, установив тем самым мир, примирить тех и других с Богом, в одном Теле примирить посредством креста, положив через смерть Свою на нем конец вражде.

С Благой Вестью пришёл Он: мир вам, дальние, и вам, близкие, мир. И вот со Христом есть у нас ныне, у тех и у других, доступ к Отцу через Духа Его» (Еф. 2:13-18, ИПБ).

Общественное примирение и единство не являются чем-то необязательным. Новое человечество через смерть Христа — это Божья реальность, которая должна стать реальностью для всех истинно верующих. Отказ от нового человечества — это отказ от действенности креста. На протяжении всего послания к Римлянам Павел опирается на эту предпосылку: подлинное примирение с Богом через Христа приведёт к примирению и единству между иудеями и язычниками.

Призыв Павла к единству в Иисусе Христе

Павел завершает своё послание апостольским призывом, который имеет отношение к адвентизму сегодня. Он увещевает верующих язычников и иудеев к совершенному единству в отношениях такими словами: «Итак, приветствуйте друг друга, как и Христос приветствовал вас» (Рим. 15:7, NRSV). Во времена Павла язычники-римляне использовали термин «приветствовать» в значении «принимать в своё общество, принимать в свой дом, предоставлять общение за столом, предоставлять доступ в своё сердце».6 В греко-римском обществе такой тип приветствия обычно не предлагался другим этническим группам. Обращаясь к этнически разделенным домашним церквям в Риме, Павел повелевает и язычникам, и иудеям вступать в единство, подкреплённое ощутимым общением. Они должны испытывать взаимное и постоянное единство. Однако повеление Павла не основано на его личном авторитете. Оно основано на том факте, что верующие из язычников и иудеев были приняты Христом. Более точная формулировка этого повеления и его основания была бы следующей: Приветствуйте друг друга, как и Христос принял вас всех. Личное местоимение стоит во множественном числе. Все верующие получили незаслуженное принятие через кровь Христа. Силой Духа и во славу Божью они должны распространять это принятие на других (см. Матф. 5:43-48).

Сила последнего дождя

Послание Павла поднимает вопрос. Будет ли Дух изливаться на разделённую церковь в силе последнего дождя? Ответ кроется в том, как прошёл ранний дождь в первом веке. Лука описывает этот критический момент в истории спасения:

«Когда же настал день Пятидесятницы, все они были единодушно на одном месте. И вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они сидели. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и по одному на каждого из них.  И исполнились все Духа Святого» (Деяния 2:1-4).

Греческое выражение, переведённое как «единодушие», буквально означает быть единомысленными7.

Но вот предыстория Пятидесятницы: Иисус «дунул на них и сказал им: примите Духа Святого» (Иоанна 20:22). Христос дал Своего Духа ученикам до Пятидесятницы. Тогда «все они единодушно пребывали в молитве и прошении» (Деяния Апостолов 1:14). Сначала Дух Христа произвёл единство среди Его последователей, а затем тот же Дух излился в силе последнего дождя на объединённый народ.

Мы заканчиваем, как и начали, молитвой Иисуса: «Славу, которую Ты дал Мне, Я передал и им, чтобы они были едино, как и Мы едино; Я в них и Ты во Мне, чтобы они совершались в единстве, дабы мир знал, что Ты послал Меня» (Иоанна 17:22, 23, NASB).

Иисус молился о единой церкви как о евангелизационной необходимости. Покорится ли адвентизм силе Святого Духа, чтобы принять участие в Божьей работе последнего времени? Примем ли мы приглашение Христа?

1 В. Вифель, «Иудейская община в Древнем Риме и истоки римского христианства», в книге К. П. Донфрида, изд. «Римские дебаты, пересмотренные и дополненные» (Пибоди, Массачусетс: Хендриксон, 1991); см. также К. Стендаль, Павел среди иудеев и язычников (Филадельфия: Фортресс Пресс, 1976).

2 См. Донфрид.

3 См. G. J. Allen and C. E. Allen, Christ Has Welcomed You: A Case for Relational Unity in the Seventh-day Adventist Church (Huntsville, Ala.: Unity Publishers, 2016).

4 Gaius Suetonius Tranquillus, Divus Claudius, in The Lives of the Twelve Caesars, rev. ed., trans. R. Graves (New York: Penguin Books, 1979).

5 Донфрид.

6 F. W. Danker and W. Bauer, Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Writers, 3rd ed. (Chicago: University of Chicago Press, 2001).

7 Там же.

Грегори и Кэрол Аллен

Грегори Аллен преподает Послания Павла в Оквудском университете в Хантсвилле, штат Алабама. Кэрол Исли Аллен — консультант по программам высшего образования в области сестринского дела и здравоохранения. Они являются авторами книги Christ Has Welcomed You: Библейское обоснование единства отношений в Церкви адвентистов седьмого дня.

По материалам Adventist Review

Exit mobile version